Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Статья о спосабах и методах ознакомления старших дошкольников с окружающим миром.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иванова Ольга Александровна,
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №11
Невскгог района Санкт-Петербурга
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире.
При формировании представлений об окружающем мире необходимо очерчивать следующий круг педагогических и образовательных задач:
– расширение представлений об окружающей действительности;
– расширение и уточнение знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;
– закрепление знаний о труде взрослых; – уточнение представлений о предметах и их признаках.
Практика показала, что проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в решение задач по ознакомлению дошкольника с окружающим миром. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Создавая условия для организации детской проектно-экспериментальной деятельности создается развивающая среда, в которой формируется оборудование развивающейсреды: уголки «Хочу все знать», «Лаборатория опытов», «Мастерская идей», «Природа», «Юные исследователи» и др. Все это создает необходимые условия формирования представлений и знаний об окружающем мире.
В этом учебном году были проведены следующие краткосрочные проекты: «Африка», «Домашние животные, «Огород на окне», «Что за чудесница-волшебница вода».
Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном проекте закрепляет знания воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающий мир гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка формируются знания об окружающем мире. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую задачу.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживает его любознательность и интерес к теме, а также учит применять полученные знания в той или иной деятельности.
Так же в ходе проектов используются разнообразные дидактические игры: игры с предметами, настольно-печатные игры, игры — пазлы. В играх с предметами возможно использование игрушек и реальных предметов (предметы обихода, орудия труда), объектов природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). В играх с природным материалом актуально использование натуральных семян растений, листьев, разнообразных цветов, камешков, ракушек. Игры с использованием природных, натуральных материалов позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формировать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Во время проведения прогулки, где дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами возможно проведение игр «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх могут уточняться, конкретизироваться и обогащаться представления детей о свойствах и качествах предметов, формироваться умения проводить исследование, делать выводы.
Настольно-печатные игры, разнообразные по содержанию, обучающим задачам и оформлению, помогают педагогам уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, активизировать мыслительные процессы. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» происходит закрепление представлений дошкольников о временах года. В играх «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек» расширяется и систематизируются представления об обитателях животного мира, явлениях природы. В словесных играх: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» педагогами закрепляются представления о функциях и действиях тех или иных предметов, а в игровых упражнениях дети учатся различать предметы по качествам и свойствам. При формировании представлений детей о родном крае, городе, его достопримечательностями целесообразно использовать такие дидактические игры, как «Мой город», «Мой край», «Мы живём на Сибири», «Животный мир Прибайкалья», «Прогулка по Иркутску».
Таким образом, можно отметить, что проектная деятельность играет важную роль в формировании представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста. Благодаря ей происходит накопление чувственного опыта, значительно расширяются представления детей об окружающем мире, активно развиваются все психические процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе проекта активно формируется познавательный интерес, а на базе познавательного интереса развиваются интеллектуальные способности, что имеет огромное значение для умственного воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром"
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Основная задача в этом возрасте - вызвать положительные эмоции от знакомства с окружающим миром....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...
Консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром"
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Основная задача в этом возрасте - вызвать положительные эмоции от знакомства с окружающим миром....
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
картотека...
Картотека дидактических игра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого обьекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...