Методическая разработка по познавательному развитию детей 6–7 лет средствами современных технологий с использованием ИД
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Худотеплова Юлия Сергеевна

Методическая разработка посвящена проблеме использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Демонстрируются возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста.

Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, а также представляет интерес для родителей дошкольников.

Условия применения:

• Контингент детей старшего дошкольного возраста.

• Методика разработана с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, Н. Н. Хоменко).

Пояснительная записка

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных (ИКТ) и интерактивных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраиваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим становится актуальным развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных технологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образовательную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информации, воспринимать ее, запомнить. И одно из требований к выпускнику, включенным в ФГОС дошкольного образования, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.

Различным психолого-педагогическим аспектам использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности детей дошкольного возраста посвящены исследования отечественных и зарубежных специалистов (Горвиц Ю. М., Зворыгина Е. В., Новоселова С. Л., Михалева М. Д., Парамонова Л. А., Погожина И. Н., Тихомиров О. К., Нелсон С., Фойц С.). Они доказали, что благодаря применению информационно-коммуникационных технологий на занятиях, дети овладевают умениями оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей конструктивной деятельности, обеспечивается возможность для развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально – коммуникативных навыков.

В современной педагогике существует еще одна технология способная активизировать познавательное развитие детей – это технология ОТСМ – ТРИЗ. Интеграция методов ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ способствует формированию зачатков теоретического мышления, творческого воображения, способов обработки любого теоретического потока, развитию умений преобразовывать объекты, а также помогают педагогу идти в ногу со временем и отвечать интересам современных детей.

Поэтому целью методической разработки является – повысить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами современных технологий с использованием интерактивной доски.

Из цели вытекают следующие задачи:

- развитие любознательности, творческой активности детей, воображения, образного мышления;

- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

- овладение навыками работы с интерактивной доской.

Работа с детьми по использованию интерактивных технологий базируется на следующих принципах:

• принцип наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию.

• принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря работе с интерактивной доской дети, которые обычно не отличались высокой активностью в непосредственно образовательной и совместной деятельности, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

• принцип систематичности и последовательности. Предполагает, как организацию познавательного материала, так и систему действий обучаемого по его усвоению: восприятием с экрана, разъяснением воспитателя, самостоятельной работой.

• принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

• принцип целостности. Предполагает формирование у детей обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации.

Система работы по реализации данной цели предполагает поэтапную, последовательную реализацию модели интеграции инновационных технологий в работе c детьми дошкольного возраста. Условно можно выделить ряд этапов. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, имея свою цель, задачи, методы реализации.

1 этап – погружение ребенка в сюжет игры путем создания игровой мотивации, период подготовки - через беседы, игровые тренинги, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений).

В соответствии с целями обучения и воспитания непосредственно-образовательную деятельность необходимо конструировать так, чтобы она учитывала особенности возраста и отвечала следующим требованиям:

1. Активизация образовательной деятельности обязательно должна быть реализована через постановку познавательной задачи – правильного выбора мотива.

2. Занятие должно помочь ребенку овладеть навыками работы с интерактивной доской.

3. Процесс обучения должен в достаточной мере удовлетворять любознательность ребенка и его потребность в мыслительной деятельности.

4. На занятии должна поддерживаться атмосфера непринужденного речевого общения.

Медиа занятия имеют свои методические возможности и преимущества:

• повышают эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, что значимо для детей дошкольного возраста;

• повышают мотивацию к учебной деятельности за счет привлекательности, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

• развивают наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки дошкольников.

На данных медиа занятиях в передаче и усвоении образовательной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

1. Интерактивная доска органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. ИКТ и ОТСМ – ТРИЗ технологии дополняют традиционную технологию обучения и воспитания. Содержат в себе четко структурированную образовательную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом данные технологии органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью педагога и воспитанников, расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения.

Психолого - педагогические требования к работе с интерактивным оборудованием:

При подготовке к занятиям с использованием ИКТ должны учитываться санитарно эпидемиологические правила и нормы, по которым общая продолжительность занятий должна составлять не более 25 – 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста.

Материально-техническое оснащение состоит из:

• Комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер с программой SMART Noteboоk, звуковые колонки.

• Интерактивная доска «Smart Board».

Информационно-методическая обеспечение: литература, программы, методики.

Данное методическое пособие является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской, подходит как для индивидуальных, подгрупповых, так и фронтальных занятий с детьми 5-7 лет. Игротека может быть самостоятельным дидактическим пособием, или быть включенной в качестве отдельной игры в образовательную деятельность с дошкольниками. Пособие реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников. В разработке адаптированы методы и приемы технологии ОТСМ - ТРИЗ в информационно – коммуникативных технологиях.

Мультимедийная разработка под названием «Познайкин мир». Включает шесть игр «Путешествие с Умняшкой», «Игры в стране имен признаков», «Поиграем с царицей загадкой», «Маленький исследователь», «Поиграем с волшебниками», «Поработаем с матрицами».

Рекомендации к мультимедийной разработке «Познайкин мир»

«Путешествие с Умняшкой»

Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением.

Инструкция

1. Открыть 1 страницу SMART Notebook.

2. Игра начинается с ознакомления с игровым персонажем Мышкой, которая приглашает детей в путешествие. Мышонок предлагает отгадать загадки про анализаторы.

Взрослый читает загадки. Проверить правильность ответа, надо отодвинуть шторку на экране.

3. Рассмотрите и разложите объекты по признаку форма.

Дети выбирают объект, и кладут его в нужный ящик.

4. Какие животные спрятались в лесу? Какой из имен признаков вам подсказал?

Проверить правильность ответа, надо отодвинуть шторку на экране.

5. Что нам расскажет про животных имя признака (Звук? Что происходит с

животными с (Изменением во времени? Какие еще имена признаков помогут рассказать о животных? Дети нажимают на значок звука и прослушивают звуки животных.

6. Составить описательный рассказ о животном. Ребенок выбирает признаки, выставляет их на дорожку и составляетописательный рассказ о животном, которого он выбрал.

7. Маленькому исследователю все интересно, сколько весит медведь, а сколько перышко? Тебе необходимо определить в парах, какой предмет легче и отметить знаком > ,< ,=. Ребенок с помощью карандаша пишет знаки в клеточки > ,< ,=.

8. Рефлексия. - Что мы делали? Для чего мы это делали? Как мы это делали?

«Игры в стране имен признаков»

Цель: закрепление имен признаков и значений признаков.

1. Открыть 1 страницу SMART Notebook.

2. Раскрасить платья так, чтобы одно из них стало одноцветным, а другое -

многоцветным. Назвать имя признака. Ребенок с помощью пера раскрашивает. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

3. В первую вазу поставь цветы холодных оттенков, а во вторую все теплые. Раскрась вазы. Ребенок перемещает цветы в соответствии с заданием. С помощью пера раскрашивает вазы.

4. Обвести объекты, которые могут быть горячими, в красный цвет, а холодные - в синий. Назвать имя признака. Работа с пером. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

5. По какой дорожке пошел волк и Красная шапочка? Назвать имя признака.

Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

6. Подумать, какой вид сверху соответствует этой пирамидке? Соедини с пирамидкой. Назвать имя признака. Работа с пером. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

7. Дорисуйте и раскрасьте объекты. Назвать имя признака. Работа с пером и заливкой. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

8. «Кто где живет» (домашние и дикие животные). Нарисовать животным дорожки к своим домикам. Назвать имя признака. Работа с пером. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

9. Определите, какой объект самый тяжелый, какой самый легкий. Расставить их.

Пофантазируйте с детьми, что произошло бы на планете Земля, если бы исчез этот признак. Назвать имя признака. Ребенок двигает и расставляет объекты. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

10. Поставьте при помощи стрелок чайную посуду на стол, столовую на шкаф, кухонную на плиту. Назвать имя признака. Работа с пером. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

11. Посмотрите на картинки. По какому признаку разделены объекты. Назвать имя признака. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

12. Что за чем следует? Расставь картинки по порядку. Кто самый старший: Алеша, папа или дедушка? Кто самый младший? Показать стрелочкой: кому из них может быть 7,70,27 лет. Назвать имя признака. Ребенок двигает и расставляет объекты. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

13. В доме на каждом этаже живут такие жильцы: плюс, минус, равно. На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. Они поссорились и не хотят жить друг под другом. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет плюс, в средней комнате живет минус. Подскажите, кто живет в последней комнате? Заселите жильцов так, чтобы они не повторялись и стояли иначе, чем в предыдущем этаже, т. е. каждый этаж должен отличаться от другого ряда. Назвать имя признака. Работа с пером. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

14 Рефлексия. - Что мы делали? Для чего мы это делали? Как мы это делали?

«Поиграем с царицей загадкой»

Цель: усвоение детьми способов составления сравнений объектов, с выделением характерных признаков.

1. Открыть 1 страницу SMART Notebook.

2. Угадайте объект по признакам. Есть части (туловище, крылья, лапы, голова, глаза, усы, цвет (коричневый, размером (больше комара, но меньше бабочки). Кто это?

Ребенок касается признака. Проявляются закодированные значения имени признака. Ребенок «читает» и озвучивает получившуюся загадку. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

3. Угадайте объект по признакам. По форме – круглая, по цвету – желтая, по вкусу сладкая, как морковка, место – растет на грядке. Что это может быть?

Ребенок касается признака. Проявляются закодированные значения имени признака. Ребенок «читает» и озвучивает получившуюся загадку. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

4. Угадайте объект по признакам. По цвету - желтый, по форме - овальный, по размеру - большой, по весу - легкий, как перышко. Ребенок касается признака. Проявляются закодированные значения имени признака. Ребенок «читает» и озвучивает получившуюся загадку. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

5. Угадайте объект по признакам. По цвету - желтый, большой, состоит из круга и линий, находится вверху, горячий как чай. Что это? Ребенок касается признака. Проявляются закодированные значения имени признака. Ребенок «читает» и озвучивает получившуюся загадку. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

6 ,7 Угадайте объект по признакам. Ребенок касается признака. Проявляются закодированные значения имени признака. Ребенок «читает» и озвучивает получившуюся загадку. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

8. Угадайте объект по признакам. Дети «читают» модель загадки. Проверить правильность ответа – «лопнуть» шарик.

9. Рефлексия. - Что мы делали? Для чего мы это делали? Как мы это делали?

«Маленький исследователь»

Цель: Освоение детьми способов морфологического анализа. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей.

1. Открыть 1 страницу SMART Notebook.

2. Здравствуй, мой юный друг! Я мышонок Умняшка любитель приключений. Я продолжаю свое путешествие по миру. И вновь набираю команду. Присоединяйся! Сегодня мы будем путешествовать на транспорте, который ты должен построить, используя матрицу. Ребенок набирает нужное количество геометрических фигур, раскрашивает их с помощью заливки. Строит транспорт в соответствии со значениями матрицы. Проверить правильность постройки отодвинуть шторку на экране.

3. Нарисуй фантастическое животное, используя морфологическую таблицу. Что умеет делать фантастическое животное? Ребенок двигает части животных и выстраивает своего фантастического животного. Придумать ему название.

4. Обведите тех, животных которые смешались на рисунке в рамочке. Работа с пером.

5. В пути Умняшка встретился с удивительным животным. Соедини точки, и ты увидишь, кого он встретил. Закрась столько кружков, сколько звуков в этом слове. Работа с пером.

6. Отгадайте загадку.

Разноцветный, но не радуга.

Круглый, но не тарелка.

Имеет много цифр, но не числовой ряд.

Дети «читают» модель загадки. Проверить правильность отгадки надо отодвинуть шторку на экране.

7. Рефлексия. - Что мы делали? Для чего мы это делали? Как мы это делали?

«Поиграем с волшебниками» Цель: Освоение детьми способов преобразования признаков объектов.

1. Открыть 1 страницу SMART Notebook.

2. Поиграй с волшебником наоборот.

3. Какой волшебник поиграл с объектами? Проверить правильность ответа надо отодвинуть шторку на экране.

4. Какой волшебник поиграл с героями этих сказок? Проверить правильность ответа надо отодвинуть шторку на экране.

5. Какой волшебник играл? Проверить правильность ответа надо отодвинуть шторку на экране.

6. Какой волшебник поиграл с объектами? Проверить правильность ответа надо отодвинуть шторку на экране.

7. Расставьте по порядку времена года. В каждом ряду зачеркните объект, который к данному времени года не относится. Какой волшебник поиграл?Работа с пером.

Проверить правильность ответа надо отодвинуть шторку на экране.

8, 9 Какой волшебник поиграл с этими героями сказочными героями? Проверить правильность ответа надо отодвинуть шторку на экране.

10. Рефлексия. - Что мы делали? Для чего мы это делали? Как мы это делали?

«Поработаем с матрицами»

Цель: учить ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.

1. Открыть 1 страницу SMART Notebook.

2, 3 Заполните матрицу. Подбери подходящую картинку к объекту, изменения которого произойдут во времени. Ребенок двигает и расставляет подходящую картинку к объекту.

4. Заполните матрицу. Как объекты изменяются по форме. Ребенок вставляет нужную геометрическую фигуру.

5. Заполните матрицу. Как объекты изменяются по размеру. Ребенок рисует геометрическую фигуру.

6. Заполните матрицу. Как объекты изменяются по цвету. Ребенок вставляет нужную геометрическую фигуру, выбирает цвет и при помощи заливки раскрашивает.

7. Нарисуйте в левом столбце матрице фигуру по данным признакам. Ребенок вставляет нужную геометрическую фигуру. При помощи заливки раскрашивает.

8, 9 Измените фигуру по данным признакам. Ребенок вставляет нужную геометрическую фигуру. При помощи заливки раскрашивает.

10. Нарисуйте в левом столбце матрице фигуру по данным признакам. Ребенок вставляет нужную геометрическую фигуру. Ребенок вставляет нужную геометрическую фигуру. При помощи заливки раскрашивает.

11. Рефлексия. - Что мы делали? Для чего мы это делали? Как мы это делали?

Заключение

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Методическая разработка по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Дождик»

Конспект комплексной образовательной деятельностиС детьми  среднего дошкольного  возраста. «Дождик»...

Методическая разработка по познавательному развитию детей второй младшей группы "Дикие животные"

Цель: формировать у детей представления о диких животных.Задачи:- Уточнить и расширить словарь детей по теме.- Познакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные".- Развивать логическое...

Методическая разработка- по познавательному развитию детей по теме «Защитники отечества»

Календарно – тематическое    планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе. 22 февраля....

Методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста «Многообразие животного мира» Белова Жанна Эдуардовна

Цель: закрепить знания о различных видах животного мира, его многообразии. Задачи:-расширять представления детей о жизни животных;-развивать интерес к познанию мира животных;-развивать интер...

План по самообразованию на тему: «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами STEM-технологий».

План по самообразованию на тему: «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами  STEM-технологий" на 2023-2024 гг....