Методическое обеспечение к программе "Маленькие исследователи"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Фалецкая Оксана Евгеньевна

Методическое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_magnit.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебный магнит.»

Задачи:

Обучающие:

• Знакомство с понятием "магнит".

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, умение делать вывод.
  • Обогащение словаря: магнит, намагничиваться.
  • Активизировать словарь детей: металлический, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, стеклянный.

Воспитательные:

  • Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Цель: 

  • Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность - отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту).

Материал к занятию:  стакан с водой, игрушки с замочком и ключиком, магнит, поднос с крупой и металлическими болтами и шурупами. Лаборатория «Наураша».

Раздаточный материал: магниты, предметы из разных материалов - металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги, карточка с изображением предметов вокруг магнита.

Предварительная работа: беседа о материалах, их свойствах, чтение сказки "Золушка", беседа о легенде, как жанре народного сказания, просмотр презентации.


Ход образовательной деятельности

 Предлагаю детям посмотреть на гостей и поздороваться. Дети садятся полукругом.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем проводить эксперименты. Подумайте, и скажите, что такое эксперимент?

Дети: Эксперимент - это опыты, проводимые с предметами.

Воспитатель: "Важное дело - эксперимент!

В нем интересен нам каждый момент!"

Воспитатель показывает детям магнит.

Воспитатель: "Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит".

Какой самый главный секрет есть у магнита?

Дети: Магнит притягивает металлические предметы.

Воспитатель: Чтобы проверить это, давайте пройдем в нашу лабораторию. Дети садятся за столы.

Ребята, в нашей лаборатории есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.

1. Нельзя ничего пробовать на вкус;

2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;

4. Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

Давайте посмотрим, нам расскажет о магнитах наш помощник Наураша.

Наураша: Магнитное поле-невидимая энергия, она прячется возле магнитов разных электрических устройств и притягивает железные предметы.

Воспитатель: Ребята давайте проведем опыт и выясним все ли притягивает магнит.

Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»

Воспитатель: “Какие материалы вы видите на столе?

Дети: Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины.

У каждого ребенка набор предметов из металла, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите его свойства: какие предметы он притягивает, а какие нет. В одну тарелку положите те предметы, которые притягивает магнит, а в другую - которые нет.

Воспитатель: Ребята, назови предметы, которые притягивает магнит. Из какого материала они сделаны? Значит они какие?

Дети: Эти предметы сделаны из металла. Они металлические.

Воспитатель: Ребята, а какие предметы не притягивает магнит?

Ответы детей: Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, резиновый ластик, пластмассовая мозаика не притянулась, бумага, стекло тоже не притягивается и т.д.

Вывод: Итак, мы с вами узнали, что магнит притягивает только металлические предметы, а предметы пластмассовые, деревянные, бумажные, стеклянные, резиновые не притягивает.

Задание №1.

Воспитатель: Перед вами лежит карточка, что вы видите на ней?

Дети: на карточке изображены разные предметы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру "Определи, какие предметы притягивает магнит".

Проведите маркером стрелку от магнита к тем предметам, которые он притягивает.

Воспитатель: К каким предметам вы провели стрелку?

Дети: Мы провели стрелку к предметам, которые сделаны из металла, к металлическим.

Вывод: Итак, мы с вами уточнили еще раз, что магнит притягивает только металлические предметы.

 Физкультминутка. Дети выходят на ковер.

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 колокольчика. Этот колокольчик из какого материала?

Дети: Это колокольчик из металла.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Колокольчик металлический.

Воспитатель: А этот, из какого материала?

Дети: Этот колокольчик из пластмассы.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Он пластмассовый.

Воспитатель: Слушайте внимательно: если звучит металлический колокольчик, все шагайте на месте, а услышав звучание деревянного, выполняйте прыжки на двух ногах.

Дети сели.

Наураша: Полюса магнита, у каждого постоян. Магнита есть два полюса северный и южный.

Воспитатель: Ребята давайте проведем опыт.

Опыт №2. «Взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

Вывод: у магнита два полюса.

Наураша: Земля- это большой магнит, у неё тоже есть северный и южный полюса.

Магнитные материалы. Магнитное поле действует не на все вещи, а только на те которые сделаны из железа.

Остаточный магнетизм. Магниты умеют делиться своим полем, если у магнита подержать отвёртку она сама станет магнитом и сможет притягивать винтики.

Опыт №3. «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Глазная гимнастика «Заботливое солнышко»

 Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, в какой сказке злая мачеха перемешала разную крупу?

Дети: В сказке "Золушка" злая мачеха перемешала крупу.

Воспитатель: Кто помог Золушке?

Дети: Ей помогли птички.

Воспитатель: А сейчас, злая мачеха перемешала гречневую крупу с болтиками, шурупами, гайками и снова заставила перебирать Золушку, птицы в этот раз помочь не могут, бояться сломать клювики.

Воспитатель: Может быть, мы сможем помочь? Как можно это сделать быстрее?

Дети: При помощи магнита.

Предлагаю встать вокруг стола, где стоит емкость с крупой, взять магнит и выбрать металлические предметы. Дети выбирают гайки и шурупы.

Воспитатель: Какой предмет помог нам справиться с этой работой?

Дети: С этой работой помог справиться магнит.

Вывод: Итак, ребята, мы с вами убедились, что и крупа не помеха магниту.

Предлагаю детям сесть на свои места.

 Воспитатель: Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками.

Показываю: под пластмассовой доской вожу магнитом – двигается машина, божья коровка.

Воспитатель: Как это у меня получается? Догадайтесь, при помощи чего я двигаю этот предмет?

Дети: Вы двигаете под доской магнитом.

Воспитатель показывает детям сундучок с замочком.

Воспитатель: ребята я для вас приготовила сюрприз, открыть замочек не могу, так как ключик случайно упал в стакан с водой. Откроет его тот, кто сможет достать ключ, не намочив рук - это первое условие. Второе условие - воду сливать нельзя. Ребята, как вы думаете, при помощи чего можно достать ключик?

Дети: Ключ можно достать при помощи магнита.

Предлагаю одному ребенку достать ключик, убедившись в том, что, может ли магнит достать металлический ключ из воды (повторяем опыт еще раз).

Воспитатель: Итак, в чем мы с вами убедились?

Вывод: Что магнит притягивает металлические предметы даже сквозь воду.

Итог: С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: А еще, какими свойствами он обладает?

Дети: Ни дерево, ни пластмасса, ни вода, ни крупа не помеха магниту.

Воспитатель: ребята, что вам понравилось?

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали в лаборатории, были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного.



Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

• Знакомство с понятием "магнит".

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по нарисованной полянке?

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт «Всё ли притягивает магнит? »

Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы? »

Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? ” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

(Магнит может действовать через стекло и воду.) ”

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Опыт: «взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

(Вывод: у магнита два полюса.)

Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»

Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.

Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.

(Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

(Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)

Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?

(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)

А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

«Методическая работа в ДОУ» - методическое обеспечение

Методическая работа - в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение кв...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).

Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...

Учебно- методическое обеспечение профессиональной программы повышения квалификации "Современные подходы к обеспечению индивидуализации педагогического процесса с дошкольниками в ДОО"

Материалы содержат рабочую программу повышения квалификации, организационно- педагогические условия, формы аттестации  и оценочные материалы...