Проект по экологии "Чистый город-четыре стихии"
проект по окружающему миру (старшая группа)

     Актуальность выбранной темы обусловлена социальной значимостью воспитания в дошкольниках бережного отношения к природе в соответствии с концепцией устойчивого развития.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогом дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное Автономное Дошкольное

Образовательное Учреждение « Детский сад комбинированного вида № 15

Колпинского района Санкт-Петербурга»

Проект  по экологии для старшей группы

«Чистый город- четыре стихии»

                                                 Составила воспитатель

                                                 старшей группы

                                                                          Левченко Е.Н.

Содержание

1. Анализ ситуации

2. Актуальность проблемы

3. Цель и задачи

4. Интеграция образовательных областей

5. Программа реализации проекта

6. Предполагаемые и ожидаемые результаты

7. Перспектива развития проекта

8 Литература

Название проекта  «Чистый город-четыре стихии»

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет),  

 воспитатели, родители

Время проведения: краткосрочный (1 месяц).

Количество участников проекта: 23

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала и росли, как цветы, малыши, чтоб для них экология стала- не наукой, а частью души!

 Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. 

 «Не бросайте мусор, люди!».
Говорят, что чисто не там  где убираются, а там, где не сорят. Человек    создает для себя окружающий мир.

 Планета Земля-наш общий дом. Человек и природа- одно целое, неделимое.

Без воды невозможна жизнь на ЗемлеЖизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух.  Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. В результате промышленных выбросов воздух многих городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца.

Переполненные полигоны отходов – одна из основных экологических проблем современности.

 

Актуальность

     Актуальность выбранной темы обусловлена социальной значимостью воспитания в дошкольниках бережного отношения к природе в соответствии с концепцией устойчивого развития.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогом дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях.

 Тема мусора в нашей стране актуальна, т.к. на территории России скопилось более 31 миллиардов тонн неутилизированных отходов. И их количество ежегодно увеличивается более чем на 60 миллионов тонн.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Воспитание экологической сознательности в детях – главная цель успешной деятельности педагога.

.Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, чувство ответственности за состояние окружающей среды, расширение знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы. развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых их воспитывающих.

Гипотеза: экологическое воспитание старших дошкольников будет успешным, если работа, проводимая в этом направлении, будет построена на содружестве с родителями.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания детей о воде, её свойствах, состояниях.
  • Формировать представления о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
  • Познакомить с разнообразием  растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого н планете.
  • Обогатить  и закрепить  знания детей о свойствах воздуха, о значимости его в жизни человека, животных, растений.
  • Ознакомить с экологическими проблемами воздуха.
  • Закрепить знания о пользе леса, познакомить с причинами возникновения лесных пожаров.
  • Познакомить  детей  с  правилами поведения и  пожарной безопасности в лесу
  • Повысить уровень экологической культуры родителей с помощью информационных сообщений и совместных мероприятий.
  • Побудить интерес к созданию окружающей среды города.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать умения и навыки экологически безопасного для природы поведения.
  • Развивать воображение, мышление, познавательную активность.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, рассказах, поделках.
  • Развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому и неживому в природе.
  • Воспитывать бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Проектный продукт:

Праздник «Берегите воду»

Фотовыставка «Вода и мы»

Создание макета «Круговорот воды»

Беседа «Съел  конфетку-убери фантик в карман»

Акции на участке детского сада

     «Дети против мусора», «Украсим землю цветами»

Создание макета «Животные и растения разных континентов»

Мини-музей «Самая лучшая планета галактики»

Выставка эмблем ко « Дню Земли»

Коллаж «Мусорная фантазия»

Создание мини-лаборатории  «Мы -исследователи»

Создание книги  рисунков  «Мы -друзья природы, лес от пожара сбереги»

Изготовление альбома »Что мы знаем про огонь»

Создание мини-музея «Чистый город»

Создание книги рисунков « Шла машина без бензина»

Коллаж «Любимый город-чистый город»

Предполагаемый результат:

Формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей с добрыми чувствами к природе, сохраняющие и преумножающие богатства планеты Земля, любящие свой родной город и вносящих свой посильный вклад в его чистоту и процветание.

Принципы проекта:

  • Принцып   гуманизма -ребенок, полноправный партнер
  • Принцип  дифференциации -создание условий для самореализации каждого ребенка.
  • Принцип  интегративности.
  • Принцип индивидуализации.

            Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный

-Подобрать и изучить методическую литературу по теме.

-Пополнить   развивающую среду: ( карты, схемы художественная и познавательная литература, энциклопедии ,карты, схемы, картотеки опытов ,мини лабораторий, оборудование, иллюстрации ,икт)

-Разработка плана и НОД познавательного цикла.

-Подготовка информации для родителей по теме.

2 этап-основной:

 Работа с детьми

 Тематические беседы, чтение, рассматривание, НОД, ИКТ, наблюдения  экскурсии, игры-эксперименты, игры-опыты, игровая деятельность  (экологические, подвижные, дидактические, с .р. игры)

 Творческая деятельность: рисование, аппликация, создание макетов, коллективные работы, моделирование, выставки детского творчества, акции.

 Работа с родителями:

 Оформление папок –передвижек, памяток, буклетов, выставки совместного  творчества, создание альбомов, коллажей, анкетирование, мероприятия.

3 этап-  итоговый

Обобщение , обработка  опыта и определение результатов практической деятельности педагога, внесение поправок, дополнений. Оформление материалов, подготовка отчетности.

Круглый стол с участием педагогов и родителей « Наши результаты»

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии;
  • создание презентации, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • конкурсы и викторины; 
  • продуктивная деятельность;
  • экологические, подвижные, дидактические игры
  • итоговые мероприятия.

 Формы и методы работы с родителями:

  • Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Участие родителей в субботнике.
  • Проведение совместных экологических экскурсий, акций.
  • Совместные мероприятия.

Паспорт проекта

Образовательная

область

Вид

деятельности

Содержание деятельности

Взаимодействие с

родителями

  1. Неделя «Живая вода»

1.Познание

Познавательно-

Исследовательская

Проектная

Коммуникативная

Познавательно-

Поисковая»

  • Беседы с детьми:

«Вода на Земле», «Вода источник жизни», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».

  • ООД Познание Ознакомление с окружающим миром

«Вода в жизни человека».

НОД «Путешествие капельки»

  «Какой бывает вода»

  «Зачем человеку нужна вода»

  «Поможем воде стать чистой»

Проведение опытов:

«Капельки», «Вода бывает: теплой,

Холодной, горячей», «Вода нужна всем», »Очистка грязной воды»

 Просмотр презентаций: «Зачем нужно беречь воду?», «Берегите воду».

  • Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода» «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».
  • Рассматривание энциклопедий: «Жизнь в пресной воде», «Водоемы», «Подводный мир», «Обитатели подводных глубин»
  • Просморт фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Травел»)

Праздник «Берегите воду»

Фото выставка

«Вода и мы»

Участие в конкурсе рисунков «Мы за чистую воду»

-Участие родителей в создании макета

«Круговорот воды»

2.» Речевое»

развитие

Коммуникативная

  • Чтение художественной литературы:

Н. А. Рыжова «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Х. Андерсен «Русалочка», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», использование фольклорных материалов.

Е. А. Алабьева «Природа» сказки и игры для детей.- «Семья дождей», «Лужа – мечтательница». «Путешествие облачка», «Мечта росинки», Пословицы и поговорки о воде.
 Рассматривание познавательной литературы, энциклопедий о воде.

3. Социально-

Коммуникативное развитие»

Коммуникативная,

игровая

Воспитание КГН при обращении с водой.

Викторина «Вода и человек»

Просмотр мультфильмов по теме

Сюжетно ролевая игры: «Лаборатория

Игра-ситуация «Приключение капельки»

-Хозяйственно-бытовой труд: «Стираем куклам одежду»

4 «Художествен-

но-эстетическое

развитие»

Продуктивная,

музыкальная,

изобразительная

Изготовление напоминающих знаков «Береги воду»

Рисование «Облака плывут по небу» (рисование в нетрадиционной технике «мыльными пузырями»);

 Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.

Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года», Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка» муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина..

Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя..

Пение: «Тучка» В.Рукашников, Е.Карганова «Дождевые капельки», «Тучка» (закличка)

Хороводная игра «Пошла млада за водой»

.Рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова.

5.»Физическое

Развитие»

Двигательная,

игровая

Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».

игра-эстафета «Очистим реку», «Быстрые водоносы»

, «Превращение воды»,

Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Тихо плещется вода», «Речка», «На болоте», «Как приятно в речке плавать», «Кап-кап», 

Образовательная

область

Вид

деятельности

Содержание деятельности

Взаимодействие с

родителями

  1. Неделя «Земля-наш общий дом»

1.Познание

Познавательно-

Исследовательская

Проектная

Коммуникативная

Познавательно-

Поисковая»

  • Беседы с детьми:

«»Мы все жители планеты Земля»

НОД «Земля- наш общий дом»

            «История праздника-    

                День Земли»

              «Как сохранить землю

                 Чистой»

Рассматривание альбома-«Атлас

Земли», плаката «Берегите природу»

Проведение опытов:

-игры с песком

Создание экологических знаков

Просмотр презентации «Самая лучшая планета в Галактике»

Рассматривание с детьми лепбука

Красная книга-животные

«Дидактические и настольно-печатные игры: «Где, что растет?» «Кто, где живет?»

  •  «Экологический светофор»
  • Просмотр  познавательных фильмов по теме
  • Акции на участке детского сада

«Дети против мусора», «Украсим землю цветами»

Участие родителей в выставке

Эмблема к «Дню земли»

Участие в конкурсе на лучшую поделку

«Глобус»

Участие родителей в создании мини-музея группы

«Самая лучшая планета в галактике»

2.»Речевое»

развитие

Коммуникативная

  • Чтение художественной литературы:

Я.Драгунский «Земя»,В.Танасийчук «Взрыв бес шума», «Кислый дождь»,

Ф. Тютчев «Весеннии воды»,

В. Бианки «Лесная газета»

 «Растения – легкие Земли»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Рассказывание по картине «Земля»

Беседа «Мы все жители планеты Земля»

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

3. Социально-

Коммуниктивное развитие»

Коммуникативная,

игровая

Знакомство с Красной книгой»

Обсуждение проблемных ситуаций »Мы-друзья природы»,

«Хорошо там, где не мусорят»

Просмотр мультфильмов по теме

Сюжетно ролевая игры: «Уборка мусора в городе»

4 «Художествен-

но-эстетическое

развитие»

Продуктивная,

музыкальная,

изобразительная

  • -Создание макета «Животные и растения разных континентов»
  • -Коллаж «Мусорная фантазия»
  • -Рисование «Планета Земля-глазами
  • Детей»
  • -Апликация «Эмблема к Дню земли»
  • Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце»

-.Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года. Слушание звуков природы. .Разучивание песни »Пусть всегда будет солнце».

5.»Физическое

Развитие»

Двигательная,

игровая

Подвижные игры: «К названному дереву беги»

«Вода. Воздух. Земля».

Игра-эстафета «Собери мусор»

«Раз, два, три! Дружно мусор собери!»

Образовательная

область

Вид

деятельности

Содержание деятельности

Взаимодействие с

родителями

  1. Неделя «Воздух  и огонь вокруг нас»

1.Познание

Познавательно-

Исследовательская

Проектная

Коммуникативная

Познавательно-

Поисковая»

  • Беседы с детьми:

«Что такое воздух»,»Сила ветра.

Его влияние на жизнь живых организмов»»Чистый воздух, грязный воздуз»»»Берегите лес от огня».

Познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения о пожаре, пути эвакуации.

Рассматривание и сравнение транспорта и машин специального назначения.

Опыты «Опасные спички», «Опасная свеча», «Бенгальские огни».

  НОД «Воздух и его роль в жизни человека», «Огонь-друг или враг?»

Проведение опытов:

«невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем»

«Просмотр презентаций: «Зачем нужно беречь воду?», «Берегите воду» .Просмотр познавательных фильмов по теме.

Дидактические и настольно-печатные игры

«Земля, вода, воздух», «Береги природу»

Викторина «Спичка детям не игрушка»

Создание книги рисунков»Мы-друзья природы, лес от пожара сбереги»

Экологическая экскурсия.

Участие родителей в изготовлении альбома «Что мы знаем про огонь»

-Участие родителей в создании мини-лаборатории

«Мы исследователи»

2.»Речевое»

развитие

Коммуникативная

  • Чтение художественной литературы:

С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Мяч», »Мыльные пузыри», А.Орлов »Ветер –пастушок»

Совесные игры: «Живое-не живое», «Да-нет», «На- нет», «Назови»

Рассматривание энциклопедий:»Воздух в экологии»,»Берегите лес от огня»

  • Разучивание стихотворений, загадок, поговорок, считалок.

Беседы по прочитанным произведениям.

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

3. Социально-

Коммуниктивное развитие»

Коммуникативная,

игровая

Беседа «Значение леса в жизни человека и всего живого»

«Почему движутся облака

Просмотр мультфильмов по теме

Сюжетно-ролевые игры: «Мы-

Пожарные», «Семья» ,»Мы-исследователи»

4 «Художествен-

Но-эстетическое

развитие»

Продуктивная,

музыкальная,

изобразительная

.Рисование:  «Дерево под ветром», «Ветер по морю гуляет…», «Волшебный рисуно»(нетрадиционный метод-раздувание пятна)

Лепка (в технике налеп) «Мельница»

  Творческая мастерская         Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь?»  

  Изготовление природоохранительных знаков

. Создание книги рисунков»Мы-друзья природы, лес от пожара сбереги»

Прослушивание звуков природы.

5.»Физическое

Развитие»

Двигательная,

игровая

Подвижные игры-эстафеты:

«К своему флажку беги»

«Наоборот»

«Чье звено скорее соберется»

Спортивные соревнования «Воздух- огонь»

Образовательная

область

Вид

деятельности

Содержание деятельности

Взаимодействие с

родителями

  1. Неделя «Мой город-чистый город»

1.Познание

Познавательно-

Исследовательская

Проектная

Коммуникативная

Познавательно-

Поисковая»

Беседа - «Красивый город – чистый город» ;

 «Съел конфетку-убери фантик в карман»;

«Как сохранить чистоту города»

Создание экологических знаков

Просмотр детских телепередач о загрязнении окружающей среды с последующим обсуждением

Проведение опытов:

-Очистка воды

-Исследование надписей на упаковках на наличие запрещающих знаков (о утилизации)

Дидактические игры «Наведем порядок», «Хорошо-плохо»

Создание и просмотр презентации  «Враг природы- это мусор!»

Проведение акции «Чистое утро»

Наблюдение за трудом дворника и обсуждение аспектов его работы (порядок работ, орудия труда)

Обсуждение проблемных ситуаций: «Как экономно использовать бумагу», «Где легче дышится»

Создание мини-музея «Чистый город»

Создание книги рисунков « Шла машина без бензина»

Коллаж «Любимый город-чистый город»

Фото выставка «Вот как стало чисто!»

-Участие в конкурсе на лучшую поделку из бросового материала

- -Участие родителей в создании мини-музея группы «Чистый город»

2.»Речевое»

развитие

Коммуникативная

Чтение художественной литературы с обсуждением прочитанного.

-Экологические сказки «Почему у Земли платье зеленое»

«Кто Землю украшает»

«Могучая травинка»

«История одной елочки»

«Разве озеро –свалка»

Знакомство с народной мудростью, :пословицами, поговорками о бережном отношении к природе

  • Рассказывание по иллюстрациям
  • родного города

Беседа «Мы в чистом городе»

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

3. Социально-

коммуниктивное развитие»

Коммуникативная,

игровая

Беседа - «Красивый город – чистый город

Беседа «Как сохранить чистоту города»

Просмотр мультфильмов по теме проекта

-Экскурсия по экологической тропе детского сада

- Сюжетно-ролевые игры: «Уборка мусора в городе». «Мусоперерабатывающий завод»

4«Художествен-

но-эстетическое

развитие»

Продуктивная,

музыкальная,

изобразительная

  Макет «Чистый город «

-Творческая мастерская «Убираю и играю»

«Создание коллажа «Любимый город-чистый город»

Рисование экологических знаков

Рисунки на тему «Шла машина без бензина»

5 .»Физическое

Развитие»

Двигательная,

игровая

Подвижные игры «Птицы, рыбы, звери»

«Угадай, какая птица поет»

«Растения города»

Экологический праздник

Размещение экологических знаков на экологической тропе

Уборка территории- .Акция «Нет мусору!»

Уход за цветочными клумбами.

Участие родителей в субботнике на территории детского сада

Участие родителей в прополке цветочных клумб

Литература

 1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.

 3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.  Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.

5.  «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

6. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 


7.  Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 

 8. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. –

 9.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 2

 10.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ» ПО СТИХАМ А.Л. БАРТО.

Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в  котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо...

Проект «А. Барто. « Наши первые стихи»

Проект «А. Барто. « Наши первые стихи».Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.Продолжительность проекта: 2 недели.Участники проекта: дети подготовительной группы, родителивоспитанник...

Проект по речевому развитию «Учим стихи о весне»

Цель:- Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение выразительно заучивать стихи. Задачи:- Научить детей выразительно читать стихи.- Дать информацию родителям о важности выразитель...

Педагогический проект на тему «Мои первые стихи» по творчеству Агнии Барто (вторая младшая группа)

Педагогический проект на тему "Мои первые стихи" по творчеству Агнии Барто (вторая младшая группа)...

Проект А. Барто «Наши первые стихи»

Данный проект обусловлен тем, что в современном мире родители мало уделяют времени на чтение детской литературы, а уж тем более заучиванию с детьми коротких произведений....

Проект на тему: " Мои первые стихи. Знакомство с поэзией А.Барто"

В раннем возрасте детей знакомим с творчеством А.Барто. Но знакомство происходит не только через чтение и заучивание стихов, но и параллельно с этим предлагаем детям поиграть в игры, раскрасить картин...

Консультация для родителей «Дети в городе. Четыре «НЕ».

Материал для стендовой информации в группу....