Проект Любознайка («Опытно-исследовательская деятельность старших дошкольников»)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность:
Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Участие ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности заставляет ребенка делать открытия, решать проблемные ситуации.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Проблема: Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений, с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны.
Цель: Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, а также электричество);
развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень, магнит);
развитие представлений об условиях, необходимых для жизни растений;
2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
4.Развитие речи, обогащение словаря.
5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Участники проекта: педагог группы Чупилина Е.П., воспитанники подготовительной группы, родители.
Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный
Ожидаемые результаты: дети смогут выращивать растения, замечать изменения в росте растений.
1.Знать
•свойства воды, песка, глины, воздуха, камня...
•что такое электричество
•«волшебные» свойства магнита.
2.Самостоятельно выделить и ставить проблему, которую необходимо решить. Предложить возможные решения.
Пользоваться приборами -помощниками.
Продолжительность: 8 месяцев (долгосрочный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyuboznayka.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Участие ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности заставляет ребенка делать открытия, решать проблемные ситуации.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Проблема: Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений, с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны.
Цель: Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, а также электричество);
- развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень, магнит);
- развитие представлений об условиях, необходимых для жизни растений;
2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
4.Развитие речи, обогащение словаря.
5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Участники проекта: педагог группы Чупилина Е.П., воспитанники подготовительной группы, родители.
Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный
Ожидаемые результаты: дети смогут
- выращивать растения, замечать изменения в росте растений.
1.Знать
•свойства воды, песка, глины, воздуха, камня...
•что такое электричество
•«волшебные» свойства магнита.
2.Самостоятельно выделить и ставить проблему, которую необходимо решить. Предложить возможные решения.
- Пользоваться приборами -помощниками.
Продолжительность: 8месяцев
Для воспитания интереса у детей подготовительной группы к опытно-исследовательской деятельности в ходе реализации проекта использованы методы:
- игровые: игры-эксперементы позволили детям убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
- созданные проблемные игровые ситуации, игры – путешествия, где ребенок брал на себя роль лаборанта или ученого смогли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- практические: обследование предметов, действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
- наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Формы работы:
•специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
Составлено перспективно епланирование, НОД 1 раз в неделю, с опытами, экспериментами, открыло для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой и живой природы. Во время НОД проводились 3-4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-эксперимента в детской лаборатории, обязательно с сюрпризным моментом.
- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
-Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.)
-Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др).
-Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).
С детьми:
- НОД «Посадка комнатных растений в «АКВАферму»
Игры-эксперименты «Разновидность почвы», «Витамины для малышей» (посадка лука)
НОД «Камень, песок, глина»
НОД «Ветер-невидимка»
НОД «Наше доброе электричество»
Игры-эксперименты : «Зажги лампочку», «Включи динамо-машину»
Работа в цифровой лаборатории «Наураша»
НОД «Сила магнита»
НОД «Температура»
Игры-эксперименты: «Магнитная задачка», «Притянет-не-притянет»
НОД «Почему горит лампочка?»
Взаимодействие с родителями:
Одним из интересных форм сотрудничества с родителями ДОУ по теме экспериментирования являются мастер-классы - «Занимательные опыты и эксперименты для умных мам и пап и любопытных дошколят».
Мастер-классы по опытно-экспериментальной деятельности включают проведение нескольких простых экспериментов.
«Опыты-это интересно!»
В ходе такой работы ДОУ и семьи у детей и их родителей развился интерес к опытно – исследовательской деятельности. Заработали домашние лаборатории. Некоторым детям купили лаборатории «Магниты», «Химическая лаборатория», в других семьях организовывали совместную деятельность ребенок – родитель. Родители не только готовили материалы к опытам, но и проводили их вместе с детьми. Результатом такой работы стали выпуски тематических газет «Наша домашняя лаборатория» и выставка фотоколлажей «Экспериментирование дома и в детском саду».
Вывод: Для воспитания интереса у детей старшей группы к опытно – исследовательской деятельности на нашем проекте использовался целый ряд педагогических приемов:
- игры-экспериментыпозволили старшим дошкольникам убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей, проблемные ситуации;
- игры – путешествия, игры – драматизации: когда ребенок брал на себя роль лаборанта или ученого;
- практические методы:обследование предметов, действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволили самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Созданные проблемные игровые ситуации смогли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.Индивидуально-дифференцированный подход способствовал созданию благоприятной эмоциональной обстановки, ребятам было интересно, они увиделирезультаты своих действий. Значительно укрепились связи с семьей в вопросах формирования у детей интереса к опытно – исследовательской деятельности.
Таким образом, на основе выше сказанного можно сделать вывод: исследовательская деятельность и экспериментирование оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка, на развитие его творческого воображения и мышления. У детей:
-развился интерес к исследованиям и экспериментам
-сформировались представления о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, камня, магнита)
- развита высокая творческая активность;
- самостоятельность, инициативность;
-развилась речь, обогатился словарь;
-развивается память, мышление, внимание;
- дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
-учатся работать в коллективе;
- они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
- умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
- ухаживают за растениями.
Необходимо проводить такую работу в дошкольном учреждении - ведь те зернышки интереса к поисково - исследовательской и экспериментальной деятельности, что мы посеем в душах наших воспитанников в раннем детстве, дадут всходы в школьной и взрослой жизни.
Выход из проекта:
- Мастер – класс для педагогов ДОУ «Интересные опыты с детьми»
(обмен опытом по опытно - исследовательской деятельности с дошкольниками)
- Выступление на тему
«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности»
на семинаре для заместителей ВМР
«Формирование семейных ценностей посредством совместной деятельности детского сада и семьи»
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»
3. Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2017г.
4. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016г.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
6. Н.В. Нищеева Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
Проект представляет систему работы ДОУ по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...
Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"
Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы»....
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....
Познавательно - творческий проект по конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников
laquo;Если ребёнок в детстве не научился творить,то и в жизни он будет только подражать и копировать»Л. Н. Толстой.Дайте ребёнку простор для творчества.Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! ...
Познавательно - творческий проект по конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников "Приходи играть и строить
laquo;Если ребёнок в детстве не научился творить,то и в жизни он будет только подражать и копировать»Л. Н. Толстой.Дайте ребёнку простор для творчества.Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! ...