ПРОЕКТ по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «ЗИМУШКА ЗИМА»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Развозжаева Елена Николаевна

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka_zima.docx266.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

ПРОЕКТ

по познавательному развитию

в старшей разновозрастной

группе

«ЗИМУШКА ЗИМА»

Проект разработал воспитатель:

Развозжаева Е.Н.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/776003/bc1d1a84-1f6e-4217-a5fa-3795f71f0108/s1200

п. Тургеневский

2020 год

Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Зимушка-зима»

2

Вид проекта

Информационный, краткосрочный, познавательный, творческий

3

Участники проекта

Дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)

4

Сроки реализации

проекта

С 27.01.2020. -31.01.2020.

5

Проблема

При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные и птицы в это время года. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.

6

Обоснование проекта

 Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

7

Актуальность

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  

8

Цель проекта

Дополнить и систематизировать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширить представления о зиме через различные виды детской деятельности.

9

Задачи

  • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.
  • Уточнить и расширить знания об образе жизни диких животных зимой.
  • Расширять представления о зимующих птицах.
  • Продолжать знакомить с зимними видами спорта.
  • Формировать представление о безопасном поведении зимой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Развивать интерес родителей к жизни детского сада.

10

Ожидаемые результаты

По окончанию проекта смогут:

Дети:

  • Устанавливать зависимость жизни растений, животных и птиц от изменений в природе.
  • Осознанно правильно относиться к окружающей природе.
  • Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
  • Систематизировать знания о зимних забавах и видах спорта.
  • Знать основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила.

Педагоги:

  • Повысить квалификацию воспитателей по данному проекту.

Родители:

  • Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (катание на санках, катание с горки, катании снеговиков, лепке поделок из снега, украшении снежных построек);
  • Сплочению ребенка с семьей;
  • Раскрыть скрытые возможности ребенка.

Этапы работы

1.Подготовительный (мотивационный)

Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.

1. Подготовка информационного пространства;

- консультации для родителей «Зимние забавы и безопасность» (приложение № 18 )

- консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой» (приложение № 19)

2.  Сбор и анализ литературы по данной теме.

3.  Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

4.  Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проект        

5.  Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2.Основной

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Ежедневно:

- комплекс утренней гимнастики с экологическим уклоном  «Зима» (приложение 1) 

- комплекс гимнастики пробуждения  «Зимушка - красавица» (приложение 2)

Совместная деятельность педагогов и детей.

Понедельник  27.01.2020 г

«Зимушка – зима»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Приметы зимы»

Цель: уточнить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме.

Приложение № 3

Беседа «Зимушка-Зима»

Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, явления природы, типичные осадки, состояние растений.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика  «Зимой»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Снежинка»

Приложение № 6

Прогулка. 1

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Снежок»,

«Снег скрипит»

Приложение № 8

Беседа  «Как живут растения зимой»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают).

Приложение № 4

Чтение детям. В. Бианки  «Лес зимой»

Приложение № 9

Просмотр презентации «Здравствуй, зимушка – зима»

Вторник 28.01.2020г

«Дикие животные зимой»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель: Закрепить у детей представление о животных, умение подбирать животным следы.

Приложение № 3

Беседа «Как звери зимуют»

Цель: закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты, о способах добывания

пищи; дать знание о том, как человек помогает диким животным в голодное зимнее время;

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика  «Белка»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Медвежонок»

Приложение № 6

Прогулка №2

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Любопытный ёжик», «Медвежонок»

Приложение № 8

Артикуляционная гимнастика «Снежки», «Мороженое»        

Приложение № 10

Заучивание наизусть: И. Суриков «Зима»

Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Развивать память, воображение.

Приложение № 11

Рассматривание  альбома «Зима. Дикие животные»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о диких животных России в зимний период.

Среда 29.01.2020г

«Зимующие птицы»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра  «Кто прилетел на кормушку?»

Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

уточнить понятие «зимующие птицы»;

Приложение № 3

Беседа «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Сова»

Приложение № 6

Прогулка №3

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Дятел», «Голубь»

Приложение №8

Физ. минутка  «Во дворе»

Приложение № 12

Чтение детям. «Пословицы и поговорки на тему «Зима»

Приложение №9

Самостоятельная художественная деятельность. Лепка. Тема: «Снеговик»

Цель: закрепить приёмы: раскатывания, отрывания, сплющивание; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей.

Приложение № 13

Четверг  30.01.2020г

«Зимние забавы»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра  «Половинки. Зимние забавы»

Цель: обогащать знания детей о зимних видах спорта, спортивном инвентаре, зимних забавах.

Закреплять умение детей подбирать пару картин, имеющих общее значение.

Приложение № 3

Беседа «Зимние игры и забавы»

Цель: закрепление у детей знаний о зимних развлечениях. Систематизировать знания детей о зимних видах спорта и развлечениях;

активизировать словарный запас.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика  «Прогулка»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Снежки»

Приложение № 6

Прогулка №4

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Лыжник»,

«Катание с горы»

Приложение №8

Чтение детям. Стихи  И. Пштыка «Зимние забавы»

Приложение №9

Загадывание загадок о зимних явлениях природы.

Приложение № 14

Слушание. П. И. Чайковский «Времена года» - «Декабрь. Святки» 

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Декабрь. Святки» 

Приложение № 15

Пятница  31.01.2020г

«Безопасность в зимний период»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Цель:  Закрепить представления детей о безопасном поведении в зимний период.
Воспитывать чувствовать ответственность за личную безопасность.

Приложение № 3

Беседа «Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать умение  избегать травмоопасных ситуаций.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика «Мороз»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Елка»

Приложение № 6

Прогулка №5

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Холодно зимой»,

«Погреемся»

Приложение №8

Заучивание считалки «Морозная считалка»

Цель: выучить с детьми считалку для последующих игр на прогулке; упражнять детей в правильном произношении звуков; работать над артикуляцией, дикцией, выразительностью чтения.

Приложение №  16

Викторина «Зимушка - зима»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, зимних развлечениях. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»; развивать смекалку и сообразительность детей.

Приложение № 17

3 этап. Заключительный.

Цель: 

- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

-оформление фото альбома по проекту.

Информационное обеспечение:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика- Синтез, 2017.

2.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Просвещение, 2007.

3.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

4.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2014.

5.Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.

6. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

7. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с.

8. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.

9.Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Срст. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - М.: Оникс-XXI век, 2005.

10.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

11. О.Д.Ушакова. Пословицы,  поговорки и крылатые выражения. Издательский  дом ЛИТЕРА 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе: «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе: «Петрозаводск-столица нашей республики». Занятие  с использованием презентации....

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе "Ах ты зимушка - зима"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Зимушка-Зима»

Программное содержание:Образовательные задачипродолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;закреплять и обобщать знания детей о коли...

Аналитическая справка открытого просмотра интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе

Аналитическая справка по итогам открытого просмотра интегрированного занятия "Такая разная осень"...

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Зимушка- зима"

На занятии закрепляется понятие о зиме, зимних явлениях, дети учатся отвечать на вопросы по теме, образовывать новые слова, назывть следы зверей и птиц, отгадыватьзагадки, рисовать печатками зимний пе...

Конспект НООД по познавательному развитию во второй младшей группе: "Зимушка-Зима"

Конспект НООД по познавательному развитию во второй младшей группе "Зимушка-Зима" ставит перед собой цель закрепить знания детей о времени года - зима....

Конспект ОД познавательное развитие в первой младшей группе «Зимушка-зима»

Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях....