Окружающий мир "Дерево"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Разработка конспекта занятия по художественной деятельности
Тема «Дерево»
Составитель: Палкина Полина Сергеевна
г. Салехард
2020
Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о деревьях и кустарниках нашего края.
Задачи: Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. Закреплять знаний о деревьях родного края. Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). Познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, изменение окраски листьев).
-развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать наблюдательность в природе.
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: интегрированное
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы: кукла Незнайка, картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ель, каштан, их листьями и плодами), кустарников (малина, сирень, шиповник, крыжовник), картинки с частями дерева или кустарника (корень, ствол, ветви, листья), плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды). Натуральные листья и плоды деревьев и кустарников, собранные детьми во время прогулки.
Предварительная подготовка: Рассматривание листиков из гербария и иллюстраций на тему «Деревья» , беседа о деревьях: их строении и пользе для людей; просмотр видео и фотоматериалов про деревья. Беседы о правильном поведении в лесу; чтение стихотворений и рассказов о деревьях; разучивание упражнения «Осенние листочки»
Структура занятия
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала | Примечание |
Организационный момент: Основная часть: Заключительная часть: | Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Дети: Незнайка. Воспитатель: Давайте поздороваемся с Незнайкой Дети здороваются Незнайка здоровается и рассказывает детям, что он хотел поиграть вместе с друзьями, но не смог участвовать в игре, так как ничего не знает о деревьях и кустарниках, и просит детей помочь ему разобраться чем они отличаются и что у них одинаковое. Дети: Да, конечно, поможем! Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем деревья. Дети: дуб, рябина, клен, береза, ель, каштан, береза. Воспитатель: А какие мы знаем кустарники? Дети: малина, сирень, шиповник, крыжовник. Воспитатель: - Где растут деревья и кустарники? Дети: На улице, в лесу, в парке, в сквере Воспитатель: -Почему люди сажают деревья? Дети: (Они приносят пользу людям) Воспитатель: -Какие бывают деревья? Дети: (Высокие, низкие) Воспитатель: -Какую пользу приносят деревья Дети: (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы) Рассказ о частях, из которых состоит дерево. (Выставление на стенд картин с изображением деревьев). Воспитатель: - Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, каштан ,рябина). ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты. Воспитатель: - Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? Дети: корень; ствол, ветки и листья - крона. Воспитатель: - Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев. Воспитатель: - Какую пользу приносят корни дереву? Ответы детей. Дополнение, обобщение. КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности. -Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? Ответы детей. Дополнение, обобщение. СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину. Ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? Дети: от высыхания, от насекомых. Воспитатель: - Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья? Ответы детей Воспитатель: Какого цвета бывают листья? Ответы детей ЛИСТ – источник жизни на планете. Воспитатель: - Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Руки как ветки, А мы как деревья, Теперь мы как будто в лесу. Мы руки поднимем И резко опустим, Так ветер сбивает росу. Чуть в стороны руки, И плавно помашем, Так листья летят с высоты. И как они лягут, Мы тоже покажем- Руки сложить мы должны. Воспитатель: (выставляет картинку Сирени) Чем Сирень отличается от деревьев? Дети: У деревьев от корня отходит один ствол, а у Сирени много стволов. Воспитатель: Правильно. Сирень- это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов. Дидактическая игра «Один- много» Один лист- много листьев Один ствол- много стволов Один плод- много плодов Одна ягода- много ягод Одна шишка- много шишек Одна ветка- много веток Дидактическая игра «С чьей ветки детки?» В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы- березовый). Беседа о пользе деревьев. Воспитатель: Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? Ответы детей, Воспитатель помогает и дополняет. Деревья приносят большую пользу: • их свежая зелень украшает города и селения; • от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека; • они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; • деревья дают древесину; • они служат топливом; • из дерева делают мебель, бумагу; • плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; • деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным. Деревья это наши друзья и помощники. Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях) Воспитатель: -А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? Ответы детей, Воспитатель помогает и дополняет. • не вырубать, не ломать деревья; • не разжигать в лесу костры; • не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; • поливать плодовые деревья, обкапывать их; - Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья. Воспитатель: Ребята, давайте сросим у Незнайки, он запомнил какие бывают деревья и кустарники, чем они похожи и чем отличаются. Дети: Да, давайте спросим! Дети и Незнайка общаются. Незнайка благодарит детей, прощается.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил? Дети: Незнайка. Воспитатель: Мы помогли Незнайке? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня разговаривали, о каких добрых друзьях? Дети: О деревьях и кустарниках. Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада? Ответы детей. |
Самоанализ занятия
Все требования к проведению занятия были соблюдены.
Занятие соответствует:
Общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.
Комплексно-тематическому планированию.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях.
В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей; главной составляющей является взаимодействие.
Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.
Работа проходила содержательно, интересно, и организованно.
В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания.
А также показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответом.
Дети продемонстрировали концентрацию внимания.
В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:
сосредоточение и привлечения внимания;
активизации речи и познавательной активности;
активизации и самостоятельности мышления;
развитие творческих способностей.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Для снятия утомляемости детей была проведена физкультминутка.
Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Учитывались особенности каждого ребенка(темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент).
Я считаю, что занятие построено логично, а этапы взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию, на протяжении всего времени. Дети были активны.
Считаю, что поставленные на занятии цели и задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»
Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...