Математика и её важность в детском возрасте.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект к проекту.
Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
Задачи:
1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
3. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
4. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.
5. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
6. Обогащать словарный запас детей.
7. Развивать связную речь.
8. Развивать внимание, познавательную активность.
9. Развивать логическое мышление, память.
Материал:
1. Компьютер.
2. Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей. (Приложение 1)
3. Составление модели гжельского промысла (Приложение 2)
4. Аудиозапись русской народной песни "Во поле березка стояла"
5. Конверт с аудиодиском.
6. Магнитофон.
7. Аудиозапись слов сказочницы – хранительницы русского народного промысла.
8. Картинки разных видов подносов.
9. Разрезные картинки «Дымковская игрушка»
10. Хохломские ложки.
11. Картинки: с элементами росписи, картинки с предметами росписи (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
12. Листы бумаги разной формы и размера.
13. Трафареты.
14. Кисти, краски.
Предварительная работа:
1. Беседы о русских народных промыслах России.
2. Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
4. Рисование (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись по доске)
5. Раскраски на данную тему.
6. Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
7. Заучивание стихотворений и сказки о Гжели с детьми.
Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Воспитатель: дети, я сегодня получила
сказочное письмо, давайте посмотрим,
что в письме.
Дети: давайте посмотрим.
Воспитатель с детьми открывают
конверт и находят в нем аудиодиск.
Воспитатель включает аудиозапись:
«Дети, я сказочница-хранительница
русских народных промыслов, очень
торопилась к вам в гости с сюрпризом,
но злой сказочный волшебник заколдовал
все тропинки на моем пути. Помогите
найти волшебные ключики, тогда я смогу
найти к вам дорогу, их 6 и они в вашей группе.
А помогут вам ваши знания русских
народных промыслов! Спешите!»
Воспитатель: дети, а что такое русские народные
промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Воспитатель: да, русские люди – удивительный
народ. Они всегда стремились к красоте, замечали
ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод
осенних листьев. Своими руками русские люди
тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки
и много других предметов, не для музеев и выставок,
а для своей семьи, своих детей.
Так появились русские народные промыслы.
Ну, что ж, поможем сказочнице – хранительнице народных промыслов, найдем волшебные ключики.
Дети: да.
Воспитатель: тогда в путь. Мы с вами отправляемся в Подмосковье. А куда, я вам подскажу:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая … (Гжель)
Дети: гжель.
На экране ноутбука появляется первый слайд с изображением посуды - Гжель. Дети рассматривают узоры гжельской росписи.
Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?
Дети: потому, что цвета голубые, синие…
Воспитатель: где расположен узор?
Дети: в центре…
Воспитатель: а Слава знает сказку про Гжель? Хотите послушать?
Рассказ Славы: В некотором царстве, в некотором
государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов
стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там
смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.
Собрались они однажды и стали думу думать, как бы
им мастерство своё показать, да людей всех
порадовать, край свой прославить. Думали-думали и
придумали. Нашли они в своей сторонушке глину
чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё
предметы разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всегда одной краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.
Воспитатель: спасибо, Слава, замечательная сказка. Дети, давайте найдем на нашей выставке гжельскую посуду и сувениры.
Воспитатель с детьми подходят к выставке, находят Гжель и обсуждают узор росписи.
Воспитатель: дети, а как можно назвать одним словом изделия Гжельских мастеров?
Дети: гжельская керамика.
Воспитатель: а сейчас выложите на ковре модель работы гжельских умельцев.
Дети выкладывают модель и рассказывают по ней о работе мастеров Гжели.
Воспитатель: дети, посмотрите, а вот и первый ключик, мы его нашли! Надо спешить и идти дальше, а куда мы отправимся, я опять вам подскажу:
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это … (Жостовский поднос)
Дети: жостовский поднос.
Дети с воспитателем подходят к ноутбуку.
На экране появляются жостовские подносы.
Дети рассматривают подносы.
Воспитатель: правильно, дети, а где живут
мастера жостовских подносов?
Дети: в селе Жостово.
Воспитатель: давайте подойдем к нашей
выставке и найдем жостовский поднос.
Дети и воспитатель подходят к выставке и
находят поднос.
Воспитатель: а какой промысел в селе Жостово?
Дети: в селе Жостово делают металлические подносы, название их похоже на слово «жесть», а это «металл».
Воспитатель: а чем же знамениты жостовские подносы?
Дети: они украшены красивым узором из цветов и листьев.
Воспитатель: а какие цвета использовали мастера, когда расписывали подносы?
Дети: они пользовались красками: красной, и желтой, и зеленой, и синей.
Воспитатель: правильно! А какие элементы росписи жостовских подносов вы знаете?
Дети: «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Букет может быть «в центе», «в раскидку», «с угла», «венок» и «полувенок».
Воспитатель: молодцы! Дети, на столе карточки и два подноса: жостовский и пластмассовый. Разложите карточки в подносы, но так, чтобы в жостовском подносе были карточки с изображением только жосточских подносов, а во втором подносе все остальные.
Дети раскладывают карточки в подносы, объясняя свой выбор.
Воспитатель: посмотрите, а вот и второй ключик!
Мы нашли его и помогли нам ваши знания.
Продолжим наш путь.
Есть, дети, старинный город. Там живут веселый
народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни,
мебель, посуду яркими цветами и сказочными
птицами. Что это за город?
Дети: Городец.
Ребенок:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты
Ярко красками горя,
Чудо- птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
На экране ноутбука появляется слайд с
изделиями городецкой росписи.
Дети рассматривают предметы.
Воспитатель: а какой росписью расписаны
доски и другие предметы?
Дети: городецкой росписью.
Дети и воспитатель подходят к выставке и
находят предметы, расписанные городецкой росписью.
Воспитатель: а какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?
Дети: городецкие мастера пользовались голубой, розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.
Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
Ребенок:
Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини.
Дети и воспитатель любуются досками и
другими предметами, расписанными городецкой
росписи.
Воспитатель: дети, а вот и третий волшебный ключик, значит, вы все правильно рассказали про замечательных городецких мастеров.
И мы поспешим в село Дымково.
Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.
Воспитатель: в селе Дымково делают
дымковские игрушки. Вы с ними уже хорошо
знакомы. Посмотрите на них.
На экране ноутбука появляется слайд с
изображением дымковских игрушек.
Воспитатель: посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.
Ребенок:
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Воспитатель: ласково и нежно эту игрушку называют дымка. Давайте рассмотрим на нашей выставке дымковскую игрушку.
Дети и воспитатель возвращаются к выставке
и рассматривают дымковские игрушки.
Воспитатель: а какие элементы росписи
дымковской игрушки вы видите?
Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми
и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и
точками.
Воспитатель: а какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку?
Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.
Воспитатель: правильно, поэтому дымковские игрушки веселые и пестрые от такого хоровода красок! Вот барыни в цветастых кокошниках, а вот павлины с нарядными хвостами! А из чего сделаны дымковские игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: значит, это какие игрушки?
Дети: глиняные.
Воспитатель: а глиняные игрушки могут разбиться?
Дети: да.
Воспитатель: дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.
Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»
Воспитатель: а вот и четвертый волшебный ключик! Вы молодцы! Все знаете я, думаю, скоро к нам придет гостья - сказочница хранительница русского народного творчества и принесет для вас сюрприз, мы обязательно освободим ее и поможем найти путь. Дети, мы уже нашли 4 ключика, сколько ключиков нам осталось найти?
Дети: два.
Воспитатель: правильно, идем дальше!
Дети и воспитатель подходят к ноутбуку. На экране русские матрешки.
Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли
матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от
Москвы, жили замечательные художники,
которые придумали и создали первую матрешку.
Она понравилась детям и взрослым. В большой
кукле пряталось целое семейство, одна другой
меньше. Матрешка считается символом России.
Дети рассматривают матрешки.
Воспитатель предлагает подойти к выставке и найти русских матрешек.
Воспитатель: дети, посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных
платках, расписных передниках, розовощёкие,
с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а
внутри такая же красавица, только поменьше.
Открываем ещё, а там и того меньше.
Ребенок:
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.
Воспитатель: а вот и пятый волшебный ключик! Давайте поспешим!
Дети подходят к ноутбуку.
Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний ключик:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Дети: хохлома.
На экране ноутбука появляется слайд, где изображена хохломская посуда.
Воспитатель: всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.
Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские изделия.
Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли
матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от
Москвы, жили замечательные художники,
которые придумали и создали первую матрешку.
Она понравилась детям и взрослым. В большой
кукле пряталось целое семейство, одна другой
меньше. Матрешка считается символом России.
Дети рассматривают матрешки.
Воспитатель предлагает подойти к выставке и найти русских матрешек.
Воспитатель: дети, посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных
платках, расписных передниках, розовощёкие,
с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а
внутри такая же красавица, только поменьше.
Открываем ещё, а там и того меньше.
Ребенок:
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.
Воспитатель: а вот и пятый волшебный ключик! Давайте поспешим!
Дети подходят к ноутбуку.
Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний ключик:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Дети: хохлома.
На экране ноутбука появляется слайд, где изображена хохломская посуда.
Воспитатель: всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.
Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские изделия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с народными промыслами России | 77.55 КБ |
Предварительный просмотр:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе детского сада, тема: «Путешествие хлебушка»
Цели: Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометриче...
Конспект занятия по математике во второй младшей группе детского сада
Программные задачи:Образовательные:Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами "столько-сколько, поровну". Совершенствовать у...
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей логопедической группе детского сада "Королева Математика"
Программное содержание: - Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. - Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и ...
"О важности выбора детской книги..."
Подбор правильной литературы для дошкольника является очень важным процессом, от которого в большей степени будет зависеть дальнейшее развитие малыша....
Консультация для родителей "О важности применения детских удерживающих устройств"
Многие из вас являются автомобилистами, осуществляющими перевозку детей в детский сад на личном автотранспорте. Каждый год в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает больше одной...
Конспект итогового занятия по математике «Удивительная математика» в подготовительной /компенсирующей/ группе детского
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;обратный счёт в пределах 10.Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр: выделять в...
о важности применение детских удерживающих устроиств
О важности использования водителями детских удерживающих устройств.Самое дорогое в нашей жизни это – дети, они же самые беззащитные участники дорожного движения. Если с ними что-то слу...