Математика и её важность в детском возрасте.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Монастырева Татьяна Викторовна

Конспект к проекту.

Цель:  формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)

Задачи:

1.     Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

2.     Формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров.

3.     Расширять и закреплять представления детей о русских народных  промыслах.

4.     Продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи.

5.     Развивать творческую  фантазию,  их  самостоятельность  в  придумывании  рисунка.

6.     Обогащать  словарный  запас  детей.

7.     Развивать  связную  речь.

8.     Развивать внимание, познавательную  активность.

9.     Развивать логическое мышление, память.

Материал:

1.     Компьютер.

2.     Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей. (Приложение 1)

3.     Составление модели гжельского промысла  (Приложение 2)

4.     Аудиозапись русской народной  песни "Во поле березка стояла"

5.     Конверт с аудиодиском.

6.     Магнитофон.

7.     Аудиозапись  слов сказочницы – хранительницы русского  народного промысла.

8.     Картинки разных видов подносов.

9.     Разрезные картинки «Дымковская игрушка»

10.            Хохломские ложки.

11.           Картинки: с элементами  росписи, картинки с предметами росписи (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)

12.           Листы бумаги разной формы и размера.

13.           Трафареты.

14.           Кисти, краски.

Предварительная работа:

1.     Беседы о русских  народных  промыслах  России.

2.     Рассматривание и чтение книг  о русских  народных  промыслах.

3.     Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных  промыслов.

4.     Рисование  (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись  по  доске)

5.     Раскраски на данную тему.

6.     Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.

7.     Заучивание стихотворений  и  сказки о Гжели  с детьми.

Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские  

В группе  организована  выставка   «Народные  промыслы  России».

 

Воспитатель: дети, я сегодня  получила 

сказочное  письмо,  давайте  посмотрим, 

что  в  письме.

Дети: давайте посмотрим.

 

Воспитатель с детьми  открывают  

конверт  и находят в нем аудиодиск.

Воспитатель включает аудиозапись:

 

 «Дети, я сказочница-хранительница 

русских  народных  промыслов,  очень 

торопилась  к  вам  в  гости  с  сюрпризом, 

но  злой  сказочный  волшебник  заколдовал 

все  тропинки  на  моем  пути.  Помогите 

найти  волшебные  ключики,  тогда  я  смогу 

найти  к  вам  дорогу, их 6  и они в вашей  группе.  

 А  помогут  вам  ваши  знания  русских 

народных  промыслов! Спешите!»

 

Воспитатель: дети,  а что такое русские  народные

 промыслы?

Дети: это то, что мастерили  русские  люди…

 

Воспитатель: да,  русские люди – удивительный 

народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали 

ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод 

осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди 

тоже   творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки 

и  много  других  предметов, не для музеев и выставок,

а для своей семьи, своих детей.

 Так появились русские народные промыслы.

Ну, что ж,  поможем  сказочнице – хранительнице  народных  промыслов,  найдем  волшебные  ключики.

Дети: да.

 

Воспитатель: тогда в путь.  Мы  с  вами  отправляемся  в  Подмосковье.  А куда, я вам подскажу:

 

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая …  (Гжель)

Дети: гжель.

 

На  экране  ноутбука  появляется  первый  слайд  с  изображением  посуды  - Гжель.  Дети  рассматривают  узоры  гжельской росписи.

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель  называют  васильковой  и  незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

 

Воспитатель: где расположен узор?

Дети:  в центре…

 

Воспитатель: а  Слава  знает  сказку  про Гжель?  Хотите  послушать?

 

Рассказ  Славы:  В некотором царстве, в некотором

государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там

смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы

им мастерство своё показать, да людей всех

порадовать, край свой прославить. Думали-думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину

чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё

предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

 

Воспитатель: спасибо, Слава, замечательная сказка.  Дети, давайте  найдем  на  нашей  выставке  гжельскую  посуду  и  сувениры.

 

Воспитатель  с  детьми  подходят  к  выставке,  находят  Гжель  и  обсуждают  узор  росписи.

 

Воспитатель: дети,  а  как  можно  назвать  одним  словом  изделия  Гжельских  мастеров?

Дети: гжельская керамика.

 

Воспитатель: а сейчас  выложите на ковре  модель  работы  гжельских  умельцев.

 

 

Дети выкладывают  модель и рассказывают  по  ней  о  работе  мастеров Гжели.

Воспитатель: дети, посмотрите, а вот и первый ключик, мы его нашли! Надо спешить  и идти дальше, а куда мы отправимся, я опять вам подскажу:

 

Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это …  (Жостовский поднос)

 

Дети: жостовский поднос.

Дети с воспитателем  подходят к ноутбуку.

На  экране  появляются  жостовские  подносы.

 

Дети  рассматривают  подносы.

 

Воспитатель: правильно, дети, а где живут

мастера жостовских подносов?

Дети: в селе  Жостово.

 

Воспитатель: давайте подойдем к нашей 

выставке и найдем  жостовский  поднос.

 

Дети и воспитатель подходят к выставке и

находят поднос.

Воспитатель: а какой промысел в селе Жостово?

Дети: в селе  Жостово  делают металлические подносы,  название их похоже на слово «жесть», а это  «металл».


Воспитатель: а  чем же знамениты жостовские подносы?
Дети: они украшены красивым узором из цветов и листьев.


Воспитатель: а какие  цвета  использовали мастера, когда расписывали подносы?

Дети: они пользовались  красками:  красной, и желтой, и зеленой, и синей.

 

Воспитатель: правильно! А какие элементы росписи жостовских подносов  вы знаете?

Дети:  «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Букет может быть «в центе»,  «в раскидку»,  «с угла», «венок» и «полувенок».

 

 

Воспитатель: молодцы! Дети,  на  столе  карточки  и  два  подноса:  жостовский и пластмассовый.  Разложите  карточки  в  подносы, но  так,  чтобы  в  жостовском  подносе  были  карточки  с  изображением  только  жосточских подносов, а во втором подносе  все  остальные.

Дети  раскладывают  карточки  в  подносы,  объясняя  свой  выбор.

Воспитатель: посмотрите, а вот и второй ключик!

Мы  нашли его и помогли нам ваши знания.

Продолжим наш путь.

 

 Есть, дети, старинный  город.  Там  живут  веселый 

народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни,

мебель, посуду яркими цветами и сказочными

птицами. Что это за город?

 

Дети:  Городец.

 

Ребенок:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

 

На  экране  ноутбука  появляется  слайд с

изделиями городецкой  росписи.

 

Дети  рассматривают  предметы.

 

Воспитатель: а   какой  росписью  расписаны 

доски  и другие  предметы?

Дети:  городецкой росписью.

 

Дети  и воспитатель подходят  к  выставке и

находят  предметы,  расписанные  городецкой  росписью.

 

Воспитатель: а   какими  красками  и  приемами  пользуются  городецкие  мастера?

 

Дети: городецкие мастера пользовались голубой,  розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.

Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение.   Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это  оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

 

Ребенок:

Городец  смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини.

 

Дети  и воспитатель любуются  досками и

другими предметами,  расписанными  городецкой 

росписи.

 

Воспитатель: дети, а вот и третий волшебный ключик, значит,  вы все правильно  рассказали про замечательных  городецких  мастеров.

И мы поспешим в село Дымково.

 

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.

 

Воспитатель:  в селе Дымково делают

дымковские игрушки. Вы с ними уже  хорошо 

знакомы.  Посмотрите  на  них.

 

На экране  ноутбука  появляется  слайд  с

 изображением  дымковских  игрушек.

 

Воспитатель:  посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

 

                                                 Ребенок:

 

                                        У этих игрушек,
                                        У этих зверюшек,
                                        Веселая, яркая гамма цветов
                                        А сколько полосок, штрихов
                                        Завитушек, колечек и точек
                                        И разных кружков.

Воспитатель:  ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка.  Давайте  рассмотрим  на  нашей  выставке  дымковскую  игрушку.

 

Дети и воспитатель  возвращаются  к  выставке

 и  рассматривают  дымковские  игрушки.

 

Воспитатель: а   какие  элементы  росписи 

дымковской  игрушки  вы  видите?

 

Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми

и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и

точками.

 

Воспитатель:  а   какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

 

Воспитатель:  правильно, поэтому  дымковские игрушки  веселые  и  пестрые  от  такого  хоровода  красок!  Вот  барыни  в  цветастых  кокошниках, а вот  павлины  с  нарядными  хвостами!  А  из  чего  сделаны  дымковские  игрушки?

Дети: из  глины.

 

Воспитатель:  значит,  это  какие  игрушки?

Дети: глиняные.

 

Воспитатель:  а глиняные игрушки могут разбиться?

Дети: да.

 

Воспитатель:  дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.

Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»

 

Воспитатель:  а   вот  и  четвертый  волшебный  ключик!  Вы  молодцы!  Все  знаете я, думаю,  скоро к нам  придет  гостья -  сказочница хранительница русского  народного  творчества  и  принесет  для  вас  сюрприз, мы обязательно освободим  ее и поможем  найти  путь. Дети,  мы  уже  нашли  4  ключика,  сколько  ключиков  нам  осталось  найти?

Дети: два.

 

Воспитатель: правильно, идем дальше! 

 

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.  На  экране  русские  матрешки.

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли

матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от

Москвы, жили замечательные художники,

которые придумали  и создали первую матрешку.

Она понравилась детям и взрослым. В большой

кукле пряталось целое семейство, одна другой

меньше. Матрешка  считается  символом  России.

 

Дети  рассматривают  матрешки.

 Воспитатель предлагает подойти к выставке и найти  русских  матрешек.


Воспитатель:  дети,  посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных

платках, расписных передниках, розовощёкие,

 с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а

внутри такая же красавица, только поменьше.

Открываем ещё, а там и того меньше.

 

Ребенок:

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.

 

Воспитатель:  а  вот и  пятый  волшебный  ключик!  Давайте  поспешим!

 

Дети подходят к ноутбуку.

 

Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний  ключик:

 

                          Ветка плавно изогнулась
                          И колечком завернулась
                          Рядом с листиком трехпалым
                          Земляника цветом алым
                          Засияла, поднялась
                          Сладким соком налилась
                          А трава, как бахрома
                          Золотая…  (Хохлома)

 

Дети: хохлома.

 

На  экране  ноутбука  появляется   слайд,  где  изображена  хохломская посуда.

Воспитатель:  всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!  Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.

 

 

Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские  изделия.

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли

матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от

Москвы, жили замечательные художники,

которые придумали  и создали первую матрешку.

Она понравилась детям и взрослым. В большой

кукле пряталось целое семейство, одна другой

меньше. Матрешка  считается  символом  России.

 

Дети  рассматривают  матрешки.

 Воспитатель предлагает подойти к выставке и найти  русских  матрешек.


Воспитатель:  дети,  посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных

платках, расписных передниках, розовощёкие,

 с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а

внутри такая же красавица, только поменьше.

Открываем ещё, а там и того меньше.

 

Ребенок:

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.

 

Воспитатель:  а  вот и  пятый  волшебный  ключик!  Давайте  поспешим!

 

Дети подходят к ноутбуку.

 

Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний  ключик:

 

                          Ветка плавно изогнулась
                          И колечком завернулась
                          Рядом с листиком трехпалым
                          Земляника цветом алым
                          Засияла, поднялась
                          Сладким соком налилась
                          А трава, как бахрома
                          Золотая…  (Хохлома)

 

Дети: хохлома.

 

На  экране  ноутбука  появляется   слайд,  где  изображена  хохломская посуда.

Воспитатель:  всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!  Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.

 

 

Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские  изделия

Скачать:


Предварительный просмотр:

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе детского сада, тема: «Путешествие хлебушка»

Цели: Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометриче...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе детского сада

Программные задачи:Образовательные:Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами "столько-сколько, поровну". Совершенствовать у...

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей логопедической группе детского сада "Королева Математика"

Программное содержание: - Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. - Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и ...

"О важности выбора детской книги..."

Подбор правильной литературы для дошкольника является очень важным процессом, от которого в большей степени будет зависеть дальнейшее развитие малыша....

Консультация для родителей "О важности применения детских удерживающих устройств"

Многие из вас являются автомобилистами, осуществляющими перевозку детей в детский сад на личном автотранспорте. Каждый год в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает больше одной...

Конспект итогового занятия по математике «Удивительная математика» в подготовительной /компенсирующей/ группе детского

Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;обратный счёт в пределах 10.Закрепить умение  составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр: выделять в...

о важности применение детских удерживающих устроиств

О важности использования водителями детских удерживающих устройств.Самое дорогое в нашей жизни это – дети, они же самые беззащитные участники дорожного движения. Если с ними что-то слу...