Конспект ООД "Русская горница"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В современном мире важно воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД "Русская горница" | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«В русской горнице»
Конспект ООД в старшей группе № 17
Воспитатель: Кузнецова Елена Степановна
Тема: «В русской горнице»
Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».
Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено) .
Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.
Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.
Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Словарь: поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.
Предварительная работа:
- чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование;
- разучивание загадок, пословиц, поговорок;
- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;
- рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.
Проводились дидактические игры, использовались тематические раскраски.
Ход занятия.
Воспитатель:
Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.
Дети:
Мир вашему дому, хозяюшка.
Воспитатель:
Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком».
Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?
В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.
Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.
Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?
Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи хата - не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везёт Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки; «Репка» - репа; «Лиса и журавль» - окрошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?
А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.
«Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)
Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.
Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.
Физминутка:
Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)
Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)
Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)
Воспитатель:
И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.
«Деревянная подружка,
Без нее мы, как без рук,
Ан досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает».
А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .
Чего сидим? Что ждем?
Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
(Частушки)
В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.
Вот загадка:
Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)
Отгадку найдите и всем покажите.
(Дети находят и показывают) .
А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать».
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)
Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.
Все дети:
Приходите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытия музея в детском саду "Русская горница"
продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси; формировать интерес к русскому фольклору; воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; Знакоми...
Конспект комплексного занятия «В горнице карельской светло»
Важнейшая задача педагогов дошкольного образования - знакомить детей с культурой быта карельского народа. Формировать чувство гордости, уважения к прикладному искусству Карелии....
Конспект сюжетно – ролевой игры «Путешествие в музей кубанской горницы» (подготовительная группа)
Уточнять знания детей о предметах рукотворного мира. Учить выполнять роль приемщика, директора музея, экскурсовода,действовать в соотв...
Конспект развлечения «Весёлая горница»
Цель: знакомить детей с православными праздниками, пропагандировать русскую народную культуру, приобщать дошкольников к её истокам, традициям, обычаям.Задачи: воспитание чувства гордости за Россию, ру...
Конспект посиделок "Русская горница"
Это конспект по познавательному и речевому развитию. Занятие проводится в "Русской избе" с детьми подготовительной к школе группы. Вместе с Домовым дети знакомя...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»
Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»
Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (п...