«Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
статья по окружающему миру (старшая группа)
Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию экологических сказок для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zimina.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновения растений и животных, заражение водных ресурсов - все это беды, которой человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатство природы -, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методик, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный - на мой взгляд -это экологические сказки. Экологическая сказка дает возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие в подводное царство. На основе знаний,которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней. В экологических краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки - вывод, а иногда - вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями такова схема построения экологических сказок.
Цель. Задачи.
Поэтому я определила направление своей работы с детьми «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» и поставила задачи:
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Этапы работы со сказкой:
I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.
II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения.
III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации.
IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности.
Принципы работы с экологической сказкой.
Составляя экологические сказки нужно придерживаться основных принципов :
- Содержательной основой сказки является познавательно- экологическая, а не развлекательной информации.
- В сказках действуют реальные вещи предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностью (речью, мыслями, поступками).
- Главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки ведь если дошкольник будет симпатичный герой,то они легче и лучше усвоят все что с ним будет связана .
Средства реализации.
Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке - это мораль, сказка учит нравственности доброте. При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев , досаду , нежность и радость . Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью , при котором могут быть использованы обычные сказочной приемы и известные персонажи. Через экологические сказки дети познают не только живой и неживой мир, но и активизируют словарный запас.
В своей работе с детьми, «отправляясь» в волшебный мир сказки мы знакомились с необыкновенными героями: Капелька - узнаем с детьми тайну подводного мира, Лесовичок - рассказывает детям о сезонных явлениях в природе, Реченька – расскажет сказку о временах года, Пчелка спасает цветочный город, Эхо -зовет в лесную чащу, Еловое семечко – путешествует по природным зонам планеты. Сказка открывает неведомый для детей мир неожиданностей и тайну. Простой сюжет, близкие и понятные герои - кузнечик, улитка, принцесса ,цапля, лягушка и многие другие. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории и это и будет теми ступенями, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. Сколько доброты и человечности в этой в этих маленьких сказках. Дети кроме интересных полезных знаний могут получить яркие впечатления от глубины , красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе,помогает воспитателю обогащать детей знаниями учит глубже всматриваться в окружающий мир искать ответы на многие вопросы.
Результаты .
В результате проделанной мной работы у детей сформировались глубокие знания о том что исключение из природной цепи одного живого и неживого элемента может привести к исчезновению видов,разрушениям, катаклизмам.Сформировались начальные природоведческие природоохранные знания умение сопереживать бедам. Работа доказывает что на основе знаний которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учится выражать свое эмоциональное состояние .
Природа и человек неразделимы,они составляют единое целое. И от того, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной средево всей жизни.
Вывод: Экологические сказки помогли формированию экологической культуры у детей. С применением экологических сказок процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.
Перспектива:
- Продолжать работу в выбранном и апробированном направлении,
- Представить свой опыт на сайте МБДОУ и в педагогическом интернет сообществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
- О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» — перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего возраста. Санкт- Петербург, 2003г.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
- Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
- Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 1988
- Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. М., 2004
- С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва «Просвещение».2006г.
- С.Н.Николаева «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. Москва. Мозаика-Синтез. 2010г.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
- Л.М.Потапова. Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх».Ярославль, 2000г.
- Программа экологического образования детей "Мы". С-Пб, 2003
- Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991
- СорокинаА. И.,. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М.,-1962.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....
Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для воспитателей....
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Технология детская журналистика, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.Это наиболее доступный способ предо...