Познавательный творческий проект "Покровская ярмарка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. На приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа направлен проект "Покровская ярмарка".
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа.
- Побуждать интересоваться предметами русского быта.
- Приобщать к культуре своего народа, через ознакомление с декоративно- прикладным искусством.
- Прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями.
- Познакомить с историей возникновения народного праздника «Покровская ярмарка»
- Предоставить возможность к самовыражению.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
Активизировать словарь детей: рушник, калач, обычай, промыслы, коромысло, купец, ремесленник и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 174.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Покровская ярмарка»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Проект «Покровская ярмарка» - групповой
Проблема:
расширение знаний о национальных традициях и культуре своего народа.
Цель:
Воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа.
Задачи:
- Расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа.
- Побуждать интересоваться предметами русского быта.
- Приобщать к культуре своего народа, через ознакомление с декоративно- прикладным искусством России.
- Прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями.
- Познакомить с историей возникновения народного праздника «Покровская
ярмарка»
- Предоставить возможность к самовыражению.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
Активизировать словарь детей: рушник, калач, обычай, промыслы, коромысло, купец, ремесленник и другие.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель
Предполагаемые результаты:
- Формирование гуманного, эстетического, познавательного
отношений детей к родному краю.
- Развитие у детей интереса к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности.
- Развитие умений разбираться в особенностях декоративно-прикладных росписей.
- Обогащение музыкальных впечатлений через эмоциональный отклик
при исполнении русских народных песен, плясок.
Принципы реализации проекта:
- учёт специфики и контингента дошкольного учреждения
- учёт возрастных особенностей воспитанников
- интеграция образовательных областей
Деятельностно – процессуальный подход к реализации проекта
Деятельность педагога:
- создаёт условия для самостоятельной деятельности детей;
- организует совместную творческую деятельность детей, специалистов дошкольного учреждения;
- применяет различные приёмы формирования познавательной потребности детей;
- использует методы проблемного обучения;
- сопровождает деятельность детей;
- участвует в оценке результатов.
Деятельность воспитанников:
- сравнивают
- анализируют
- выбирают
- исследуют
- формируют
- создают
- выполняют требования и правила
- оформляют
- участвуют в оценке результатов проекта
1. Целеполагание
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
2. Разработка проекта
- донести до участников проекта важность данной темы;
- подбор художественной литературы, музыкального репертуара, иллюстративного материала по теме проекта «Покровская ярмарка»;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- составление плана мероприятий по проекту.
3. Выполнение проекта
Виды совместной деятельности | Формы и методы работы |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Что и откуда?», «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай, зачем это нужно», «Чья роспись?», «Национальные жилища», «Народы мира». Разыгрывание театрализованных миниатюр детьми с воспитателем «Продаем свои товары на базаре», «Осенним вечером в русском крестьянском доме». |
Познавательная деятельность | Экскурсия в мини музей «Русский быт». Тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «У истоков родного Брянска». Беседы: «Как возникла Покровская ярмарка?», «Люби и знай свой край», «Народная игрушка». Просмотр видеофильмов: - «Князь Владимир», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин-змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и др. |
Речевое развитие | Совместное словотворчество детей и воспитателя на тему: «Как дружба в беде помогала» (придумывание рассказов, загадок, поговорок о дружбе). Обогащение словаря: гостеприимство, хлебосольство, горница, коромысло, крестьяне и другие. Чтение художественной литературы: - загадки о народном быте, - русская народная сказка «Царевна-лягушка», - П. Ершов «Конек-Горбунок», - А. Аксаков «Аленький цветочек»; - русские былины: «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин-змей»; - русские народные частушки. |
Продуктивная деятельность | Рисование «Золотая хохлома», «Русская матрешка», «Роспись супницы», «Ярмарка». Аппликация «Волшебные завитки», «Укрась сарафан», «Узорный платок». Конструирование: изготовление кокошников. Лепка: «Дымковская барыня», «Индюк», «Народные мастера» (лепка по замыслу), куличи для ярмарки. |
4. Презентация проекта
- Тематический праздник «Покровская ярмарка»
- Выставка творческих работ детей
Тематический праздник: «Покровская ярмарка»
Репертуар и музыкальное сопровождение:
- «Скоморохи», русская народная мелодия;
- «Светит месяц», русская народная мелодия;
- «Коробейники», русская народная мелодия;
- песня «Ярмарка», музыка и слова Волокитиной;
- Попурри на темы русских народных песен;
- «Частушки», русская народная мелодия;
- Перезвон колоколов;
- «Барыня», русская народная мелодия;
- «Кадриль», русская народная мелодия.
Действующие лица:
Ведущий, цыганка – взрослые,
Скоморохи, торговцы, медведь – дети.
Ход праздника:
Зал украшен под ярмарочную площадь: карусель, столы с товарами, павлово-посадские платки и др.
Звучит праздничный перезвон колоколов.
Выходят два скомороха и ведущий в русском народном костюме.
1-й скоморох:
Что за чудо, что за звон?
Слышен он со всех сторон.
Прибежал честной народ:
Это ярмарка зовет.
2-й скоморох:
Эй, честной народ, здравствуйте!
Всех на праздник, ярмарку приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю!
Ведущий:
Ой, вы, гой еси, красны девицы и добры молодцы, а также гости нашего праздника, приглашаем всех на ярмарку веселую!
Собрались здесь гости желанные:
Плясуны и игрецы, кукольники и певцы.
Начинается на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами и песнями, шутками и прибаутками.
Покажите ярмарке люди торговые, чем богаты города и села русские, чем товары славятся. Приглашаем всех на ярмарку веселую. Время ярмарку открывать…
Звучит фонограмма «Светит месяц». Дети входят в зал, приплясывая, встают полукругом лицом к гостям. Исполняется песня «Ярмарка».
Ведущий:
Пришла ярмарка с добром!
Для кого с пряниками, пирогами и орехами, а для кого с песнями, плясками и потехами.
Тайну вам, друзья, откроем, скажем мы без лишних слов:
Вы сегодня оказались в чудо-граде Мастеров!
Нынче прибыли на праздник
Мастера ремесел разных!
К нам явились не купцы,
А умельцы-молодцы!
1-й скоморох:
Всем давным-давно признать пора –
Всюду русские в почете мастера!
Наш свободный удивительный народ,
Он веками чудо-сказку создает!
2-й скоморох:
И хоть сказкой никого не удивишь,
Знает Палех наш и Лондон и Париж.
Воздадим же честь большую и хвалу
Тем, кто сызмальства приучен к ремеслу!
Звучит фонограмма «Коробейники».
Выходят дети-торговцы, становятся за прилавки, расхваливают свой товар.
1-я девочка:
Мы – жнеи молодые, серпы золотые,
Весело жали, серпочки мелькали.
Принесли к вам мы с ячменем пироги,
Пряники, коврижки, калачи и пышки!
Кому пирожки, горячие пирожки!
2-я девочка:
С пылу, сжару,
Гривенник за пару.
Угощайтесь, подруженьки!
Дальние и ближние!
Пирогами и блинами
Да пряниками медовыми!
Два мальчика стоят за прилавками с хохломскими изделиями.
1-й мальчик:
Как волшебная жар-птица,
Не выходит из ума,
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома!
Посуда наша для щей и каши.
Не бьется, не ломается
И порче не подвергается!
2-й мальчик:
Ты разгяди-ка, не спеши,
Миски, ложки и ковши.
Там травка вьется, там цветы,
Необычайной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
Трое детей у лотков с матрешками.
1-й:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные, матрешечки румяные!
2-й:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Даже всех не сосчитать.
3-й:
Матрешка расписная украсила весь свет.
Одежкой похваляется – ей сносу нет!
Матрешка открывается – другая появляется.
Два мальчика с глиняными игрушками.
1-й:Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
2-й:Вот игрушки расписные, хохломские, вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские!
Ребенок с кружевами, лентами, платками:
Пришли мы с иголками, нитками, пряжей.
Со своим рукоделием.
С лентами, платками,
Узорчатыми кружевами!
Ребенок с маленькими платочками
Платочки шелковые –
Алые, голубые, лиловые!
Ребенок с большими платками:
А вот платки расписные, пасадские,
Можно сказать, даже царские!
1-й скоморох:
Эх, ярмарка, хороша
Поет и пляшет русская душа.
Товары разложены на все вкусы,
А овощи да фрукты –
Сколько хочешь – кушай.
2-ой скоморох:
Эй, эй, эй, да не просто так:
Сначала заплати медный пятак.
Эй, сколько всего голова идет кругом.
Давай не зевай, а иди друг за другом.
Звучит «Коробейники». Выходят девочки, осматривают платки.
- Ну что ж, платочки ваши хороши, Теперь попляшем от души!
Девичий хоровод с Павлово-Посадскими платками под «Красный сарафан».
Два мальчика рассматривают лоток с русскими народными инструментами.
1-й: У дедушки Якова
Товару выложено всякого:
Хочешь - трещотки, хочешь - ложки.
Хочешь - рубель, хочешь - бубен.
А свистулька – лучше соловья.
Тронет за душу музыка моя!
2-й: Инструменты в руки взяли-
Они сами заиграли.
Мы потешим всех гостей.
Оркестр русских народных инструментов исполняет попурри на темы русских народных песен.
Ведущий:
У кого там хмурый вид?
Слышишь, музыка звучит?
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Какая же ярмарка без карусели!
Проводится игра «Карусель».
Звучат «Коробейники».
Девочки осматривают товар у мальчиков.
Девочка: Поторгуемся, ребята?
Может, что приобретем!
Мальчик: Поторгуемся, девчата.
Заодно для всех споем.
Ведущий: На ярмарке без частушек –
Как за столом без ватрушек.
А ну-ка, мальчишки и девчушки,
Пропойте нам сейчас частушки.
Частушки
Мальчик: Мы – торговцы – зазывалы
Мы ребята – молодцы!
Весь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, бубенцы!
Мальчик: Подходите, примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте –
Доставайте кошельки.
Мальчик: Ой, вы, девочки – красотки,
Примеряйте каблучки!
При любой они погодке
И нарядны, и легки!
Девочка: Ох, торговцы – зазывалы,
Больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый,
Тут народ не дураки.
Мальчик: Не торгуйтеся, мамаша,
Ваша дочка не плоха!
Разоденьте вашу Машу –
Вмиг найдете жениха!
Девочка: Ничего себе обнова,
Ничего хорошего!
Это платье уж не ново,
Это платье ношено!
Мальчик: Вы бы лучше не скупились,
Грош – не лошадь со двора.
Мы же так к вам торопились,
Вон, в лаптях уже дыра!
Девочка: Коли парни сбавят цену
Иль дадут с отсрочкою,
Я кольцо себе надену,
Да еще с цепочкою.
Девочка: Ой, платок узором вышит!
Милый, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!
Девочка: Где, девчата, справедливость?
Есть товар, а денег нет!
Мне ж сегодня ночью снился
Новый фартук и берет!
Девочки: Торговались, торговались,
Так положено у нас!
Чтоб на нас полюбовались,
Вышли девки на показ!
Мы – девчонки – загляденье,
Все любуются на нас.
Приходите в воскресенье,
Будет в клубе перепляс!
Все вместе танцуют танец «Кадриль».
Сценка с медведем.
Звучит мелодия «Цыганочка». Выходит Цыганка с медведем. Медведь, рычит, топает, неуклюже покачиваясь.
Цыганка предлагает гостям погадать, ручку позолотить.
Цыганка:
Ну-ка, Миша, попляши да народ повесели.
Ну-ка, Михайло Потапыч не гнись дугой, как мешок тугой,
Привстань, повернись (Медведь выполняет задания),
Красным девицам, да добрым молодцам поклонись.
Покажи нам, как ты плясать умеешь.
(Пляска Медведя под «Барыню»).
Ведущий: Ох и повеселил ты нас, медведь.
Медведь: А мы – то играть будем?
Дети: Да.
Ведущий: Выходи играть, ребята,
Выходи играть, девчата!
Проводится русская народная игра «Медведь». Дети встают вокруг Медведя, у которого в руках лента. Они идут по кругу и поют: «Вышел Миша погулять, стал подружку выбирать. Раз, два, три ну-ка, Мишенька, беги». Медведь останавливается напротив одного из детей и бросает ленту, затем бежит с этим игроком по кругу в противоположных направлениях. Побеждает тот, кто первым поднимет ленту. Игра повторяется.
Ведущий: Ну что ж, танцевал ты ладно, играл задорно.
Иди, принимай от нас бочонок меду,
Приходи к нам опять через годок на ярмарку.
Звучит мелодия «Медвежата». Медведь уходит.
Ведущий:
Ах, как славно у вас получается.
Петь да веселиться вы мастера!
Вы на ярмарке скучали?
Мы такого не видали!
1-й скоморох:
День ушел! Вечер пришел! Так всегда и случается.
Ярмарка наша закрывается.
2-й скоморох:
А теперь, позвольте, гости дорогие,
Отдать вам нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение.
Звучит «Барыня».
Ведущий:
Вот и завершился наш праздник.
Подошла пора проститься с вами.
А теперь все на прощание
Скажим дружно: «До свидания»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное познавательное занятие «Кубанская ярмарка».
Познакомить детей с новыми для них словами, костюмом кубанских казаков и казачек, а также с трудом, бытом и играми на Кубани. Развивать творчество, умение сос...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Русская ярмарка народных мастеров»
Конспект занятия по позновательному развитию "Русская ярмарка народных мастеров"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-1241587-1618123615.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Покровская ярмарка» (для детей старшего дошкольного возраста)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Покровская ярмарка» ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-1241587-1618123615.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Покровская ярмарка» (для детей среднего дошкольного возраста)
Москва 2020 год ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Покровская ярмарка» ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/30/picture-947302-1659182518.jpg)
Творческие мастерские " Ярмарка"
Представлен конспект творческих мастерских с родителями , каждая из которых имеет своё название: «Художественная», «Музыкальная», «Литературная», «...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-793667-1465631150.jpg)
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1010229-1586358359.jpg)
Статья Творческая мастерская «Ярмарка традиций» как эффективная практика приобщения детей и родителей к семейным ценностям
Направления, по которым велась работа в мастерской это семейное творчество, семейное подворье, семейная кухня.По направлению семейное творчество были реализованы такие встречи как «Символ года&r...