Кружок экологического направления «Юный цветовод» для детей 5-7 лет.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetovod.docx | 359.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Детское Образовательное Учреждение
Детский сад №171 «Черничка»
адрес: 630068 г Новосибирск, Пихтовая, 2Б
телефоны:7 (383) 327-10-30 ,7 (383) 327-10-55
сайт :ds-171.nios.ru email:ds_171_nsk@nios.ru.
Кружок экологического направления «Юный цветовод»
для детей 5-7 лет.
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Разумцева.В.А.
Новосибирск 2018г.
Содержание
1.Потребности МКДОУ в разработке плана кружка « Юный цветовод»…….3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2. Содержание программы по работе кружка…………………………….......5
1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………………7
2. Тематическое планирование………………………………………………….8
2.1.Принципы построения педагогического процесса…………………………9
2.2 Методы и приемы обучения…………………………………………………9
2.3. Способы проверки результативности…………………………………….11
2.4. Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники…11
2.5. Направления работы……………………………………………………......12
3. Паспорт комнатных цветов в детском саду………………………………..14
Приложение……………………………………………………………………..21
Список рекомендуемой литературы…………………………………………...36
«… Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы в его доме и рядом с ним всегда цвели цветы, дающие радость ему и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости.»
Сухомлинский В. А.
1.Потребности МКДОУ в разработке плана кружка « Юный цветовод»
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Новосибирской области;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
Таким образом актуальность заключается в том, что:
- выполняет государственный заказ по обеспечению пред школьной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.
1.1.Пояснительная записка
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологическое воспитание - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Актуальность экологического воспитания на сегодняшний день очевидна. Много бед у Земли и у природы:
- ядерные пожары,
- эрозия,
- засоление почв,
- заболевания,
- искушение,
- загрязнение,
- опустынивание.
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает всё большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным к этой цели, постоянно растёт. В связи с этим необходимы знания по уходу за комнатными растениями, разъяснения об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде.
Научные исследования, проведённые в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35%. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют её во много раз меньше, чем поглощают днём.Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух. Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды ,озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т. д.
Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания и размножения, получение навыков ухода за растениями. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т. е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, невозможно правильно организовать озеленение помещений. Основной идеей построения программы кружка «Юный цветовод» является углубление знаний обучающихся о разнообразии декоративных растений
1.2. Содержание программы по работе кружка
Программа кружка включает занимательный материал о растениях, проблемно-поисковую деятельность;
Цели: формирование практических природоохранительных умений применения растений; знакомство со способами ухода и размножения.
Задачи программы кружка:
- учить выращивать комнатные растения, размещать их в домашнем интерьере; развивать эстетический вкус;
- воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу;
- развивать внимание, речь, наблюдательность, мелкую моторику рук;
- учить видеть красоту окружающей природы, беречь её.
- дать детям представления о строении растений и его семени;
- познакомить с разновидностями растительного мира;
- познакомить с микроскопом и его работой;
- дать знания, как и чем, питается растение;
- дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений;
- познакомить с комнатными растениями и их разновидностями;
Задачи по сенсорному воспитанию.
1. Повышать сенсорную чувствительность.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и явления природы.
4. Называть материалы, используемые для работы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки, формирование эстетического отношения детей к окружающему, развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать прекрасное;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках.
Задачи по обучению технике работы по ручному труду:
1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами
, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.
4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук.
5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению художественных задач.
6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими руками.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.
5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.
Задачи осуществляются в блоке совместной и индивидуальной деятельности вне занятий, на занятиях по развитию речи в разделе "Ознакомление с окружающим миром", а также в работе с родителями.
1.3.Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы обучающиеся должны знать:
- строение декоративных растений;
- особенности содержания растений в комнатах;
- способы ухода за растениями;
- основные способы размножения растений;
- жизненные формы растений;
- ассортимент комнатных и декоративных растений;
- правила размещения растений в комнате и на клумбе;
- способы защиты от вредителей;
уметь:
- готовить земельную смесь для посадки растений;
- высаживать растения в приготовленную почву;
- подбирать вазоны для растений;
- классифицировать растения;
- выращивать цветочную рассаду.
Учебный план занятий кружка "Юный цветовод"
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 28 |
Проводятся во второй половине дня в форме занятия по 20-30 минут, один раз в неделю. Результаты полученных знаний детьми, посещающих кружок, проверяются на итоговом занятии.
2. Тематическое планирование
месяц |
|
|
Сентябрь | 1 Я садовником родился. 3.Сбор семян цветов. 4.Подготовка земляной смеси для посадки цветов. | игра пр. занятие пр. занятие |
Октябрь | 1.Здравствуй цветок (знакомство с комн.растенияим). 3.Посадка черенков растений. 4.Сбор природного материала для цв. композиций. | наблюдение пр. занятие экскурсия |
Ноябрь |
2. Цветики-цветочки. 3-4.Подготовка цветочных композиций из природного материала и сухоцветов. | Пр. беседа |
Декабрь | 1.Роль комнатных растений в жизни человека. 2. Легенды и предания о цветах. 3. Цветочный калейдоскоп. | беседа беседа конкурсная программа |
Январь |
2. Мой цветок (этапы развития растения в рисунке). 3. Цветы и живопись. | пр. беседа демонстрация картин |
Февраль |
2. Цветы на клумбе. 3.Альпийская горка. 4.Узнай меня |
аппликация беседа игра |
| 1.Уход за комнатными цветами в школе. 2.Условия ухода за комнатными растениями. 3. Цветы в природе. | Пр.занятие наблюдение беседа |
Апрель | 1.Подготовка земляной смеси к посадке семян цветов. 2.Посадка семян цветов. 3.Опасные для здоровья комнатные растения. 4.Уход за рассадой. | пр. работа пр. работа пр .беседа пр. работа |
Май | 1.Первоцветы. 2.Подготовка клумбы к посадке цветочных культур. 3.Посадка цветов в открытый грунт. 4.Итоговое занятие «Чему я научился». | наблюдение пр.работа пр.работа пр.занятие |
Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
2.1.Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
2.2 Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
4.Эмоциональные: ситуации успеха, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
5.Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
6.Социальные: развитие желания быть полезным обществу, знание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
7.Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.
В своей работе использую современные образовательные технологии, направленные на развитие творческих способностей учащихся:
- игровые технологии;
- создание проблемных ситуаций;
- решение творческих задач;
- мозговой штурм;
- работа в группах, динамических парах;
- проведение конференций, практикумов;
- организация и проведение выставок.
При реализации программы используются групповая и индивидуальная формы обучения.
2.3. Способы проверки результативности
- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- наблюдение;
- результативное участие в конкурсах;
- заинтересованность учащихся, сохранность контингента.
- диагностика
2.4. Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.
- Тщательная влажная уборка помещения;
- Проветривание;
- Соблюдение режима обучения и перерывов;
- Проведение занятий по технике безопасности.
3. Направления работы:
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что изменилось?»; «Найди такое же»; «Угадай растение по описанию»; «Опиши, я отгадаю»; «Чего не стало?»; «Найди растение по названию»; «Что сначала, что потом?», «Необычные цветы»; «Цветочный магазин».
Сюжетно-ролевые игры: «Цветовод»; «День рождения»; «Цветочный магазин»; «Семья».
Познавательное развитие: «Комнатные растения – наши друзья»; «Цветущие растения»; «Учусь ухаживать за комнатным растением», Беседа: «Комнатные растения – друзья или враги?»; «Растения в нашей жизни»; «Помоги растениям»; «Расскажи Незнайке о комнатных растениях»; «Уход за комнатными растениями».
Решение проблемных ситуаций: «Если долго не поливать цветы – листочки увядают, цветы падают».
Беседы – обсуждения: «Что необходимо растениям для жизни?»; «Как поливать комнатные растения?»; «Как дети с родителями заботятся о комнатных растениях?»; «В каких случаях дарят цветы?».
Экскурсия по экологическим уголкам в других группах, по детскому саду.
Коммуникация: Заучивание и чтение стихотворений о растениях; Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме; Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений.
Художественно-эстетическое развитие: Изготовление цветов из бумаги; Аппликация «Цветы для мамы». Рисование красками, карандашами, мелками комнатных растений; Пластилинография «Любимые цветочки»; Конструирование цветов из мозаики.
Музыка: Прослушивание муз.произведений « П.И.Чайковского»: «Вальс цветов» и «Времена года».
Физическое развитие: Подвижные игры: «Собери цветок из лепестков»; «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Волшебная палочка»; «Укрась цветами ковёр».
Упражнения на дыхание: «Подуем на цветок», «Согреем цветок своим дыханием»
Труд: Работа в «уголке природы» по уходу за комнатными растениями.
Работа с родителями: выращивание цветов для группы.
Предметно-развивающая среда: Озеленение группы, приёмной.
3.Паспорт комнатных цветов в детском саду
Картотека комнатных растений в детском саду
ФИКУС
Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.
Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей
Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.
Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.
Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.
Размножение: Верхушечными черенками
ФИАЛКА
Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.
Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.
Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.
Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %). Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.
Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.
Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.
АМАРИЛИС
Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.
Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.
Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.
Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.
Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя
Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.
ХЛОРОФИТУМ
Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.
Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.
Влажность: Умеренная.
Пересадка: Весной, по мере необходимости.
Полив: Обильный, зимой умеренный.
Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.
Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.
ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)
Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.
Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.
Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.
Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.
Пересадка: По мере необходимости весной.
Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.
Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.
КОЛЕУС
Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.
Температура: Зимний минимум 15°С.
Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.
Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.
Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.
Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы
Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.
САНСЕВИЕРИЯ
Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.
Температура: Зимний минимум 14°С.
Влажность: Устойчива к сухому воздуху.
Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.
Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже). Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.
Питание: Летом регулярно подкармливайте.
Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму). Семенами редко.
МОНСТЕРА
Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами
Температура: Зимний минимум 15°С.
Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.
Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.
Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.
Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.
Размножение: Черенками; воздушными отводками.
АЛОЭ
Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.
Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.
Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.
Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.
Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца).
Питаниe: Подкармливайте летом изредка.
Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему); семенами весной.
ДРАЦЕНА
Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.
Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.
Влажность: Регулярно опрыскивайте листья. D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.
Пересадка: Весной, по мере необходимости.
Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.
Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.
Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений); кусочками стебля, семенами.
БЕГОНИЯ
Температура: Умеренная
Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.
Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды
Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания
Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.
Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой
Приложение
Строение декоративных растений.
Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.
Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.
Особенности содержания комнатных растений.
Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.
Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.
Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.
Уход за комнатными растениями.
Пересадка и перевалка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Подвязка и купание растений.
Комнатное цветоводство:
Занятие 1. ≪Зелёные спутники человека - кто они?≫
Цель - дать дошкольникам общее представление о комнатных растениях
и их роли в жизни человека. Проводится в виде беседы. Речь идёт в основном
о том, зачем люди выращивают комнатные растения, какую роль они играют
в жизни человека (санитарно-гигиеническая, экологическая, эстетическая),
почему их называют ≪зелёными спутниками≫, ≪зелёными друзьями≫ и т.д.
На этом занятии используются отрывки из научно-популярной
литературы о комнатных растениях.
Занятие 2. ≪Откуда эти пришельцы?≫
Цель - познакомить детей с историей комнатного цветоводства.
Занятие начинается мини-лекцией об истории возникновения этого
увлечения людей. Затем беседа о происхождении комнатных растений, о тех
странах и континентах, откуда они были в то или иное время завезены.
Следует особо остановится на истории возникновения комнатного
цветоводства в России, рассказать о состоянии комнатного цветоводства в
наши дни.
На занятии целесообразно использовать карты мира или глобус. На них
булавками с крошечными флажками обозначить те места, откуда к нам были
привезены ≪зелёные путешественники≫.
Занятие 3. ≪Многообразие комнатных растений≫
Цель - познакомить учащихся с основными группами комнатных
растений. Занятие желательно организовать в форме экскурсии. Местом
проведения её могут быть цветочная теплица, оранжерея, хороший
школьный кабинет биологии с достаточно большой коллекцией комнатных
растений.
Знакомить ребят лучше не с отдельными видами, а с группами
растений (такой подход не создаёт перегрузки памяти и более научен),
например рассказать о всех имеющихся лилейных ( амариллис, лилия
амазонская, кливия и др.), затем о бегониевых (красивоцветущая, металлика,
голая, лотосовидная и др.), кактусовых и т.д.
На этом же занятии можно познакомить дошкольников с отечественной
литературой по комнатному цветоводству, выяснить какие издания есть у
ребят дома, что можно приобрести в книжных магазинах, взять в школьной и
детских библиотеках для более детального изучения многообразия
комнатных растений.
Занятие 4. ≪Как узнать в лицо ≪зелёного друга?≫
Цель - познакомить дошкольников с некоторыми приёмами определения
комнатных растений. Эта работа предполагает знакомство ребят со
специальными определителями. Но их, к сожалению, пока нет. Можно
провести такое занятие, используя научно-популярную литературу с
хорошими цветными иллюстрациями, наборы открыток по некоторым
группам комнатных растений, а также недавно вышедшие справочники и
энциклопедии.
В книгах учитель найдёт достаточно подробное описание тех или иных
растений, их изображение. Это поможет ребятам научиться узнавать любое
растение в школьной коллекции, а затем и за её пределами, правильно
запомнить название, сделать необходимые записи в рабочей тетради.
Руководителю следует также найти подборку журнала ≪Цветоводство≫,
где печаталась специальная страничка ≪Энциклопедия комнатных растений≫.
Этот справочный материал хорошо иллюстрирован и может помочь в
определении растений.
Занятие 5. ≪Получите, друзья, документы!≫
Цель - провести первичную работу по систематизации коллекции комнатных растений. Занятие проводится в виде практической
работы, для которой используются записи и зарисовки, сделанные на
предыдущем занятии, а также названная выше литература.
Воспитатель объясняет смысл работы, демонстрирует образцы этикеток и
паспортов. Затем выдаёт необходимый для работы материал - бумагу
(полуватман или белый картон), тушь или цветные фломастеры, карандаши,
линейки и т.д., сообщает оптимальные размеры этикеток и паспортов,
определяет для каждого 1 растение, которым тот должен выдать
≪документ≫.
После выполнения этой работы обсуждаются способы крепления
этикеток. Выполненные этикетки прикрепляются к соответствующим
растениям. Работу с паспортами дети могут завершить дома.
Занятие 6. ≪Мы тоже живые!≫
Цель - познакомить учащихся с основными физиологическими
процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее
целесообразный метод проведения работы - микролекция с демонстрацией
опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма.
Кроме вопросов дыхания и питания комнатных растений,
предусмотренных программой, можно рассмотреть процесс испарения
листьями воды. Надо подробно рассказать о значении этих процессов для
самого растения, а также для человека.
Занятие 7. ≪Кому где лучше живётся...≫
Цель - познакомить ребят с основными принципами размещения
комнатных растений, Методы - беседа и практическая работа. Беседу
целесообразно начать, опираясь на знания ребят, полученные ими на первом
занятии. В связи с происхождением того или иного комнатного растения
уточняются его экология и требования к условиям обитания. Производится
группировка растений по сходным условиям, а затем их размещение.
Можно построить занятие по-иному начать с рассказа о
существующих способах размещения комнатных растений (географический,
систематический, ландшафтный и др.), а затем вместе с учениками выбрать
наиболее приемлемый, учитывающий условия помещения или особенности
коллекции.
Занятие 8. ≪Понемногу, но каждый день!≫
Цель - дать детям представление о приемах систематического
ухода за комнатными растениями. Основной метод проведения занятия -
рассказ учителя с демонстрацией приёмов ухода за комнатными растениями
(полив, рыхление почвы в горшке, удаление сухих листьев, опрыскивание).
После этой части занятия - практическая работа. Растения коллекции
распределяются между детьми, и учащиеся выполняют все необходимые
приемы.
Занятие 9. ≪Изредка, но обязательно!≫
Цель - познакомить ребят с приёмами периодического (или
эпизодического) ухода за комнатными растениями. Построить занятие можно
по тому же принципу, что и предыдущие: сначала рассказ с демонстрацией
приёмов ухода, затем практическая работа учащихся.
Воспитатель рассказывает о подкормке растений (как правило, один раз в
месяц); формировании кроны (по необходимости); ≪бане≫, т.е. генеральной
гигиенической обработке (еженедельно); очистке растений от вредителей (по
мере необходимости), а также обо всех работах по посадке, пересадки и
перевалки растений (1-2 раза в год, весной и осенью). Все виды пересадок на
этом занятии можно не демонстрировать.
Занятие 10. ≪Растениям тоже нужен доктор!≫
Цель - рассказать юным цветоводам о возможных нарушениях
нормальной жизнедеятельности растительного организма. Рассказ можно
разделить на две части. В первой излагается материал о заболеваниях,
вызванных нарушениями в обмене веществ. Это чаще всего связано с
неполным питанием, т.е. отсутствием в почве того или иного компонента
(Са, К и др.). Причину таких заболеваний обычно установить трудно, а ещё
труднее устранить. Тем не менее основные причины таких заболеваний надо
знать.
Вторая часть рассказа - о вредителях комнатных растений. Даются
названия вредителей, описывается внешний вид, место расселения,
наносимый вред, меры профилактики и способы устранения.
После теоретической части идёт практическая работа: осмотр
коллекции, выявление пораженных растений, их лечение и размещение в
карантинном помещении. Обсуждаются причина заболевания, способы
лечения. Можно пригласить на это занятие для консультации
профессионального цветовода.
Занятие! 11. ≪Как улучшить условия растениям, условия жизни?≫
Цель- подготовить дошкольников к важной составной части ухода за
комнатными растениями - полной или частичной смене почвы в цветочных
вазонах. На данном занятий ребята ознакомятся существующими видами
сменами почвы - пересадкой, перевалкой, выясняют, чем они отличаются
между собой и какими показателями определяется вид работы. Рассказ
воспитателя сопровождается демонстрацией основных приемов. Отдельно
обсуждается способ посадки молодых черенков. Если к этому времени уже
есть подготовленный материал, целесообразно показать приемы работы:
Занятие 12. ≪Откуда растения берут пищу?≫
Цель - рассказать ребятам об основных видах почв, используемых для
комнатных растений, и способах подготовки земляных смесей. Метод работы
- рассказ с демонстрацией. Из наиболее важных для растений видов почв следует назватьперегной, песок, а так же компостную, дерновую, листовую и торфяную
землю.Смеси можно составлять прямо на занятиях, используя информацию о
требованиях к почве каждой группы растений из соответствующей
литературы. Занятия 13 и 14. ≪Переселим земляных друзей!≫
Цель- дать учащимся практические умения и навыки по одному из
эпизодических видов ухода за комнатными растениями - пересадке.
Основная форма проведения занятия - практическая работа. Она требует
серьезной подготовки, которая состоит из нескольких этапов: 1- домашняя
работа с литературой (выписки о составах земляных смесей для конкретных
групп растений); 2- подготовка смесей в кабинете; 3- осмотр коллекций и
выявления растений, которым необходима пересадка или перевалка, подбор
соответствующей посуды; 4- выполнение самого процесса пересадки.
Посадку укоренившихся черенков можно провести на отдельном занятий.
Занятие15. ≪Цветы и искусство≫
Цель- эстетическое воспитание дошкольников. Форма проведения -
беседа, которая может сопровождаться различными демонстрациями.
Содержание беседы зависит от выбора учителя. Мы предлагаем беседу,
состоящую из трех частей: в первой целесообразно побеседовать с ребятами
о значении красоты вообще для человека и о том, какое место в его жизни
могут занимать цветы; вторая часть беседы логически связана с первой -
учитель вспоминает, какие легенды и предания о цветах дошли до наших
дней; затем идет рассказ о цветах в живописи, который иллюстрируется
репродукциями известных картин или картинами местных художников. Здесь
же можно рассказать об искусстве дарить цветы и их аранжировке.
В заключений беседы демонстрируются отдельные приемы икебаны.
Занятие 16. ≪Цветоводство как хобби≫
Цель- продолжить разговор о цветоводстве как источнике познания
мира и эстетического наслаждения для человека. Конкретно разговор идет о
комнатном цветоводстве как особом увлечений.
Форма занятий различная, желательно пригласить на встречу с ребятами
местного цветовода-любителя, который может рассказать о своем увлечений
и показать какую-то часть своей коллекций. Ещё интереснее, договорившись
заранее, провести занятие у цветовода дома, где ребята не только увидят всю
коллекцию, но и зримо представят себе всю работу по комнатному
цветоводству.
И здесь, наш взгляд, совсем неважно, чем увлекается цветовод - кактусами,
лилиями, фиалками или бегониями. Дети должны уяснить, понять, какую
радость и наслаждение приносит человеку такая работа.
Занятие 17. ≪Подведём итоги...≫
Цель- обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной
работы.
Построить занятие можно по-разному. Один из вариантов - предложить
ребятам подготовить тематические рефераты. Тогда итоговое занятие
приобретёт несколько официальный характер и будет похоже на
заключительную конференцию. Но более целесообразно придать этому
последнему занятию неофициальный характер и провести его за чашкой чая.
Накрыть стол, поставить самовар и за чаем в непринужденной обстановке
поделиться своими впечатлениями. Обсудить, что было самым интересным и
запоминающимся, что понравилось не очень, чем ещё можно было бы
заняться в ходе работы с комнатными растениями.
Диагностика по экологическому воспитанию дошкольников .
Задание «Растительный мир»
Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.
Материал: картинки с разными растениями.
1. Посмотри на картинку, на которой нарисованы цветы и скажи, чем
они отличаются.
2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Какие цветы тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь растений при смене времён года.
Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Цветы на клумбе», «Комнатные растения».
Задания: 1. Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
2. Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
3. Какого цвета листья зимой зимой?
4. Как проводят зиму цветы?
5. Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом,
осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том как меняются растения в разное время года.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на
картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
Отношение к природе.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашалось двое детей, и каждому из них предлагалось заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Результаты обследования детей были занесены в протоколы (приложения 1,2).
Распределение результатов констатирующего эксперимента детей экспериментальной группы по уровням представлено в таблице 1.
Результаты на начало года ведения кружковой работы %
Таблица 1
Уровень Задание | Высокий | Средний | Низкий |
1. Растительный мир | |||
2. Отношение к природе | |||
3. Трудовые навыки |
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает следующее:
диаграмма
-по первому блоку заданию – о представлении о природе (живой и неживой) – % детей имеют высокий уровень,
% детей имеют средний уровень и % детей имеет низкий уровень;
-по второму блоку заданий – об отношении к природе – % детей имеет высокий уровень, % детей имеют средний уровень и % детей имеет низкий уровень;
-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – % детей имеет высокий уровень, % детей имеет средний уровень и % детей имеет низкий уровень.
Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в основном в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.
Распределение результатов констатирующего эксперимента детей контрольной группы по уровням представлено в таблице 2.
Результаты на конец года ведения кружковой работы, %
Таблица 2
Уровень Задание | Высокий | Средний | Низкий |
1 Растительный мир | |||
2 Отношение к природе | |||
3 Трудовые навыки |
Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает следующее:
-по первому блоку заданию – о представлениях о природе (живой и неживой)– % детей имеют высокий уровень, % детей имеют средний уровень и % детей имеет низкий уровень;
-по второму блоку заданий – об отношении к природе – % детей имеет высокий уровень, % детей имеют средний уровень и % детей имеет низкий уровень;
-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – % детей имеет высокий уровень, % детей имеет средний уровень и % детей имеет низкий уровень.
Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников контрольной группы представлены на рисунке 2.
диаграмма
Таким образом, по данным рисунка 2 можно сделать вывод, что в основном в контрольной группе преобладает __________ уровень развития экологических представлений дошкольников.
Следовательно, можно сделать вывод, что в целом дошкольники из экспериментальной группы показали _________уровень развития экологических представлений.
Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников.
Список рекомендуемой. литературы
- Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.
- Жизнь растений / под ред. Фёдорова А.А. – М.: Просвещение, 1998.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.
- Комнатные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с франц. И. Крупичевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
- Т.М.Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет"
- Н.А.Рыжова "Наш дом - природа"
- И.Белавина, Н.Найденская "Планета - наш дом"
- Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"
- Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"
- Д. М. Бабин «Мир комнатных цветов», Миринда, 2001 год.
- - Н. В. Доронина «Композиции из комнатных растений». М.,
- ЗАО «Фитон», 2005 год.
- - Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2009.
- Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» / С.Н. Николаева. – М., 2011.
- Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. – М., 2014.
- Николаева, С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика синтез, 2014.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. –336с.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.
- Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
- Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20. «Атлас комнатных растений. 400 популярных видов». М. Эксмо, 2005 год.
- Источник: http://doshvozrast.ru/roditeli/roditeli08.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок туристско-краеведческой направленности "Юный турист"
Мной была составлена программа кружка. Она предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет. Структурно программа составлена так, что в ней присутствуют все необходимые элементы. ...
ОТЧЕТ о результатах работы кружка экологической направленности «Юный эколог» за 2015-2016 учебный год
ОТЧЕТ о результатах работы кружка экологической направленности «Юный эколог» за 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа дополнительного образования кружок технической направленности «Юный конструктор»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Дополнительная программа экологической направленности "Юный агроном" для детей 4-5 лет
Дополнительная программа...
Проект по трудовому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Юные цветоводы»
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и заботиться. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не...
Проект по трудовому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Юные цветоводы»
Цель: Создание условий по формированию первоначальных трудовых навыков и умений в посадке цветов и уходе за ними у детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...