Что такое профориентация дошкольников
методическая разработка по окружающему миру
Теоретическое обоснование проблемы ранней профриентации дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое профориентация дошкольников?
Труд строителя всем Нужен всем и вкусный ужин, Доктор, чтобы всех лечил, И учитель, чтоб учил.Летчик нужен, чтоб летать...Ну а ты, кем хочешь стать? Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. В дошкольных учреждениях должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников. Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ «Для себя». К сожалению, в образовательных учреждениях уделяется недостаточно должного внимания этой проблеме. Причина этому -отсутствующая программа профориентации детей. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Профориентация дошкольников –это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение –первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профессиональная ориентация дошкольников –это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, техникеи т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.Мы готовим детей к тому, чтобыони в свое время –каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:-понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд –это, по сути, основа жизни;-уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
-познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;-были готовы трудиться сами —по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;-учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:Потенциальные возможности дошкольников в освоенииопыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере:не отработана система ознакомлениядошкольников с миром профессий,работа педагогов в МАДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых,не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.Мир профессий в обществе –сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых -это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях,активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта –всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности -детская профориентация –есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.Целью ранней (детской) профориентации в МАДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы,которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:Наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии,наблюдения,дидактические пособия,рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков,просмотр видеозаписей.Словесные, которые включают:художественное слово,рассказ,беседывоспитателя,малые фольклорные формы,проблемные ситуации,высказывания и сообщений
Практические –это:трудовые поручения,обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,игровые обучающие ситуации,сюжетно-ролевые игрыИгровые, к которым относятся:дидактические игры,игровые упражнения,игры с правилами,словесные игры,игры-воображения,игры-шутки,сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моментыНужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:показ,объяснение,обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,обсуждение труда и его результатов,оценка.Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Мы надеемся, что наши дети научатся бытьинициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мирепрофессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению вшколе, а в будущем стать профессионалами своего дела.Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!
Литература
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
- Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
- Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Консультация для родителей. Что такое профориентация.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребёнка с различными видами труда для самостоя...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...