Проект ВОДНЫЙ МИР
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Житникова Ирина Сергеевна

Проект дополнил знания детей о свойствах воды и ее значении для окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vodnyy_mir.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Социальный  проект:

«ВОДНЫЙ МИР»

Подготовила и реализовала:

Житникова Ирина Сергеевна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 34

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

ст. Ленинградская

2018 г.

Проблема: Вода окружает нас с момента рождения и всю жизнь. Но, какая она?

Актуальность:

1. Недостаточный уровень знаний воспитанников о свойствах воды и ее значении для окружающего мира.

2. Потребность в развитии познавательной активности воспитанников.

Направленность данного проекта: социально-педагогическая.

Новизна его заключается в использовании современных педагогических технологий при проведении мероприятий с воспитанниками.

Цель: Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значении воды в жизни человека и всего живого.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.

2.Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.

Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой.

Сроки проведения: 15.01.2018 года  –  15.05. 2018 года

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагоги.

Гипотеза: систематическое целенаправленное педагогическое воздействие посредством использования современных образовательных технологий создаст благоприятные условия для формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений осознанного экологического отношения к водным ресурсам планеты.

Планируемые результаты:

В ходе реализации данного инновационного проекта могут быть достигнуты следующие результаты:

1. У воспитанников будут сформированы представления о следующих понятиях:

  • Особенности свойств воды;
  • Значение водного запаса в экосистеме.

2. Воспитанники будут уметь:

  • Рассказывать об особенностях свойств воды;
  • Использовать приобретённые компетенции в практической  деятельности и повседневной жизни;
  • Проявлять инициативу, самостоятельность, активность;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Формулировать свои затруднения;
  • Обращаться за помощью;
  • Предлагать помощь и сотрудничество;
  • Договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  • Приходить к общему решению посредством консенсуса;        
  • Формулировать собственное мнение и позицию.

3. Личностные результаты:

  • Осознанное бережное отношение к водным ресурсам;
  • Социально активная личность.

Содержание проекта:

I этап (Подготовительный)

  1. Анализ современных образовательных технологий с целью подбора наиболее эффективных и целесообразных.
  2. Оформление развивающей предметно-пространственной среды в познавательном  Центре.
  3. Подборка материалов детской художественной литературы по данной теме.
  4. Подборка дидактических, сюжетно-ролевых, настольных, подвижных игр.
  5. Разработка конспектов образовательной деятельности.
  6. Разработка ЦОР для формирования профессиональных компетенций.
  7. Оформление совместно с воспитанниками мультимедийных презентаций по теме проекта.

Организованная детская деятельность

по образовательным областям:

  • Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром («Водный мир»).
  • Художественно-эстетическое развитие: рисование на тему «По морям, по волнам»;  аппликация на тему «Водные обитатели».
  • Социально-коммуникативное развитие: беседа «Осторожно! Водоем».
  • Физическое развитие: физическая культура во время прогулки «Путешествие».

Образовательная деятельность

в режимных процессах:

  • Игровая деятельность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Продуктивные виды детской деятельности.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдения.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий.
  • Подбор информации о домах в сети Интернет.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагогов:

1. Пополнить  картотеку опытов.

2. Пополнить  уголок экспериментирования материалами.

3. Разработать цикл мероприятий  по изучению свойств воды  (наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность).

Деятельность детей:

1. Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».

2.  Просмотр презентации: «Обитатели водоемов».

3. Чтение стихов, отгадывание загадок, чтение рассказов о воде.

4. Прослушивание аудиозаписей: «Звуки моря», «Музыка дождя», «Гроза», «Звонкий ручей».

5. Опыты с водой.

6. Наблюдения в природе за росой, дождем, дождевыми тучами, испарением влаги из лужи, головастиками и жабами.

Деятельность родителей:

1.Проведение опытов дома: «Водяные превращения».

2.Подбор материалов о воде в сети Интернет.

Результат: конкурс рисунков на асфальте «Вода, вода, кругом вода».

В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции:

1. Участвовать в проведении экспериментов, опытов;

2. Уметь делать выводы из полученной информации;

3. Уметь делать умозаключения;

4. Уметь добиться результата;

5. Уметь выслушать другого и прийти к общему решению;

6. Уметь преодолевать трудности.

        Вывод:

        Таким образом, мы выяснили, что вода – это один из важнейших ресурсов планеты Земля, обеспечивающих жизнедеятельность животных, растений и самого человека. Но ее количество не безгранично. Следовательно, человечество должно бережно к ней относиться. В данную деятельность должны включаться не только взрослые, но и дети.

        Систематическая целенаправленная работа посредством использования современных образовательных технологий создаст благоприятные условия для формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений осознанного экологического отношения к водным ресурсам планеты.

Приложение

Беседы

Беседа №1: «Вода вокруг нас»

        Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Ход: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.

Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

Беседа № 2: «Вода вокруг нас» (продолжение)

Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.

Ход: Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!

Сейчас на Земле осталось мало  чистой воды. Значит, воду надо беречь.

Беседа № 3: «Путешествие капельки»

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.

Беседа № 4: «Вода нужна всем»

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Ход: Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.  Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.

Беседа № 6: «Почему воду нужно беречь?»

Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Ход: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране.

Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень  много людей должно потрудиться для этого.

Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответ детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Наблюдения

№ 1 Наблюдения за водой

Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.

Ход: Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?

№ 2 Наблюдения за испарением воды

Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?

В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.

№ 3 Наблюдения за ростом растения

Цель: выявить зависимость роста растений от воды.

Ход: В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали.

Вывод: без воды цветы погибают.

№ 4 Наблюдения за облаками

Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.

Ход: Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?

Опытная деятельность

Опыт № 1 «Вода прозрачная!»

Ход: Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.

В один стакан положить ракушку, в другой – ложку.

В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?

Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 « У воды нет вкуса и запаха»

Ход: Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт № 3 «Вода – жидкая, может течь!»

Ход: Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям перелить кисель из одного стаканчика в другой. Кисель не может течь, переливаться, потому что он густой, вываливается из стакана.

Вывод: вода – жидкая, может течь, кисель густой – не может течь.

Опыт № 4 «Вода не имеет формы»

Ход: Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?

Нет, в любом месте он остаётся кубиком.

А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт № 5 «Лёгкие предметы не тонут,

тяжёлые опускают на дно»

Ход: Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт № 6 « Вода может иметь цвет, запах, вкус»

Ход: Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось?

Вода приобрела запах лимона и тоника.

Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.

Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.

Опыт №7 «В воде одни вещества растворяются,

другие – не растворяются»

Ход: Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?

Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.

Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, а опустился на дно.

Опыт № 8 « Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Ход: Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая тёплая.

Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?

Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Вывод: вода может быть разной температуры.

Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

Ход: Вспомнить, что лёд – это замёршая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где  медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит?

Вывод: лёд – это замёршая вода, тает от тепла.

Опыт № 10 « Лёд – легче воды»

Ход: Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?

Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?

Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде.

Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт № 11 « Пар – это тоже вода»

Ход: Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?

Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.

Вывод: пар – это вода в газообразном состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Водный транспорт"

Знакомство дошкольников с водным транспортом в рамках тематической недели "Едем, летим, плывём"...

Экологический проект «Водный мир нашего края»

В  настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли.  И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимо...

Проект "Водные виды транспорта

Развитие познавательного интереса детей...

Проект "Водный транспорт"

Система работы по знакомству с водным транспортом и правилах поведения на воде....

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Водный транспорт»

Краткосрочный проект проходил в старшей группе совместно сродителями. По окончании проекта была проведена выставка совместных работ родителей и детей....

Проект «Водные обитатели»

Каждый год дети отдыхают на разнообразных пляжах морей, рек, озер. А подводный мир очень ярок, красочен и богат, но на прямую недоступен для изучения. Современные средства и методы обучения позволяют ...