Вода-круговорот
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Редько Любовь Владимировна
Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Формировать понятие о круговороте воды в природе, экологической целостности природы. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._krugovorot_vody_v_prirode.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды».

 Програмное  содержание:

Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Формировать понятие о круговороте воды в природе, экологической целостности природы.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде.

Оборудование:

-глобус

-рисунок-схема» Круговорот воды в природе»

-термос с горячей водой

-стаканы с кипяченой водой по числу детей

-пустые стаканы по числу детей

-зеркало

-стакан с молоком

-конверт с письмом от Капельки

-рисунки экологических знаков

-льдинка

Ход занятия:

1.Вступительная часть

-Ребята, отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода).

Сегодня мы поговорим с вами о таком загадочном и в то же время распространенном веществе как вода.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

-А теперь отгадайте ещё загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (глобус).

-А что такое глобус? (глобус-это модель Земли).

-Если мы посмотрим на глобус, то увидим что воды на нашей планете

гораздо больше чем суши. Синий цвет - это вода: моря, реки, океаны, озёра. И белый цвет это тоже вода - ледники.

-Ребята, а как вы думаете всю ли эту воду можно пить? (пить можно только пресную воду).

Гимнастика для глаз «Дождик».

Капля первая упала «кап-кап» - глаза вверх, вниз.

И вторая побежала «кап-кап»

Мы на небо посмотрели - смотреть вверх.

Капельки «кап-кап» запели - круговые движения глазами.

Намочила лица, тёплая водица - потереть глаза руками.

2.Постановка проблемной ситуации

-Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы его вам прочесть. Слушайте: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул сильный мороз. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться.  И не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестёр. Ребята, помогите! Докажите что мы, снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры».

-Ребята, хотите помочь?

-О чём они вас просят?

Представьте, что наша комната — научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сёстры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведём опыты.

Опыт№1 «Вода жидкая, может течь»

Дать детям 2 стакана: 1-с водой, 2-пустой. И предложить перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льётся вода? Почему?». Вывод: вода жидкая, льётся. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт №2 «Вода прозрачная».

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет). Иногда дети могут сказать,  что вода белого цвета. Сравните стакан с молоком и с водой. Какого же цвета вода? (бесцветная, прозрачная). Подумай , как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой на что ни будь: текст, рисунок, руку. Вывод: вода бесцветная, прозрачная.

Опыт №3 «У воды нет вкуса».

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта, Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду солёной, горькой, кислой, сладкой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №4 «У воды нет запаха».

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5 «Лед — твёрдая вода.»

Принести сосульку или льдинку и дать детям прикоснуться к ней тёплыми руками. На руке останется вода. Вывод: лёд и снег — тоже вода.

Опыт №6 «Пар — тоже вода».

Взять термос с горячей водой. Открыть его и показать детям пар. Над ним подержать зеркало. Показать, что пар- это тоже вода.

-Можем ли мы сказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сёстры? (да). Почему?

-Вода о себе говорит так:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

3.Круговорот воды в природе.

-А вы знаете ребята, что вода Постоянно путешествует. И этот процесс называется «Круговорот воды в природе». Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

-Ребята, представьте, Что я ваша мама-Тучка, а вы - мои детки капельки, и вам пора в путь. Капельки прыгают, разбегаются. Полетели капельки на землю. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькие ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Текла, текла речка и попала в большой океан. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, я без вас соскучилась.

4. «Работа с экологическими знаками».

-Посмотрите на эти экологические знаки: Что они означают? Давайте придумаем свои правила, чтобы вода в реках, озёрах и морях была чистой.

5.Итог занятия. 

-Что нового вы узнали сегодня на занятии?

-Давайте повторим с вами свойства воды.

-Что вам понравилось, запомнилось?

Оценка деятельности детей.


Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми младшего дошкольного возраста.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики и смене политической системы , а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Устное народное творчество - богатейший источник нравственного развития ребёнка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки.

В работе с детьми 3-4 лет мы обязательно используем богатейший опыт устного народного творчества, как на занятиях, так и в различных режимных моментах. Используем жанры доступные для детей младшего дошкольного возраста: сказки, потешки , песенки, колыбельные, пословицы.

В рамках занятий по ознакомлению с художественной литературой были запланированы народные сказки: «Кот, петух и лисица» , «Теремок» , «Снегурушка и лисица» , «Рукавичка» , «Пых» , «Два жадных медвежонка» . Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, трусость, и, одобряет трудолюбие , смелость, верность. Малыши, конечно могут не всё понять в тексте произведения, но проникнуться чувствами , выраженными в нем , они должны почувствовать радость , печаль , гнев , жалость , а потом и восхищение ,уважение , шутку , насмешку и т.д.

Заучивали потешки: «Как у нашего кота», «Петушки», «Водичка-водичка».

Устное народное творчество используется нами и на занятиях по развитию речи: «Рассматривание иллюстраций к сказке Колобок», «Повторение сказки Снегурушка и лиса», «Рассматривание иллюстраций к сказке Гуси-лебеди».

В свободное время мы читали сказки: «Колобок», «Петушок-золотой гребешок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Смоляной бочок», «Семеро козлят» и др.

Малые фольклорные формы хорошо вписываются в любые режимные моменты. Особенно эффективно их использование в период адаптации ребёнка к новым условиям. Во время «тяжелого» расставания с родителями мы переключаем его внимание на яркую, красочную игрушку (кошку, петушка, собачку) сопровождая её движения чтением потешки, например:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Громко песни поешь,

Деткам спать не даешь».

Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами:

«Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья».

Очень хороши программные песенки для детей младшей группы: «Ладушки», «Сорока», «Тили - бом! Тили - бом!», «Заинька, попляши!».

С детьми 3-4 лет мы начинаем вводить такой жанр устного народного творчества как пословицы и поговорки.

Таким образом, можно сделать вывод, что Русское народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для всестороннего развития ребенка. Конечно, не следует видеть в использовании фольклора панацею от всех бед, но и приуменьшать его значение для воспитания детей было бы ошибкой, т. к. «воспитание» созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную сил, которой нет в самых лучших системах (К.Д. Ушинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...