Экологический проект "Чудесный цветок"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сизова Екатерина Александровна

Познавательно-исследовательский Проект по экологическому воспитанию детей "Чудесный цветок". Целью проекта является - включение воспитанников в экологически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для посадки, роста и нормальной жизнедеятельности цветущих растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95»

        

Экологический проект

«Чудесный цветок»

C:\Users\E1\Desktop\3d373c794109ad4d0377a86779808799.jpg

                                        Проект подготовила:

                                                          Штыркова Екатерина Александровна

г. Дзержинск,

2019 год

Содержание

Паспорт проекта                                                                                        

 ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

 1. Актуальность разработки и периода реализации проекта                  

 2. Цель и задачи проекта                                                                                    

 3. Этапы и механизмы реализации проекта                                                    

 4. Предполагаемый результат проекта                                                            

 Приложение 1. Конспект по познавательному развитию

 воспитанников подготовительной группы (ознакомление

 с миром природы)«Растение как живое существо»                                  

 Приложение 2. Конспект коллективного труда в подготовительной

 группе «Посадка семян цветов»

Приложение 3. Конспект коллективного труда в подготовительной

 группе «Высадка рассады»

 Приложение 4. Загадки о цветах

 Приложение 5. Художественное творчество

 Приложение 6. Дидактические игры

 Приложение 7. Подвижные игры

 Приложение 8. Художественные произведения

 Приложение 9. Сценарий летнего развлечения «Праздник цветов»

 Приложение 10. Лэпбук «Цветы»

 Приложение 11. Экскурсия на клумбу

Паспорт проекта

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Название проекта

Чудесный цветок

Участники проекта

Воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад №95» - 20 чел.

Педагог МБДОУ «Детский сад №95» - 1 чел.

Родители воспитанников

Период реализации проекта

Май – август 2019 г.

Цель проекта

Включение воспитанников в экологически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для посадки, роста и нормальной жизнедеятельности цветущих растений.

  1. Актуальность проекта

Проблема экологического воспитания детей актуальна всегда. Именно в детском возрасте формируются навыки экологической культуры. Поэтому очень важно на данном возрастном этапе глубже знакомить детей с природой, вызвать к ней живой интерес, своевременно отвечать на вопросы, возникающие у детей в данной области и воспитать бережное отношение к природе.

 У городских детей мало возможностей тесно общаться с природой, так как не у всех семей имеются дачи (земельные участки).  Ребята не знают, что вырастить красивые цветы, которые летом можно увидеть на клумбах нашего города и на дачах, достаточно просто. Даже в небольшом возрасте, как их.

На территории нашего детского сада имеются клумбы, которые радуют глаз уж с конца мая и до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Поэтому я предложила детям в этом году самим попробовать стать цветоводами и своими силами попытаться вырастить рассаду для наших клумб.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта:Включение воспитанников в экологически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для посадки, роста и нормальной жизнедеятельности цветущих растений.

Задачи проекта:

  • Развивать у детей представление о цветах, способах и особенностях их выращивания, последовательности их роста и развития;
  • Дать представление о влиянии растений и цветов на человека и природу;
  • Познакомить с разнообразием садовых цветов;
  • Формировать умение моделировать внешний вид цветка;
  • Дать представление о способах размножения садовых растений (клубнями, листьями, семенами, черенками);
  • Познакомить с такими садовыми растениями, как астра, бархотка, петуния;
  • Развивать умение планировать свои действия по выращиванию садовых растений;
  • Развивать интерес к исследовательской деятельности;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к садовым растениям, желание выращивать и ухаживать за ними.

  1. Этапы и механизмы реализации проекта

Проект будет реализован в 3 этапа:

1-й этап – организационный

2-й этап – практический

3-1 этап – заключительный

№п/п

Содержание мероприятий

Сроки

Исполнители

Организационный этап

1

Определение темы проекта, цели, задач и срока реализации проекта.

май

Воспитатель (при активном участии воспитанников в определении тематики проекта)

2

Проведение анализа методической литературы по проблеме разрабатываемого проекта:

  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду Подготовительная к школе  группа -  М., Мозаика – Синтез, 2017.
  2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М., Мозаика – Синтез, 2016.
  3. Посылкина Р.Ю., Николаева Л.И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста – Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород, 2002.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.,Мозаика-Синтез.
  6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет, М., Мозаика – Синтез, 2014.
  7. Методика детского экспериментирования. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
  8. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
  9. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть , игровые технологии. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
  10.  Серебрякова Т.А., Тиманкина С.В. Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения. – Н.Новгород, 2006.
  11. Посылкина Р.Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. – Москва: Гуманитарный институт, 2002.

май

Воспитатель

3

Подготовка условий, материалов и оборудования для реализации проекта:

-  сбор информации об особенностях садовых цветов, способе их выращивания, времени цветения из различных интернет – ресурсов;

- подборка информации из журналов, энциклопедий;

- подборка иллюстраций, фотографий, связанных с садовыми цветами, дизайнерским подходом к оформлению клумб;

-подборка произведений изобразительного искусства, связанных с садовыми цветами;

- подборка художественных произведений, аудиозаписей известных композиторов, связанных с цветами;

- подборка мультфильмов по теме проекта.

май

Воспитатель

4

Оповещение родителей о начале реализации проекта в группе:

 - размещение ярко-оформленного объявления в раздевальной комнате;

- индивидуальные беседы и консультации с родителями;

-размещение наглядной информации в приемной;

-привлечение к сбору семян цветов.

май

Воспитатель

5

Подбор и подготовка материала для изготовления лэпбука.

май

Воспитатель

Практический этап

1

Реализация проектной деятельности в подготовительной группе детского сада:

  1. Занятие «Растение-как живое существо» (Приложение 1);
  2. Беседа «Цветы - красота природы»;
  3. Беседа «Какие бывают цветы?»;
  4. Беседа «Что нужно цветам?»;
  5. Просмотр развивающих мультфильмов «Жизнь цветов», «Ухаживаем за цветами» (с использованием ИКТ).

Опытно-экспериментальная деятельность:

Экспериментальная работа:

1. «Посадка семян цветов: петунии, астры» (Приложение 2)

2. «Высадка рассады в цветник» (Приложение 3)

Чтение художественной литературы


1. «Цветик - семицветик» В. Катаев;
2. «Волшебные цветы Иды» Х. К. Андерсен;
3. «Аленький цветочек» А. Аксаков;

4.А.Платонов «Неизвестный цветок»;

5. «Под кустом» Н.Павлова;

6. «Травка пупавка» Н.Павлова;

7.Заучивание стихотворений о цветах:

- «Посадили мы цветы небывалой красоты»;

- «Катя леечку взяла» Н. Нищеева;

- «Букет» З.Александрова (Приложение 8)

8.Загадывание загадок о цветах.(Приложение 4)

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

Слушание музыки:

1.В. Моцарт «Цветы»

2.И. Чайковский «Вальс цветов».

Художественное творчество: 1.Рисование: «Мой любимый цветок»;

2.Лепка: «Цветы в вазе»;

3.Поделки из подручного материала «Цветы наши друзья» (Приложение 5)

Дидактические игры:

1. «Все о цветке»;

2. «Четвертый лишний»;

3. «Труд в цветнике»;

4. «Я знаю пять цветов»(Приложение 6).

        

Сюжетно-ролевые игры:

1. «Магазин цветов»;

2. «Дизайнер».

Подвижные игры:

1. «Мы – цветы»;

2. «Живая клумба»;

3. «Садовник и цветы»(Приложение 7)

Оформление лэпбука «Цветы».

май-август

Воспитатель

2

Реализация проектной деятельности с родителями воспитанников подготовительной группы:

- привлечение родителей к сбору семян цветов;

- наполнение «копилки» фотографий цветов;

- консультация для родителей «Если ребенок задает вопрос о...»

май- авгут

Воспитатель

Заключительный этап  

1

Развлечение «Праздник цветов» (Приложение9)

август

Воспитатель

Муз. руководитель

2

Презентация лэпбука «Цветы» (Приложение 10)

август

Воспитатель

3

Экскурсия на клумбу, подведение итогов, рефлексия (Приложение 11)

август

Воспитатель, родители

  1. Предполагаемый результат проекта

Для детей:

  • расширение знаний о садовых цветах, их роли для всего живого;
  • развитие познавательного интереса;
  • обогащениесловарного запаса детей;            
  •  знакомство детей с приемами посадки семян, с приемами высаживания рассады в клумбу;
  • получение удовольствие от выполненной работы в коллективе, при уходе за садовыми цветами,
  • развитие инициативы в исследовательских действиях;
  • бережное отношение детей к садовым цветам, природе.

Для педагогов:

  • Создание условий для развития коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.
  • Расширение кругозора детей через совместную трудовую деятельность, игры, чтение художественной литературы, беседы.
  • Развитие творческих способностей.

Для родителей:

  • Привлечение к сотрудничеству по созданию в группе развивающей среды, условий для выращивания садовых цветов;

  • Совместное чтение художественной литературы дома, проведение экспериментов, наблюдений за садовыми цветами.

        

Приложение 1

Конспект

по познавательному развитию воспитанников

подготовительной группы

(ознакомление с миром природы)

«Растение как живое существо»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Закреплять знания детей о растении, как живом существе;
  •  Закреплять знания о внешнем виде растения, его строении, и значении для жизни растений его отдельных частей;
  • Упражнять в выкладывании модели строения растения, на примере цветка и дерева.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение отвечать на вопросы четко и кратко.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей желание делиться своими знаниями с окружающими;
  • Прививать любовь к природе.

Материал к занятию:костюм Незнайки

  • Демонстрационный материал:модели строения растений: корень, стебель, лист, цветок; модели признаков живого: растет, дышит, питается, размножается; картинки с изображением растений, картинка с изображение фонарного столба, комнатные растения в уголке природы.
  • Раздаточный материал: карандаши, листы бумаги.

Индивидуальная работа: упражнять Сережу, Яну в выкладывании модели цветка в правильной последовательности; помочь Арсению с помощью наводящих вопросов вспомнить функции растения.

Методы и приемы:

  • игровая мотивация занятия (сюрпризный момент – появление персонажа Незнайки);
  • создание проблемной ситуации (помочь Незнайке отгадать загадку, объяснить, что такое растение);
  • вопросы к детям, поощрение, объяснение;
  • наглядные пособия (модели строения растения, модели признаков живого, картинки с изображением растений);
  • обогащение занятия художественным словом (загадка, физкультминутка).

Ход занятия

Дети располагаются на ковре. В группе появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Ребята, сегодня мои друзья, Буратино и Чиполино, загадали мне загадку, а я никак не могу ее отгадать. И я решил отправиться к вам в детский сад, ведь вы так много всего знаете и надеюсь, сможете мне помочь!

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да!

Воспитатель: Загадывай, Незнайка, свою загадку!

Незнайка: Слушайте, ребята!

Дышит, растет,

А ходить не может!

Ответы детей: Растение!

Незнайка: Ребята, а как вы догадались, что это растение и, вообще, что такое растение?

Ответы детей: Растение – это живое существо.

Воспитатель: Действительно, Незнайка, давным-давно, ученый Аристотель, определил растения как живые организмы, которые не способны самостоятельно передвигаться. Ребята, какие растения вы знаете?

Ответы детей:Цветы, деревья, кустарники, водоросли.

Незнайка: Ребята, научите меня, пожалуйста, узнавать растения!

Воспитатель: Ребята, давайте, расскажем Незнайке, из каких частей состоит растение, и какие функции выполняет.

Воспитатель предлагает детям выложить модель цветка на магнитной доске. Выходит, ребенок и выкладывает модель цветка по порядку: корень, стебель, листья, цветок.

Следующий ребенок выкладывает модель признаков живого: растет, дышит, питается, размножается.

Дальше воспитатель предлагает выложить модель строения дерева. Выходит, ребенок и выкладывает модель дерева по порядку: корни, ствол, ветки, листва.

Незнайка: Спасибо, ребята, я все понял!

Воспитатель:А это мы сейчас проверим! Незнайка, посмотри внимательно на картинки, которые лежат на столе и попробуй догадаться на какой картинке изображено растение.

На столе разложены картинки с изображением растений (цветы, деревья), среди них картинка с изображением фонарного столба. Незнайка выбирает ее. Показывает детям.

Незнайка: Посмотрите, какое большое и необычное растение я нашел!

Воспитатель: Ну, что же ты, Незнайка, разве это растение? Что это, ребята?

Ответы детей: Это фонарный столб.

Воспитатель: Ребята, почему фонарный столб нельзя назвать растением?

Ответы детей: Потому что у него нет корней, листьев, цветка, он неживой.

Незнайка: Как неживой?! Если приложить к нему ухо он гудит, дышит так, наверное. А еще он светится. А корни просто не видно, они же под землей.

Ответы детей: Столб не растение, потому что он не растет, не питается и не размножается. Гудит в столбе электричество, а светится лампочка.

Незнайка: Понятно! И правда я ошибся. Спасибо вам, ребята, что объяснили.

Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка! Давай лучше поиграем !

Воспитатель предлагает детям выйти на ковер.

Физкультминутка« Цветы»

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Воспитатель: Как мы весело поиграли, ребята, и Незнайка повеселел.

Незнайка: Да, ребята, мне очень понравилось с вами играть!

Незнайка обращает внимание на растения в уголке природы.

Незнайка: Ребята, вот они растения. Правильно?

Ответы детей: Правильно!

Воспитатель: Молодец, Незнайка! Это действительно растения. И у нас их в группе много. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети и воспитатель подходят к цветущему растению в горшке.

Незнайка: Какой красивый цветок. Ребята, я научился узнавать растения, но вот никак не пойму , цветок нужен для красоты, а вот для чего растению корни, стебель и листья?

Воспитатель: Цветок не только красив, но и выполняет определенные функции. А какие функции выполняют все части цветка тебе расскажут ребята!

Ответы детей: Указывая на определенную часть цветка дети рассказывают о ее функциях.

Корень-укрепляет растение в почве, берет из почвы воду и минеральные вещества.

По стеблю двигается вода и минеральные вещества от корня к листьям и цветку.

Листья выделяют кислород, необходимый всем живым организмам.

Цветок выполняет функцию размножения.

Незнайка: Спасибо, ребята, как же много нового и интересного сегодня я узнал!

Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем для Незнайки разные растения, чтобы он смог взять их с собой в сказочную страну и рассказать о растениях своим друзьям.

Дети рисуют различные растения. Незнайка в процессе рисования подходит к детям и отгадывает какое растение они рисуют. В конце забирает рисунки и уходит.C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0628.JPG


C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0065.JPG

Приложение 2

Конспект коллективного труда в подготовительной группе

 «Посадка семян цветов»

Цель: Формировать у детей представления о том, что растения можно выращивать рассадой в контейнерах для последующей посадки на клумбе.                                                                                         Задачи: Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие  их формы;                                                                                                                                            Прививать элементарные навыки  безопасного поведения при посадке семян на рассаду; Закрепить знания об условиях роста растений;                                                                          Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему;                                       Прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;                                                                                                                                Воспитывать аккуратность, умение трудиться  в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.                                                                                                                 Словарная работа: семена, посадка, рассада, полив, петуния, астра, почва, оборудование.                                                                                                                               Материал и оборудование: ящики с землей, палочки, совочки, лейки, семена цветов, фартуки, клеенка, тарелка для семян, тряпочки, карточки – схемы, перчатки.

Ход проведения трудовой деятельности:

Воспитатель

- Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках.                                         - Как Вы думаете, что в них? (семена цветов).                                                                                   - Как догадались? (на конвертах нарисованы цветы).                                                                                   - Где растут цветы? (в лесу, в саду, в поле, на лугу).                                                                                    - Как называют цветы,  которые растут в поле (на лугу, в саду, в лесу)? (полевые,  луговые, садовые, лесные).                                                                                                                              - Для чего люди выращивают цветы? (для красоты).                                                                          Высыпаем семена на тарелочки и рассматриваем их через лупу. Это семена бархатцев. Какие они? (тонкие, длинные). Это семена астры. Какие они? (мелкие, круглые).

- Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди сажают рассаду.                                                                                                                                                  - Давайте вместе узнаем, как сажают семена.                                                                                           Воспитатель: (выставляет первую карточку).                                                                                       - Мы взяли ящик с землей. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена. Найдите соответствующую карточку. (Дети находят).      

 - Что будем делать дальше? (класть семена, поливать). Далее польем эти бороздки. (Поливает, и дети находят соответствующую карточку).                                                                           - Теперь бросаем семена. Близко не кладем, ведь когда рассаду будем сажать на участки, то корни можно повредить. Далее засыпаем бороздки землей. (Дети находят соответствующую карточку).                                                                                                                   - Кто расскажет по карточкам, как будем сажать семена растений? (рассказ одного ребенка). Работать будем в парах. Договоритесь, друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Приступайте к работе.

- Что нужно, чтобы семена хорошо росли? (полив, свет, тепло).                                                                                                 Спасибо ребята, теперь будем ждать, когда появятся ростки и ухаживать за ними.

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0078.JPG
C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0075.JPG

Приложение 3

Конспект коллективного труда в подготовительной группе

«Высадка рассады»

Программное содержание:

Познавательное развитие: обобщить представление детей о труде в весенний период, об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, свет, тепло).                      

Трудовое развитие: формировать трудовые навыки и умения при высадке рассады цветов, умение трудиться в коллективе.                                                                                                         Социально - моральное развитие: воспитать трудолюбие, желание участвовать в общем деле, учить работать сообща, помогать друг другу; уважительно относиться к результатам труда других детей и взрослых; учить любить природу.                                                

Физическое развитие: способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений.                                                                                                                                                      Речевое развитие: активизировать словарь детей: сальвия, бархатцы (чернобривцы, рассада, лунка.)                                                                                                                                          Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы предложениями                              Художественно-эстетическое развитие: учить любоваться красотой; прививать эстетический вкус к художественному слову                                                                                                Предварительная работа:

1. С детьми:                                                                                                                                              Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов                                                     Чтение художественной литературы:                                                                                                   Высадка семян в контейнеры; уход за рассадой.                                                                                 Беседы                                                                                                                                                     2. Подготовка воспитателя:                                                                                                           Изучение литературы.                                                                                                                   Написание конспекта занятий.                                                                                                            Подбор материала и оборудования к занятию.                                                                                               3. Работа с родителями:                                                                                                                Заготовка земли для рассады.                                                                                                                Приобретение лотков (контейнеров) для рассады; семян.                                                                      Методические приемы:                                                                                                                Вопрос.                                                                                                                                                     Указание.                                                                                                                                              Художественное слово.                                                                                                                     Показ.                                                                                                                                          Объяснение.                                                                                                                                                  Индивидуальная помощь.                                                                                                                     Работа детей (практическая деятельность).                                                                             Оснащение педагогического процесса:                                                                                      Рассада цветов.                                                                                                                                   Лопатки для посадки.                                                                                                                             Лейки с водой.                                                                                                                                  Влажные салфетки.

Ход занятия:

(Дети стоят около воспитателя в кругу)

Вместе: Собрались все дети в круг,                                                                                                                     Я твой друг и ты мой друг.                                                                                                                               Крепко за руки возьмемся.                                                                                                                                И друг другу улыбнемся

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – на участке                                                         Воспитатель: С приходом весны работы  на наших участках  много, нужно обрезать сухие ветки; обкапать и побелить деревья; убрать клумбы и приготовить их для высадки рассады цветов.Для чего нужны цветы? (предполагаемые ответы: дают кислород, очищают воздух; приятный запах; любуемся их красотой)                                                                                                    Что это? (Рассада цветов).                                                                                                                     Рассада, каких цветов выросла у нас в группе на подоконнике? (предполагаемые ответы: петуния , астры)                                                    

Воспитатель: Какую работу мы с вами провели, чтобы выросла рассада этих цветов? (предполагаемые ответы: заполнили контейнеры землей, посадили семена цветов, поливали их).                                                                                                                                                                                               Воспитатель: Какие условия нужны, чтобы выросла рассада? (предполагаемые ответы: почва, влага, свет, тепло).                                                                                                                                     Воспитатель: Как вы думаете, выросли бы наши цветы, если бы мы их поставили в темное или холодное место?  (предполагаемые ответы: они завяли)                                        

Воспитатель: Сегодня мы будем высаживать рассаду цветов на клумбы. Зачем? (предполагаемые ответы: чтобы на участке было красиво, уютно; было хорошо и приятно играть)                                                                                                                                                           Показ воспитателем последовательности высадки рассады в грунт.

Воспитатель: Чтобы посадить рассаду нужно:

1. Сначала лопаткой сделать лунку – углубление в земле                                                                               2. Беру осторожно рассаду цветка и опускаю в ямку так, чтобы половинка стебелька опустилась в землю и корни глубоко были в земле.

Что будет с цветком, если его корень будет выходить из земли? (предполагаемые ответы: засохнет, унесет ветром, погибнет)                                                                                                           3. Аккуратно рукой засыпаю ямку. Прижимаю к стебельку землю и слегка придавливаю; ласково, с любовью разговариваю с цветочком: расти большой, цветочек мой, ты такой маленький, а вырастешь большой и красивый»                                                                                    

        4. Беру лейку с водой и осторожно поливаю цветочек водой вокруг стебля так, чтобы не повредить его.                                                                                                                            Воспитатель: Работать будете в парах – мальчик и девочка. Мальчики сильнее – они будут копать ямки, а девочки аккуратно садить рассаду в землю. Пока девочки засыпают ямку землей, мальчики принесут воду и польют цветы. Помогайте друг другу, работайте дружно. А сейчас определитесь, кто с кем будет работать.Работа детей. Воспитатель оказывает помощь, дает указания по мере необходимости. По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.                                        

Подведение итога:Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (предполагаемые ответы: высаживали рассаду цветов на клумбу)                                                                                                                      Какие цветы высаживали? (предполагаемые ответы: высаживали рассаду цветов петунии, астры)                                                                                                                         Посмотрите, как красиво стало у нас на клумбе! Сегодня вы очень хорошо потрудились. (уточнить кто работал дружно, помогал другим)                                                                        Воспитатель читает стихотворение:                                                                                         Посадили мы цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие – все цветы красивые.Как прекрасен каждый цвет – лучше нашей клумбы нет!

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_9563.JPG
C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_9560.JPG

Приложение 4

Загадки о цветах.

  • Колосится в поле рожь.
    Там, во ржи, цветок найдешь.
    ярко-синий и пушистый,
    Только жаль, что не душистый.
    (Василек)

•Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)

•Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)

•Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)

•Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне.
(Герань)

•Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)

•Я шариком пушистым белею в поле чистом, 
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)

•Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
(Водяная лилия)

•На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные.
(Кактус)

•В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)

•Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
(Астры)

•Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком! 
(Мак)

•У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

•Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом
(Незабудка)

•Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)

•У нас ни пальцев нет, ни рук -
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся! 
(Ноготки)

•На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
(Георгин)

•Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)

•Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках …
(Мимоза)

•Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! 
(Незабудки)

•Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
(Астры)

•Очень просто узнать меня:
По названью я тиграм родня.
Рыжий в крапинку мой цветок
Среди зелени, как огонек! 
(Тигровая лилия)

•Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
(Анютины глазки)

•Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Ландыш)

•Мои цветы — оранжевое пламя,
А листья — как зеленые медали.
В названии — восточная страна.
Ну что, ребята, вы меня узнали? 
(Настурция)

•В нашем парке есть газоны,
Расцвели там ...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно.
(Петуния)

•Я лезу все выше и выше,
Долезу до самой до крыши!
Пусть не имею рук и ног -
Недаром я зовусь...
(Вьюнок) 

•В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой
(Ирис)

•Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
(Гвоздиками)

•По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету! 
(Папоротник)

•У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
(Подсолнух)

•В поле у овражка
Красненькая кашка.
(Клевер)

•Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца!
(Нарцисс)

•Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

•Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви. 
(Роза)

•Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
(Анютины глазки)

•Жёлтые цветочки -
Лаковые щёчки,
Пятерные венчики,
А листья изменчивы.
(Лютик)

•Я цветок не полевой,
Я обитатель водяной.
И мои подружки -
Зеленые лягушки.
(Водяная лилия)

•Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза)

•Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)

•Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)

Приложение 5

Художественное творчество

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0087 (2).JPG
Поделки из подручного материала «Цветы-наши друзья»
C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0088.JPG

Лепка «Цветы в вазе»

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0094 (2).JPG

Рисование «Мой любимый цветок»C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0059.JPG

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0060.JPG

Приложение 6

Дидактические игры

 «Я знаю пять цветов»

Цель:закреплять знания о луговых и садовых цветах; формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа.

Материал: мяч.

Ход игры:

Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.

Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.

«Все о цветке»

Цель:расширять знания детей о цветах. Развивать умение рассказывать о цветке используя карточки-модели; развивать словарь прилагательных.

Материал: иллюстрации цветов, карточки –модели.

Ход игры:

Воспитатель задает объект описания , предлагая изображение цветка (либо дети сами выбирают), а дети подбирают признаки, выбирая среди карточек-моделей, подходящие для данного цветка.

Детям, испытывающим затруднения, задать наводящие вопросы.        

«Четвертый лишний»

Цель: формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень); называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку; развивать логическое мышление, речь;

Материалкарточки с изображением четырех цветов, три из которых можно объединить, а четвертый лишний.

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.

 «Труд в цветнике»

Цель:учить раскладывать по порядку карточки-модели со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа; активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, поливать, удобрять); развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.

Материал: карточки-модели алгоритма посева семян цветов, алгоритма ухода за рассадой, за растениями.

Ход игры:

Ребенок-садовник выбирает картинки с посадочным материалом и изображением цветов, и раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранным цветком, рассказывает о том, как он посадил цветок, как будет ухаживать в течение всего периода его роста и цветения.

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0174.JPG

Приложение 7

Подвижные игры

Подвижная игра «Садовник и цветы»

Цель: развивать умение бегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры:

Дети – «цветы» находятся на одной стороне площадке, а водящий – «садовник» - на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали, и венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться, будут нами любоваться». С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь.

Подвижная игра « Мы цветы»

Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

Инвентарь: Ободки с изображением цветов, которые закрепляются на голове участников.

Ход игры:

Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:

Я весёлый ветерок.

Мимо поля и дорог

С шумом свистом я лечу.

Пошалить чуть-чуть хочу.

Затем дети разбегаются врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:

Ветер разбросал цветы,

Помял стебель у травы.

Ветер, ветер улетай.

Ты играть нам не мешай.

Васильки, ромашки, розы.

Астры, жёлтые мимозы,

Все цветы собери,

Их названье повтори.

«Ветер» собирает цветы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг. «Ветер» произносит слова (указаны ниже), выбирает ведущего, который должен ответить на поставленные вопросы:

-Дай мне правильный ответ:

Из каких цветов букет?

-И ответить будь готов:

Сколько здесь всего цветов?

Ведущий отвечает на вопросы и, считая детей, определяет их количество. В заключении дети берутся вновь за руки и делают круг. Идя по кругу, произносят текст, следующего содержания:

Собрались цветы в букет.

Дай нам, солнце, тёплый свет.

Наш недолгий срок продли,

Чтоб всех радовать могли.

Живая клумба

Цель: развитие внимания, координация движений.

Ход игры:

Все играющие разбиваются на три команды: золотые шары, ноготки, бархатцы.

Дети - цветы на клумбе. В центре растут золотые шары - самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг - ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг - дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары - кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы - в другую!

Приложение 8

Художественные произведения

В.Катаев

Сказка « Цветик-семицветик"

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.

- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.

Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.

Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: "Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!"

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.

- Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!

- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

- Значит, не принимаете?

- Не принимаем. Уходи!

- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

- Ну и где же твой Северный полюс?

- Я там была.

- Мы не видели. Докажи!

- Смотрите - у меня еще висит сосулька.

- Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

"Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: "папа-мама", "папа-мама". Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.

Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.

За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.

-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили... Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Г.Х.Андерсен

  «Цветы маленькой Иды»

— Бедные мои цветочки совсем завяли! — сказала маленькая Ида. — Вчера вечером они были такие красивые, а теперь совсем повесили головки! Отчего это? — спросила она студента, сидевшего на диване.

Она очень любила этого студента, — он умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезывать презабавные фигурки: сердечки с крошками танцовщицами внутри, цветы и великолепные дворцы с дверями и окнами, которые можно было открывать. Большой забавник был этот студент!

— Что же с ними? — спросила она опять и показала ему свой завядший букет.

— Знаешь что? — сказал студент. — Цветы были сегодня ночью на балу, вот и повесили теперь головки!

— Да ведь цветы не танцуют! — сказала маленькая Ида.

— Танцуют! — отвечал студент. — По ночам, когда кругом темно и мы все спим, они так весело пляшут друг с другом, такие балы задают — просто чудо!

— А детям нельзя прийти к ним на бал?

— Отчего же, — сказал студент, — ведь маленькие маргаритки и ландыши тоже танцуют.

— А где танцуют самые красивые цветы? — спросила Ида.

— Ты ведь бывала за городом, там, где большой дворец, в котором летом живет король и где такой чудесный сад с цветами? Помнишь лебедей, которые подплывали к тебе за хлебными крошками? Вот там-то и бывают настоящие балы!

— Я еще вчера была там с мамой, — сказала маленькая Ида, — но на деревьях нет больше листьев, и во всем саду ни одного цветка! Куда они все девались? Их столько было летом!

— Они все во дворце — сказал студент. — Надо тебе сказать, что как только король и придворные переезжают в город, все цветы сейчас же убегают из сада прямо во дворец, и там у них начинается веселье! Вот бы тебе посмотреть! Две самые красивые розы садятся на трон — это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются — эго камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Гиацинты и крокусы изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями — голубыми фиалками, а тюльпаны и большие желтые лилии — это пожилые дамы, они наблюдают за танцами и вообще за порядком.

— А цветочкам не может достаться за то, что они танцуют в королевском дворце? — спросила маленькая Ида.

— Да ведь никто же не знает об этом! — сказал студент. — Правда, ночью заглянет иной раз во дворец старик смотритель с большою связкою ключей в руках, но цветы, как только заслышат звяканье ключей, сейчас присмиреют, спрячутся за длинные занавески, которые висят на окнах, и только чуть-чуть выглядывают оттуда одним глазом. "Тут что-то пахнет цветами" — бормочет старик смотритель, а видеть ничего не видит.

— Вот забавно! — оказала маленькая Ида и даже в ладоши захлопала. — И я тоже не могу их увидеть?

— Можешь, — сказал студент. — Стоит только, как опять пойдешь туда, заглянуть в окошки. Вот я сегодня видел там длинную желтую лилию; она лежала и потягивалась на диване — воображала себя придворной дамой.

— А цветы из Ботанического сада тоже могут прийти туда? Ведь это далеко!

— Не бойся, — сказал студент, — они могут летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, желтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели. Они вели себя хорошо, за то и получили позволение летать и днем; другие должны сидеть смирно на своих стебельках, а они летают, и лепестки их стали наконец настоящими крылышками. Ты сама видела их! А впрочем, может быть, цветы из Ботанического сада и не бывают в королевском дворце! Может быть, они даже и не знают, что там идет по ночам такое веселье. Вот что я скажу тебе: то-то удивится потом профессор ботаники — ты ведь его знаешь, он живет тут рядом! — когда придешь в его сад, расскажи какому-нибудь цветочку про большие балы в королевском дворце. Тот расскажет об этом остальным, и они все убегут. Профессор придет в сад, а там ни единого цветочка, и он в толк не возьмет, куда они девались!

— Да как же цветок расскажет другим? У цветов нет языка.

— Конечно, нет, — сказал студент, — зато они умеют объясняться знаками! Ты сама видела, как они качаются и шевелят своими зелеными листочками, чуть подует ветерок. Это у них так мило выходит — точно они разговаривают!

— А профессор понимает их знаки? — спросила маленькая Ида.

— Как же! Раз утром он пришел в свой сад и видит, что большая крапива делает листочками знаки прелестной красной гвоздике; этим она хотела сказать гвоздике: "Ты так мила, я очень тебя люблю!" Профессору это не понравилось, и он сейчас же ударил крапиву по листьям — листья у крапивы все равно, что пальцы, — да обжегся! С тех пор и не смеет ее трогать.

— Вот забавно! — сказала Ида и засмеялась.

— Ну можно ли набивать ребенку голову такими бреднями? — сказал скучный советник, который тоже пришел в гости и сидел на диване.

Он терпеть не мог студента и вечно ворчал на него, особенно когда тот вырезывал затейливые, забавные фигурки, вроде человека на виселице и с сердцем в руках — его повесили за то, что он воровал сердца, — или старой ведьмы на помеле, с мужем на носу. Все это очень не нравилось советнику, и он всегда повторял:

— Ну можно ли набивать ребенку голову такими бреднями? Глупые выдумки!

Но Иду очень позабавил рассказ студента о цветах, и она думала об этом целый день.

"Так цветочки повесили головки потому, что устали после бала!" И маленькая Ида пошла к своему столику, где стояли все ее игрушки; ящик столика тоже битком был набит разным добром. Кукла Софи лежала в своей кроватке и спала, но Ида сказала ей:

— Тебе придется встать, Софи, и полежать эту ночь в ящике: бедные цветы больны, их надо положить в твою постельку, — может быть, они и выздоровеют!

И она вынула куклу из кровати. Софи посмотрела на Иду очень недовольно и не сказала ни слова, — она рассердилась за то, что у нее отняли постель.

Ида уложила цветы, укрыла их хорошенько одеялом и велела им лежать смирно, за это она обещала напоить их чаем, и тогда они встали бы завтра утром совсем здоровыми! Потом она задернула полог, чтобы солнце не светило цветам в глаза.

Рассказ студента не шел у нее из головы, и, собираясь идти спать, Ида не могла удержаться, чтобы не заглянуть за спущенные на ночь оконные занавески: на окошках стояли чудесные мамины цветы — тюльпаны и гиацинты, и маленькая Ида шепнула им:

— Я знаю, что у вас ночью будет бал!

Цветы стояли, как ни в чем не бывало, и даже не шелохнулись, ну да маленькая Ида что знала, то знала.

В постели Ида долго еще думала о том же и все представляла себе, как это должно быть мило, когда цветочки танцуют! "Неужели и мои цветы были на балу во дворце?" — подумала она и заснула.

Но посреди ночи маленькая Ида вдруг проснулась, она видела сейчас во сне цветы, студента и советника, который бранил студента за то, что набивает ей голову пустяками. В комнате, где лежала Ида, было тихо, на столе горел ночник, и папа с мамой крепко спали.

— Хотелось бы мне знать: спят ли мои цветы в постельке? — сказала маленькая Ида про себя и приподнялась с подушки, чтобы посмотреть в полуоткрытую дверь, за которой были ее игрушки и цветы; потом она прислушалась, — ей показалось, что в той комнате играют на фортепьяно, но очень тихо и нежно; такой музыки она никогда еще не слыхала.

— Это, верно, цветы танцуют! — сказала Ида. — Господи, как бы мне хотелось посмотреть!

Но она не смела встать с постели, чтобы не разбудить папу с мамой.

— Хоть бы цветы вошли сюда! — сказала она. Но цветы не входили, а музыка все продолжалась, такая тихая, нежная, просто чудо! Тогда Идочка не выдержала, потихоньку вылезла из кроватки, прокралась на цыпочках к дверям и заглянула в соседнюю комнату. Что за прелесть была там!

В той комнате не горело ночника, а было все-таки светло, как днем, от месяца, глядевшего из окошка прямо на пол, где в два ряда стояли тюльпаны и гиацинты; на окнах не осталось ни единого цветка — одни горшки с землей. Цветы очень мило танцевали: они то становились в круг, то, взявшись за длинные зеленые листочки, точно за руки, кружились парами. На фортепьяно играла большая желтая лилия — это, наверное, ее маленькая Ида видела летом! Она хорошо помнила, как студент сказал: "Ах, как она похожа на фрекен Лину!" Все посмеялись тогда над ним, но теперь Иде и в самом деле показалось, будто длинная желтая лилия похожа на Лину; она и на рояле играла так же, как Лина: поворачивала свое продолговатое лицо то в одну сторону, то в другую и кивала в такт чудесной музыке. Никто не заметил Иды.

Вдруг маленькая Ида увидала, что большой голубой крокус вскочил прямо на середину стола с игрушками, подошел к кукольной кроватке и отдернул полог; там лежали больные цветы, но они живо поднялись и кивнули головками, давая знать, что и они тоже хотят танцевать. Старый Курилка со сломанной нижней губой встал и поклонился прекрасным цветам; они совсем не были похожи на больных — спрыгнули со стола и принялись веселиться вместе со всеми.

В эту минуту что-то стукнуло, как будто что-то упало на пол. Ида посмотрела в ту сторону — это была масленичная верба: она тоже спрыгнула со стола к цветам, считая, что она им сродни. Верба тоже была мила; ее украшали бумажные цветы, а на верхушке сидела восковая куколка в широкополой черной шляпе, точь-в-точь такой, как у советника. Верба прыгала посреди цветов и громко топала своими тремя красными деревянными ходульками, — она танцевала мазурку, а другим цветам этот танец не удавался, потому что они были слишком легки и не могли топать.

Но вот восковая кукла на вербе вдруг вытянулась, завертелась над бумажными цветами и громко закричала:

— Ну можно ли набивать ребенку голову такими бреднями? Глупые выдумки!

Теперь кукла была точь-в-точь советник, в черной широкополой шляпе, такая же желтая и сердитая! Но бумажные цветы ударили ее по тонким ножкам, и она опять съежилась в маленькую восковую куколку. Это было так забавно, что Ида не могла удержаться от смеха.

Верба продолжала плясать, и советнику волей-неволей приходилось плясать вместе с нею, все равно — вытягивался ли он во всю длину, или оставался маленькою восковою куколкой в черной широкополой шляпе. Наконец уж цветы, особенно те, что лежали в кукольной кровати, стали просить за него, и верба оставила его в покое. Вдруг что-то громко застучало в ящике, где лежала кукла Софи и другие игрушки. осказках.ру - oskazkax.ru Курилка побежал по краю стола, лег на живот и приотворил ящик. Софи встала и удивленно огляделась.

— Да у вас, оказывается, бал! — проговорила она. — Что же это мне не сказали?

— Хочешь танцевать со мной? — спросил Курилка.

— Хорош кавалер! — сказала Софи и повернулась к нему спиной; потом уселась на ящик и стала ждать — авось ее пригласит кто-нибудь из цветов, но никто и не думал ее приглашать. Она громко кашлянула, но и тут никто не подошел к ней. Курилка плясал один, и очень недурно!

Видя, что цветы и не глядят на нее, Софи вдруг свалилась с ящика на пол и наделала такого шума, что все сбежались к ней и стали спрашивать, не ушиблась ли она? Все разговаривали с нею очень ласково, особенно те цветы, которые только что спали в ее кроватке; Софи нисколько не ушиблась, и цветы маленькой Иды стали благодарить ее за чудесную постельку, потом увели с собой в лунный кружок на полу и принялись танцевать с ней, а другие цветы кружились вокруг них. Теперь Софи была очень довольна и сказала цветочкам, что охотно уступает им свою кроватку, — ей хорошо и в ящике!

— Спасибо! — сказали цветы. — Но мы не можем жить так долго! Утром мы совсем умрем! Скажи только маленькой Иде, чтобы она схоронила нас в саду, где зарыта канарейка; летом мы опять вырастем и будем еще красивее!

— Нет, вы не должны умирать! — сказала Софи и поцеловала цветы. В это время дверь отворилась, и в комнату вошла целая толпа цветов. Ида никак не могла понять, откуда они взялись, — должно быть, из королевского дворца. Впереди шли две прелестные розы с маленькими золотыми коронами на головах — это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты — крупные маки и пионы — дули в шелуху от горошка и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели, точно на них были надеты бубенчики. Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали — и голубые фиалки, и красные ноготки, и маргаритки, и ландыши. Цветы так мило танцевали и целовались, что просто загляденье!

Наконец все пожелали друг другу спокойной ночи, а маленькая Ида тихонько пробралась в свою кроватку, и ей всю ночь снились цветы и все, что она видела.

Утром она встала и побежала к своему столику посмотреть, там ли ее цветочки.

Она отдернула полог — да, они лежали в кроватке, но совсем, совсем завяли! Софи тоже лежала на своем месте в ящике и выглядела совсем сонной.

— А ты помнишь, что тебе надо передать мне? — спросила ее Ида.

Но Софи глупо смотрела на нее и не раскрывала рта.

— Какая же ты нехорошая! — сказала Ида. — А они еще танцевали с тобой!

Потом она взяла картонную коробочку с нарисованною на крышке хорошенькою птичкой, открыла коробочку и положила туда мертвые цветы.

— Вот вам и гробик! — сказала она. — А когда придут мои норвежские кузены, мы вас зароем — в саду, чтобы на будущее лето вы выросли еще красивее!

Ионас и Адольф, норвежские кузены, были бойкие мальчуганы; отец подарил им по новому луку, и они пришли показать их Иде. Она рассказала им про бедные умершие цветы и позволила помочь их похоронить. Мальчики шли впереди с луками на плечах; за ними маленькая Ида с мертвыми цветами в коробке. Вырыли в саду могилу, Ида поцеловала цветы и опустила коробку в яму, а Ионас с Адольфом выстрелили над могилкой из луков, — ни ружей, ни пушек у них ведь не было. 

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_0150.JPG

Стихи

Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
Н. Нищева

        

Букет

Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек.
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.

Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…

Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, —
Ей на речку хочется самой.
Но ромашка с васильками вянет,
Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо…

Добежала до дому Танюшка,
Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зеленой кружке
Первый Таней собранный букет.

Приложение 9

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95»

Сценарий летнего развлечения «Праздник цветов»

для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Штыркова Е.А.

Муз. руководитель Вызулина Е.В.

Дзержинск, 2019 год

Программное содержание:

Цели и задачи:

Цель: продолжать прививатьвоспитанникам любовь к родной природе, цветам, выражать чувство красоты через творчество(стихи, песни, танцы, рисование, ручной труд).

Задачи:

1. Развивать у детей экологические знания, культуру и отношение к цветам, умение любить окружающий мир растений.

2. Воспитывать эмоционально положительное, гуманное отношение к природе, воспитывать отношение к цветам как к живым существам.

3. Развивать художественные способности и эстетические чувства, умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать богатства родной природы.

Действующие лица:

1.Ведущий – Елена Николаевна
2.Фея цветов- Екатерина Александровна

Ведущий
Вот и летняя пора наступила, детвора!
Посмотрите, там и тут разные цветы цветут!
Солнце ласково кивает, теплая погода,
Лучшие свои дары дарит нам природа!

Ведущий:
Слышите? Какая прекрасная мелодия! Кто – то  спешит к нам на праздник.

Входит Цветочная фея.

Цветочная фея:

Цветочною феей меня называют,
Я о цветах, ребятишки, всё знаю.

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса

В них пчелы находят целительный дар

И бабочки пьют из них сладкий нектар

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать

Не надо букеты из нх составлять…

Завянут букеты… Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

- А нравятся ли вам цветы, ребята? Какие же цветы вы знаете? (ответы детей)

Давайте споем о них песенку «Летние цветы»

Песня «Летние цветы»

Ведущий

А еще ребята расскажут тебе стихи о цветах.

Дети читают стихи.

«Одуванчик».

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

Но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет,

Дунет ветер – шапки нет!

«Василек»

А красавец ВАСИЛЕК -
Гордый полевой цветок!
С голубой резной короной,
Как король, но нет там трона!

«Мак»

Гордый МАК расцвел в долине
Алой каплей на равнине
Лепестки ласкает ветер…
Что красивей есть на свете?

Ромашка

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке —

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

«Колокольчик».

Колокольчик голубой,

Поиграй – ка ты со мной,

Позвони мне в свой звоночек,

Скромный луговой цветочек.

Ведущий:
Ребята , давайте поиграем с колокольчиками.

Игра «Колокольчик, зазвени»

(Дети бегают под музыку вокруг стульев, на которых расставлены колокольчики. С окончанием музыки нужно успеть схватить колокольчик и позвенеть. Кому не достанется колокольчик, выходит из игры.)

Фея загадывает загадки и показывает картинку цветка , после ответа детей.

Не желаете, ребятки,

Отгадать мои загадки?

На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это...
Ответ (Розы)

Я шариком пушистым 
Белею в поле чистом, 
А дунул ветерок — 
Остался стебелёк.
Ответ (Одуванчик)

Пробивается росток, 
Удивительный цветок. 
Из-под снега вырастает, 
Солнце глянет — расцветает.
Ответ (Подснежник)

Желтые, пушистые 
Шарики душистые. 
Их укроет от мороза 
В своих веточках ... 
Ответ (Мимоза)

Длинный тонкий стебелек, 
Сверху - алый огонек. 
Не растенье, а маяк - 
Это ярко-красный ... 
Ответ (Мак)

Фея

Вот мы сейчас эти цветочки попробуем собрать.

Игра « Собери цветок» Дети выкладывают цветочки из вырезанных картинок.

Ведущий предлагает поиграть в эстафету «Клумба»

Эстафета «Клумба»

(Дети делятся на две команды. Первые – бегут, «вскапывают» клумбу, вторые – бегут, «поливают», третьи – бегут, «садят» цветы.)

Фея: Ребята, мне очень понравилось у вас на празднике.  И я хочу вам подарить цветочки, которые я принесла для вас из цветочной страны.Давайте с ними потанцуем.

Дети исполняют танец с цветами.

Цветочная фея:

Мы танцевали, веселились,

 В саду все славно потрудились.

И мне пора уходить на свою цветочную полянку.

 До свидания!

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_1012.JPG

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_1020.JPG

Приложение 10

Лэпбук «Цветы»

C:\Users\E1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_1857.jpg
D:\Старший воспитатель\Методический кабинет\Аттестация\Штыркова\Фотки дополнит\IMG_0178.JPG

D:\Старший воспитатель\Методический кабинет\Аттестация\Штыркова\Фотки дополнит\IMG_0182.JPG

Приложение 11

        Экскурсия на клумбу

C:\Users\E1\Desktop\ФОТО ИАР\IMG_9554.JPG

Наш проект «Чудесный цветок» завершился. Мы с ребятами совершили заключительную экскурсию к нашей клумбе в рамках проекта. Во время заключительной беседы, мы с ребятами вспомнили все, чем занимались этим летом: как сеяли семена, как высаживали рассаду цветов, как ухаживали за высаженными цветами, как каждый день подходили и наблюдали за их ростом. Вспомнили в какие игры играли, прочитали знакомые стихи. Также ребята поделились своими впечатлениями от участия в проекте. Рассказали, о том, что нового они узнали и чему научились, что им особенно понравилось, а в чем были трудности. Одним из выводов, который мы сделали с ребятами стало то, что на рост растений очень влияют погодные условия, с которыми нам этим летом не повезло.

И пусть наша клумба расцвела не настолько пышно и ярко, как мы предполагали, мы с ребятами довольны результатом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок»

Рассказываю детям сказку об одуванчике с помощью дидактической игры . У цветка есть стебель, и на тоненькой ножке крепится желтенький цветок.В нутри цветка есть пыльца,  которую любят пчелки. Про...

Экологическая сказка "Волшебный цветок"

Содержание сказки направлено на воспитание осознанно правильного поведения в природе....

Сценарий экологической сказки "Радужный цветок"

Цели и задачи:- развитие познавательного интереса к природе;- воспитание бережного, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле;- развитие нравственных качеств л...

Сценарий экологического праздника "Волшебный цветок"

Сценарий на экологическую тему для детей старшего возраста...

Сценарий экологической сказки "Девочка и цветок"

Для детей старшей и подготовительной группы...

экологическая сказка "Цветок - бабочка"

История про девочку, которая рассказала мальчикам, почему нельзя обижать цветы....

Экологический проект «Цветок для мамы» Вторая младшая группа «Планета детства»

Экологический проект «Цветок для мамы» Возраст – вторая младшая группа.Тип проекта:  Информационно – практико-ориентированный.Вид проекта: группов...