Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Амирова Светлана Зинатовна

Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка  как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_master-klass_skazka_ekologicheskaya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Мастер-класс  на тему:

«Экологическая сказка  как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»

             Составила:

                                                           Амирова С.З., воспитатель

                                                          МБДОУ № 1 г. Салавата,

г. Салават, 2016 г.

Тема  мастер-класса: «Экологическая сказка  как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста».

Цель мастер-класса:

Представление опыта работы по формированию экологической культуры дошкольников средствами экологической сказки.

Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры дошкольников.

2. Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно-эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер-класса:

Экологическое образование дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире.

Обратите внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний. Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы и т.д. Кого винить в том, что в жизни насущной при нехватке средств и времени, мы упускаем из виду такие ценные качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»?

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.  В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

 Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало:

  •  формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
  • сопереживание живому организму.

Достигнуть эту цель позволяют следующие задачи:

  •  воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать чувство эмпатии к объектам природы;
  • посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  • формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

 Ожидаемый результат:

  •  эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
  • освоение экологических норм поведения в природе.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет:

- интересен детям;

- понятен детям;

- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождения бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах,  связь человека с природой: наблюдение, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия и др.

Одной из нетрадиционных форм обучения является экологическая сказка.

Экологическая сказка – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы. О животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво в форме игры сказки дают необходимые знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами  рассвет или подводное царство. А экологическая сказка дает такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Самое важное для маленьких слушателей узнать о проблеме природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и в своей привычной жизни.

На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных его формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Чтение экологических сказок очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой нам помогает справиться театрализованная деятельность. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Проигрывая определенный сценарий (стихотворения, короткую сказку), дети по несколько раз меняются ролями, у ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делает с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

Среди многочисленных сказок для детей существует удовлетворяющая требованиям экологическая литература. Это многие сказки Б.Заходера, рассказы В.Бианки, Л.Толстого, М.Пришвина – на них построены многие экологические программы для детей дошкольного возраста. Очень большую пользу принося и русские народные сказки.

Тематика экологических сказок разнообразная:

- «Как человек приручил растение»,

- «Хмурая туча»,

- «Все цвета радуги»,

- «Не будите медведя»,

- «Просто гусеница»,

- «Зачем зайцу белая шуба?»,

- «Как не вернулись птицы»,

- «Как люди речку обидели»,

- «Ходит капелька по кругу»,

- «Ёлкино платье» и др.

Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательно-образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.

Хотелось бы отметить, что в ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках, проявляется осознанно - правильное отношение к природе. Дети проявляют активный интерес к ней, развивается эмоционально-практический отклик на окружающую природу.

В своей работе по формированию основ экологической культуры хочется добиться от  детей понимание того, что все взаимосвязано – природа и человек, помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека.

 Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!
В этом будет и частица моей заслуги…

Вашему вниманию предоставляется сказка «Колобок».

Собирайтесь, добры люди!
Представление здесь будет!

Здравствуйте, гости дорогие!
Да вы, хозяева родные!

Здоровья вам, да удали! 
Терпения и радости.
А сказочку послушать не желаете?
А где послушать, там и посмотреть.
А сказка наша не простая,
Хоть всем знакомая такая.

Отгадайте- ка загадку:
Покатился без оглядки
Через поле и лесок
Наш румяный ……колобок.

Дед:

Вишь, дымок с трубы идёт?
То старуха колобок мне сегодня испечёт.
По сусекам поскребла, по амбарам помела –
Аккурат на колобок там мучицы-то нашла.

Старуха:

Всё, готово, испекла!
Остудить теперь нужда.

Дед:

А хорош-то, а пригож. Так и съел бы!
Старуха : -Ну, не трожь!

Перекатывает колобок в руках , но он падает и катится

Дед:

Вот безрукий, непутёвый!
Стой, куда ты, погоди!

Старуха:

Да держи его, держи!
Что же делать? Можь вернется?

Погуляет и придет.

Плачет баба, плачет дед,
Колобка и следа нет,

Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.

Покатился без оглядки,
Засверкали только пятки.
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.

На сцене появляются деревья, изображая лес

Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается.

Появляется заяц, голова забинтована, лапы перевязаны

Колобок:

Ты чего это, косой?
И побитый, и хромой?

Заяц:

Нет, не ты! Есть кругляш у нас такие,
Кто вчера здесь отдыхал,
А потом бутылками пустыми
По кустам, прицелившись, стрелял.
Колобок:

Вот беда! А что потом?

Заяц:

Что? Ты даже не поверишь!
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки.
Это ж надо только думать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышленые ребята.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.

Колобок.

Тебе, зайка, помогу,

Лес в порядок приведу,

Тебе лапку полечу,

Да и дальше побегу.

Лапку мне ты покажи,

Подорожник приложи.

Ты лечись, зайка, скорее,

Впредь же будь теперь умнее.

Осторожнее ты будь,

Чтоб не поранить что-нибудь.

Покатился без оглядки наш румяный колобок,
А навстречу ему ….волк.

Колобок :

Здравствуй, серый!
Аль не рад?
У – у- у! Что-то ты волочишь ноги?
Довели тебя тревоги?

Волк:

С каждым днем в лесу все хуже,

Потравили даже лужи.

Страшно воду пить в ручье,

Жизни нет зверью нигде!

Как же люди не поймут:

Не засоряйте чистый пруд,

Ведь отравите вы воду

И погубите природу!

Колобок:

Помогу вашей беде

Мусор приберу везде.

Волк:

Спасибо, добрый Колобок

Ручей наш чистым будет впрок.

Покатился Колобок, Волку он уже помог.
Помогать не стыдно ведь.
Глянь, сюда идёт … медведь.

Колобок:

Здравствуй, Миша-Генерал!
Тоже что ли захворал?

Медведь:

Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел,
Я в своём родном лесу 
Чуть живьём, брат, не сгорел.

Колобок:

Как же, Миша, так случилось?
Правило-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям
Ведь со спичками играть.

Медведь:

Да не я! Я что уж, глупый,
Чтобы спичками шалить?
Шёл грибник, окурок бросил,
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник,
Еле ноги я унёс, а хотел берлогу строить, да…
С бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата …
Вот беда…

Колобок:

Здесь недалеко вода

Тебе медведь я помогу,

Лес от пожара я спасу!

Медведь:

Что за люди, не пойму?

Сеют лишь одну беду!

Тебя я друг благодарю,

Малину сладкую дарю!

Ну, счастливо, Колобок,

Не скучай и будь здоров!

Ох-ох-ох, да что тут скажешь

Ведь природу очень жалко!

Но нельзя, нам унывать,

Будем сказку продолжать

Покатился Колобок,
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится,
Глянь, сюда бежит лисица.

Колобок:

Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня и не глядишь!
Не узнала что ль меня?
Лиса:

У меня, дружок, беда

Колобок, ты глянь сюда

Я в лесу с утра гуляла

И в капкан хвостом попала

Ты, мне милый помоги

И меня освободи.

Колобок:

Кума, тебе я помогу

Людям правду расскажу

Зря зверей не истребляйте

Жизнь животных изучайте!

Лиса:

Колобок, тебя хвалю,

За труды благодарю!

Колобок:

Нет, не зря я совершил прогулку эту!

Вы послушайте, что скажут звери, дети:

Лес наш милый дом.

Стало жить нам трудно в нем.

Лес не загрязняйте,

Жить нам не мешайте!

С миром приходите,

Зверушек не ловите,

На реке, в полях, в лесу,

Не губите красоту!

Вы костров не жгите и цветов не рвите

Лес наш не губите!

Лес наш полюбите!

Спасибо! Вы все проявили профессиональное мастерство, творчество,

фантазию. 

Уважаемые коллеги!

Сегодня вы увидели мастер-класс по проблеме использования

экологических сказок в воспитании экологической культуры детей

дошкольного возраста.

 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ по использованию сказки экологического

содержания - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в

окружающем мире.

Достижение цели осуществляется при решении  задач:

1 .ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование представлений о существенных признаках и

потребностях живого в условиях экологической системы;

2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

-воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,

-воспитание стремления не причинять вреда природе;

3.РАЗВИВАЮЩИЕ

- креативность (развитие мышления, фантазии воображения);

- самостоятельность (умение наблюдать природные явления, умение

комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать

свою позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных

героев);

- самооценка (умение анализировать свою деятельность увидеть

достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления).

Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое или

получил знакомую информацию, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста» (материал из опыта работы).

Идея развивающей среды не нова. Необходимость природной развивающей среды в условиях детского сада подчеркивал еще Фридрих Фребель.Особую популярность эта идея приобрела в начале ХХ  века среди т...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...

Мастер-класс для воспитателей "Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"

Мастер-класс для воспитателей"Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"...

Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...

Мастер – класс «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время стала все более заметной постепенное возрождение нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страд...