Кратковременный проект в средней группе «СЛАДКИЕ ЯГОДЫ»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Никитенкова Оксана Сергеевна

Красные, зелёные,

Жёлтые и чёрные,

Мелкие и крупные

Сладкие и кислые,

Летом созревают,

Одним словом называют! 

                             Ягоды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sladkie_yagody.docx964.35 КБ

Предварительный просмотр:

Кратковременный проект

в средней группе

«СЛАДКИЕ ЯГОДЫ»

                                                                 

Подготовила: Никитенкова О.С.

г. Троицк 2020 г.

Проект «Ягоды»

Паспорт проекта

Актуальность: В ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной степени имеют представления о них, почему их так называют, о том, где и как они растут, поэтому и был разработан и реализован познавательно - творческий проект «Садовые и лесные ягоды».

При работе над проектом была подобрана интересная, полезная и познавательная информация в доступной форме о лесных и садовых ягодах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Всё это поможет узнать новое об лесных и садовых ягодах, почувствовать красоту и щедрость родной земли, пробудить интерес ребёнка к окружающему миру, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.

Проблема: отсутствие знаний о ягодах, растущих в лесах и на садовых участках.

Тип проекта: информационно-творческий.

Предмет исследования: садовые и лесные ягоды.

Цель проекта: знакомство с ягодными кустарниками, через применение различных форм и методов по воспитанию экологической культуры.

Задачи:

Подобрать и проанализировать методическую литературу по теме проекта: «Садовые и лесные ягоды».

Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

Вызвать любознательность, интерес к жизни садовых растений, ягодных кустарников, желание заботиться о них, любить и беречь то, что она дарит человеку.

Расширить и обобщить знания детей о садовых и лесных ягодах.

Обогатить и активизировать словарь.

Развить самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.

Подвести итоги проделанной работы.

Участники проекта:

Воспитатель группы, дети средней группы, родители.

Ожидаемые результаты:

- формирование у детей устойчивого интереса к природе;

- расширение и обобщение знаний детей о садовых и лесных ягодах;

- развитие познавательной активности детей;

- повышение уровня развития речи, словарного запаса;

- формирование навыков культурного поведения в природе, умения беречь ее и заботиться о ней;

- успешное интеллектуально - личностное развитие детей;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

Этапы реализации проекта:

- подготовительный

- основной

- заключительный

Подготовительный этап:

Анализ существующей ситуации и поиск наиболее эффективных форм по оформлению эколого-развивающей среды в ДОУ.

Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

Подбор иллюстративного материала, раскрывающего тему проекта «Садовые и лесные ягоды».

Разработка дидактических, подвижных, музыкальных игр, пособий по теме проекта.

Подготовка природного материала, материала для изобразительной деятельности, художественной и познавательной литературы для чтения детям.

Подбор стихотворений, загадок, песен, сказок по теме проекта.

Создание и просмотр с детьми презентации «Удивительные ягоды».

Составление перечня вопросов с целью выявления знаний детей о садовых и лесных ягодах.

Разработка плана реализации проекта.

Основной этап:

Работа по перспективному планированию.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Постановка проблемы.

Поиск пути решения проблемы.

Практическая деятельность.

Отображение знаний детей в творческих работах (поделок, рисунках, аппликациях, лепке и т. д.)

Заключительный этап:

Обсуждение и подведение итогов, формулировка вывода, планирование дальнейшей работы по совершенствованию эколого-развивающей среды на территории детского сада;

Выставка продуктивной деятельности детей по теме проекта;

Перспективно-тематическое планирование по реализации экологического проекта: «Садовые и лесные ягоды»

Вид деятельности. Задачи. Форма организации деятельности с детьми.

Игровая: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность. Развивать внимательность, быстроту, ловкость.

Активизировать речь детей.

Игровые упражнения: «Дорисуй ягодку»

Дидактические игры: «Найди ягодке пару»«Съедобное - несъедобное»«Сложи картинку», игра – викторина «Вопросы и ответы».

«Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»

Игры на развитие речи: «Расскажи, что знаешь о ягодке»«Чего не стало?»,

«Большой — маленький»«Один — много» (с мячом, «Что приготовим?»

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»«Хозяюшки».

Настольная игра «Домино» ягоды.

Двигательная: Развивать двигательную активность, координацию речи и движений. Подвижные игры: «Мы по ягоды пойдем»«Ягоды и фрукты»«Медведь в малиннике».

Физкультминутка: «Сбор ягод».

Пальчиковая гимнастика: «Ягоды».

Коммуникативная: Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Развивать умение давать полные ответы на вопросы.

Уточнить и расширить знания детей о садовых и лесных ягодах. Рассматривание картинок: «Ягоды»

Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий.

Беседы: «Путешествие в сад»«Путешествие в лес».

Разгадывание загадок о ягодах.

Просмотр мультфильма «Ягоды»«Дудочка и кувшинчик»,

Прослушивание аудиосказки «Баба Яга и ягоды». Просмотр презентации «Удивительные ягоды»

Чтение (восприятие) художественной литературы:

формировать интерес к книге, журналам. В. Даль «Война грибов с ягодами».

Знакомство с пословицами и поговорками о ягодах.

Продуктивная: Учить рисовать ягоды, передавая их характерные особенности. Развивать навыки работы с пластилином.

Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон. Рисование «Ягодки» с помощью пробок.

Раскрашивание ягод.

Лепка «Сбор ягод в саду»

Коллективная аппликация «Лесные ягоды».

Музыкальная: Способствовать эмоциональному выражению чувств радости от общения с музыкой. Прослушивание песни «Ягодка-малинка» (хороводная).

Выводы:

Практическая значимость данного проекта заключается в использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию. Это способствуют пробудить интерес ребёнка к окружающему его миру, почувствовать красоту и щедрость родной земли, активизировать знания по экологии, улучшить окружающую среду, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.

Результаты проекта

Дети знают и могут:

• Рассказать о ягодах, об их полезных свойствах

• Различать садовые по их внешнему виду и вкусовым качествам

• Объяснять правила безопасности в природе и как надо бережно относиться к природе

• Новые рассказы, стихи, загадки, пальчиковую гимнастику о ягодах.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

Литература:

1. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду»; М. ; Мозаика-Синтез, 2008.

2. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты»; СПб. ; Детство-Пресс, 2014.

3. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление образовательным учреждением, 2004.

4. Емельянова Э. Л. «Расскажите детям о садовых ягодах»; М. ; Мозаика-Синтез, 2012.

5. Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М. ; Мозаика-Синтез, 2009.

6. Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они»; М. ; Мозаика-Синтез, 2011.

7. Лубышева Л. И. «Физическое воспитание детей на основе подвижных игр, дифференцированных по развитию физических качеств»; М. ; Мозаика-Синтез, 2007.

8. Дай Ходжес «Игры для дома и улицы»; Минск; «Попурри», 2008.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лесные и садовые ягоды»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Цель: познакомить детей понятием «ягода», классифицировать их на садовые и лесные, учить их различать.

Задачи:

- Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод.

- Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые, лесные) .

- Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

- Дорогие ребятки, сегодня мы с вами познакомимся с ягодами. Что же такое Ягоды?

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).

Чтение рассказа: “Ягодная сказка”

На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся.

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля.

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды.

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Вопрос: Какие ягоды вы знаете?

А где растут ягоды? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов).

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю:

Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной).

Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок - хруст, Что за куст? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (Смородина)

Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)

Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то — косточка Да красненькая кофточка! (вишня).

– Что же это за ягодки? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды!

Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

А сейчас нам девочки расскажут стихотворения про другие виды садовых ягод:

Ежевика так колюча,

Как сердитый ёжик.

Но она совсем не злючка —

Колется немножко.

Осторожно собирай

Небывалый урожай:

Посмотри — за рядом ряд

Чудо-ягоды висят. ( )

Жимолость у нас в саду

Пышным цветом расцвела.

Только к ней я не иду:

Там в цветке сидит пчела.

Но сказала мама мне:

«Пчёлкам тоже по весне

Витаминов надо.

Где их взять? Из сада!»…

Солнышко сильней пригреет,

Скоро жимолость созреет.

Буду ягодки срывать

И про пчёлку вспоминать ( .)

И напоследок осталась самая необычная ягода, слушайте загадку.

Внутри он алый, сахарный, кафтан — зеленый, бархатный. (Арбуз).

Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и конечно же арбуз кушают в сыром виде.

Аппликация «Корзина садовых ягод»

А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию. Давайте наполним нашу корзинку садовыми ягодками.

Физ минутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем,

Дружно ягоды берем.

Посмотри-ка, погляди-ка,

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами, теперь пришло время отправиться на лесную полянку, чтобы познакомиться с лесными ягодами.

Музыка, друг за другом отправляемся в лес (на палас).

Входим в лес.

- Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод.

А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам) .

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника —это лесные ягоды.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды. Правильно! Малина бывает и садовой, и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!

Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными.

Что это за ягодка? Это лесная земляника. Земляника – самая вкусная лесная ягода, которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Слушайте загадку про следующую ягоду:

Под листиком на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет

Руки вымажет и рот.

А попробовав поймет (голубика).

Голубику можно встретить в самых разных местах: и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодахконцентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.

А что это за ягода? Черника — почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

Дальше, смотрите, это костяника! Эта ягода растет в тенистых местах, на болотах. Из плодов костяники варят сиропы, варенье, сок, кисели и желе. Чай из листьев костяники ароматен и очень полезен.

Ну ка ребята, прочитайте нам стихи про другие лесные ягодки.

Нет кислее ягод этих,

Только все равно приветь их.

Витамин в них - лучший друг вам.

Замечательная клюква! ( )

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой. ( .)

А теперь мы, ребята, поиграем в игру.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.

Земляника растет на дереве;

клюква растет на кусте;

брусника сладкая как сахар;

голубика красного цвета;

малину любят не только люди но и животные;

черника очень вредная для здоровья.

Ядовитые ягоды

Далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко - это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет).

А сейчас мы с вами будем играть в игру «Лесные ягоды и садовые».

Ребята, мы сейчас, пока играет музыка, будем гулять (ягодки, танцевать. А как только музыка закончится, вы должны будете поделиться на 3 группки, но на какие, вы должны будете догадаться сами. Какая группка соберется быстрее и правильней, та и победила.

Вот мы с вами поиграли и побывали в лесу и нам пора возвращаться. Проходите и садитесь на стульчики.

Подведение итогов:

– С чем мы ребята сегодня познакомились?

– На какие виды делятся ягоды?

– К садовым ягодам относятся какие?

– К лесным?

– А что за ядовитые ягоды вы знаете?

Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались, и я вам приготовила небольшие подарки.


Игра «Опиши ягоду»
Например: Клубника – крупная, спелая, сладкая, красная и т.д.

Игра «Один – много»
Детям предлагается картинка, а они называют:
Например
: Одна смородина – много смородины»


Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.

Подвижная игра «Вкусная ягодка»
Дети любят играть в подвижные игры. Они развивают ребёнка, делают его жизнь веселее и интереснее, а воспитателю дают прекрасную возможность в непринужденной обстановке добиваться поставленных целей.

Цели. Увлечь детей игрой. Продолжать знакомить детей с ягодами, развивать внимание. Повышать двигательную активность, совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия.

Ход ИГРЫ

Воспитатель говорит детям, что видела на полянке много разных ягод, собрала их в корзинку и решила принести их ребятам.

Педагог показывает детям ягоды, при этом произнося название (малина, смородина, клубника) и уточняет у детей, правильно ли она их называет. Затем воспитатель предлагает отправиться на полянку и собрать ягоды. Но только каждый будет собирать свою ягодку. Раздаёт детям карточки с нарисованными ягодками и объясняет, что нужно найти и подбежать к точно такой же ягодке.

Воспитатель произносит слова: «Раз, два, не зевай, свою ягодку собирай!».

Дети разбегаются каждый к своей ягодке, а воспитатель проверяет правильность выбора детей и уточняет у каждого ребёнка к какой ягодке он прибежал. Побеждает тот, кто первый прибежал к своей ягоде и правильно её назвал.

Можно дать двум детям одинаковые картинки, а они должны прибежать к одной ягодке.

Двигательные упражнения.

А в лесу растет черника, Приседания.

Земляника, голубика.

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу, Ходьба на месте.

Корзинку с ягодой несу.

Землянику ищем

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли,

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы начнем искать опять.

Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняясь, надо левой рукой коснуться кончиками пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Собираем землянику. Теперь ягоды у левой ноги – быстро собираем ее. Придется опять наклониться.

5. Подвижная игра «Собираем ягоды».

 Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.

 Дети становятся в две колонны друг за другом за линией старта. До линии финиша по прямой линии лежат карточки с ягодами. По сигналу первые игроки прыгают на двух ногах к линии финиша и по дороге собирают «ягоды». На обратном пути прыгают к своей команде и опять разбрасывают «ягоды». Как только они перепрыгнут через линию старта, прыжки начинает следующий игрок.

Физкультминутки про ягоды

За малиной

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол)
Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)
Ягодка-малинка.

По ягоды

Мы шли-шли-шли, (маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много клюквы нашли. (наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять, (опять идут по кругу)
Мы опять идем искать. (наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

«Один, два, три, четыре, пять»

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Нужно глубже приседать. (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)

Ягодка-малинка

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (собирают воображаемые ягоды)
Солнышко высоко, а в лесу тропинка. (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка. (бегут по кругу, взявшись за руки)

Вишня

Как о вишенке-малышке (идут по круг)
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую (останавливаются, гладят себя по животу)
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать, (встают на носочки)
Вишней короб наполнять –
И ладошки будут тоже (показывают ладони)
Вишни цвет напоминать.

«Земляника»

Этой крохотной девчушке (приседают на корточки)
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками, (тихо бегут)
Земляными червячками,
А порою за травой (останавливаются, поднимают руки вверх)
С милой матушкой-землей.
Можно здесь уединиться (приседают)
И секретами делится. (шепчутся друг с другом)

НОД по рисованию ватными палочками с детьми средней группы «Ягодка за ягодкой»

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми в средней группе по изобразительной деятельности с использованием современных технологий.

«Рисование ватными палочками».

«Ягодка за ягодкой".

Цель: Учить изображать предметы, объекты с помощью нетрадиционных техник рисования. Развивать у детей чувство композиции и цвета.

Задачи: Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования. Выявить положительное влияние на психологическое состояние ребенка. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность. Формировать экологическую культуру (понимание самоценности природы).

Виды интеграции образовательных областей:

Познание: Уточнить знание детей о видах ягод. Обобщить представление детей о многообразии разновидности цветущих растениях.

Социально – коммуникативное развитие: Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Формировать доброжелательное отношение между детьми.

Художественное творчество: Развитие детского творчества в художественной деятельности с помощью новой нетрадиционной технике.

Предварительная работа: просмотр презентации

«Ягоды на кустиках».

Демонстрационный материал: картины с изображением ягод, заготовка для рисования.

Оборудование: Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, ватные палочки, гуашь (2 контрастных цвета, цветные карандаши или фломастеры, салфетки бумажные).

Ход занятия:

Просмотр презентации про ягоды.

Задачи: Умение формировать связную речь, выслушивать других детей. Отвечать на вопросы. Повышать познание в названиях ягод.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение «Смородина»

Ягоды смородины

Черны, как агаты.

Соберем смородины

Урожай богаты.

Есть рецепт старинный,

Как варить компот,

Чтобы витамины

Были круглый год.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.

А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет – рисуночек кладет. (Бумага).

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (дети отвечают).

Воспитатель: Сегодня мы будем на ней рисовать волшебным образом «Ягодки на кустиках.»

Воспитатель: Ребята, а у меня есть еще один чудесный сундучок.

А что в нем лежит нам подскажет стих – загадка:

Как на стежке,на дорожке

Вижу алые сережки.

Вот сережку я нашла.

За одною наклонилась,

А на десять набрела! (Земляника)

Воспитатель: Правильно ребята - это Земляника!

Воспитатель: Ребята давайте нарисуем с вами чудесный кустик земляники! Воспитатель показывает детям способ создания ритмичной композиции-на фланелеграфе или магнитной доске выкладывая ряд ягод (кружков)красный, зеленый и т. д

Следующий этап: Рисование.

Дети рисуют ягоды с помощью ватных палочек.

Действия:

берем лист бумаги А-4 белого или голубого цвета

фломастером или карандашом рисуем веточку

берем ватную палочку,окунаем в красную краску и рисуем ягодки

Воспитатель: Ребята давайте прочитаем стихотворение про землянику!

Я гуляла в лесу,землянику несу,

Я искала ее,собирала ее.

Принесу в детский сад-

Угощу всех ребят.

Заключительная часть:

Ребята вы большие молодцы, у вас получаются замечательные ягодки. А теперь давайте немного поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра (Малина) (Т. Коти)

Раз- малинка, два –малинка, (хлопнуть в ладоши у правого уха, затем у левого)

Ела ягоды Маринка (прикоснуться пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони- «едим»)

И в корзинке у Маринки (Приставить слегка округленные ладони друг к другу - «корзинка»)

Не осталось ни малинки. (заглянуть в «корзинку» затем развести руки в стороны)

Кто по ягоды пойдет. (топать ногами)

Тот корзиночку возьмет! (хлопать в ладоши)

Рефлексия деятельности.

Воспитатель: Ребята интересно было сегодня у нас в группе?

А что нового вы узнали про ягоды?

Что нам удалось на занятии?

Чем мы с вами сегодня рисовали ягодки на кустиках?

Что вам понравилось?

Воспитатель: Спасибо вам ребята!

Игра – викторина «Вопросы и ответы»

Вопросы для команды №1

1. Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Крыжовник - зеленый, круглый или продолговатый, кислый).

2. На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.)

3. Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.)

4. Когда созревают садовые ягоды? (Летом.)

5. Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др.)

6. Какой уход требуется за кустами садовых ягод? (Посадка, полив, подкормка, обрезка.)

Вопросы для команды №2

1. У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепиха.)

2. У каких садовых ягод много семян? (Ирга, малина, смородина, крыжовник и др.)

3. У каких садовых ягод одно семя? (У вишни, облепихи, может быть одно семя у жимолости.)

4. У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого цвета? (У смородины.)

5. Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, в них много витаминов, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.)

6. Назови самую большую ягоду. (Арбуз)

Загадки о ягодах.

***

Он вздыхает очень тяжко,

Так бедняжка растолстел.

Что зелёную тельняшку,

На себя с трудом надел. (Арбуз)

***

Этот плод едва обнимешь,

Если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь,

мякоть красную поешь. (Арбуз)

***

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид, похож на мяч. (Арбуз)

У арбуза много груза,

Груз арбузу не обуза.

А внутри весь-весь арбуз

Полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

***

Красненькая Матрешка

Беленькое сердечко.

(Малина)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

***

На припеке у пеньков Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.

Разгребаем стебельки, Собираем огоньки. (Земляника)

***

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

***

Как на стежке, на дорожке,

Вижу, алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась – не ленилась,

Кружку с верхом набрала. (Земляника)

***

Что за бусинка вот тут,

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

(Клюква)

***

Под листом, на каждой ветке,

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

***

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж,

Вот и назван (ежевика)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, Другая чернеет.

(Красная и черная смородины)

***

На ветке - конфетки с начинкой медовой,

А кожа на ветке

породы ежовой. (Крыжовник)

***

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего-то косточка,

Да красненькая кофточка! (Вишня)

***

На шнурочке-стебелёчке,

Сладких ягод груда.

На большое блюдо. (Виноград)

«Лукошко» пословиц и поговорок о ягодах

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Не того поля ягода.

Рыба — в воде, а ягода — в траве.

Рыба — вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова.

С одной ягоды сыт не будешь.

У кого детки, у того и ягодки.

Слаще малины ягоды нет!

Упустив лето, да в лес по малину.

Хвалила себя калина, что с медом хороша.

Не бывать калине малиною!

Родная земля - земляника, чужая - черника (вепсская).

Ради земляники земле поклонишься не раз (финская).

Слива цветет - запах хорош, вишня цветет - глаз не оторвешь (японская).

Любишь смородину, люби и оскомину (немецкая).

Нечего клюкву есть, коли морщиться не умеешь.

Краснеет рябина - лета половина!

Игра «Расскажи, что знаешь о ягодке»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о садовых ягодах.

Материал: Картинки с изображением ягод.

Ход игры: У воспитателя карточки с изображением ягод. Воспитатель показывает карточку детям, спрашивает: «Кто знает, какая это ягода, расскажите про нее». Ребенок называет ягоду и рассказывает все, что знает о ней, остальные дети внимательно слушают и при необходимости дополняют.

Игра «Ягоды и фрукты»

Цель: Закрепление знания о ягодах, развитие внимания, слуховой памяти.

Материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом в руках.

Воспитатель произносит:

Бывает трудно угадать, что можно есть, а что нельзя.

Вам очень много нужно знать, поверьте мне, друзья!

Про ягоды и фрукты готовы вам задания,

Должны вы сами отгадать. Готовы все? Внимание!

Воспитатель бросает детям мяч по очереди, при этом называя вперемешку названия ягод, фруктов или несъедобных предметов. Если предмет – ягода, ребенок ловит мяч, если нет – отбивает его. Если игрок ошибается, то выходит из круга. Побеждают несколько самых внимательных игроков.

«Собери корзинку ягод»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать умение работать в команде.

Материал: корзинки, маленькие мячики по количеству игроков, обручи.

Ход игры: создаются три команды. У первого игрока каждой команды по корзинке для сбора ягод (мячиков). На расстоянии двадцати шагов от каждой команды лежат обручи с мячиками (ягодами). По сигналу первые игроки команд бегут к обручам, берут «ягодку», кладут ее в корзину и возвращаются в свою команду, передают корзину следующему игроку и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Игра «Назови ягоды садовые»

Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Например, крыжовник - зеленый, круглый, кислый)

На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.)

Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.)

Когда созревают садовые ягоды? (Летом.)

Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др.

У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепих

У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого. (У смородины.)

Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Новогоднего утренника в средней группе "Сладкий Новый Год"

Эту новогоднюю сказку ставили в 2013 году. Веселая, музыкальная постановка. Много песен, танцев. Участие взрослых героев очень понравилось детям....

Конспект ОД для детей средней группы : «Сладкая профессия».

Познакомить детей  с профессией повара-кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами –помощниками.Познакомить с процессом приготовления кондитерских  изделий , привлечь детей к...

новогодний праздник в средней группе "Сладкая страна"

Новогдний праздник для средней группы детского сада. Взрослые персонажи праздника Дед Мороз, Снегурочка, Принцесса Карамелька, Дракончик Сластена. Дети в костюмах конфет, пряников, леденцов-петушков, ...

Кратковременный проект для средней группы на тему: «Безопасность детей.»

Кратковременный проект для средней группы на тему:«Безопасность детей.»...

Кратковременный проект в средней группе «Польза багряных бусин»

В ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной степени имеют представления о них, почему их так называют, о том, где и как они растут, поэтому и был разрабо...