Конспект ООД по Развитию речи "Зимующие птицы" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клименко Надежда Евгеньевна

Данный материал поможет расширить знания детей о разнообразии ,внешнем виде и среде обитания зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx330.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД Образовательная область»Развитие речи детей»

старшая группа «Зимующие птицы»

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1015626858.jpg

Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц;

Задачи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

3. Рассказ о птицах

 Воспитатель : Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.)(Выставляется картинка.)

— Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?

 Воспитатель : Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)(Выставляется картинка.)

— С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

Воспитатель загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)

— А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

4. Физкультминутка

Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют, - «поют»,

Птички крошки собирают - «собирают»,

Зернышки клюют - «клюют»,

Перышки почистили - «чистят».

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели - «Улетают»,

И на место сели - садятся.

(Проводится дыхательная гимнастика.)

5. Дидактическая игра «Сосчитай»

(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки ... (улетела).

Синица в кормушку ... , вокруг кормушки .... С ветки на ветку .... Синица в дупло ... и т.д.

8.Итог

Материал для закрепления

I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: синица — синицы — синиц и т.д.

2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока — белобокая сорока. У снегиря красная грудь — ... .

У воробья короткие лапы — ... . У вороны длинный клюв — ... . У дятла красная голова — ... . У синицы желтая грудь — ... .

3. Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за.

Составить предложения с этими предлогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...