Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамченкова Татьяна Евгеньевна

В данной статье освещены основные аспекты знакомства детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом. Раскрыты особенности планирования данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_statya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Известный  педагог  В.А.Сухомлинский  писал,   что  как  у маленького деревца,  еле  поднявшегося  над землей, заботливый  садовник  укрепляет корень, от мощности  которого  зависит  жизнь  растения, так  и педагог должен заботиться  о воспитании  у  детей  чувства  любви к Родине.  Любовь к  родному  краю – одна  из  составляющих  патриотических  чувств, основа которых  закладывается  еще  в  дошкольном  возрасте – это привязанность  и  любовь к  родным  людям  и  ближайшему   окружению.  Дошкольникам присуща  подражательность, эмоциональная  отзывчивость.  Это открывает широкие  возможности  для начального  патриотического  воспитания. Знакомя  детей  с  их  родным  городом:  с  его достопримечательностями, предприятиями,  известными  людьми, мы  воспитываем у детей нравственно -  патриотические чувства, как основу воспитания любви к Родине.

Можно выделить несколько направлений при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом. В первую очередь это ближайшее  окружение детского сада.  Данная работа проводилась и в средней группе,  когда я показывала  детям  во время целевых прогулок    продуктовый магазин, почту, школу.  В  старшей  группе,  даже  при знакомстве  с  ближайшим окружением,  было возможно показать  детям и некоторые известные  достопримечательности  Петербурга (благодаря расположению детского сада):  на Большом проспекте – собор Андрея Первозванного, с Благовещенской набережной дети любовались Исаакиевским собором, Зимним дворцом. Каждый педагог для себя сам определяет  те объекты ближайшего  окружения, с которыми он будет знакомить детей. Это во многом зависит  от местоположения  детского сада.  Затем я более подробно знакомлю  детей с такими достопримечательностями  Петербурга как Адмиралтейство,  Петропавловский собор,  Исаакиевский собор, Летний сад, архитектурные ансамбли Дворцовой площади и Стрелки Васильевского острова. И следующие направления  при ознакомлении детей с городом – предприятия, заводы и фабрики; знаменитые люди города; культурная жизнь Петербурга; экология.  Остановлюсь на особенностях знакомства детей с достопримечательностями Петербурга. Цель данной работы – развитие познавательного интереса к родному городу. Задачи, в зависимости от содержания меняются, но основные  это: знакомство с достопримечательностями или закрепление представлений о них; развитие памяти, внимания, способности  анализировать,  умения  устанавливать причинно-следственные связи,  обогащение  и активизация словаря, развитие связной  речи; воспитание  любви к родному городу.                         

Особенности планирования.

  • Выбор  достопримечательностей  с  учетом  расположения  детского сада  имеющихся  знаний  детей, их интересов, пожеланий  родителей и  собственных  предпочтений педагога.
  • Выбор  тех аспектов, на которые  хотим обратить внимание  детей (особенности  архитектуры, скульптурное  убранство, история  создания, функции  сооружения,  личность  создателя).
  • Соблюдение хронологической  последовательности  желательно только на начальном  этапе знакомства  детей с достопримечательностями Петербурга (Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Летний дворец Петра).  
  • Возможность  объединения объектов по темам (дворцы, соборы, мосты, решетки, «львы на страже города»).

Содержание НОД.

  • Сюжеты и мотивация.
  • Персонажи, которые помогают раскрыть сюжет.
  • Примеры заданий.

Сюжеты и мотивация.

  1. «Прогулка по Санкт-Петербургу» (дети составляют карту-путеводитель для кого-либо).
  2. «Умелые шкиперы» (дети помогают кораблям подойти к Стрелке Васильевского острова).
  3. «Происшествие на  Нарышкином  бастионе» (Змей с пьедестала Медного всадника захотел сорвать полуденный выстрел).
  4. «Наведем порядок в городе» (после наводнения, после сильных ветров).
  5. «Чрезвычайная ситуация в Летнем саду (дети собирают «разбежавшихся» персонажей басен Крылова обратно к его памятнику).
  6. «В гостях у Феи Летнего сада» (дети, чтобы попасть в Летний сад в гости к Фее, выполняют ряд заданий).

Персонажи.

  1. «Ожившие» скульптуры (Змей с пьедестала Медного всадника, персонажи басен Крылова, Чижик-Пыжик, Петропавловский заяц).
  2. Ветер Борей.
  3. Фея  Летнего сада, Фея Адмиралтейства - Фрегата Летнего сада» («Сказки Летного сада»  Л.Шиф).
  4. Кот  Василий  («Санкт-Петербург.  Моя  первая  книга  о  городе»  В.К. Дмитриев).

Игровые задания.

  • Узнай по описанию.
  • Узнай картинку по ее части.
  • «Третий лишний» (например, два моста и дворец).
  • «Черный ящик».
  • Назови  одним словом.
  • Узнай по силуэту.
  • Найди две одинаковые колонны, арки.
  • Кроссворды, ребусы.
  • Расставь буквы по порядку (узнать имя архитектора).
  • Вставь пропущенную букву в слове.
  • Составь из букв слово.
  • Составление детьми мнемотаблиц.
  • Ориентировка на листе бумага в клетку (дорисуй по клеткам арку).
  • Лабиринты (помогите Фее Летнего сада попасть домой).
  • Соедини точки по порядку, начиная от цифры один.
  • Нахождение объекта по плану, по схеме.
  • Блоки Дьенеша.
  • Палочки Кюизенера.
  • Игра «Сложи узор.

Рекомендуемая литература.

  1. Алифанова  Г.Т.  «Петербурговедение  для малышей от 3 до 7 лет».
  2. Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург. Моя первая книга о городе».
  3. Ермолаева Л.К., Воронин Н.И. «Мой город».
  4. Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петербург».
  5. Никонова Е.А. «Первые прогулки по Петербургу».
  6. Серова З.А. «Знаешь ли ты свой город».
  7. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Город-сказка, город-быль».
  8. Шиф Л. «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Сказка-путеводитель».
  9. Шиф Л. «Сказки Летнего сада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....

Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...