Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной статье освещены основные аспекты знакомства детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом. Раскрыты особенности планирования данной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_statya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства любви к Родине. Любовь к родному краю – одна из составляющих патриотических чувств, основа которых закладывается еще в дошкольном возрасте – это привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Дошкольникам присуща подражательность, эмоциональная отзывчивость. Это открывает широкие возможности для начального патриотического воспитания. Знакомя детей с их родным городом: с его достопримечательностями, предприятиями, известными людьми, мы воспитываем у детей нравственно - патриотические чувства, как основу воспитания любви к Родине.
Можно выделить несколько направлений при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом. В первую очередь это ближайшее окружение детского сада. Данная работа проводилась и в средней группе, когда я показывала детям во время целевых прогулок продуктовый магазин, почту, школу. В старшей группе, даже при знакомстве с ближайшим окружением, было возможно показать детям и некоторые известные достопримечательности Петербурга (благодаря расположению детского сада): на Большом проспекте – собор Андрея Первозванного, с Благовещенской набережной дети любовались Исаакиевским собором, Зимним дворцом. Каждый педагог для себя сам определяет те объекты ближайшего окружения, с которыми он будет знакомить детей. Это во многом зависит от местоположения детского сада. Затем я более подробно знакомлю детей с такими достопримечательностями Петербурга как Адмиралтейство, Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Летний сад, архитектурные ансамбли Дворцовой площади и Стрелки Васильевского острова. И следующие направления при ознакомлении детей с городом – предприятия, заводы и фабрики; знаменитые люди города; культурная жизнь Петербурга; экология. Остановлюсь на особенностях знакомства детей с достопримечательностями Петербурга. Цель данной работы – развитие познавательного интереса к родному городу. Задачи, в зависимости от содержания меняются, но основные это: знакомство с достопримечательностями или закрепление представлений о них; развитие памяти, внимания, способности анализировать, умения устанавливать причинно-следственные связи, обогащение и активизация словаря, развитие связной речи; воспитание любви к родному городу.
Особенности планирования.
- Выбор достопримечательностей с учетом расположения детского сада имеющихся знаний детей, их интересов, пожеланий родителей и собственных предпочтений педагога.
- Выбор тех аспектов, на которые хотим обратить внимание детей (особенности архитектуры, скульптурное убранство, история создания, функции сооружения, личность создателя).
- Соблюдение хронологической последовательности желательно только на начальном этапе знакомства детей с достопримечательностями Петербурга (Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Летний дворец Петра).
- Возможность объединения объектов по темам (дворцы, соборы, мосты, решетки, «львы на страже города»).
Содержание НОД.
- Сюжеты и мотивация.
- Персонажи, которые помогают раскрыть сюжет.
- Примеры заданий.
Сюжеты и мотивация.
- «Прогулка по Санкт-Петербургу» (дети составляют карту-путеводитель для кого-либо).
- «Умелые шкиперы» (дети помогают кораблям подойти к Стрелке Васильевского острова).
- «Происшествие на Нарышкином бастионе» (Змей с пьедестала Медного всадника захотел сорвать полуденный выстрел).
- «Наведем порядок в городе» (после наводнения, после сильных ветров).
- «Чрезвычайная ситуация в Летнем саду (дети собирают «разбежавшихся» персонажей басен Крылова обратно к его памятнику).
- «В гостях у Феи Летнего сада» (дети, чтобы попасть в Летний сад в гости к Фее, выполняют ряд заданий).
Персонажи.
- «Ожившие» скульптуры (Змей с пьедестала Медного всадника, персонажи басен Крылова, Чижик-Пыжик, Петропавловский заяц).
- Ветер Борей.
- Фея Летнего сада, Фея Адмиралтейства - Фрегата Летнего сада» («Сказки Летного сада» Л.Шиф).
- Кот Василий («Санкт-Петербург. Моя первая книга о городе» В.К. Дмитриев).
Игровые задания.
- Узнай по описанию.
- Узнай картинку по ее части.
- «Третий лишний» (например, два моста и дворец).
- «Черный ящик».
- Назови одним словом.
- Узнай по силуэту.
- Найди две одинаковые колонны, арки.
- Кроссворды, ребусы.
- Расставь буквы по порядку (узнать имя архитектора).
- Вставь пропущенную букву в слове.
- Составь из букв слово.
- Составление детьми мнемотаблиц.
- Ориентировка на листе бумага в клетку (дорисуй по клеткам арку).
- Лабиринты (помогите Фее Летнего сада попасть домой).
- Соедини точки по порядку, начиная от цифры один.
- Нахождение объекта по плану, по схеме.
- Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Игра «Сложи узор.
Рекомендуемая литература.
- Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет».
- Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург. Моя первая книга о городе».
- Ермолаева Л.К., Воронин Н.И. «Мой город».
- Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петербург».
- Никонова Е.А. «Первые прогулки по Петербургу».
- Серова З.А. «Знаешь ли ты свой город».
- Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Город-сказка, город-быль».
- Шиф Л. «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Сказка-путеводитель».
- Шиф Л. «Сказки Летнего сада».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...
"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...
учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....
Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....
Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.
В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...