Методические рекомендации игровой комплекс «Развивай-ка» для сенсорного развития детей младшего возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Вагина Надежда Ивановна

Задачи : обогащать знания детей о домашних и диких животных, о временах года, о частях суток, о транспорте, развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления ( цвет, форма, величина, количество), развивать представления об окружающем мире, умение убирать и прикладывать предметы( на липучках), застёгивать и расстегивать предметы(пуговички . кнопки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №23

городского округа-город Камышин

Методические рекомендации

игровой комплекс «Развивай-ка»

для сенсорногоразвития детей младшего возраста

C:\Users\виктор\Desktop\коврик фото\DSC00988 - копия.JPG

                                                          Камышин 2017 г.

Игровой комплекс  «Развивай-ка» -это комплексное  дидактическое пособие, предназначенно   для детей младшего возраста от 1,5 до 3 лет  как в совместной игровой деятельности нескольких детей, так и в индивидуальной работе.

Актуальность.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить невозможно. Именно это возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка. Однако многие родители не догадываются о сути сенсорного воспитания и его важности для дальнейшего развития ребенка, в результате чего не получается осуществлять комплексный подход в развитии сенсорных способностей ребенка. Иногда не хватает финансовых средств, возможности покупки специализированных пособий и игр. Ситуацию можно исправить путем повышения компетентности родителей в вопросах сенсорного воспитания, привлечения их к изготовлению необходимых игр и материалов самостоятельно. Одним из примеров может служить изготовление ковриков «Развивай-ка». Игра -
 основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир; игра способствует одновременному развитию физических, социальных и речевых навыков ребенка, а также стимулирует его желание узнать что-то новое. Благодаря игре, сложное становится простым и понятным. Комплекс «Развивай-ка» предусматривает применение специальных игр и заданий для стимуляции, активизации и развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, развития речи.
Играя с  пособием "Развивай-ка", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация. Пособие используется в непосредственной образовательной деятельности по направлениям: речевое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие.

Цель данного развивающего пособия: помочь ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и навыков. Благодаря ярким, красочным  коврикам  у детей формируются зрительные и слуховые ориентировки, расширяется и обогащается сенсорный опыт, формируется представления о предметах, развивается восприятие, мышление, внимание и память. Наличие замочков, кнопочек, липучек ,пуговок, ленточек, бусинок, способствуют развитию мелкой моторики у детей,  сенсорных способностей, тактильных ощущений.

Задачи : обогащать знания детей о домашних и диких животных, о временах года, о частях суток, о транспорте, развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления ( цвет, форма, величина, количество), развивать представления об окружающем мире, умение убирать и прикладывать предметы( на липучках), застёгивать и расстегивать предметы(пуговички . кнопки).

Игровой комплекс «Развивай-ка» выполнен в виде пяти прямоугольных ковриков  из хлопчатобумажной ткани (60-80 см), а также следующих материалов:поролон, атласные ленточки, пуговицы, бусинки, липучки, замочки, кармашки, кнопочки, крючки, небольшие отрезы ткани, фетр, аппликации разных оттенков, на которых  присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсорики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка, способствует развитию эмоциональной сферы, закреплению знаний об окружающем мире.

Оригинальность данного дидактического пособия:

Игровой комплекс «Развивай-ка» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера), обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д., является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства, вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части), его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста,обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

1.Коврик «Домашние животные»-знакомить детей с домашними животными, умение звукоподражать им, развивать любознательность, расширять представления об их образе жизни, среде обитания, их поведения, знакомить с основными цветами, величиной, количеством, развивать мелкую моторику рук.

Предлагаемые игры:
1.Игра «Кто,  где живёт»
2.Игра «Кого не стало»
3.Игра «Сколько»
4.Игра «Большие и маленькие»
5.Игра «Найди маму»


Загадки:
1.Отгадать я помогу,

Кто пасется на лугу.

Чтобы были мы здоровы,

Молоко дают... (коровы)

2. Чтобы другом ее стать,

Нужно косточку ей дать.

Нет, она не забияка.

В конуре живет... (собака)

 

3. Прыгать может высоко,

Пьет из блюдца молоко.

И, разлегшись у окошка,

    Жмурит глазки наша... (кошка)
4. У меня большая грива,

2.Коврик «Дикие животные»-знакомить детей с дикими животными, развивать логическое мышление, память,расширять представления об их образе жизни,  знакомить с  цветом, величиной, количеством, развивать мелкую моторику рук.

Предлагаемые игры:
1. Игра «Назови животного»
2.Игра  «Собери ёлочку»
3. Игра «Застегни –расстегни»
4. Игра «Покажи вагончик –какой назову»
5. Игра «Дождик, дождик, кап-кап»


Загадки:

1.На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит…(ежик)

2.Что за зверь такой лесной?        

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)


3. Коврик «Времена года»- знакомить детей с временами года,знакомить с некоторыми характерными особенностями времён года(опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы),учить определять состояние погоды(холодно, тепло, идёт дождь), развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета, развивать речь, мышление, память, внимание и т.д.

Предлагаемые игры:
1. Игра «Времена года»
2. Игра «Покажи что назову»
3. Игра Что растёт на грядке»
4. Игра «Сколько»
5. Игра «Что где растёт»

Загадки:
1.Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень)

2. Я соткано из зноя,

несу тепло с собою,Я реки

согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я..(лето)

4.Коврик «День и ночь»- обогащать знания детей об основных частях суток (день-ночь), развивать мелкую моторику рук при использовании застёжек, молний, липучек, шнуровки, развивать пространственные восприятия(далеко-близко), знакомить с цветом, величиной, формой предмета, количеством, умение подбирать предметы по цвету.

Предлагаемые игры:
1. Игра «Подбери по цвету»
2. Игра «День - ночь»
3. Игра «Найди названную дорожку»
4. Игра «Пристегни цветочки»
5. Игра «Где такой домик»

Загадки:
1. Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются, в

детский садик собираются.
Когда это бывает? (утром)

2.Солнце в небе ярко светит,

 напрогулку вышли дети.

Когда это бывает?(днём)

3.Спешат на ночлег пешеходы,и
только заводы, вокзалы,

асы и машины не спят.(вечер)

4.Звёзды на небе зажглись,
Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.
Им пришла на смену …(ночь)

5.Коврик Транспорт»- знакомить детей с транспортом(воздушный, наземный, водный), с цветом, формой, величиной, количеством(один-много),расширять представления о правилах дорожного движения, знакомить с пешеходным переходом, светофором, развивать звуковую культуру(машина би-би, самолёт у-у, пароход ту-ту)

Предлагаемые игры:
1. Игра «Летит, едет, плывёт»
2. Игра «Плывёт кораблик»
3. Игра «Назови транспорт»
4. Игра «Проведи по дорожке»
5. Игра «Сколько»

Загадки:

1.По волнам дворец плывет,
На себе людей везет (корабль)

2.Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином(автобус)

3. Смело в небе проплывает, 
Обгоняя птиц полет, 
Человек им управляет. 
Что такое? (самолёт)


4.
Машина в воздухе висит,

Стоит на месте, не летит.
Она спасает всех людей
На море и на суше…(вертолёт)

Результативность  использования развивающих ковриков:

Дидактическое  пособие «Развивай-ка» способствовало развитию у детей памяти, воображения, фантазии, связной  речи, мелкой моторики итактильного восприятия.
Дети научились различать форму предметов, величину, цвет; познакомились с предметами  окружающего  мира.
Использование  ковриков «Развивай-ка» помогают  разнообразить воспитательно-образовательную работу с детьми  и  поддерживать интерес  на протяжении всего обучения.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сенсорного развития детей младшего возраста

Пока малыш растет важным аспектом становится его психомоторное развитие....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста

Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника ...

Методические рекомендации для родителей «Картотека игр на сенсорное развитие детей»

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....