"Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жиркова Надежда Викторовна

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи, развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_magnit_2020g.docx542.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Лужниковский  детский сад  комбинированного вида « Вишенка»

 городского округа Ступино  Московской области                                                                                   

Конспект

Познавательно – исследовательской деятельности

  в старшей группе компенсирующей направленности для детей

с тяжёлым нарушением речи.

 

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТА».

http://img04.taobaocdn.com/bao/uploaded/i4/12496022163607712/T1Hd4GXrxXXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg

 Воспитатель: Жиркова Надежда Викторовна,

 Высшая квалификационная категория.

2020 год

Конспект ООД:  «Удивительные свойства магнита».

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Воспитательные:

1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

2. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, дерево).

3. Познакомить с использованием магнита человеком.

4. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать зрительное внимание и восприятие;

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор с интерактивной доской, книга с замком и ключом, стеклянная банка с водой и ключом на дне, поднос с металлической стружкой, подносы, в которых спрятаны по манной крупой различные металлические предметы.

Раздаточный материал: магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, стакан с водой и скрепкой, компас.

Предварительная работа:

Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв».

Используемая литература: 

1. Веселова А.В. Большая книга «Почему?»,  Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: Творческий центр «Сфера», 2002г.

3. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

4. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство-Пресс, 2013г.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста (методическое пособие).- Издательство: Детство-Пресс, 2014г.

Источник:

1) https://infourok.ru/konspekt-po-eksperimentirovaniyu-v-podgotovitelnoy-gruppe-volshebniy-kamen-magnit-1174471.html

2) https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6258

Ход занятия:

I. Организационный момент:

 (Вношу закрытую коробку с  магнитом внутри).

Воспитатель:

— Сегодня в нашу лабораторию принесли очень  интересный  предмет для исследования.  Угадайте,  что это?

(Читаю загадку).

- «Бывает и  маленьким,

Бывает и большим,

Железо  дружит очень с ним,

С ним и слепой, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.»

Дети: Это магнит.

Воспитатель:

- Правильно.

- И мы сегодня в нашей лаборатории познакомиться  с этим  камнем и его свойствами.

Артикуляционная гимнастика «Язычок».

Утром рано язычок встал, выглянул в окошко, почистил зубки, сделал зарядку, причесался, замесил тесто, испек блинчики, намазал их вкусным вареньем, попил чай и побежал гулять.                                                                  

II. Основная часть:

Воспитатель: 

- Проходим в нашу лабораторию. Но сначала давайте вспомним правила поведения и работы в ней.

  1. Нельзя шуметь и толкаться, так как в ней много  хрупких предметов, которые могут разбиться, и вы можете пораниться.

2. Работать надо аккуратно и дружно.

- Как вы думаете, все ли притягивают магниты?

 (Выслушать ответы детей).

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведём исследования, как настоящие учёные.

I. Опыт «Выбрать предметы, которые притягивает магнит».

На подносе у каждого ребёнка лежат: резиновая  игрушка, пластмассовая палочка, металлическая скрепка, гайка, болт, шуруп, гвоздь, деревянный кубик, камень, стерка.

Детям предлагается поднести магнит по очереди ко всем предметам.

C:\Users\Home PC\Desktop\image-15-03-16-10-50.jpeg

Воспитатель:

- Предметы, которые притянутся к магниту, отложите в правую сторону, а те, которые не притянутся  —  в левую.

- Какие предметы притянулись к магниту?

Дети: Металлическая скрепка, гвоздь, гайка, болт, шуруп.

- Почему и из чего сделаны эти предметы?

Дети: Они сделаны из железа.

Воспитатель:

- А почему же остальные предметы не притянулись к магниту?

-Из чего сделаны они?

Дети: Из дерева, пластмассы, бумаги, резины.

C:\Users\Home PC\Desktop\image-15-03-16-10-50-4.jpeg

Вывод:

- Магнит притягивает железные предметы через воздух.

- Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Такие предметы называются магнетическими.

- Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Это немагнетические предметы.

- Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

Воспитатель:

- Дети я принесла вам интересную книгу, в которой рассказано все о свойствах магнита.

(Показываю  книгу, закрытую на замок).

-Дети никто не видел, куда я положила ключ от моего замочка?

(Дети ищут ключ и находят его в банке с водой).

-Как же мне достать ключ, не намочив при этом своих рук?

Дети: Надо взять большой магнит и попробовать с его помощью достать ключ из банки.

(Достаю ключ из банки с водой).

Воспитатель:

- Дети, а теперь вы самостоятельно постараетесь проделать такую же работу и достанете скрепку из своего стаканчика, не намочив рук.

II. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

У каждого ребенка стакан с водой, скрепка и магнит.

 Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне скрепки. После того как они начнут взаимодействовать, медленно двигать магнит по стенке стакана вверх.

C:\Users\Home PC\Desktop\image-15-03-16-10-50-16.jpeg

 Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель:

- Мы узнали, что магнит может притянуть металлические предметы через воздух, воду и стекло. Давайте посмотрим, сможет ли он притягивать вашу скрепочку  через какую-либо другую преграду. У вас на тарелочке лежат бумага, деревянные и пластмассовые пластины и кусочек ткани.

-Положите свою скрепочку на стол и попробуйте поднять ее с помощью своего магнита через каждый из предметов по очереди.

- Кто скажет, что мы узнали из этого опыта.

Вывод: Магнитная сила может проходить через бумагу, ткань, пластик и дерево.

Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик»:

Солнечный мой заинька,       (вытягивать вперед ладошку)

Загляни в окошко.

Солнечный мой заинька,       (ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Чтобы стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.      (следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,          (закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.                     (широко раскрыть глаза)

Воспитатель:

- Я сейчас прочитаю из моей волшебной книге легенду. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте, чтобы потом ответить на сложный вопрос.

(На доске идут картинки по ходу легенды).

Легенда:
В древние времена рассказывали, что есть на краю земли, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы  люди находили камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалёко от горы находился город Магнезия, в котором жили храбрые рыцари. Самым смелым и отважным был рыцарь по имени Магнитолик.  Он носил доспехи, сделанные из железа, и ничего и никого не боялся. Смело Магнитолик  ходил и ездил, где хотел. Только  ни разу не был - возле той горы. Мама рассказала ему, что ни один рыцарь не может  проехать около той горы. Притягивает она их к себе и уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый. Ему было любопытно, что за чудеса скрываются в этом месте. Однажды он поспорил с друзьями , что проедем  мимо той горы и вернется живым и невредимым. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Наш рыцарь был не только храбрым, но еще и очень умным. Он догадался как освободиться и освободил всех рыцарей.

- Какой же способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Дети: Снял доспехи, сделанные из железа.

Воспитатель: 

- Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнессия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса.

На многих языках мира слово "магнит" значит  "любящий" – за способность притягивать к себе, а кусочки камней называют магнитами. В наше время люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

- Дети, а сейчас я предлагаю вам взять сразу два магнита и соединить их. Что же вы видите?

 III. Опыт: «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

У каждого ребенка два магнита.

Поднесите  магниты друг к другу. А теперь переверните один из магнитов другой стороной и снова поднести их друг к другу.

- Что получается?

F:\2016 Жиркова открытое занятие магнит\image-15-03-16-10-50-20.jpeg

Дети: Сначала  магниты отталкиваются, а потом наоборот притягиваются.

 Вывод: У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Одинаковые полюсы отталкиваются, а разные -притягиваются.

Физкультминутка «Магнитные человечки» (под музыку).

Каждому ребёнку раздать синий квадрат и красный круги. Они расходятся по ковру и начинают ходить, проговаривая слова. Когда воспитатель показывает красный круг, это «южный полюс», дети притягиваются к воспитателю спиной, синий круг – это «северным полюсом», то притягиваются к воспитателю животами.

Я и ты, я и ты, мы магнитные человечки,

То влево, а то  вправо поворачиваем  своими плечиками.

По сигналу важному быстро мы пойдем,

Нужный всем нам полюс  дружно мы найдем.

Воспитатель:

 – Молодцы, вы сегодня очень  хорошо работали. Кто сможет мне рассказать, где человек использует магнит?

Дети:

Свойства магнитов человек используются в технике, в быту, в медицине:

-  с помощью магнита поднимают тяжелые грузы на заводах, с речного и морского дна;

- магнитные приборы используют для лечения больных людей;

- они помогают людям ориентироваться, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

- Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.

- Благодаря тому, что они могут  притягивать под водой, их используют при строительстве и ремонте подводных сооружений.

- Люди делают из него украшения: серьги, браслеты, бусы, считая, что магниту присуща лечебная сила, он дает человеку здоровье, успокаивает, придает силы.

Воспитатель:

- Дети, а сейчас я покажу вам еще одно удивительное свойство магнита. Оказывается, магнит может быть художником и рисовать удивительные картины.

(Беру поднос с магнитной стружкой и рисую картину). 

F:\2016 Жиркова открытое занятие магнит\image-15-03-16-10-50-39.jpeg

Воспитатель:

- Мы сегодня очень много узнали с вами о магните и его свойствах, о том, где и как его использует человек.

- Берем компас и  идем  искать клад. Давайте  отправимся в пустыню, где пропало много караванов с сокровищами.  Берите  свой кладоискатель  и в путь.

(Дети идут на ковер, где стоят столы с подносами, в которых спрятаны под манной крупой различные металлические предметы).

C:\Users\Home PC\Desktop\image-15-03-16-10-50-47.jpeg

III. Заключительная часть:

Итог занятия:

- С каким интересным предметом мы сегодня познакомились?

Дети: С магнитом.

- Какие его свойства вы запомнили?

Дети: Это куски железа или стали, которые могут  притягивать металлические предметы. Такие предметы называются магнетическими.

Он обладает магнитной силой, которая  проходит через воздух, воду, стекло, бумагу, дерево, пластик.

У каждого магнита есть два полюса — северный и южный. Одинаковые полюсы отталкиваются, а разные -притягиваются.

Магнит может рисовать.

Воспитатель:

 - Молодцы, вы замечательно поработали.

- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: Магнитная буквы и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительные свойства магнита

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительные свойства магнита"

Программное содержание:- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материал...

"Удивительные свойства магнита"

Конкурсная работа исследовательской деятельности...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»02.04.2014г...

ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"

Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"...