Тематическая скатерть «В гостях у сказки»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Вагина Надежда Ивановна

Благодаря красочной и веселой скатерти у детей формируются зрительные  ориентировки, расширяется и обогащается сенсорный опыт, формируется представления о предметах, о простейших связях между ними, развивается восприятие, мышление, внимание и память. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    
        Детский сад № 23 городского округа-город Камышин

     Многофункциональное игровое дидактическое

  пособие «Мы посадим огород, чудо там произойдёт…»
                 для детей младшего возраста.

                                                     2019 г.

Назначение: Пособие рекомендовано для детей от 1,5 и старше, а также может быть рекомендовано  педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых,   студентам педагогических колледжей, логопедов, а также может быть  использовано  родителями для развития детей дошкольного возраста.  


Актуальность

Известно всем, что дети дошкольного возраста всегда стремятся к исследованиям. Они постоянно проявляют любознательность, интерес, желание экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Находятся в постоянном поиске новых впечатлений, что является важнейшими чертами детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира, открывать, изучать, исследовать, узнавать для себя что – то новое.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а «человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Актуальность заключается еще и в том, что в игровой деятельности  по ознакомлению с окружающей природой у детей идет развитие навыков мелкой моторики пальцев рук, что сказывается на развитие речи, внимании, умственной активности, развивает и стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали дидактическое пособие «Мы посадим огород, чудо там произойдёт…»
  Использование дидактических игр является одним из эффективных способов развития у детей творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Занятия с применением дидактических игр, интересны дошкольникам. Красочность, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребенку играть увлеченно, испытывать радость познания, открывать новое.
Цель  данного  развивающего  пособия:
Развитие познавательного интереса детей к живой природе,  окружающему миру .
Задачи:
Обучающие:
- Формировать элементарные знания  об  окружающем мире
- Учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам: правильно называть цвет и форму овощей;
- Учить детей сравнивать две группы предметов
(по величине, цвету, форме, количеству).
- Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
-
Развивать пространственное воображение детей.
- Совершенствовать предметно-практические действия.
- Развивать связную речь ,логическое мышление, память.
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, классификации.
- Развивать все виды восприятия: (зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, глазомер и координацию движений пальцев  рук, мелкую моторику рук)
- Развивать самостоятельность и инициативу,
 внимание, память, мелкую моторику рук, сенсорные ощущения.
Воспитывающие:
-
Воспитывать  дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
- Воспитывать умение объективно оценивать свою работу, действовать от создавшейся ситуации.

Краткое описание:

Дидактическое пособие «Мы посадим огород, чудо там произойдёт…» - развивающая игра,  дающая   огромный простор для манипулирования маленьким ручкам, тренирующая тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, внимание, память, мышление, моторику рук, речь.  Привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.

Многофункциональность пособия заключается в том, что его используют для различных видов деятельности: развития речи, познавательного развития, формировании элементарных математических представлений.

 Дидактическое пособие представляет собой большой чемодан с вязанными овощами выполненными из пряжи разного цвета (помидоры, огурцы, картофель, перец, баклажаны, кукуруза, морковь, лук, чеснок, капуста, горох (внутри горошины разного цвета), капуста - брокли . Их можно   перемещать по нему в зависимости от сюжета игры.

Дидактическое пособие выполнено  в виде прямоугольной формы  размером 80 х 45м. обшитый тканью , на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из этих элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсорной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире. Он эстетичный и мобильный, его можно разместить на столе и на полу;
Данное пособие рассчитано для игры с подгруппой детей  под руководством воспитателя и самостоятельного использования детьми.

 Для изготовления дидактического  пособия «Мы посадим огород, чудо там произойдёт…» -  использовали следующие материалы: чемодан ,ткань , пряжа,  разнообразные пищалки,  липучки, кармашки, картинки, банки пластмассовые, крупы (рис, горох, фасоль, и т.д.)

Дидактическая игра:  «Собираем урожай» для детей раннего возраста

Цель: Продолжать закреплять представления детей об овощах , различать по внешнему виду и называть их, развивать слуховое и зрительное внимание, память, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: вязанные овощи, куклы бабушка и дедушка , две корзинки, две банки.

Ход игры.

Жили-были дед и баба. И был у них большой огород, где росло много  овощей. Наступила осень. Пришла пора собирать урожай. Взяли дед  и бабка корзинки  и пошли  в огород.  

Бабушка и дедушка  собрали большой урожай овощей . Воспитатель предлагает помочь посолить овощи. Детям предлагают  назвать овощи  и разместить в банки.

1.Положить в банку овощи красного цвета, в другую -  зелёные.
2.В банку справа положить один огурец, в другую – много  т. д.
3.Поможем бабушке -  сварим щи .
Какие овощи нам нужны ? ( дети находят овощи картошка, морковка, капуста, лук, помидор) и складывают в кастрюлю.

           Дидактическая игра «Что растёт на грядке».

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять  в назывании  овощей, формировать понятие « овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность .Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить детей  к двигательной импровизации.

Материал: муляжи  овощей, (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.
                                                   
Ход игры

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке.
Воспитатель:
Посмотрите-ка ребята
Урожай у нас богатый - очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.
Предлагает поиграть  в игру
« Кто быстрее соберёт?»
Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.
Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки)

А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук)
Дети садятся на стульчики, и проводится игра
« Расскажем про наши овощи кукле Маше».
Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и  какого цвета (это огурец, он зелёный)
Кукла Маша приглашает всех в хоровод
«Огородная».
Есть у нас огород, там своя морковь растет!
Вот такой ширины, вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши, ты немного попляши!
А потом не зевай и в корзину полезай!

Есть у нас огород, там зеленый лук растет!
Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты, лучок, сюда спеши, ты немного попляши!

А потом не зевай и в корзину полезай!

Есть у нас огород, и капуста там растет!

Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты, капуста, к нам спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзину полезай!

Есть у нас грузовик он не мал, не велик.

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай.


Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается  и уходит.

                           Дидактическая игра «Наш огород»

Задачи:

-учить определять пространственное расположение предметов;                                      

- уточнить знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей  для человека.   

-учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;

-учить использовать обобщающее понятие «Овощи»;

-обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;

-развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук.

Описание игры:

Воспитатель просит ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей .

Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.

Например: посадить 2 моркови и  3 капусты.

Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.

Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа огурцы.

Воспитатель загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»

Например: Я длинный и зелёный,

                     Вкусен и солёный,

                     Вкусен и сырой.

                     Кто же я такой  такой? (Огурец)

                   

                      Сидит в темнице

                      А коса на улице.   ( Морковь)

                             

                     Уродилась я на славу,

                      Голова бела, кудрява

                      Кто любит щи-              

                      Меня в них ищи.  (Капуста)

                     Никого не огорчает,

                     А всех плакать заставляет. (Лук)

                             Игра-занятие  «Зайчик в гостях у ребят»      

             

Цель:  

закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; расширять представление о выращивании овощных культур; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите как у нас сегодня красиво!
(на столе лежат вязанные  овощами). 

Скажите пожалуйста, как называются овощи? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить про овощи! 
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, где растут овощи? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, на огороде.
Воспитатель: - А кто из вас знает, чем полезны овощи? Воспитатель: - Во всех овощах есть витамины, чтобы быть здоровыми!

Воспитатель: - Ребята, а посмотрите, что это за овощ? Правильно, репа! А какого цвета репка? Молодцы.

 А какой она формы? Круглой, всё правильно!
Воспитатель: - Молодцы, правильно сказали про репку

 А это что за овощ? Какого цвета? Какой формы? (круглой). Верно, а какая по величине? Большая или маленькая? 
Воспитатель: - Умницы, а это что за овощ? (морковка) Какого цвета? (оранжевая). А какой формы морковка? (треугольная). Молодцы!
(Стук в дверь).
Воспитатель: - Ребята, кажется кто-кто постучался? Кто же это к нам пришел?
(Воспитатель открывает дверь).
Воспитатель: - Ой, смотрите, это зайчик! Здравствуй зайчик!
(Воспитатель берёт в руку зайчика и говорит за него)
Зайчик: - Здравствуйте! Ребята, я так давно хотел побывать у вас в гостях! И вот пришёл! 
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с зайчиком. (дети здороваются).
Воспитатель: - Зайчик, но что-то ты не очень радостный. У тебя всё хорошо? Или что-то случилось?
Зайчик: - У меня всё хорошо, но я немного растерян. Мама попросила меня сходить на огород и принести ей овощей для супа, но я совсем забыл, как выглядят овощи и из каких овощей варят суп.
Воспитатель: - Зайчик, ты не волнуйся, наши  ребята тебе помогут. Мы как раз сейчас про овощи говорили!
Воспитатель: - Ребята, поможем зайчику? (да).
Зайчик: - Ура! Я так рад, что к вам пришёл. Я знал, что вы мне поможете.
Воспитатель: - Ну что, показывай свой огород. Будем тебе помогать.
(зайчик выносит свой огород).

Зайчик: - Вот, посмотрите, какой мы огород посадили!
Воспитатель: - Какие вы молодцы! А мы с ребятами знаем, как работать на огороде! Правда ребята? (да). Давайте покажем зайчику нашу физ.минутку про огород.
Физ.минутка. (дети встают со стульчиков).
В огород мы пойдем, урожай соберем.(ходьба по кругу) 
Мы моркови натаскаем, натаскаем, натаскаем, (наклоняются и имитируют «таскание» морковки). 
И картошки накопаем, накопаем, накопаем, («копают»).
Срежем мы кочан капусты,(присаживаются на корточки и «срезают»).
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Зайчик: - Какие вы молодцы, ребята! 

Воспитатель: - Ну что, давайте посмотрим, что же выросло на огороде у зайчика. (воспитатель вызывает по одному ребёнку (4-5 человек) и они вытаскивают овощи из огорода.)
Воспитатель: - Скажи пожалуйста, что это за овощ? (капуста) А можно его добавить в суп? (ответ ребёнка).
Зайчик: - Да, я вспомнил, это капуста! Мама точно мне говорила капусты сорвать!
Воспитатель: - А что же это за овощ вырос на огороде? (морковка) Молодец, а морковку в суп добавляют? (Дети по очереди помогают зайчику вытащить овощи (капуста, морковка, лук, свёкла, репка).
Зайчик: - Спасибо вам ребята, теперь моя мама сварит самый вкусный суп, вы такие молодцы, все овощи знаете!!!
Воспитатель: - Зайчик, наши детки настолько хорошо знают овощи, что смогут их угадать на ощупь! 
Зайчик: - Очень интересно мне посмотреть, как это у них получится!
(воспитатель кладет на стол корзинку с муляжами овощей, накрытыми большим платком)

Воспитатель: - Давайте поиграем? (давайте)


                  Дидактическая игра «Найди на ощупь»


(Воспитатель вызывает по очереди 4-5 детей.)
Воспитатель: - Опускай руку под платочек, найди овощ и не вытаскивая определи, что за овощ ты нашел. - Молодец, правильно!
Воспитатель: - Молодцы, все угадали, ребята. Давайте еще раз повторим, как одним словом назвать все это? (овощи).
Зайчик: - Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Но мне пора бежать домой, ведь мама меня ждёт и я очень хочу попробовать маминого вкусного супа! Но перед тем, как я уйду, я хочу вам подарить самое дорогое, что у меня есть (зайчик достает небольшой вилок капусты). Это моя капуста, которой я хочу вас угостить!
Воспитатель: - Спасибо большое, зайчик! Нам очень приятно получить от тебя такой подарок, правда ребята? (да). 
- До свидания зайчик, приходи к нам еще в гости, мы тебя будем ждать. Давайте, ребята, скажем зайчику спасибо и до свидания! (дети благодарят и прощаются с зайчиком).
Зайчик: - До свидания, ребята! (зайчик уходит).
Воспитатель: - Ребята, понравился вам зайчик? (да). Забавный такой! И смотрите, он нам даже подарок сделал. 
Воспитатель: - А что можно приготовить из капусты? (ответы детей). 
- Правильно суп, пирог, пирожки с капустой, голубцы и тушёная капуста и соленая. А давайте вспомним, как солят капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Что за скрип, (трение рук друг о друга)
Что за хруст (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)
Это что еще за куст, (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).
Как нам быть без хруста,(скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)

Если я капуста. (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук 
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы сегодня очень постарались! А скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, об овощах! И в конце я хочу вам прочитать стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения, 
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Что их них вкуснее,
Что из них нужнее!
Воспитатель: - Спасибо ребята!

                             Дидактическая  игра «Овощная грядка»

Цель: Обогащение представлений об овощах у детей младшего дошкольного возраста в процессе решения игровых заданий.

Ход игрового досуга:

Я сегодня получила письмо от бабушки Арины. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята. У меня в огороде созрели овощи. Помогите, пожалуйста, их собрать». Поможем?

Тогда пойдем в гости к бабушке Арине.

В огород мы пойдем.

Там мы овощи найдем.

Будем бабушке помогать

Урожай собирать.

Вот мы и пришли. А где же бабушка Арина? (надеваю платочек, очки)

Бабушка. Здравствуйте, мои помощники. А что растет у меня на грядке, отгадайте из загадки:

Весь пупырчатый малец –

Наш зеленый …(огурец)

Бабушка. Рома, иди - сорви огурец с грядки (кто из детей отгадал загадку, срывает овощ)

(Овощи складывают на маленьком столике )

Любят кушать с давних пор

Сочный красный… (помидор)

Бабушка. Аня, сходи в огород, принеси помидор

Очень нам нужна сноровка,

Чтобы вытянуть… (морковку)

Держится за землю крепко

Эта желтенькая… (репка)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук)

В сто одежек нарядилась,

И на грядке развалилась.

Здесь теперь не пусто,

Здесь растет… (капуста)

Бабушка. Спасибо за вашу помощь, ребятки. А эти овощи вы можете взять с собой. До свидания. (снимаю платок, очки)

Овощей очень много. Мы их повезем в грузовике.

Даша, положи в грузовик репку и капусту. Сережа, положи помидор и огурец. Никита, положи лук и морковь. Миша –– шофер. (едем)

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай.

Приехали. Аня, положи репку и помидор на стол. (и т.д.)

Игры про овощи мы знаем? А давайте поиграем!

Я буду называть слова. Если я называю овощи, вы хлопаете руками, а если не овощи – топаете ногами.

(огурец, медведь, капуста, мячик, кровать, помидор, репка, яблоко, морковь, дерево, апельсин)

Молодцы, какие вы внимательные.

Игра наша заканчивается …

Я вам хочу сказать:

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

                  Дидактическая  игра «Расскажи про овощ»

Воспитатель просит ребенка собрать урожай. Воспитанник поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребенок закрепляет названия овощей.  Предложить  во время «сбора урожая» описать характерные признаки овощей (помидор – круглый красный).

                  Дидактическая  игра «Отгадай загадки»

Можно предложить ребенку отгадать загадки об овощах. А отгадки он выбирает сам из предложенных муляжей-овощей.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая

(Морковь.)

Что за скрип? Что за хруст?

 Это что еще за куст?

 Как же быть без хруста,
     Если я ...

 (Капуста.) и т. д.

Дидактическая  игра «Найди овощи зеленого цвета, красного, жёлтого и т. д.»

Предложить ребенку разместить на «грядке» овощи определенного цвета. Например, воспитатель предлагает ребенку выбрать овощи зеленого цвета. (ребенок  сажает на «грядке» капусту и огурец и т.д.)
                         

                             Дидактическая игра «Где овощ»

Сажая на грядках овощи, воспитанники могут закреплять расположение предметов в пространстве. Воспитатель просит ребенка посадить лук, а справа от него морковку, затем слева от лука посадить капусту.

                            Дидактическая игра «Назови ласково»

Игра «Назови ласково» - учить  детей правильному образованию и употреблению уменьшительно ласкательных форм имен существительных. Ребенок сажает на «грядку» овощ и называет его ласково: помидор – помидорчик ,огурец – огурчик, морковь – морковочка, свекла – свеколочка.

Игра – занятие «Знакомство с овощами»

Цель: Формирование знаний о названиях предметов ближайшего окружения.

Программное содержание:

  Продолжать знакомить детей с названиями овощей (морковка, картошка, капуста, лук, свёкла), формировать умение различать их по внешнему виду.

Поощрять желание детей слушать художественные произведения, сопровождая чтение показом картинок на слайдах (через видеопроектор).

Способствовать формированию умения отвечать на вопросы.

Развивать внимание и память в игре «Чего не стало».

В группу приходит кукла с корзиной овощей.

Воспитатель: Здравствуй, Кукла Маша. Что ты нам сегодня принесла?

Кукла: Посмотрите, я вырастила на огороде много овощей. Хотела сварить суп, но не знаю какие овощи кладут в суп? Вы мне поможете сварить суп? Воспитатель: Конечно, Маша, научим.

Воспитатель читает стихотворение про морковку, сопровождая чтение показом картинки на слайде (через видеопроектор).

                      У морковки красный носик,
                     Сочный, вкусный, сладкий плод.
                     А зелёный пышный хвостик
                     Украшает огород.

Воспитатель: Кто поможет достать морковку ? Дети берут морковку, показывают ребятам и кладут её на стол, внимательно рассматривают, выделяя особенности этого овоща и решают, кладут ли её в щи.

Таким образом воспитатель организует рассматривание и других овощей, обращая внимание детей на особенности каждого овоща.


  Блеск на кожице атласной. 
     Стоп! На грядке – светофор! 
Это светит ярко-красный 
Сочный спелый  помидор

 Свёклу знают все ребята,
Это овощ очень яркий.
           Красным борщ окрасит свекла
       Чтоб не выглядел он блекло.
   Будет блюдо так красиво,
   Да и вкусно, всем на диво.

Убежден: из овощей,
   Лучше всех – картошка,
   Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки.


Баба Таня чистит лук,
Убежал из кухни внук.
             Он хоть мал, но твердо знает –
Лук за глазки покусает.


   Папа мне кочан приносит,

   Отгадать загадку просит:

         Сколько листьев? Догадайся!

 Эй, капуста, раздевайся!

Воспитатель: Так какие овощи кладут в суп? Дети называют названия овощей.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим-рубим»

                                            Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту солим, солим.

                                             Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

           И в суп кладём, и в суп кладём.

Кукла: Спасибо, ребята, теперь я смогу сварить суп.

Вася с братом дома были.
Суп сварить они решили.
    Положили в суп картошку
Покипит она немножко.
           Мы пожарим лук с морковкой
Получилась панировка.
Только мясо позабыли
  Без него мы суп сварили.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в прятки. Прятаться будут овощи. Посмотрите внимательно и запомните, какие овощи лежат на столе. Давайте их ещё раз назовём. На столе - морковка, картошка, капуста, лук, свёкла, помидор. Все овощи запомнили? Закрывайте глаза.

Воспитатель убирает один овощ, дети открывают глаза и называют, какого овоща не стало.

Кукла: Мне у вас, ребята, очень понравилось. Я к вам приду ещё. До свидания.

                         

                           Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

Ты на овощи посмотри,
Овощ  лишний назови
И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, капуста.

Горох, огурец, помидор, перец

 

                           

                                    Игра «Из чего – какой?»

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.  (Сок из моркови – морковный сок и т.д .;Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови; Суп из картофеля – картофельный, а из гороха и т.д.

                             Дидактическая игра «Подбери слово»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.(Помидор какой? – красный, круглый, большой, сочный, сладкий.  Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный. Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая)

                             Дидактическая игра «Чудесный мешочек" 

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, вязанные овощи - муляжи.

Ход игры. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.


                         Развлечение для детей раннего возраста

                                      «Что растёт в огороде»

Цель: активизировать знания детей, полученные в ходе реализации темы.

Оборудование: Кукла - бабка,  кукла-дедка; мешочек  с овощами (муляжи); корзинка; кастрюля; муляжи овощей.

Ход: Детки с воспитателем сидят на ковре. Звучит музыка, в руках у воспитателя появляются кукла - бабка и кукла - дедка.

Воспитатель: Детки, смотрите, кто это к нам сегодня в гости пришёл?

Дети: Бабушка и дедушка.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ними.

Детки здороваются с куклой.

Воспитатель: Посмотрите. Они нам принесли чудесный мешочек. Давайте откроем его.

Дети по очереди достают из мешочка муляжи овощей, называют их.

Воспитатель: Давайте поможем бабушке и дедушке посадить овощи на грядку.

Дети: Да!

Дети по цвету выкладывают овощи на поле.

Воспитатель: Молодцы! А пока наши овощи растут, мы немножко поиграем.

Дети встают в круг. Выполняют движения по тексту.

Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп,
Мы топаем ногами, топ-топ-топ,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
И бегаем кругом.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, выросли наши овощи?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну раз овощи выросли, нужно их собрать в корзинку.

Дети под музыку собирают овощи в корзинку.

Воспитатель: Все овощи собрали, какие мы молодцы! Давайте из них что-нибудь сварим?

Дети: Суп.

Дети выбирают из корзинки овощи, которые необходимы для варки супа, складывают их в кастрюлю.

Воспитатель: Эту кастрюльку Наташа (помощник воспитателя) отнесёт на кухню, а там нам к обеду сварят вкусный супчик. А пока варится суп, мы с вами поиграем.

Дети выполняют движения по тексту.

Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.
Ладошками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ.
Глазками моргают.
Садятся – отдыхают.

После игры дети сидят на коврике – отдыхают.

Воспитатель спрашивает, что они сегодня делали, кто приходил к ним в гости.

Воспитатель: А теперь бабушке и дедушке пора уходить. Давайте скажем им «До свидания».

                         Конспект игрового занятия «Овощи»

Цели:

Познакомить детей с овощами.
Развивать пассивный и активный словарь по теме «Овощи».
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один-много», «большой - маленький».
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Оборудование:

Муляжи овощей. Чудесный мешочек.
Игрушка «козел», «зайцы».
Муляжи моркови, огурцов, помидоров, пластмассовые  банки.
Лопатки, леечки, грабли, посуда кукольная: кастрюли, тарелки, ложки, ножи.

Ход занятия :Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

Игра «Покорми зайчат»

Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.

Дидактическая игра «Что съел зайка?»

Вот у зайки капуста и морковка. (Прячет морковку). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста. Какого цвета капуста? Зеленого.

Дидактическая игра «Посади огород»

В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.

Пальчиковая игра «Овощи»

У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

             Дидактическое упражнение «Один-много»

На  стол воспитатель выкладывает овощ, остальные  раздает детям по одному. 
У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моими на стол. Сколько стало овощей? Много.

           Дидактическое упражнение «Сложи овощи в банку»

Хозяйки запасаются на зиму овощами. Так и мы сделаем: сложим в банку зеленые огурцы и красные помидоры.
Дети накладывают  огурцы  и помидоры  в пластмассовую банку. Воспитатель следит, чтобы дети располагали овощи по всей плоскости банки, побуждает называть цвет огурцов и помидор.

           Динамическая пауза «Огородники»

Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)

Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали
(наклоны)

Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)

                             

Этюд-импровизация «Овощная история»

В о с п и т а т е л ь . Жили-были на огороде овощи. Они давно уже поспели и хотели, чтобы их кто-нибудь заметил. Больше всех старался кабачок. Он был такой большой, толстый, круглый, что еле перекатывался с боку на бок и тяжело пыхтел. (Дети надувают щеки, ставят руки в бок, выдувают с силой воздух и пыхтят: ух, ух.)

Еще немного - и наш кабачок запрыгает как мячик. (Дети делают то же, тяжело прыгая вокруг себя.)

Была на огороде красавица морковь. Ее длинный хвостик выглядывал из-под земли. Морковь умела красиво танцевать, помахивая хвостиком. (Дети убирают одну руку за спину, другой помахивают над головой, улыбаются, потихоньку двигаясь под музыку по показу воспитателя.)

Важный-важный огурец любил ходить, сложив зеленый хвостик за спиной. Огурец любил задирать высоко нос, так он важничал. (Дети ходят, сложив руки за спиной, подняв голову кверху, притопывая ногами.)

Самой доброй была картошка. Она всех приглашала не ссориться, а дружить. Картошка была очень веселой. (Дети легко прыгают, прихлопывают в ладоши и улыбаются.)

Овощи решили не ссориться и завели хоровод. 

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски).

                  Результативность  использования пособия.
За время использования многофункционального игрового дидактического пособия «Мы посадим огород, чудо там произойдёт…», у детей развилась речь, воображение, мышление, память. Улучшились  дружеские отношения, дети научились называть и показывать овощи и фрукты, определять их цвет, форму, величину.
У детей сформировались важные качества:  наблюдательность, находчивость, сообразительность, выработалась усидчивость, заметно повысилась мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности , они стали отлично ориентироваться в пространстве, научились аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

                                  Сведения о разработчиках:

                         Муниципальное бюджетное дошкольное

                                  образовательное учреждение

                                          Детский сад  №23

                            городского округа-город Камышин

                                        Юридический адрес:

                                403876, Волгоградская область,

                           город Камышин, 5 микрорайон, дом75

                                      Телефон: 8(84457)5-65-41

                          Электронная почта: dou23kam@yandex.ru

                           Заведующий: Малявина Ирина Олеговна

                  Старший воспитатель: Марченко Оксана Фёдоровна

                          Воспитатель I квалификационной категории:

                                   Вагина Надежда Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлена технология  использования й музыкально-театрального развития детей старшего дошкольного возраста. ...

План проведения тематической недели « В гостях у сказки» в группе ОРН для детей от 5 до 7 лет. с 5.11.2012 г. по 8.11.2012 г.

 Программное содержание: Расширять кругозор детей; Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию; Развивать речь, воображение, фантазию;Уточнить знания народных и авторских ска...

Организация тематического дня ”В гостях у сказки “ в группе раннего возраста.

Речь идет и формирование конструктивных навыков детей....

Планирование тематической недели "В гостях у сказки"

Планирование тематической недели "В гостях у сказки"...

Тематическая неделя "В гостях у сказки" ( I младшая группа)

Задачи: знакомить детей с русскими народными сказками, формировать  у детей представление о сказках; развивать речь, воображение, мышление; воспитывать интерес к сказкам....