Итоговое занятие для детей подготовительной группы " Ракушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Идиятулина Эльвира Шакировна

Цель : Развитие интереса детей к природе и окружающему миру посредством использования игр,игровых упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «О чем поёт ракушка?»

                                                     

                                     Подготовила:

                                            Сулейманова Э. Ш.

                                                        воспитатель высшей кв. категории

                                                                  МБДОУ № 6 г. Оренбурга

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Цель

Развитие интереса детей к природе и окружающему миру посредством использования игр, игровых упражнений.

Задачи

Воспитательные

-воспитывать у детей любовь к природе и окружающему миру;

-побуждать к совершению добрых дел;

-учить детей сопереживать, откликаться на просьбу о помощи,

Развивающие

- развивать интерес к предметам окружающего мира;

- развивать внимание, мышление, речь, творческое воображение;

- развивать умение слушать музыку, сказку и отвечать на вопросы к произведению;

Образовательные

- познакомить детей с раковинами моллюсков, их видами;

- учить бережному отношению к природе;

- формировать умение выделять заданный звук в слове, давать ему характеристику, делить слова на слоги; решать задачи и примеры на сложение и вычитание,  ;

-формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции);

Расширение и активизация словарного запаса

(новые слова : батискаф, гидрокостюм, акваланг, раковина, перламутр, моллюск.)

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

 показ предмета, опрос,  слушание музыки.

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, обследование, ,ходьба по массажным дорожкам, коммуникативная игра, анализ и выводы.

Приемы организации практической деятельности детей:

показ предметов, комментирование, использование схем,  определение и  демонстрация способов рисования мыльными пузырями, продуктивная деятельность и т.д.

Приемы поддержания интереса у детей:

ситуация выбора, физкультурная пауза, музыкальное и звуковое  сопровождение, игры и игровые упражнения, рассказывание сказки, слайды и видеофильм, чередование видов детской деятельности, нетрадиционное рисование.

Приемы оценки и самооценки:

поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД:

коллекция, слайды, видео, звуковые эффекты, декорация батискафа, рисунки морских обитателей, рыбки с примерами, удочки, массажные коврики, коктейльные трубочки, синяя гуашь, жидкое мыло.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

- бережное отношение к природе, развитие интереса детей к предметам окружающего мира, посредством использования игр; игровых упражнений, сочинения и рассказывания сказок; рассматривания, обследования предметов.

- умение детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

План НОД

1.Вводная часть: 

Создании проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Слушание музыки. 

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

7 мин

2. Основная часть:

Игровой момент, игровая мотивация

Дидактические игры

Игровое упражнение

Рассматривание рисунков, слайдов, беседа

Игра "Рыбалка".

Физкультурная пауза 

Учебный видеофильм.

Игры с ракушками в воде.

Рассматривание и обследование раковин.

Рассказывание сказки

Ходьба по массажным дорожкам.

М.П/Игра "Ласковые Волны".

Самостоятельная деятельность детей.

35 мин

3.Заключительная часть:

Подведение итогов ОД.

Игра "Передай ракушку"

3 мин.

Длительность НОД

40 мин.

 

Ход НОД

Части НОД

Содержание

1. Вводная часть.

Создании проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей 

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

.- Ребята, посмотрите, что у меня в руке.(ракушка) Она появилась у меня дома, когда я  была такого же возраста как вы. Мне привезли её в качестве сувенира. А вы знаете, что раковины поют? Послушайте.(передаю ракушку)

 - Послушайте, какую музыку услышал французский композитор М. Равель и скажите, изменялась ли музыка в этом отрывке.

 Слушание М.Равель "Лодка на воде".

 - Какая музыка по характеру?

 - Изменялась ли музыка?

 - Как вы думаете, о чем раковина  поет? ( О море, об океане, о том как она тоскует о том месте, где она прожила много лет.)

 - А кто из вас был на море?

 - А вы хотели бы побывать на морских глубинах?

 - Я тоже хочу. Давайте возьмем с собой ракушку, пусть она погостит на морском дне.

 - Только как мы туда попадем?(ответы детей)

2.Основная часть.

Игровой момент, игровая мотивация

Дидактическая игра

Рассматривание рисунков, беседа

Физкультурная пауза 

Рассматривание и обсуждение

Определение последовательности  изготовления ……….., Составление рассказа  с опорой на картинки- схемы.

Планирование.

Самостоятельная деятельность детей.

и т.д. (конкретно по вашей НОД)

 - Мы поплывем туда на батискафе. Батиска́ф - самоходный подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. 

 (Слайд 1 .Батискаф)

 - Надевайте скорее гидрокостюмы, маски, ласты,  акваланги. (При одевание воспитатель уточняет у детей что они одевают).Садимся в батискаф. (Звук  погружения в воду )

 - Посмотрите, какая вокруг красота. (Видео   "Подводный мир красота")

 - Давайте  мы выйдем из батискафа.

 -Отгадайте загадки о тех, кто здесь живет.

  Д/Игра "Доскажи слово"

 Настоящий он циркач —

 Носом отбивает мяч.

 Знают и француз, и финн:

 Любит поиграть... (дельфин)

 Плавает прозрачный зонтик.

 «Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

 Лапки у нее и пузо.

 Как зовут ее? (Медуза)

 У нее такая пасть!

 Каждый может в ней пропасть.

 Зубы острые сомкнула

 Рыба хищная —... (акула)

 Два имени имеет,

 И плавать он умеет,

 Голова и восемь «ног»,

 Головоногий … (Осьминог).

 Он огромный, толстокожий,

 А по виду — с рыбой схожий.

 Вверх фонтан воды летит —

 Так приветствует всех... (кит)

Для себя на дне морском

 Он клешнями строит дом.

 Круглый панцирь, десять лап.

 Догадались? Это... (краб)

 Ей не страшен зверь любой —

 Панцирь носит за спиной.

 Триста лет живет без страха.

 Кто же это? (Черепаха)

 На лошадку так похожа,

 А живет-то в море тоже.

 Вот так рыбка! Скок да скок —

 Прыгает морской... (конек)

 Что за плащ хвостатый, темный

 Рассекает в море волны?

 Осторожно! В нем разряд.

 Электрический он... (скат)

 - Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на них. (слайд)

 - Они постоянно находятся в движении и любят играть.

 - Внимательно посмотрите на слайды, запомните, кто где находится.

 Д/Игра "Что изменилось?" (слайд 2,3,4,5 ).

 Игровое упражнение " Найди звук"

 Найдите слова, в которых есть звук А. Какой он? В какой части слова находится? Найдите слова, в которых есть звук К. Какой он? В какой части слова находится?

Д/Игра "Найди самое длинное слово"(деление слов на слоги)

  1.  Осьминог, черепаха , дельфин.
  2.  Медуза, скат , конек.
  3.  Акула, кит, краб.

 -На морском дне живут маленькие осьминоги. Они  любят ловить рыбок. А рыбки не простые, а числовые. Поймайте и вы по одной рыбке. Подумайте, какой знак нужно поставить в примере.

 Игра "Рыбалка "(Разложить рыбок  в два ведерка со знаками " +"  и "- ") .

 5*5=10                        9*4=5

 6*10=16        7*4=3

 8*2=10        10*3=7

 7*6=1        5*4=9

 Просмотр Видео"Подводный мир"

 - Посмотрите сколько вокруг красивых  рыб резвится. Давайте  с ними  отдохнем .

 Физминутка :  "Рыбка". 

Рыбка рыбке говорила, 
 Плавничками шевелила:

"Чтобы быть здоровой, гладкой, 
 Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево, 
 Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять: 
 Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка, 
 Головою два кивка".

 Сообщение новых знаний

 Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать.
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи и ракушки хороши!

 - Ребята, посмотрите сколько раковин на морском дне.   Какие они разные.

          Рассказ о раковинах. (видеофильм "Морские раковины )

Морские раковины – это не просто симпатичные сувениры, которые мы привозим домой с морского курорта. Раковины – это домики маленьких беспозвоночных животных, имеющих мягкое тело. Большинство животных, живущих в раковинах, называются моллюсками. Одни из них живут в воде, другие – на берегу. Раковины бывают разнообразных форм, цветов  и размеров. Раковины моллюсков использовались как материал для изготовления различных инструментов: рыболовных крючков, скребков, насадок для мотыги. Сами раковины употреблялись в качестве сосудов, а также музыкальных инструментов (конх) и украшений. Некоторые раковины внутри имеют розовато-оранжевый слой, который называется перламутр. Он используется для изготовления различных изделий, например, пуговиц 

.-Посмотрите, как они выглядели раньше. Знакомы вам они?( слайд моллюск 1,2)

- Я положу нашу ракушку сюда, пусть она порадуется. Давайте поиграем с ракушками.

 Игра с ракушками  в воде (убираем правильный ответ от 1 до 10).

  1. Сколько дней в неделе./7/
  2. Число меньше 10 на 1. /9/
  3. Число больше 7 на 1. /8/
  4. Какое число стоит между числами 5 и 7?/6/
  5. Сколько солнышек на небе? /1/
  6. Сколько голов у Змея Горыныча? /3/
  7. Сколько глаз у двух собак? /4/
  8. Назови число, которое следует за числом 9;  /10/
  9. Шесть морских черепашат
         К морю синему спешат.
         Одного поймал Денис.
         Сколько к морю добрались? /5/

10. Жил да был морской конек,

  Был он очень одинок.

  Как-то на морской опушке

  Встретил он себе подружку.

  И теперь в его квартире стало жить коньков…/2/

- Ребята, потрогайте ракушки. Рассмотрите их. Какие они? (ответы детей)

 - Мы забыли о нашей ракушке. Посмотрите, как она  обрадовалась. А другие ракушки стали расспрашивать её, где она так долго пропадала. И она рассказала им вот такую историю...

 Сказка про ракушку.(нашла в интернете, конец переделала)

На дне самого красивого моря жила большая ракушка. Однажды к ней подплыла черепаха и сказала:

– Знаешь ракушка, ведь там наверху есть суша. Она такая красивая. На ней живут люди, над ними голубое небо и огромное солнце. Хочешь, я  покажу тебе её?

– Да, конечно, – ответила с радостью ракушка.

– Садись ко мне на спину – сказала черепаха, и выплыла вместе с ракушкой на сушу. На берегу играли дети. Один из мальчиков увидев черепаху, бросил в неё свой мяч. Она очень испугалась и  убежала, оставив ракушку на берегу. Мальчик взял ракушку и понес её домой. Дома он положил её в аквариум, где плавали маленькие и красивые рыбки.

– И это всё? – про себя подумала  ракушка – А как же суша? И почему меня оставила черепаха? А на следующий день мальчик показал ракушку своей старшей сестре.

– Я нашел её на берегу. А она, правда, очень красивая?

– Да, и к тому же такая большая – ответила сестра.

 Так и осталась ракушка жить в аквариуме с рыбками. Проходили дни, а ракушке было очень грустно. В аквариуме плавали красивые рыбки: зелёные, красные, жёлтые. Они каждый день успокаивали  ракушку, но она очень хотела домой.

– А  где  ты раньше жила? – спросила однажды её красная рыбка.

– Я  жила на дне самого красивого моря.

– А  что такое море?

– А  разве вы не знаете что такое море?

– Нет – ответили рыбки – нас вырастили в зоомагазине.

– Море – это где живут такие же рыбки похожие на вас. Там плавают хищные    акулы, огромные  киты и добрые дельфины  – сказала ракушка.

– А  я поняла это огромный аквариум – сказала зеленая рыбка.

– Нет, это не аквариум, а море огромнее, чем ваша суша.

– Там наверно есть дома?

– Нет, там нет ни домов, ни солнца, ни неба. Зато там растут цветы и красивые водоросли.

– А  кто же ухаживает за вами?

– Никто, мы живём сами по себе. – ответила ракушка.

Так проходили дни. И с каждым днем ракушка все грустила и грустила. Но  вдруг она на- чала темнеть. Однажды мальчик заметил это и рассказал об этом сестре.

– Надо отпустить её обратно в море – сказала сестра мальчика.

– Нет – сказал мальчик – я её нашел и она моя.

– Однажды домашний кот мальчика подпрыгнул к аквариуму, просунул туда свою лапу и стал ловить рыбок. Он поранил всех рыбок, но так и не смог их вытащить. И рыбки стали умирать. Утром мальчик увидел, что все рыбки погибли, и во всём стал обвинять ракушку. Он выбросил всех рыбок и ракушку на траву. Гуляя по берегу моря, ракушку нашел другой мальчик, который приехал туда из далекого города Оренбурга. Он решил взять её на память. Вернувшись домой, он рассказал о своем путешествии своей подруге, маленькой девочке, которая никогда не видела море.  А чтобы порадовать её он подарил ей свою ракушку.

- Ребята, вы догадались кто была эта девочка? (Так ракушка оказалась у меня).

- А теперь мне пора возвращаться, - сказала ракушка. Кто хочет, может отправиться со мной. И 10 ракушек, которые играли с детьми, решили подняться на сушу.

 -Эти ракушки мы заберем в группу и соберем новую коллекцию.(мешочек)

 - Давайте займем места в батискафе и будем всплывать.

  - Как  же хорошо вернуться домой. Снимайте свои    гидрокостюмы, ласты и давайте пройдем по камешкам на берегу, по травке.

  Массаж ног на дорожках.( шум воды)

 - Ласковые волны  бьются о берег и окатывают нас теплой морской водой.

 М.П/ Игра " Ласковые волны" 

 - Ребята, посмотрите, морской прилив выбросил на берег много морских животных. Если мы им не поможем, они погибнут. Что же делать? Нужно вернуть их в воду.

 Практическая работа (рисование моря мыльными     пузырями) под " Шум волн".

 - Помогли мы морским жителям? Молодцы.

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Сюрпризный момент .

 Игра "Передай ракушку"

 - Расскажи, что запомнилось из песни ракушки?

 - Давайте возьмем с собой наши работы, ракушки и расскажем другим ребятам о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну « Слогарию».

Материал представлен для учителей-логопедов с целью использования ИКТ на логопедических занятиях  для детей ОНР 3 уровня. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже т...

Итоговое занятие для детей подготовительной группы. Тема: «Приключения Незнайки по дороге в первый класс».

Занятие игровое, имеет развивающий и обучающий характер, направлено на формирование  различных психических процессов (внимание, мышление, речь), способствует развитию познавательных интерес...

Итоговое занятие для детей подготовительной группы. Тема: «Приключения Незнайки по дороге в первый класс».

Занятие игровое, имеет развивающий и обучающий характер, направлено на формирование  различных психических процессов (внимание, мышление, речь), способствует развитию познавательных интерес...

конспект логопедического интегрированного итогового занятия для детей подготовительной группы "В гости к Лесовичку"

Конспект и презентация итогового логопедического занятия для  детей подготовительной группы....

Конспект НОД «О, морская, ты волна» /комплексное итоговое занятие для детей подготовительной группы/

Конспект НОД  «О, морская, ты волна»/для детей подготовительной группы/Образовательная область: художественно-эстетическая.Цель: Приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки...