Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Пещерные люди»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

Продолжать формировать представление детей о жизни пещерных людей, первых стоянках, животном и растительном мире, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя; их занятиях (охоте, изготовлении одежды и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе

 «Пещерные люди»

Интеграция  образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"

Цель: Продолжать формирование представлений об истории цивилизации.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать представление детей о жизни пещерных людей, первых стоянках, животном и растительном мире, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя; их занятиях (охоте, изготовлении одежды и т.д.).

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: Развивать  связную речь, обогатить словарь детей: пещерные люди, очаг, костяная игла, мамонт, пещера, похолодание, вождь, стоянка, бивни, наскальные рисунки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, изображающие древних взрослых и детей, пещеру, очаг, шитье шкур костяной иглой, природу, животный мир, растения, модель «Затерянный мир», камень с рисунком, кусочек шерсти, пропитанный жиром, кукла в шкуре.

Раздаточный материал:

Кусочек шерсти или меха, пропитанный жиром, нитки и бусы.

Методические приемы: 

  • игровая ситуация,
  • беседа-диалог,
  • рассматривание иллюстраций и беседа по ним,
  • физкультминутка «Ритуальный танец»,
  • эксперимент,
  • продуктивная деятельность детей,
  • анализ,
  • подведение итогов.

Ход ООД

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по времени и перенесемся в те времена, когда жили первобытные люди и узнаем, как люди начинали жить на Земле.

– Как вы думаете, древние люди жили в теплых или холодных местах? (Теплых.)

– Они выбирали место для жилья близко к воде или далеко от воды? (близко.)

– Почему близко, как вы считаете? (Вода нужна для питья, в воде водится рыба.)

Рассматривание иллюстраций.

– Ребята, хотите посмотреть, как выглядела  природа, среди которой эти люди жили?

– Всмотритесь внимательно, здесь есть знакомые вам растения?

– А это что за животные? (больше слона во много раз.  Это - мамонт.)

 Мамонт – это древний предок слона.

– Посмотрите сюда, пожалуйста, кто сейчас перед вами? Да, это первые люди. Они ходили раздетыми, были ниже ростом, чем мы, и только начинали учиться разговаривать.

– Как вы думаете, что они ели? (Ягоды, плоды, насекомых.)

– Как вы думаете, почему древних людей называют пещерными жителями? (Жили в пещерах).

Воспитатель. Пещеры – это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстия на поверхности земли.

– Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дождя, ветра и зверей.)

Воспитатель. Когда на Земле началось похолодание, ледниковый период, люди стали одеваться в звериные шкуры. И даже научились шить. Они придумали делать иглы из кости, вместо ниток у них были тонкие жилы животных.

– Посмотрите, примерно вот так, как эта кукла, одевались древние люди.

– Посмотрите, пожалуйста, на эту иллюстрацию: чем заняты взрослые и дети? (Женщина шьет. Мужчина бросает ветки в огонь, дети держат нитки из ракушек и камешков.)

– Этот костер называется очаг, люди на нем готовили пищу, грелись.

– Как вы думаете, зачем нужны бусы? (Их вешают или на шею, или на одежду для украшения.)

– Какие еще украшения вы видите на женщине и девочке? (Браслет и ожерелье из звериных зубов.)

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. Сейчас мы с вами тоже попробуем изготовить браслеты. Для этого вам понадобятся нитки и бусы. Вы будете работать в парах, каждая пара изготовит по браслету. Один из пары будет нанизывать бусины, а другой держать нить, чтобы бусы не рассыпались.

Воспитатель. Молодцы, красивые у вас получились браслеты!

– Ребята, как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других, кто больше знает?

– Среди пещерных людей тоже находились сильные и смелые люди, они становились вождями, т.е. вели людей на охоту, новую стоянку. Стоянка – это место, где люди жили определенное время. А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей. Посмотрите, в чем разница?

Физкультминутка.

– А теперь, ребята, мы с вами совершим ритуальный танец «Ука-чака», как это делали древние люди перед охотой.

Рассматривание иллюстраций

Воспитатель. Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни (клыки мамонтов) и кости накрывали шкурами, как палатку, посмотрите…

Воспитатель. В такой постройке умещалось много людей. Если она была очень большой, то в ней делали не один очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали вот такой светильник из мха или шерсти, пропитав их жиром.

Эксперимент.

– Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром,  и вы почувствуете, какой был в пещере запах.

Воспитатель. Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы думаете, на чем рисовали в то время?

Чем рисовали? Что рисовали?

– Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды, углями.

Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие пещерные люди?

– Чем они занимались?

Рефлексия. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: " Деревья как люди"

Формирование представления о процессах, происходящих в организме человека и растений....

Конспект занятия в подготовительной группе "Пещерные люди"

Занятие для детей в подготовительной группе с использованием ИКТ...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Пещерные люди» (ТРИЗ)

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности представляет собой  мероприятие по ознакомлению детей подготовительной группы с жизнью первых людей на Земле, содержит в себе игры по ...

Конспект занятия по познавательной деятельности подготовительной группы "Мы по городу гуляем, вместе город изучаем"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности подготовительной к школе группы....