Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_master-klass_skazka_ekologicheskaya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Мастер-класс на тему:
«Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»
Составила:
Амирова С.З., воспитатель
МБДОУ № 1 г. Салавата,
г. Салават, 2016 г.
Тема мастер-класса: «Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста».
Цель мастер-класса:
Представление опыта работы по формированию экологической культуры дошкольников средствами экологической сказки.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры дошкольников.
2. Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно-эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мастер-класса:
Экологическое образование дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире.
Обратите внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний. Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы и т.д. Кого винить в том, что в жизни насущной при нехватке средств и времени, мы упускаем из виду такие ценные качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»?
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.
Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало:
- формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
- сопереживание живому организму.
Достигнуть эту цель позволяют следующие задачи:
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Ожидаемый результат:
- эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
- освоение экологических норм поведения в природе.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет:
- интересен детям;
- понятен детям;
- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождения бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой: наблюдение, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия и др.
Одной из нетрадиционных форм обучения является экологическая сказка.
Экологическая сказка – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы. О животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво в форме игры сказки дают необходимые знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка дает такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Самое важное для маленьких слушателей узнать о проблеме природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и в своей привычной жизни.
На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных его формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Чтение экологических сказок очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой нам помогает справиться театрализованная деятельность. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.
Проигрывая определенный сценарий (стихотворения, короткую сказку), дети по несколько раз меняются ролями, у ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делает с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.
Среди многочисленных сказок для детей существует удовлетворяющая требованиям экологическая литература. Это многие сказки Б.Заходера, рассказы В.Бианки, Л.Толстого, М.Пришвина – на них построены многие экологические программы для детей дошкольного возраста. Очень большую пользу принося и русские народные сказки.
Тематика экологических сказок разнообразная:
- «Как человек приручил растение»,
- «Хмурая туча»,
- «Все цвета радуги»,
- «Не будите медведя»,
- «Просто гусеница»,
- «Зачем зайцу белая шуба?»,
- «Как не вернулись птицы»,
- «Как люди речку обидели»,
- «Ходит капелька по кругу»,
- «Ёлкино платье» и др.
Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательно-образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.
Хотелось бы отметить, что в ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках, проявляется осознанно - правильное отношение к природе. Дети проявляют активный интерес к ней, развивается эмоционально-практический отклик на окружающую природу.
В своей работе по формированию основ экологической культуры хочется добиться от детей понимание того, что все взаимосвязано – природа и человек, помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека.
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!
В этом будет и частица моей заслуги…
Вашему вниманию предоставляется сказка «Колобок».
Собирайтесь, добры люди!
Представление здесь будет!
Здравствуйте, гости дорогие!
Да вы, хозяева родные!
Здоровья вам, да удали!
Терпения и радости.
А сказочку послушать не желаете?
А где послушать, там и посмотреть.
А сказка наша не простая,
Хоть всем знакомая такая.
Отгадайте- ка загадку:
Покатился без оглядки
Через поле и лесок
Наш румяный ……колобок.
Дед:
Вишь, дымок с трубы идёт?
То старуха колобок мне сегодня испечёт.
По сусекам поскребла, по амбарам помела –
Аккурат на колобок там мучицы-то нашла.
Старуха:
Всё, готово, испекла!
Остудить теперь нужда.
Дед:
А хорош-то, а пригож. Так и съел бы!
Старуха : -Ну, не трожь!
Перекатывает колобок в руках , но он падает и катится
Дед:
Вот безрукий, непутёвый!
Стой, куда ты, погоди!
Старуха:
Да держи его, держи!
Что же делать? Можь вернется?
Погуляет и придет.
Плачет баба, плачет дед,
Колобка и следа нет,
Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.
Покатился без оглядки,
Засверкали только пятки.
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.
На сцене появляются деревья, изображая лес
Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается.
Появляется заяц, голова забинтована, лапы перевязаны
Колобок:
Ты чего это, косой?
И побитый, и хромой?
Заяц:
Нет, не ты! Есть кругляш у нас такие,
Кто вчера здесь отдыхал,
А потом бутылками пустыми
По кустам, прицелившись, стрелял.
Колобок:
Вот беда! А что потом?
Заяц:
Что? Ты даже не поверишь!
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки.
Это ж надо только думать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышленые ребята.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.
Колобок.
Тебе, зайка, помогу,
Лес в порядок приведу,
Тебе лапку полечу,
Да и дальше побегу.
Лапку мне ты покажи,
Подорожник приложи.
Ты лечись, зайка, скорее,
Впредь же будь теперь умнее.
Осторожнее ты будь,
Чтоб не поранить что-нибудь.
Покатился без оглядки наш румяный колобок,
А навстречу ему ….волк.
Колобок :
Здравствуй, серый!
Аль не рад?
У – у- у! Что-то ты волочишь ноги?
Довели тебя тревоги?
Волк:
С каждым днем в лесу все хуже,
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в ручье,
Жизни нет зверью нигде!
Как же люди не поймут:
Не засоряйте чистый пруд,
Ведь отравите вы воду
И погубите природу!
Колобок:
Помогу вашей беде
Мусор приберу везде.
Волк:
Спасибо, добрый Колобок
Ручей наш чистым будет впрок.
Покатился Колобок, Волку он уже помог.
Помогать не стыдно ведь.
Глянь, сюда идёт … медведь.
Колобок:
Здравствуй, Миша-Генерал!
Тоже что ли захворал?
Медведь:
Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел,
Я в своём родном лесу
Чуть живьём, брат, не сгорел.
Колобок:
Как же, Миша, так случилось?
Правило-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям
Ведь со спичками играть.
Медведь:
Да не я! Я что уж, глупый,
Чтобы спичками шалить?
Шёл грибник, окурок бросил,
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник,
Еле ноги я унёс, а хотел берлогу строить, да…
С бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата …
Вот беда…
Колобок:
Здесь недалеко вода
Тебе медведь я помогу,
Лес от пожара я спасу!
Медведь:
Что за люди, не пойму?
Сеют лишь одну беду!
Тебя я друг благодарю,
Малину сладкую дарю!
Ну, счастливо, Колобок,
Не скучай и будь здоров!
Ох-ох-ох, да что тут скажешь
Ведь природу очень жалко!
Но нельзя, нам унывать,
Будем сказку продолжать
Покатился Колобок,
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится,
Глянь, сюда бежит лисица.
Колобок:
Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня и не глядишь!
Не узнала что ль меня?
Лиса:
У меня, дружок, беда
Колобок, ты глянь сюда
Я в лесу с утра гуляла
И в капкан хвостом попала
Ты, мне милый помоги
И меня освободи.
Колобок:
Кума, тебе я помогу
Людям правду расскажу
Зря зверей не истребляйте
Жизнь животных изучайте!
Лиса:
Колобок, тебя хвалю,
За труды благодарю!
Колобок:
Нет, не зря я совершил прогулку эту!
Вы послушайте, что скажут звери, дети:
Лес наш милый дом.
Стало жить нам трудно в нем.
Лес не загрязняйте,
Жить нам не мешайте!
С миром приходите,
Зверушек не ловите,
На реке, в полях, в лесу,
Не губите красоту!
Вы костров не жгите и цветов не рвите
Лес наш не губите!
Лес наш полюбите!
Спасибо! Вы все проявили профессиональное мастерство, творчество,
фантазию.
Уважаемые коллеги!
Сегодня вы увидели мастер-класс по проблеме использования
экологических сказок в воспитании экологической культуры детей
дошкольного возраста.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ по использованию сказки экологического
содержания - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в
окружающем мире.
Достижение цели осуществляется при решении задач:
1 .ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-формирование представлений о существенных признаках и
потребностях живого в условиях экологической системы;
2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
-воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,
-воспитание стремления не причинять вреда природе;
3.РАЗВИВАЮЩИЕ
- креативность (развитие мышления, фантазии воображения);
- самостоятельность (умение наблюдать природные явления, умение
комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать
свою позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных
героев);
- самооценка (умение анализировать свою деятельность увидеть
достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления).
Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое или
получил знакомую информацию, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметно развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста» (материал из опыта работы).
Идея развивающей среды не нова. Необходимость природной развивающей среды в условиях детского сада подчеркивал еще Фридрих Фребель.Особую популярность эта идея приобрела в начале ХХ века среди т...
Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...
Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"
Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...
Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"
Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности ...
Мастер-класс для воспитателей "Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"
Мастер-класс для воспитателей"Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"...
Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...
Мастер – класс «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время стала все более заметной постепенное возрождение нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страд...