Экскурсия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Онькова Евгения

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл exkursia.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект эксурсии.

Воспитатель:

Онькова Евгения Александровна

Группа:

Средняя группа

Тема:

«В гости к березе»

Цель:

формирование у детей знаний о березе, ставшей символом России.

Задачи:

Образовательные:
- учить анализировать результаты наблюдений и делать  выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи в природе;
- закреплять знания детей о том, как дерево « дышит».
-  углублять знания о березе весной.
Развивающие: 
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- развивать  у детей интерес к конкретному объекту – березе как символе красоты нашей родной природы, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе;
- воспитывать  любовь и бережное  отношение к природе;

Материалы:

«волшебная палочка», ленточки  атласные зелёного света, платочки по количеству детей, лупы.

Предварительная  работа: 
презентация  «Берёза»;
чтение  стихотворений  о березе из книги В.Степанова « Родная природа»;
прослушивание  музыкальных произведений о берёзе;
пение  песни «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А.Ануфриева);
чтение  легенд о берёзе;
рассматривание  картин.

Ход занятия

п/п

Наименование этапа

Содержание материала

Примечание

7 минут

Организационный этап

Воспитатель:

 Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости. Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной.
А вы хотите увидеть?
 
Воспитатель:  Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала.
Она решила с нами пошутить и загадала загадку:
Русская красавица

Красавица России
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.

Да, хотим. 

Это береза. На ней зеленые листочки, белый ствол, и много веток.

15 минут

Основной этап

Воспитатель. Молодцы! Ребята в гости ходят с подарками.
Давайте и мы приготовим для березки подарок.
Какой подарок  вы бы подарили.
Воспитатель. Я  предлагаю подарить березке атласные  ленточки.
Ленточки, какого цвета подарим?
Воспитатель: Я думаю, зеленые  ленточки  ей очень понравятся.
Как вы думаете почему?
Воспитатель: Все готовы, тогда в путь.
А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас?
Воспитатель: По каким приметам, вы узнали, что это весна?
Воспитатель. Какая сегодня погода?  
Воспитатель. Какое небо, чистое или в тучах?

Воспитатель. Вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем,  ласковые слова.
Воспитатель. Давайте обнимем её.
Воспитатель. Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Воспитатель. Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной.
Посмотрите, какая береза?   
Послушайте  стихотворение.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Воспитатель. В какой стране мы с вами живем?
Воспитатель. Правильно, Россия. Много лет назад Россию называли просто Русь. Символом нашей Родина - Россия, давно уже считается берёзка, поэтому наша экскурсия посвящена одному из самых любимых деревьев на Руси - берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. На Руси ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. И это был праздник русской березки.
Русские люди сочиняли легенды, сказки и песни о красавице березе.
А что вы знаете о русской березе?
Игра «Волшебная палочка»
(Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.)

Воспитатель. В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Если листья на берёзе появляются раньше, чем на клёне, лето будет сухое.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Воспитатель. Ребята, что удивительное произошло с нашей березкой, как вы думаете?
(Дети рассматривают берёзу.)
Воспитатель. Правильно.
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
Опавшие листья собирают и укрывают ими землю у ствола.
И тогда поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде.
Воспитатель. Давайте их потрогаем, понюхаем. 
Воспитатель.  Давайте порадуем берёзку, потанцуем вокруг берёзке.
Становись-ка в хоровод!
(Раздаю платочки).
Хоровод «Мы вокруг берёзки»
Посмотри берёзка
Мы к тебе идём.
Яркие платочки
Мы тебе несём.  (Дети идут по кругу).
Припев
Золотые листики
Золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод  ребят. (Кружатся на месте).

Девочки к берёзке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).
Припев.
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.

Воспитатель.  Кто хочет померяться с ней силой?
Лиза, попробуй вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

Воспитатель. Что её так крепко удерживает в земле?
Воспитатель. Для чего дереву нужны корни ?
Воспитатель. Молодцы! А какие части дерева вы еще знаете?

Воспитатель. Покажите ствол березы. (Дети показывают.)
Воспитатель. Какой он - толстый или тонкий?
Воспитатель. Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Воспитатель. Погладьте ствол березы. Какой он у нее?
шелковистый, шершавый.
Воспитатель. Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что появилось на кончиках ветвей - это сережки. На одних деревьях сережки желтые, а на других зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит её на зеленые. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берез.
Вот из таких семян вырастают молодые деревца (можно показать прошлогодние семена и рассмотреть через лупу).
Что есть на стволе дерева?
Воспитатель. Какая кора у дерева?
Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите какого цвета?
Воспитатель. Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой  и шелковистой.
Ребята, на коре ствола черные пятна. Что это?
Воспитатель. Всё верно. Чечевички выполняют функцию газообмена между окружающей средой и внутренними тканями стебля, а также способствуют выведению излишней влаги (рассмотреть через лупу).

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
 Воспитатель. Давайте подальше отойдем и полюбуемся березкой.
Какая она?
Воспитатель.  А можно про нее сказать, что она добрая?
 Воспитатель. Правильно. А еще у березы сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает  и людей, и птиц, и лесных обитателей.
А какая птица помогает полакомиться соком  другим птицам?
Послушайте загадку.
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка ...
Воспитатель. А вот и дятел, рассмотрите его.
Воспитатель. Что он делает? 

Воспитатель. Еще любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки лимонницы, крапивницы. Вот такие удивительные превращения произошли с нашей белоствольной красавицей. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточки.
Завяжем ленточки на стволе, как будто это поясок на платьице.
(Дети завязывают ленточки).
Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.
Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки.
Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)
Дети. Осенью.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
Дети. Зимой.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Дети. Летом.

Воспитатель. Это дерево своей красотой вдохновляло людей писать о ней красивые стихи.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Так написал о березе наш поэт Прокофьев.

 А какие стихи  о берёзе вы знаете?

Ребёнок. Белая берёза -
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.

    Ребёнок. Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.
 

 Игрушку, рисунок, фотографию и т.д. 

Красные, зеленые, желтые. 

Это ленточки зеленые, как распускающиеся листочки, они яркие, веселые.

Весна. 

Стало тепло, ярко светит солнце, выросла трава.

 Небо голубое ,  ясное.

 «Здравствуй 

березка, мы рады тебя видеть» (Погладить.)  У березы белый ствол с черными полосками. 

 Россия.


Берёза – символ России.
У Берёза – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « богиня».
Нужно бережно относиться к природе.
 На березке распускаются листочки.
Воспитатель.  Какого цвета листья у берёзы?
Листочки еще маленькие, зеленые, а осенью были жёлтые. 

Дети. Листочки липкие, приятно пахнут 

Ответ ребенка.  Нет, не получается. Береза сильнее.

  Корни.

Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.
 Ствол, ветви, листья. 

У этой березы  толстый.

Снизу - широкий, кверху становится тоньше и тоньше.
 Гладкий  

Ветки тоньше ствола. 

 Кора.

Кора белая, гладкая. 

Высокая, красивая, белоствольная, веселая, светлая…

Это такие отверстия, через которые дерево дышит, называются чечевички.

Да. На нее можно повесить кормушки, скворечники, на ней отдыхают птицы.

Это дятел. 

 Он пробивает острым крепким клювом кору и пьет сок. Дятел улетит – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки.

5 минут

Заключительный этап

Воспитатель.  Расскажите, что вы нового узнали о таком красивом и нежном дереве как береза?
Символом, какой страны является береза?
Во, что по весне девушки наряжали березу?
Как называется целительный сок?
Пришла  пора прощаться с березкой
(Дети прощаются, обнимают, гладят березку.)
Скажем ей: «Расти, милая березонька, и радуй добрых людей!
До свидания!»

Оценка _____________________        Воспитатель_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях....