"Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи, развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_magnit_2020g.docx | 542.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Лужниковский детский сад комбинированного вида « Вишенка»
городского округа Ступино Московской области
Конспект
Познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности для детей
с тяжёлым нарушением речи.
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТА».
Воспитатель: Жиркова Надежда Викторовна,
Высшая квалификационная категория.
2020 год
Конспект ООД: «Удивительные свойства магнита».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Воспитательные:
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, дерево).
3. Познакомить с использованием магнита человеком.
4. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие;
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор с интерактивной доской, книга с замком и ключом, стеклянная банка с водой и ключом на дне, поднос с металлической стружкой, подносы, в которых спрятаны по манной крупой различные металлические предметы.
Раздаточный материал: магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, стакан с водой и скрепкой, компас.
Предварительная работа:
Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв».
Используемая литература:
1. Веселова А.В. Большая книга «Почему?», Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: Творческий центр «Сфера», 2002г.
3. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
4. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство-Пресс, 2013г.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста (методическое пособие).- Издательство: Детство-Пресс, 2014г.
Источник:
2) https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6258
Ход занятия:
I. Организационный момент:
(Вношу закрытую коробку с магнитом внутри).
Воспитатель:
— Сегодня в нашу лабораторию принесли очень интересный предмет для исследования. Угадайте, что это?
(Читаю загадку).
- «Бывает и маленьким,
Бывает и большим,
Железо дружит очень с ним,
С ним и слепой, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.»
Дети: Это магнит.
Воспитатель:
- Правильно.
- И мы сегодня в нашей лаборатории познакомиться с этим камнем и его свойствами.
Артикуляционная гимнастика «Язычок».
Утром рано язычок встал, выглянул в окошко, почистил зубки, сделал зарядку, причесался, замесил тесто, испек блинчики, намазал их вкусным вареньем, попил чай и побежал гулять.
II. Основная часть:
Воспитатель:
- Проходим в нашу лабораторию. Но сначала давайте вспомним правила поведения и работы в ней.
- Нельзя шуметь и толкаться, так как в ней много хрупких предметов, которые могут разбиться, и вы можете пораниться.
2. Работать надо аккуратно и дружно.
- Как вы думаете, все ли притягивают магниты?
(Выслушать ответы детей).
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведём исследования, как настоящие учёные.
I. Опыт «Выбрать предметы, которые притягивает магнит».
На подносе у каждого ребёнка лежат: резиновая игрушка, пластмассовая палочка, металлическая скрепка, гайка, болт, шуруп, гвоздь, деревянный кубик, камень, стерка.
Детям предлагается поднести магнит по очереди ко всем предметам.
Воспитатель:
- Предметы, которые притянутся к магниту, отложите в правую сторону, а те, которые не притянутся — в левую.
- Какие предметы притянулись к магниту?
Дети: Металлическая скрепка, гвоздь, гайка, болт, шуруп.
- Почему и из чего сделаны эти предметы?
Дети: Они сделаны из железа.
Воспитатель:
- А почему же остальные предметы не притянулись к магниту?
-Из чего сделаны они?
Дети: Из дерева, пластмассы, бумаги, резины.
Вывод:
- Магнит притягивает железные предметы через воздух.
- Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Такие предметы называются магнетическими.
- Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Это немагнетические предметы.
- Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.
Воспитатель:
- Дети я принесла вам интересную книгу, в которой рассказано все о свойствах магнита.
(Показываю книгу, закрытую на замок).
-Дети никто не видел, куда я положила ключ от моего замочка?
(Дети ищут ключ и находят его в банке с водой).
-Как же мне достать ключ, не намочив при этом своих рук?
Дети: Надо взять большой магнит и попробовать с его помощью достать ключ из банки.
(Достаю ключ из банки с водой).
Воспитатель:
- Дети, а теперь вы самостоятельно постараетесь проделать такую же работу и достанете скрепку из своего стаканчика, не намочив рук.
II. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
У каждого ребенка стакан с водой, скрепка и магнит.
Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне скрепки. После того как они начнут взаимодействовать, медленно двигать магнит по стенке стакана вверх.
Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Воспитатель:
- Мы узнали, что магнит может притянуть металлические предметы через воздух, воду и стекло. Давайте посмотрим, сможет ли он притягивать вашу скрепочку через какую-либо другую преграду. У вас на тарелочке лежат бумага, деревянные и пластмассовые пластины и кусочек ткани.
-Положите свою скрепочку на стол и попробуйте поднять ее с помощью своего магнита через каждый из предметов по очереди.
- Кто скажет, что мы узнали из этого опыта.
Вывод: Магнитная сила может проходить через бумагу, ткань, пластик и дерево.
Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик»:
Солнечный мой заинька, (вытягивать вперед ладошку)
Загляни в окошко.
Солнечный мой заинька, (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Чтобы стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать. (следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза, (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает. (широко раскрыть глаза)
Воспитатель:
- Я сейчас прочитаю из моей волшебной книге легенду. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте, чтобы потом ответить на сложный вопрос.
(На доске идут картинки по ходу легенды).
Легенда:
В древние времена рассказывали, что есть на краю земли, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы люди находили камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалёко от горы находился город Магнезия, в котором жили храбрые рыцари. Самым смелым и отважным был рыцарь по имени Магнитолик. Он носил доспехи, сделанные из железа, и ничего и никого не боялся. Смело Магнитолик ходил и ездил, где хотел. Только ни разу не был - возле той горы. Мама рассказала ему, что ни один рыцарь не может проехать около той горы. Притягивает она их к себе и уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый. Ему было любопытно, что за чудеса скрываются в этом месте. Однажды он поспорил с друзьями , что проедем мимо той горы и вернется живым и невредимым. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Наш рыцарь был не только храбрым, но еще и очень умным. Он догадался как освободиться и освободил всех рыцарей.
- Какой же способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Дети: Снял доспехи, сделанные из железа.
Воспитатель:
- Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнессия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса.
На многих языках мира слово "магнит" значит "любящий" – за способность притягивать к себе, а кусочки камней называют магнитами. В наше время люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
- Дети, а сейчас я предлагаю вам взять сразу два магнита и соединить их. Что же вы видите?
III. Опыт: «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
У каждого ребенка два магнита.
Поднесите магниты друг к другу. А теперь переверните один из магнитов другой стороной и снова поднести их друг к другу.
- Что получается?
Дети: Сначала магниты отталкиваются, а потом наоборот притягиваются.
Вывод: У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Одинаковые полюсы отталкиваются, а разные -притягиваются.
Физкультминутка «Магнитные человечки» (под музыку).
Каждому ребёнку раздать синий квадрат и красный круги. Они расходятся по ковру и начинают ходить, проговаривая слова. Когда воспитатель показывает красный круг, это «южный полюс», дети притягиваются к воспитателю спиной, синий круг – это «северным полюсом», то притягиваются к воспитателю животами.
Я и ты, я и ты, мы магнитные человечки,
То влево, а то вправо поворачиваем своими плечиками.
По сигналу важному быстро мы пойдем,
Нужный всем нам полюс дружно мы найдем.
Воспитатель:
– Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали. Кто сможет мне рассказать, где человек использует магнит?
Дети:
Свойства магнитов человек используются в технике, в быту, в медицине:
- с помощью магнита поднимают тяжелые грузы на заводах, с речного и морского дна;
- магнитные приборы используют для лечения больных людей;
- они помогают людям ориентироваться, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.
- Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
- Благодаря тому, что они могут притягивать под водой, их используют при строительстве и ремонте подводных сооружений.
- Люди делают из него украшения: серьги, браслеты, бусы, считая, что магниту присуща лечебная сила, он дает человеку здоровье, успокаивает, придает силы.
Воспитатель:
- Дети, а сейчас я покажу вам еще одно удивительное свойство магнита. Оказывается, магнит может быть художником и рисовать удивительные картины.
(Беру поднос с магнитной стружкой и рисую картину).
Воспитатель:
- Мы сегодня очень много узнали с вами о магните и его свойствах, о том, где и как его использует человек.
- Берем компас и идем искать клад. Давайте отправимся в пустыню, где пропало много караванов с сокровищами. Берите свой кладоискатель и в путь.
(Дети идут на ковер, где стоят столы с подносами, в которых спрятаны под манной крупой различные металлические предметы).
III. Заключительная часть:
Итог занятия:
- С каким интересным предметом мы сегодня познакомились?
Дети: С магнитом.
- Какие его свойства вы запомнили?
Дети: Это куски железа или стали, которые могут притягивать металлические предметы. Такие предметы называются магнетическими.
Он обладает магнитной силой, которая проходит через воздух, воду, стекло, бумагу, дерево, пластик.
У каждого магнита есть два полюса — северный и южный. Одинаковые полюсы отталкиваются, а разные -притягиваются.
Магнит может рисовать.
Воспитатель:
- Молодцы, вы замечательно поработали.
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: Магнитная буквы и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительные свойства магнита
Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительные свойства магнита"
Программное содержание:- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материал...
"Удивительные свойства магнита"
Конкурсная работа исследовательской деятельности...
Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»
Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»02.04.2014г...
ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....
Конспект НОД по экспериментированию " Удивительные свойства магнита"
Занятие для детей старшей группы...
Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"
Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"...
- Мне нравится (1)