Родительское собрание "Развитие мышления у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Романович Виктория Владимировна

Данный методичский материал может использоваться педагогами ДОУ для организации совместной работы с родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_myshlenie.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  на тему

«Особенности развития мышления ребенка 4-5 лет»

Подготовила

воспитатель средней группы

МБДОУ МО г.Краснодар

 «Детский сад № 35 «Светофорик»

Романович Виктория Владимировна

Цель: познакомить родителей с особенностями развития мышления у детей 4-5 лет; познакомить с работой ДОУ по развитию мышления у детей, способствовать привлечению родителей в жизнь ДОУ.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей  к проблеме развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.

2. Подготовка памяток «Игры для развития мышления ребенка 4-5 лет»

3. Подготовка видео «Опытно-экспериментальная деятельность в МБДОУ»

4. Подготовка презентации по теме собрания.

5. Подбор музыки для сопровождения родительского собрания.

Ход собрания

Собрание проходит в форме круглого стола. Родителям представлена выставка игр, направленных на развитие мышления детей среднего дошкольного возраста, а также картотеки игр-экспериментов и опытов с детьми 4-5 лет. В то время, как родители собираются в музыкальном зале и знакомятся с обстановкой, звучит музыка.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада, что несмотря на занятость и усталость после рабочего дня, вы пришли на нашу встречу. Начать хотелось бы с того, что я очень благодарна вам за столь тесное сотрудничество, направленное на развитие и воспитание наших детей. Ведь на самом деле, это очень важно, когда семья и дошкольное образовательное учреждение взаимодействуют и идут к достижению общей цели. А цель у нас с вами одна – воспитание гармонично и всесторонне развитой личности. На прошлой нашей встрече я знакомила вас с особенностями возраста 4-5 лет и с предстоящей деятельностью детского сада, направленной на развитие личности ребенка. Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на такую проблему нашего общества, как развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет. В век информационных технологий, мы к сожалению все чаще прибегаем к поиску в сетях готовых ответов, а не ищем свои пути решения той или иной проблемы. В силу занятости, родители все меньше времени уделяют детям. Живое общение сменяет виртуальный мир. Как следствие - наши дети испытывают колоссальные проблемы в общении с окружающими,  в выражением своих мыслей, выдвижении собственной гипотезы. Так что же такое мышление?

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличии от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера

Различают несколько видов мышления. Прежде всего, это – наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое.

Для детей 4-5 лет свойственно наглядно-образное мышление. Именно о нем и пойдет речь.

Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.

Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.

В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.

Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.        

Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Развивая воображение и речь ребенка, тренируя его память, внимание и двигательную активность, мы создаем условия для развития его мышления.

Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. На этой способности основано, например, формирование элементарных математических навыков у ребенка.

Мышление в четырех – пятилетнем возрасте носит нестабильный характер. С одной стороны, ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и делать вывод об их взаимных связях. А с другой – высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов часто носят характер простого перечисления. Установить отношения между предметами, то есть проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее.

Ребенок может обобщить несколько предметов в группу, дать им родовое понятие, но объяснить, почему эти предметы отнесены в одну группу или, наоборот, почему эта группа называется так, а не иначе, он пока не готов. К примеру, малыш без труда перечислит вам предметы одежды: платье, пальто, шапка, шарф и т.д., но спросите его, почему все эти вещи называются «одежда», - он затруднится с ответом. А если сможет вам объяснить, что все эти вещи называются потому, что их «надевают», то на вопрос, можно ли отнести к этой группе очки, он тут же ответит: «Да, можно». Это связано с тем, что сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане и часто при этом решают задачу по собственному представлению (очки «одевают» - значит, это одежда). Отношения общего к частному и частного к общему им еще недоступны. В этом возрасте нужно обратить внимание на умение ребенка выделять характерные признаки, по которым можно группировать эти предметы, узнавать эти предметы в окружающей обстановке, припоминать, какие предметы обозначаются тем или иным собирательным существительным.

Пятилетки, при условии правильного развития, способны проявлять высокий уровень умственной активности. Они не только испытывают устойчивый интерес к познанию предметов, но и стремятся самостоятельно решать игровую задачу. Они способны выделить минимум два-три признака, по которым можно сравнить и обобщить предметы. Причем ребенку интересно сначала решить задачу самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых.

К примеру, играя в автомагазин, мальчик отбирает несколько сходных маленьких машинок, а затем расставляет их по цвету, объясняя это тем, что ему так проще будет показать товар покупателю. Он сначала проведет его по залу, где только красные машины, затем синие и, наконец, желтые. Ребенок использовал для своей игры сразу три признака: форма, размер и цвет. В соответствии с ними он сумел не только сгруппировать предметы, но и объяснить свой выбор.

В этом возрасте нужно продолжать учить ребенка строить не сложные логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать причинно-следственные связи.

Один из простых способов подобного обучения – ответы на детские вопросы. Так, объясняя ребенку, откуда падает снег, вы говорите, что снег падает с неба – на небе туча – тучу принес ветер – ветер меняет погоду. В итоге выстраивается логическая цепочка: снег – небо – туча – ветер – погода, в которой прослеживаются причинно-следственные связи смены погодных явлений. Попробуйте сами задать малышу его же собственный вопрос «почему?» так, чтобы он сам смог выстроить логическую цепочку. К примеру, девочка говорит, что кукла заболела. Спросите ее, почему она решила, что кукла больна, что она будет делать с больной, какие способы лечения изберет. Так выстроится цепочка: болезнь – признаки болезни – лечение. Помогите ребенку сделать вывод. Если ребенку интересно, позвольте ему выстраивать более сложные цепочки, проявлять инициативу и принимать самостоятельные, пусть и нестандартные решения.

Постепенно накапливая жизненный опыт, ребенок развивает свои мыслительные способности. Он учится рассуждать, сопоставляя полученные данные и делая из них выводы. На этой способности основано, в частности, обучение математике и логике. Чем больше внимания уделять развития мышления, тем легче ребенку будет справляться с обучающими заданиями.

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Как гласит китайская мудрость «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать.

Я хочу предложить вам ряд игр, направленных на развитие мышления ребенка.

Это дидактические игры: «Сложи узор», «Четвертый лишний», «Найди общее», «Закончи цепочку» и другие.

В детском саду мы используем различные игры как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Игра «Временные отношение»

В таких играх важно, чтобы ребенок не просто правильно собрал узор или сложил картинку, но и чтобы он смог объяснить свои действия. Почему он считает, что так будет правильно? Ведь у одной задачи может быть несколько решений. В качестве примера, я предлагаю вам игру. Перед вами лежат геометрические фигуры – блоки Дьенеша. В своей работе с детьми мы очень часто обращаемся к ним. Я попрошу вас, уважаемые родители, разделить все эти фигуры на группы так, чтобы в одной группе все фигуры объединялись по какому-то общему признаку

(родители выполняют, затем идет обсуждение, сколько разных вариантов может быть и все они верны). 

Так и во время игр с ребенком, дайте волю его мыслям, не настаивайте на собственном варианте ответа. Обсудите с ребенком, почему он сделал так или иначе.

Перед нашей с вами встречей я просила вас заполнить анкеты, где вам предлагалось назвать игры и игрушки, которые вы чаще всего покупаете ребенку. У некоторых из вас возникали вопросы, а относятся ли те или иные игрушки к играм на развитие мышления. Конечно, любая игра способствует развитию мыслительных операций у ребенка. Он с ней оперирует, узнает что-то новое, находит объяснение и ответы на свои вопросы. Например, обычная на первый взгляд кукла. Казалось бы, чему может научиться ребенок? Баюкать, ухаживать, одевать - и все??? Конечно нет. Через игровые действия с куклой ребенок осваивает мир одежды, строение человека, учится находить сходства и различия между одушевленными и неодушевленными предметами, знакомится с эмоциями, учится заботиться о ближнем.

Я подготовила вам памятки с некоторыми играми, которые вы можете использовать в совместной деятельности с детьми. Ознакомьтесь, пожалуйста, может у кого-то возникнут какие-либо вопросы.

Работа с памятками.

Как я уже говорила, развитие мышления тесно связано с развитием речи. Поэтому я еще раз убедительно вас прошу – играйте вместе с ребенком, общайтесь с ним, заставляйте его анализировать прошедший день в детском саду, удачи и неудачи. Для того, чтобы разговор строился не на основе односложных ответов ребенка «Да», «Нет», «Незнаю», надо научиться правильно задавать ребенку вопрос.

Перед вами на столах лежат памятки «Как правильно задавать ребенку вопросы?» Давайте вместе ознакомимся с некоторыми правилами.

Работа с памятками, дискуссия.

Как я уже говорила, в возрасте 4-5 лет, ребенок познает окружающий мир с неподдельным интересом. Это возраст юных исследователей. На сегодняшний день очень остро стоит проблема организации такого вида детской деятельности в познании окружающего мира, как экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая. В идеале наличие этих двух детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментирование – это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. В практике своей работы я активно внедряю детскую опытно-экспериментальную деятельность. На протяжении этого месяца мы с детьми развернули бурную экспериментальную деятельность. Это настолько увлекло и детей и меня саму, что мы каждый день придумывали что-то новое. И на любой вопрос мы стараемся найти ответ с помощью опыта. Я хочу познакомить вас с организацией опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе.

Мы провели ряд опытов и игр-экспериментов по изучению свойств воды и воздуха.

Просмотр фотографий организации опытов с детьми.

Наряду с этим, мы прочитали с детьми ряд познавательных сказок, провели наблюдения за неживой природой во время прогулок. Сейчас я хочу представить вам коротенькое видео организации опытов с детьми.

Просмотр видео

Высказывания родителей об увиденном.

Мне очень приятно, что вы, уважаемые родители подключились к нашей работе, и дома, вместе с детьми провели тоже опыты. Дети с таким удовольствием и гордостью делились впечатлениями о проделанной вместе с вами работе. Вы большие молодцы! Мы с детьми создали папку «Всей семьей», в которой разместили ваши опыты, изображенные в схемах.

А завершить нашу с вами беседу я бы хотела стихотворением:

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну, а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье? короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Ну что, на такой приятной ноте мы завершаем нашу первую часть собрания. Я попрошу вас, по уже сложившейся традиции, оставить рисунок дня – свои эмоции и чувства от увиденного и услышанного.

На фоне музыки родители создают «Рисунок дня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

Родительское собрание "Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность" в средней группе

МБДОУ «Новопортовский детский сад «Теремок»    Материал к выступлению на родительском собрании      Развитие познавательного ин...

Родительское собрание "Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность" в средней группе

МБДОУ «Новопортовский детский сад «Теремок»    Материал к выступлению на родительском собрании      Развитие познавательного ин...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....