НОД в старшей группе "Народный календарь. 22 ноября-Матрёнин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
На занятии дети узнают откуда берутся шерстяные вещи, познакомятся с технологией создания вязаного изделия. Закрепят умение составлять описательный рассказ по схеме-модели. Продолжат знакомство с народным календарем, старинными русскими обычаями и традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matrenin_den.docx | 290.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народный календарь. 22ноября-Матрёнин день»
Задачи:
- Познакомить детей с технологией создания вязаного изделия.
- Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по схеме-модели.
- Продолжать знакомить детей с народным календарем.
- Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение.
- Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, к старинным русским традициям, обычаям, крестьянским работам.
Обогащение словаря:
- Волна, кудель, прялка, модель, пряжа, крючок, чёска.
Место проведения:
- русская изба МКДОУ №6
Оборудование:
- выставка образцов вязаной детской одежды и сшитой из ткани,
- магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки;
- угощение для детей: пироги и чай;
- демонстрационный материал: рисунки домашних животных: овцы, барана, козы; овечьи ножницы, волна (овечья шерсть), свернутая в кудель овечья шерсть, чёска, прялка, пряжа, спицы, начатое вязаное изделие на спицах.
- раздаточный материал: образцы волны, модели на магнитах, дидактическая игра «Подбери заплатку»,
Предварительная работа
- Чтение русских народных сказок;
- слушание русской народной музыки;
- экскурсии в русскую избу;
- знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
- заучивание потешек, поговорок;
- знакомство с домашними животными.
Ход занятия
Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка Матрена.
Матрена:
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Я вас очень ждала на праздник «Матренин день», его отмечают 22 ноября, в самом конце осени. Я в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, и пироги в печь поставила, чтобы вас угостить и чаем напоить, только воды не успела принести.
Раздается стук в дверь. Входит родительница в роли Емели.
Емеля: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуй, хозяюшка!
Матрена:Здравствуй, Емелюшка! Ты как раз вовремя пришел! Хотела всех чаем угостить, да воды нет; вот, видишь, ведра мои пустые. Может, ты сходишь?
Емеля: С удовольствием схожу, и воды вам принесу. Ой! Ой! Но только беда у меня случилась, все мои носки и варежки прохудились, а на улице холодно.
Матрена:Емеля, какой ты не бережливый, столько носок и варежек у тебя дырявых.
Емеля: Да ничего страшного. Вот на ярмарку поеду и новые куплю: зимние, теплые, связанные из шерстяной пряжи.
Матрена:Емеля, как же ты до ярмарки доберешься? Руки и ноги отморозишь! Дети, что же делать?/Ответы детей\
Емеля: Ребята, а вы мне не поможете заплатку залатать?
Дети: Да! Поможем!
Емеля просит пройти к столам, где лежат носки и варежки, дети подбирают нужную заплатку.
Игра «Подбери заплатку» Хозяйка и Емеля проверяет выполнение задания.
Матрена: Ну что, Емеля, тебе понравилось, как дети залатали носки и варежки?
Емеля хвалит детей.
Матрена: А теперь, Емелюшка, садись и послушай рассказ о том, откуда появляются шерстяные носки и другие вязаные изделия, а дети мне помогут: что знают, то и скажут. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите мне этих домашних животных.
Ответы детей (коза, овца, баран).(Воспитатель выставляет рисунки животных)
Матрена:Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное в начале мыли, сушили, затем уже стригли. Дети, как вы думаете, чем стригли овечку?Ответы детей (ножницами).
Готовую шерсть, чтобы была ровной и гладкой, чесали вот такой ческой. Я сейчас раздам клочки чесанной шерсти, пощупайте, потрогайте, помните, понюхайте и назовите мне ее свойства.
Дети: мягкая, пушистая, теплая, шелковистая, нежная.
Матрена: Вот из этой шерсти получилась нитка. Давайте и мы попробуем сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и еще было веретено. В старину были разные виды прялок \Дети рассматривают прялки/ Бабушка садилась за эту прялку, клала шерсть или по-другому «кудель», в вилочку и пряла, ниточка тянулась на веретено и получался клубок пряжи. Дети, что делали из этой пряжи?
Ответы детей: Вязали носки, шарфы, шапки и т.д.
Матрена: А чем они вязали?
Ответы: Вязали спицами, крючком.
Матрена: У вас, наверно, дома тоже есть вязаные вещи? Расскажите кто и как их связал?
Матрена:А теперь давайте отдохнем.
Психогимнастика «Перчатки из шерсти барашка»
Рассказывается воспитателем | Выполняется детьми |
Представьте: на лугу пасутся барашки. Позовите к себе жестом барашка. | Жестом зовут барашка. |
Присядьте, погладьте барашка. Почувствуйте его шерстку. Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? Шелковистая или грубая? | Приседают, гладят барашка. |
Представьте, как мы его будем стричь. Прижмите его к себе ласково, но крепко, что бы барашек не испугался и не вырвался. Возьмите воображаемые ножницы, покажите, как вы стрижете барашка. У кого он вырывается? Держите его крепче! | Стригут, изображая указательным и средним пальцами ножницы, напрягают мышцы пальцев. Напрягают мышцы рук, изображая как прижимают барашка. |
А сейчас соберем волну. Какая она на ощупь? Возьмем ческу и расчешем волну. Изменилась она на ощупь? Какая стала? Свернем волну в кудель. | Показывают, как чешут волну, сворачивают её в кудель. |
Положите кудель в вилку. Будем прясть. Тянем ниточку, тянем. Попытайтесь почувствовать какая тонкая получается нить, прочная. Покажите пальцами как правильно закручивать нить, как ногой нажимаете и вращаете колесо прялки. | Кладут воображаемую кудель в воображаемую вилочку. Показывают движениями как прядут на воображаемой прялке. |
Смотаем нитку в клубок. Клубок получился большой, упругий, попытайтесь это почувствовать. | Показывают как сматывают воображаемую нитку в клубок. |
Начнем вязать перчатки. Представьте, как вы берете спицы, вывязываете петли. Хорошие получились перчатки. | Изображают движениями, как вяжут перчатки: держат кончиками пальцев спицы, круговыми движениями руки показывают, как вывязывают петли. |
Натяните перчатки на пальцы. На большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Тепло ручкам? Попробуйте почувствовать, как им жарко. Снимите перчатки и уберите их в карманы. | Дети натягивают перчатки на каждый палец одной, затем другой руки, производя массаж пальцев. Пытаются представить как рукам жарко. Снимают перчатки. |
Моделирование на магнитных досках
Матрена: Я вам предлагаю поиграть в игру «Что за чем» Повторить, как изготавливаются шерстяные вещи. Нужно карточки соединить стрелками в нужной последовательности.
Правильное соединение: овца > ножницы > волна > честка > прялка > клубок > спицы > варежки.
Игра «Узнай вязаную вещь»
Матрена: Емеля, ты запомнил процесс изготовления вязаного изделия? Сейчас мы посмотрим. Я приготовила выставку разных изделий, нужно выбрать только те, которые связаны из шерстяных ниток. Дети рассказывают, почему выбрали вещь? (Рассказы 2-3 детей)
Матрена: Видишь, сколько времени и труда необходимо для того, чтобы создать вязаное изделие. В старину наши бабушки и прабабушки собирались в русской избе, как и мы сегодня с вами собрались и длинными, осенними вечерами, когда заканчивались работы в поле и на огороде, занимались рукоделием: кто шил, вязал, ткал, прял, кружева плел. Вот этому и был посвящен праздник Матренин день. Да разве это была работа, это была радость, одно удовольствие для них. А вы сегодня, мои хорошие, получили удовольствие? Что вам понравилось и запомнилось на наших посиделках?
Матрена: И вы мне сегодня понравились, как работали на занятии. Ну а после хорошей работы можно повеселиться: песни попеть, хороводы поводить и чаю с пирогами попить. Ой! А про пироги-то я и забыла. Они уже готовы, только чая нет.\подает на подносе пироги/
Емеля: Да есть чай! За ваши подарки, за ваше доброе гостеприимное отношение, я вспомнил волшебные слова и попросил самовар вскипеть; он уже готов. Пойдем в группу пить чай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный календарь Созонт, Луков день
В материалах предоставлены сведения об обычаях русского народа 20 сентября Созонт Луков день/обычаи,приметы, поверья, жизнь людей.../...
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».
Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....
Календарь ожидания праздника "День Защитника Отечества"
В день защитника Отечества мы поздравляем пап, дедушек, мальчиков с этим замечательным праздником! .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25040234","attributes":{"alt":"","class":"me...
Консультация для родителей «Встречаем весну по народному календарю. 3 марта - «День Овсянки – предвестника весны»
С приходом весны пробуждается не только природа. У взрослых есть возможность пробудить интерес подрастающего поколения к окружающему миру. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развива...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Календарь".
Конспект непосредственной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Календарь"....
12 ноября по народному календарю отмечается Синичкин День.
По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.Малыши группы "Совята" подготовили дл...
Квест-календарь "Праздник каждый день"
Прдукт который был представлен в рамках раоты Школы Современого педагога....