Вода-круговорот
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda._krugovorot_vody_v_prirode.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды».
Програмное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Формировать понятие о круговороте воды в природе, экологической целостности природы.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде.
Оборудование:
-глобус
-рисунок-схема» Круговорот воды в природе»
-термос с горячей водой
-стаканы с кипяченой водой по числу детей
-пустые стаканы по числу детей
-зеркало
-стакан с молоком
-конверт с письмом от Капельки
-рисунки экологических знаков
-льдинка
Ход занятия:
1.Вступительная часть
-Ребята, отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода).
Сегодня мы поговорим с вами о таком загадочном и в то же время распространенном веществе как вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
-А теперь отгадайте ещё загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (глобус).
-А что такое глобус? (глобус-это модель Земли).
-Если мы посмотрим на глобус, то увидим что воды на нашей планете
гораздо больше чем суши. Синий цвет - это вода: моря, реки, океаны, озёра. И белый цвет это тоже вода - ледники.
-Ребята, а как вы думаете всю ли эту воду можно пить? (пить можно только пресную воду).
Гимнастика для глаз «Дождик».
Капля первая упала «кап-кап» - глаза вверх, вниз.
И вторая побежала «кап-кап»
Мы на небо посмотрели - смотреть вверх.
Капельки «кап-кап» запели - круговые движения глазами.
Намочила лица, тёплая водица - потереть глаза руками.
2.Постановка проблемной ситуации
-Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы его вам прочесть. Слушайте: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул сильный мороз. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться. И не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестёр. Ребята, помогите! Докажите что мы, снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры».
-Ребята, хотите помочь?
-О чём они вас просят?
Представьте, что наша комната — научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сёстры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведём опыты.
Опыт№1 «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: 1-с водой, 2-пустой. И предложить перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льётся вода? Почему?». Вывод: вода жидкая, льётся. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет). Иногда дети могут сказать, что вода белого цвета. Сравните стакан с молоком и с водой. Какого же цвета вода? (бесцветная, прозрачная). Подумай , как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой на что ни будь: текст, рисунок, руку. Вывод: вода бесцветная, прозрачная.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта, Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, кислой, сладкой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №4 «У воды нет запаха».
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5 «Лед — твёрдая вода.»
Принести сосульку или льдинку и дать детям прикоснуться к ней тёплыми руками. На руке останется вода. Вывод: лёд и снег — тоже вода.
Опыт №6 «Пар — тоже вода».
Взять термос с горячей водой. Открыть его и показать детям пар. Над ним подержать зеркало. Показать, что пар- это тоже вода.
-Можем ли мы сказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сёстры? (да). Почему?
-Вода о себе говорит так:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
3.Круговорот воды в природе.
-А вы знаете ребята, что вода Постоянно путешествует. И этот процесс называется «Круговорот воды в природе». Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
-Ребята, представьте, Что я ваша мама-Тучка, а вы - мои детки капельки, и вам пора в путь. Капельки прыгают, разбегаются. Полетели капельки на землю. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькие ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Текла, текла речка и попала в большой океан. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, я без вас соскучилась.
4. «Работа с экологическими знаками».
-Посмотрите на эти экологические знаки: Что они означают? Давайте придумаем свои правила, чтобы вода в реках, озёрах и морях была чистой.
5.Итог занятия.
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Давайте повторим с вами свойства воды.
-Что вам понравилось, запомнилось?
Оценка деятельности детей.
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми младшего дошкольного возраста.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики и смене политической системы , а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Устное народное творчество - богатейший источник нравственного развития ребёнка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки.
В работе с детьми 3-4 лет мы обязательно используем богатейший опыт устного народного творчества, как на занятиях, так и в различных режимных моментах. Используем жанры доступные для детей младшего дошкольного возраста: сказки, потешки , песенки, колыбельные, пословицы.
В рамках занятий по ознакомлению с художественной литературой были запланированы народные сказки: «Кот, петух и лисица» , «Теремок» , «Снегурушка и лисица» , «Рукавичка» , «Пых» , «Два жадных медвежонка» . Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, трусость, и, одобряет трудолюбие , смелость, верность. Малыши, конечно могут не всё понять в тексте произведения, но проникнуться чувствами , выраженными в нем , они должны почувствовать радость , печаль , гнев , жалость , а потом и восхищение ,уважение , шутку , насмешку и т.д.
Заучивали потешки: «Как у нашего кота», «Петушки», «Водичка-водичка».
Устное народное творчество используется нами и на занятиях по развитию речи: «Рассматривание иллюстраций к сказке Колобок», «Повторение сказки Снегурушка и лиса», «Рассматривание иллюстраций к сказке Гуси-лебеди».
В свободное время мы читали сказки: «Колобок», «Петушок-золотой гребешок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Смоляной бочок», «Семеро козлят» и др.
Малые фольклорные формы хорошо вписываются в любые режимные моменты. Особенно эффективно их использование в период адаптации ребёнка к новым условиям. Во время «тяжелого» расставания с родителями мы переключаем его внимание на яркую, красочную игрушку (кошку, петушка, собачку) сопровождая её движения чтением потешки, например:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Громко песни поешь,
Деткам спать не даешь».
Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами:
«Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья».
Очень хороши программные песенки для детей младшей группы: «Ладушки», «Сорока», «Тили - бом! Тили - бом!», «Заинька, попляши!».
С детьми 3-4 лет мы начинаем вводить такой жанр устного народного творчества как пословицы и поговорки.
Таким образом, можно сделать вывод, что Русское народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для всестороннего развития ребенка. Конечно, не следует видеть в использовании фольклора панацею от всех бед, но и приуменьшать его значение для воспитания детей было бы ошибкой, т. к. «воспитание» созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную сил, которой нет в самых лучших системах (К.Д. Ушинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...