Окружающий мир "Семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Разработка конспекта занятия по художественной деятельности
Тема «Семья»
Составитель: Палкина Полина Сергеевна
г. Салехард
2020
Цель занятия: способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.
Задачи: Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
-Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
- Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
- Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
- Формировать в детях нравственные категории добра и зла.
- Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
- Развивать навыки устной речи
- Обогащать словарный запас детей
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: интегрированное
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы: семейные фотографии, ватман с изображением круга для солнца, краска жёлтого цвета, влажные салфетки, корзинка, бумага, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий дома с родителями
Структура занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала | Примечание |
Организационный этап Основной этап Заключительный этап | Дети заходят в группу за воспитателем. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. Дети здороваются с гостями. Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Воспитатель: А теперь сели на свои стульчики. - Тихо садимся на свои места. Сели правильно, руки полочкой, спинки выпрямили, ножки вместе. Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку. А начинается она так: - Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было. - Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было? Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки. Воспитатель: Значит, у человека должна быть…. Дети: семья. Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу. - Давайте перечислим, из кого состоит семья Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я. Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? Дети: Любят друг друга, уважают, помогают. Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. - Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково» (я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково) Дочь – доченька, дочурка Сын – сынок, сыночек Папа – папочка, папенька, папуля Мама – мамочка, мамуля. Дед – дедушка, дедуля Бабушка – Бабуля, бабулечка. Сестра – сестренка Брат – братишка Внук – внучок Внучка –внученька Воспитатель: Молодцы, ребята! - Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. - Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. - И никогда нельзя их …. Дети (огорчать) Игра «Солнышко и тучка» Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. -Вы помогли мама вымыть посуду? - На прогулке испачкали куртку? - Убрали за собой игрушки? - Подрался с другом? - Заботишься о бабушке, она заболела? - Разбил мамину любимую вазу? - Поздравил дедушку с днем рождения? Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем. (дети выходят на ковер в рассыпную, лицом к воспитателю) Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы? Дидактическая игра «Собери цепочку» Воспитатель: Возьмите карточки и разложите людей, изображённых на фотографии, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т. д.). Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили. Дети: Что у мальчика Вани есть семья. Воспитатель: Хорошо! - Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы: Игра «Кто старше, кто моложе» - Кто старше бабушка или мама? - Кто младше ребенок или папа? - Кто старше мама или ребенок? - Кто младше дедушка или папа? -Мама моложе, а бабушка – (старше) -Дедушка старше, а ребенок – (моложе) Воспитатель: Молодцы! Справились. - Ребята, как люди должны жить в семье (дружно, должны заботиться друг о друге) - Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома. Ходит на работу – Шьет – ходит в магазин за покупками – учит уроки готовит пищу – ухаживает за цветами – вытирает пыль – моет посуду – убирает в доме – гладит – играет – стирает – читает сказку на ночь – мастерит – Воспитатель: Молодцы, справились! Ребята у всех есть семья. А у каждой семьи есть свой дом, где они живут счастливо. Давайте и мы сделаем домики, чтобы у нас получился небольшой городок, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости. (аппликация) Воспитатель: Отлично! У вас получились красивые дома. -Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? -Что такое семья? -Как люди должны жить в семье? -Как вы должны относиться к своим родным? Спасибо за внимание. Занятие окончено. |
Самоанализ занятия
Все требования к проведению занятия были соблюдены.
Занятие соответствует:
Общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.
Комплексно-тематическому планированию.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях.
В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей; главной составляющей является взаимодействие.
Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.
Работа проходила содержательно, интересно, и организованно.
В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания.
А также показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответом.
Дети продемонстрировали концентрацию внимания.
В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:
сосредоточение и привлечения внимания;
активизации речи и познавательной активности;
активизации и самостоятельности мышления;
развитие творческих способностей.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Для снятия утомляемости детей была проведена физкультминутка.
Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Учитывались особенности каждого ребенка(темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент).
Я считаю, что занятие построено логично, а этапы взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию, на протяжении всего времени. Дети были активны.
Считаю, что поставленные на занятии цели и задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»
Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...