План-конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию Тема: «Первоцветы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь. Уточнить и расширить представления о первых цветах весны
Задачи:
1.Образовательные: Изучить особенности растений – первоцветов, научить детей распознавать их, повторить изученный материал по пройденным темам.
2.Развивающие: Расширить кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности
3.Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе. Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)
Оборудование и материалы: магнитофон, запись «Подснежник» П. И. Чайковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_pervotsvety.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь. Уточнить и расширить представления о первых цветах весны
Задачи:
1.Образовательные: Изучить особенности растений – первоцветов, научить детей распознавать их, повторить изученный материал по пройденным темам.
2.Развивающие: Расширить кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности
3.Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе. Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)
Оборудование и материалы: магнитофон, запись «Подснежник» П. И. Чайковского
Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание материала |
1 | Организационный этап: | В: - Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах. - Как вы понимаете это слово? (Ответы детей). В: - Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом |
2 | Основной этап: | В: - Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.) - Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. Подснежник Выглянул подснежник В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, И весна придет. (Е. Серова) В: - По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам. В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода. Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. (Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне). В: - Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали? В: - Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко - красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром. Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов. - Еще один лесной первоцвет - медуница. Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало. В: А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» Физкультминутка: Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром улыбнется – Одуванчик в шесть проснется. (покружиться). В: - Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.) Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по - цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках. В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная. В: - От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.) - На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь) Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков) А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом. В: - Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.) В: В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые. В: Давным–давно в Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться на свое отражение в ручье или озере, мимо которого не проходил. Он мог часами любоваться своими блестящими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица. «Ты красив, - сказал нарцисс себе, наклонившим над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением. – В мире нет ничего прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!» И он наклонился к воде, но потерял равновесие, упав с обрыва, утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветет весной в горах и называется нарцисс. Вы много раз видели этот цветок – белый с желтыми сердечками на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь кроток его век. В: Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые. В: Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась. Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок. Загадка 1 Сверху листик гладкий, Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха) Загадка 2 На лугу у реки золотые огоньки, Дождь заморосил, Огоньки погасил. (Одуванчик) Загадка 3 Первый вылез из темницы На проталинке, Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) Загадка 4 На зеленом шнурочке Белые звоночки. (Ландыш) Загадка 5 Эх, звоночки, синий цвет С язычком, а звону нет. (Колокольчик) |
3 | Заключительный этап: | В: - К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов! Запомните несколько правил: 1. Не рвите большие букеты! 2. Не губите места произрастания первоцветов! 3. Не вырывайте первоцветы с корнем! 4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними! В: - В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в компенсирующей группе «Сказка»
АННОТАЦИЯДанный план-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми является обобщением реализованного в группе проекта «Земля - наш общий дом». Основная цель: ...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной компенсирующей группе «Сказка». Тема: «Мы – защитники природы»
Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов....
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.
Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое воспитание детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.Интегр...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей во второй младшей группе «Непоседы» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.
Занятие формирует представления детей о видах леса, его растительным и животном мире....
План-конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию Тема: «Моя Семья»
Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она с...
План-конспект организации и проведения викторины по экологическому воспитанию Тема: «Пернатые друзья»
Тема: «Пернатые друзья»Цель: формировать экологическую культуру; обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.Задачи:Образовательные: Уточнить знания детей об особенностях птиц:...
План-конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию Тема: «Посуда. Продукты питания»
Тема: «Посуда. Продукты питания»Цель: Обогащать и расширять представления детей о посуде и её назначении.Задачи:Образовательные: Уточнить и активизировать словарь по теме. Обогащать ...