Перспективное планирование работы кружка «Мир вокруг нас» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Цель:
· Развитие экологической культуры детей и взрослых, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
· Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
· Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
· Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
· Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
· Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_str.gr_.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Цель:
- Развитие экологической культуры детей и взрослых, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
- Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
Формы реализации поставленных задач
Работа с детьми
- Традиционные формы работы с детьми
- Проведение занятий с детьми (фронтальные, групповые, индивидуальные).
- Проведение экскурсий с детьми в природу, в музей.
- Осуществление практической деятельности в природе.
- Нетрадиционные формы работы с детьми
- Проведение природоохранных акций.
- Проведение экологических викторин, досугов.
- Создание детьми поделок из природного материала, бросового материала.
- Выпуск детьми экологических листовок.
Взаимодействие с родителями
- Проведение бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Выступления на родительских собраниях по наиболее актуальным вопросам экологического воспитания дошкольников.
- Привлечение родителей к участию в природоохранных акциях, экологических праздниках.
- Проведение индивидуальных бесед и консультаций по вопросам формирования интереса к живой и неживой природе, бережного отношения к природе у дошкольников.
- Проведение мониторинговой работы с родителями с целью выявления наиболее актуальных вопросов экологического воспитания ребенка в семье и по пропаганде экологических знаний.
Формы и время проведения занятий
Программа рассчитана на обучение детей 5-6 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут.
Возможные формы
- Традиционное, комбинированное, интегрированное занятие, сюжетно-ролевая игра, досуг, викторина.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы | Приемы |
Наглядный | Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые. |
Информационно-рецептивный | Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный | Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу. |
Практический | Придумывание вариантов подвижных игр, собственные или имитационные движения. |
Словесный | Краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, образный сюжетный рассказ. |
Проблемного обучения | Творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности. |
Исследовательский | Самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов. |
Соревновательный | Нахождение неординарных решений для достижения цели, выполнение знакомых упражнений в быстром темпе. |
План работы по приоритетному направлению в области социально-коммуникативного развития дошкольников 5-6 лет.
Месяц | № п/п | Тема | Программные задачи | Содержание |
октябрь | 1 | Осень - припасиха | Обобщать знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за растениями. Воспитывать трудолюбие. | Беседа «Что растет на грядке?» Чтение стихотворения «Здравствуй, осень!» Е.Благинина |
октябрь | 2 | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока, Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
ноябрь | 1 | Осеннее дерево | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Д/игры "С какого дерева листок", «Найди листок, какой покажу», игра малой подвижности "Шишки, желуди, орехи". Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
ноябрь | 2 | Дождик, дождик | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | Беседа с использованием ИКТ "Какие бывают дожди?" |
декабрь | 1 | Птичкин праздник | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, подвижная игра «Лиса и птицы» Беседа Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
декабрь | 2 | Дикие звери зимой | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа, п/ игра «Зайцы и волк», д/игра «Найди маму». Беседа о диких животных, д/игра «Чья тень», "Кто где живет?" |
январь | 1 | Снежный хоровод | Продолжать учить детей наблюдать явление природы: снегопад, видеть красоту окружающего мира. Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» Беседа, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» Экспериментирование «Вода может литься и брызгать». Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» |
январь | 2 | Зимняя красавица - ель | Знакомить детей с хвойными деревьями, учить различать еловую и сосновую шишку. Развивать умения называть характерные особенности строения ели. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки" Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
февраль | 1 | Жизнь птиц зимой | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. | Беседа, д/ игры «Накорми птицу», «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
февраль | 2 | Мороз – удивительный художник | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Загадывание загадок, беседа, творческая деятельность "На что похож узор?" |
март | 1 | К нам весна шагает быстрыми шагами | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/игра «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
март | 2 | Забота о здоровье | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью. | Беседа здоровье. Д/игра «Что полезно для здоровья» |
апрель | 1 | Первые цветы в природе | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, д/игра «Собери цветок» Беседа, пластилинография «Полянка цветов» |
апрель | 2 | Божья коровка | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях насекомого. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Беседа, наблюдение за божьей коровкой, коллективная аппликация. Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «Зелёная гусеница» |
май | 1 | Будь природе другом. . | Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе, формировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее охрану (Правила друзей природы). | Беседа "Правила поведения в природе", д/игра "Сохрани природу" |
май | 2 | Впереди лето. | Закрепить знания об изменениях, происходящих в природе летом, выявить взаимосвязь между сезонными изменениями и трудом людей. Активизировать и обогатить словарь. | Беседа "Лето красное", д/игра "Опасно-неопасно" |
Предполагаемый результат
В процессе работы по рабочей программе сформировать у детей осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. «Осознанно-правильное» отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика на любые проявления животных и растений, их красоту.
Дети 5-6 лет к концу года могут:
- Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Иметь представления о различных объектах природы: о растительности леса, луга, сада, поля.
- Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных края.
- Знать о простейших способах использования лекарственных растений.
- Знать строение своего организма в целом.
- Знать о способах укрепления и оздоровления своего организма.
Мониторинг знаний дошкольников по разделу «Мир вокруг нас»
Мониторинг осуществляется два раза в год (в октябре, мае).
Содержание задания: выявить уровень знаний по разделу «Мир вокруг нас».
Методика выполнения задания: изучение знаний детей осуществляется в виде проведения индивидуальных бесед и игр.
Схема изучения знаний детей 6-7 лет
Подраздел | Оборудование | Содержание | Методика обследования | |
ЖИВОТНЫЕ | Картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра «Зоологическое лото» | 1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные). 2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов. 3. Знают ли, как обеспечить уход за животными. 4. Могут ли определить стадии роста и развития животных. 5. Относят ли животных к живым существам, и по каким признакам. 6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни. 7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». | Беседа с детьми по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». 3. Найди модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил птиц (рыб) в одну группу животных. 5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом. 6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом. 7. Почему это происходит. | |
РАСТЕНИЯ | Картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа» | 1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. 2. Знают ли органы растений и их функции. 3. Знают ли стадии развития и роста растений. 4. Знают ли их потребности. 5. Называют ли лекарственные растения. 6. Устанавливают ли природно-следственные связи между природными явлениями (исчезнут насекомые – растения не дадут семян). | 1. Назовите растение. 2. Где растет? 3. Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль. 4. Что нужно делать, чтобы растение росло? 5. Что бывает с растениями весной, летом, зимой? 6. Почему это происходит? 7. Какие лекарственные растения вы знаете? 8. Что произойдет с растениями, если исчезнут шмели и пчелы? Организовать игру «Путаница». Задания: а) разложи части растения правильно; б) почему части растения нужно расположить именно так? в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки? Задание «Подбери модели» Разложи растения по группам: «травы», «деревья», «кустарники». | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | Картинки с изображением времен года, воды, песка, снега | 1. Знают ли о чередовании времен года, частей суток, их характеристиках. 2. Знают ли, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. 3. Знают ли,что человек часть природы и что он должен беречь, защищать и охранять природу. 4. Знают ли о значении солнца и воздуха в жизни природы и человека. 5. Устанавливают ли природно-следственные связи: сезон – растительность – труд людей. | 1. Как происходит смена времен года, дня и ночи? 2. Как человек использует песок и глину? 3. Какие бывают камни? 4. Как природные материалы используются в жизни, в быту? 5. Как надо относиться к природным материалам? 6. Какова роль солнца в жизни человека? 7. Какие изменения происходят в природе и в жизни человека весной (летом, осенью, зимой). |
Материальное обеспечение программы
Оборудование для экспериментальной деятельности
1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля
5.Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная.
7. Красители: акварельные краски, пищевые красители.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.
Дополнительное оборудование
10. Оборудование для ухода за растениями.
11. Модели, схемы.
12. Календари природы и погоды.
13. Иллюстрированный материал.
14. Дневники наблюдений за посадками.
15. Игровой материал, дидактические игры по экологии.
16. Справочники, энциклопедии.
17. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
18. Детские передники.
Материалы для организации экспериментов
Банки, бутылки, крышки разных размеров
Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки)
Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры
Ведра, тазы, ванночки
Весы
Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели
Галька, гравий
Губки
Деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки)
Дневники наблюдений за посадками
Иллюстрированный материал
Календари (отрывные, перекидные, природные, погодные)
Карта мира
Картотека опытов
Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок
Коллекции различного содержания
Кораблики
Крупы
Литература (справочники, энциклопедии, атласы)
Магниты
Мелкие игрушки для обыгрывания
Мерные ложки
Монеты, железные предметы
Палочки для мороженого
Пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл
Пищевые красители, растворимые продукты
Пластилин, стеки
Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет
Пооперационные карты опытов
Природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой)
Прихватки, пинцеты с закругленными концами
Пробки, пуговицы
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки)
Резиновые груши разного объема
Резиновые и пластиковые перчатки
Резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля
Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник
Свеча в подсвечнике
Сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг
Скорлупа от яиц
Совки
Соломинки, трубочки
Соль, сахар
Степлер, дырокол, ножницы
Технические материалы (гайки, болты) в контейнере
Увеличительные стекла, микроскоп, пробирки
Часы (механические, песочные)
Экологические настольно-печатные игры
- «Большое космическое путешествие»
- «Ботаническое лото»
- «Вершки-корешки»
- «Во саду ли в огороде»
- «Зоологическое лото»
- «Зоопарк»
- «Кто как устроен?»
- «Найди пару цветку»
- «Подбери листья»
- «Природа и человек»
- «Пустыня, море, лес»
- «Путешествие по временам года»
- «Составь букет»
- «Составь цветок»
- «Строение Солнечной системы»
- «Что где растет?»
- «Что за птица?»
- «Что сажают в огороде?»
- «Чудесный мешочек»
- «Чьи детки на этой ветке»
- «Чья тень?»
- «Экологическая тропа»
- «Ягоды и фрукты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по программе Васильевой -подготовительная к школе группа
Перспективное планирование по музыкальному воспитанию по всем видам деятельности в подготовительной к школе группе...
Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...
План работы кружка по экспериментальной деятельности (старшая, подготовительная к школе группы)
Предлагаю Вашему вниманию план работы кружка экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах...
План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе
Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...
Перспективное планирование работы по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
Перспективное планирование по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы...
Перспективный план работы кружка по ПДД для детей подготовительной к школе группе «Юный пешеход»
Методическая разработка воспитателя Кукулиевой М.В....