Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников.Исследование "Про расческу и прическу".
методическая разработка по окружающему миру

Моргун Мария Викторовна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_pro_raschesku_i_prichesku.docx79.16 КБ

Предварительный просмотр:

2127

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Познавательно – исследовательская деятельность как средство для расширения кругозора младших дошкольников и формирования целостной картины мира.

Исследование «Про расческу и прическу».

                                                                        Составила:

                                                                        воспитатель ГБОУ Школы №2127

                                                                        Моргун Мария Викторовна

                                                                     

Москва 2019 г.

Цель: раскрыть возможность исследовательской деятельности младших дошкольников для формирования реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта.

Задача: исследовать расческу как предмет ближайшего окружения, затрагивая все области образовательной деятельности.

      Естественное, природное любопытство ребенка, проявление живого интереса ко всему происходящему толкает его на ежедневные открытия и эксперименты. А иначе как же познать этот огромный и удивительный мир, в котором столько интересного? Особенно много неожиданных открытий приходится на дошкольный возраст, когда ребенок во время обучения начинает получать знания о многих предметах, явлениях и закономерностях. Очень важно не дать ребенку потеряться и запутаться в огромном количестве такой информации. Одной из задач педагогов дошкольного образования и является формирование целостной картины мира у ребенка, что значится одной из целевых установок ФГОС. Актуальным средством для активного развития детей, начиная с младшего возраста является организация исследовательской деятельности.

Именно в ходе познавательно – исследовательской работы осуществляется поиск истины, неизвестного, систематизируются новые знания. Дети учатся находить необычные свойства и применение самых обычных предметов. Например, самой простой расчески, как в нашем случае.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности у ребенка происходит развитие познавательной инициативы и любознательности, обогащение личного опыта, расширение кругозора, освоение представлений о природном и социальном мире, развитие восприятия, мышления, речи. Результатом такой деятельности являются новые знания и умения ребенка, но не полученные в результате рассказа и показа взрослого, а добытые самим, что вызывает неподдельный интерес и пробуждает инициативу.

Практическая работа – исследование.

    Инициатива и активное стремление все разведать и узнать часто начинается с простого или не очень простого вопроса. Однажды, после тихого часа, когда я стала расчесывать косички одной девочке, она спросила: «А вот интересно! Расчесывают волосы расческой, а причесывают? Прической?». Все засмеялись, начали выдвигать гипотезы, обсуждать их…

   Этот неожиданный вопрос и положил начало нашему исследованию «Про расческу и прическу» и дал возможность найти у такой простой расчески найти такие необычные качества.

    Практические результаты нашей работы, учитывая возрастные и интеллектуальные возможности детей конкретной средней группы, и с учетом интеграции всех образовательных областей, я изложила в таблице.

   

Вид деятельности

Форма деятельности

Цели

Познавательное

развитие

1.Историческая справка «А как было раньше?», «Можно ли причесаться ежиком, рыбой и коровой?»

См. Приложение 1.

Расширение представления о предметах, событиях, не имевших места в собственном опыте детей.

Знакомство с элементарными представлениями из области истории.

2.Беседа «Из чего сделаны наши расчески и какие они бывают»

См. Приложение 2.

Создание условий для расширения представлений об окружающем мире.

Поощрение попытки самостоятельно исследовать различные расчески, сравнивать, группировать и классифицировать.

Обогащение словаря существительным с обобщающим значением «расческа». Введение новых слов «гребень», «пластмасса».

3. Рассуждение «Кто без расчески причесывается?»

См. Приложение 3.

Расширение представлений о повадках различных животных.

Поощрение свободного общения, составление рассказов о содержании домашних питомцев, опираясь на личный опыт.

4. Математические дидактические игры:

«Назови цвет»,

«Разложи по высоте»,

«Посчитай»,

«Найди такую же расческу».

Продолжение формирования базисных математических представлений путем разнообразия объектов изучения.

Развитие речи

«Литературный калейдоскоп»

Прочитали и обсудили:

  1. «Мойдодыр»

К. И.Чуковского,

  1. «Сказка о расческе» А. Чер,
  2. «Сказка про мыло и расческу» И. Ревю,
  3. «Про королеву зубную щетку» (мультфильм).

См. Приложение 4.

Создание ситуаций для самовыражения каждого ребенка.

Упражнение в умении пересказывать понравившиеся отрывки.

2. Сочинение истории, опираясь на личный опыт детей «Про девочку Лохматульку».

См. Приложение 5.

Предоставление возможности реализации своих творческих замыслов, предложение своего варианта развития сюжета.

Развитие творческого воображения.

Трансляция собственного опыта по самообслуживанию.

4.Дидактическая речевая игра «Петушок и гребешок».

См. Приложение 6.

Формирование умения подбирать пары слов по заданному признаку (слова – омонимы).

Начало формирования у детей предпосылок к обучению.

5.«Найди отгадки на мои загадки». Загадки о гигиене.

См. Приложение 7.

6.Пальчиковое упражнение

«Петя – петушок».

См. Приложение 8.

Закрепление в занимательной и веселой форме полученных знаний.

Упражнение детей в рассуждении и доказательстве.

Активизация мыслительной деятельности путем выполнения пальчиковых упражнений.

Игровая деятельность.

Сюжетно – ролевые игры

«Парикмахерская», самостоятельные игры по собственным замыслам.

См. Приложение 9.

Поддержка спонтанной, инициативной игры детей.

Расширение и обогащение сюжета, правил игр за счет приобретенных знаний.

Игра «Живые картинки».

См Приложение 10.

Развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через элементы пантомимы.

Экспериментальная

деятельность.

Эксперименты.

1.Со струей воды.

Экспериментальным путем определить, что струя воды притягивается к расческе, которую потерли о шерстяную тряпочку или о волосы.

Развитие познавательного интереса, стремление к получению новых знаний путем организации наглядных, интересных опытов, основываясь на возрастных возможностях детей 4 – 5 лет.

2.С кусочками бумаги.

Определить, что бумажные кусочки прилипают к расческе, которую потерли о волосы.

3. «Голоса расчесок».

Тремя расческами с разной частотой зубьев провести по картону. Установить, что чем реже зубья, тем ниже звук.

4.«Тонет – не тонет».

Опытным путем определить свойства пластмассы, дерева, железа.

Коллекционирование.

Собрали коллекцию расчесок «Наша помощница», сделали выставку.

Использование разнообразных форм изучения, сравнения и классификации. Поддержка интереса к изучаемому объекту.

Физическое развитие.

Здоровьесбережение.

1.Полезные советы.

«Причесывайся сам, никому не давай!»,

«Расческа любит чистоту».

См. Приложение 11.

2.Ведение проблемной ситуации «Нужно ли мальчикам причесываться?».

См. Приложение 12.

Создание ситуаций для усвоения правил безопасного поведения. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.

Воспитание привычки следить за своим внешним видом.

Воспитание, привитие культурно – гигиенических навыков. Поощрение детей в самостоятельности в уходе за своим внешним видом.

Приложение 1. Историческая справка.

     Первая расческа, найденная археологами, насчитывает очень – очень много лет. Никто не может установить сколько! Она была изготовлена из скелета рыбы и скорее всего была сделана для украшения. Затем расчески и гребни стали делать из коровьих рогов, костей разных животных, бамбука и даже из иголок ежей и свиной щетины. А гребни из слоновой кости и черепашьего панциря до сих пор считаются произведением искусства и хранятся в музеях. Делать такие расчески было очень сложно. Рог коровы, например, обрабатывали особым образом, выпиливали тоненькие зубчики и красиво украшали. Работа была очень кропотливая и такие гребешки стояли очень дорого. У нас тоже издревле пользовались гребнями и делали их из дерева. А зубчики наносили с двух сторон. И они совсем не были похожи на сегодняшние расчески, к которым все привыкли.

     А еще в наших русских народных сказках используется гребешок, который наделяли сказочными свойствами. Часто добрые герои, убегая от злодеев, бросали его позади  себя и он превращался в непроходимый лес. Как в сказках «Баба Яга» и «Царь – медведь».

Приложение 2. Из чего сделаны наши расчески и какие бывают.

     Расческа – предмет для расчесывания волос. Гребень или гребешок – небольшая расческа с мелкими зубьями (Словарь русского языка Ожегова, 2012 г.). Часто гребешки делают с округлым верхом.

     При рассматривании и сравнении своих расчесок дети наверняка найдут их сходства и различия. Все расчески служат для приведения в порядок волос, но все они разные по размеру (большие и маленькие), форме (округлые, прямоугольные, с ручкой, с редкими и частыми зубьями и т.п.) и материалу изготовления (резиновые, деревянные, пластмассовые). Чаще современные расчески делают из пластмассы. Вместе с детьми определяем ее свойства: легкая, прочная, гладкая, жесткая, не тонет в воде, ее можно сделать разноцветной, из нее можно изготовить много полезных предметов.

  Приложение 3. Кто без расчески причесывается?

Примерные темы для обсуждения: «Как причесываются звери и птицы?», «Как помочь домашним питомцам?».

Птицы стараются держать свои перья в чистоте и порядке. Они ежедневно перебирают их клювом, приглаживают, распределяют перышко к перышку, словно создают прическу. Это нужно не только для красоты, так птицы защищают себя от ветра, холода и воды. Многие животные, например обезьяны, муравьеды, расчесывают шерсть своими коготками, словно расческой. А кошки и собаки приглаживают шерсть языком. В природе животные помогают «причесывать» шерсть друг другу, показывая тем самым свою дружбу. А домашним питомцам помогают содержать шерсть в порядке люди и причесывают их специальными щетками для животных.

Дети дополняют беседу рассказами о своих питомцах и их повадках.

Приложение 4. Литературный калейдоскоп.

Примерные вопросы для обсуждения после прочтения указанных литературных произведений и просмотра мультфильма:

  1. Можно ли долго не причесываться, не умываться?
  2. Что произошло с героями сказок, которые переставали это делать?
  3. Что можно сказать о характерах героев произведений?
  4. Кто оказывал им помощь?
  5. Как изменились герои к концу сказок?
  6. Что полезного мы узнали из прочитанных сказок и мультфильма?
  7. Как мы поддерживаем опрятность дома и в саду?

Можно пересказать уже известные детям стихотворение Чуковского К.И. «Мойдодыр» с опорой на сюжетные картинки и заучить небольшие фрагменты.

Приложение 5. История про девочку Лохматульку.

«Как долго можно не причесываться и как к тебе будут относиться друзья?»

В ходе рассуждения на этот вопрос и получилась у нас вот такая поучительная история про девочку Лохматульку.

     Жила-была на свете девочка Наташа. И было ей 4 года. Больше всего на свете Наташа любила шоколадные конфеты, кота Ваську и ходить в детский сад. Ведь в саду столько игрушек! А главное, у Наташи в саду было очень много друзей. Они вместе гуляли, слушали сказки, рисовали, пели. И даже вечером не хотели расходиться по домам. Вот как сильно дружили!  Но однажды случилась с Наташей одна неприятная история…

     Как-то вечером Наташа долго бегала с Васькой, так долго, что они даже устали. Васька принялся приводить в порядок свою белую шерстку, вылизывая и приглаживая ее языком, а Наташа стала за ним наблюдать. Васька ушел по своим кошачьим делам, а Наташа вдруг подумала: «Если кошки никогда не причесываются расческой и ходят такие красивые и опрятные, то и я могу не причесываться!». И перестала девочка с того дня расчесывать свои длинные косички. Мама уговаривала Наташу, упрашивала причесаться, но та маму не слушала и не причесывалась.

    Так прошло много дней, волосы путались и лохматились все больше и больше и торчали в разные стороны. И в одно солнечное утро случилось вот что…Отправилась девочка как обычно в свой детский сад, чтобы вдоволь наиграться с друзьями. Но только она вошла в группу, все дети начали громко смеяться и показывать на нее. Они говорили: «Посмотрите, какая неопрятная, непричесанная девочка! Ты не из нашего сада! У нас нет таких детей. Лохматулька, Лохматулька!». Наташа пыталась сказать, что это же она, их подружка, но дети не слушали ее, продолжали смеяться и совсем не хотели брать ее с собой в игру. Они просто не узнали Наташу! Потому, что за спутанными волосами и лица уже не было видно. Девочке стало очень обидно, она побежала домой, извинилась перед мамой и попросила как следует расчесать ее длинные косички. А еще Наташа пообещала, что будет послушной и всегда будет ходить опрятной, чистой и аккуратной! Мама сделала ей красивую прическу, завязала белый бант и они вместе пошли в детский сад.

     Больше Наташа не брала пример с Васьки! Не хотела Наташа быть Лохматулькой!

Приложение 6. Речевая игра «Петушок и гребешок».

Знакомство со словами - омонимами «гребешок».

  1. Вспомнить известную детям русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок».
  2. Предложить рассмотреть два изображения - петушка из сказки и гребешка – расчески. Что общего между ними? В случае замешательства детей интонацией при обсуждении несколько раз выделить слово «гребешок». Таким образом подвести детей к пониманию, что существуют слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение.

Речевые игры.

  1. Картинки с изображением пар слов - омонимов: коса, молния, гребешок, лук. Нужно найти правильные пары слов. Например, картинку с молнией на куртке и картинку с молнией как погодным явлении.

2.Петушок, петушок,

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

- Какой гребешок просит девочка у петушка? (гребешок для расчесывания).

Приложение 7. «Найди отгадки на мои загадки».

     Дети делятся на две команды. Та команда, которая отгадает загадку правильно, получает фишку. На доске можно расположить картинки с ответами, если у детей будут затруднения. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.

Примеры загадок:

  1. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щетка).
  2. Хожу, брожу не по лесам, а по усам, по волосам. И зубы у меня длинней, чем у волков и у мышей (расческа).
  3. Зубов много, а ничего не ест (расческа).
  4. Зубастая пила в лес густой пошла. Весь лес обходила, а ничего не спилила (гребешок).
  5. Гладко, душисто, моет чисто (мыло).
  6. Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне (мыло).
  7. Железный ежик с резиновой кожей. Вниз иголками идет, иглами траву гребет (массажная щетка).
  8. Чтобы красивой стала прическа, нам понадобиться…(расческа).

Приложение 8. Пальчиковое упражнение.

Петя – петушок                     Движение правой рукой.

Золотой гребешок                 Движение левой рукой.

Петя громко поет                 Двумя руками.

«Ку – ка – ре – ку!»

Петушок: большой и указательный пальцы вытянуты вперед, слегка согнуты, образуя к

                    круг. Остальные пальцы подняты вверх.

Поет: большой и указательные пальцы обеих рук разъединяются и соединяются на

            каждый слог.

 Приложение 9. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».

     Для закрепления новых знаний о расческах, их видах и классификации был пополнен игровой уголок «Салон красоты». Там появились новые виды массажных щеток, гребешков для причесывания кукол и новый манекен с длинными волосами. Дети получили возможность выбирать способы причесывания кукол. Таким образом ребята на практике усваивали новые закономерности: длинные волосы лучше расчесывать щетками и расческами с крупными зубьями, а короткие – гребешками.

Приложение 10. Игра «Живые картинки».

   Ход игры: ведущий показывает действие (умывается, моет руки, причесывается и т.п.). остальные дети отгадывают. Кто первый угадал, тот становится ведущим.

Приложение 11. «Причесывайся сам, никому не давай!», «Расческа любит чистоту!».

     Рассказ о правильном уходе, хранении и использовании расчесок в саду и дома. Объяснить, что мыть расческу нужно обязательно, иначе на ней могут скопиться вредные бактерии. Вместе с детьми вымыть их индивидуальные расчески с помощью мыла, хорошо промыть проточной теплой водой и оставить сушиться. Сухие и чистые расчески убираем в индивидуальный мешочек и храним в туалетной комнате. Массажные щетки с металлическими и резиновыми зубьями можно замочить в тазике с небольшим количеством шампуня на 30 минут. Потом также промыть и высушить.

    Если расческа стала совсем старой, у нее не хватает зубьев или она потрескалась, нужно заменить ее на новую.

    Обратить внимание детей на то, что расческа и зубная щетка, могут использоваться только индивидуально, потому что на них скапливаются бактерии, неопасные для хозяина этих предметов, но вредные для другого человека.

Приложение 12.  Нужно ли мальчикам причесываться?

   Обсудить пословицу «встречают по одежке, провожают по уму». Сделать вывод о том, что с опрятными, аккуратными людьми приятней общаться. И мальчики, даже если волосы короткие, тоже должны причесываться, следить за своим внешним видом.

   Вспомнить правила, усвоенные детьми в детском саду по самообслуживанию: самостоятельное причесывание перед зеркалом, алгоритм мытья рук, ухода за одеждой, складывания одежды в шкафах и развешивания на стульчиках перед сном и т.д.

   В свободное время можно предложить нарисовать прически, которые могут носить аккуратные мальчики и девочки. Лица нарисовать заранее, дети дорисовывают различные прически.

   

    Отдельно стоит остановиться на помощи родителей в наших изысканиях:

- предоставили экспонаты для нашей коллекции и посетили нашу выставку,

- рассказали детям о прическах прошлых лет.

Выводы: проведенная целенаправленная работа по данной теме способствовала продолжению формирования у дошкольников 4 – 5 лет потребности к познавательной деятельности, поддерживала интерес к обучению, дала возможность обогатить личный опыт и проявить творческую фантазию. А также нашли расческе необычное применение – ее можно использовать как музыкальный инструмент.

    В ходе проведения исследований:

-дети познакомились с новым предметом (гребешком),

- провели ряд опытов с использование расчески,

- опытным путем закрепили знания об известных свойствах дерева, железа и познакомились с новым материалом – пластмассой,

- закрепили знания правил личной гигиены,

- познакомились с новыми литературными произведениями и сочинили свой поучительный рассказ,

- закрепили знания о повадках животных.

   Так же было отмечено активное желание детей к принятию собственных решений, опираясь на свои полученные знания и умения, и свободное, дружеское общение как между собой, так и со взрослыми.

 

Используемая литература и интернет-ресурсы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.

2.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».2014 г.

3. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». 2012 г.

4. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2010 г.

5. Давыдова О.И., Майер А.А, Богославец Л.Г. «Проектная деятельность». Методическое пособие. 2012 г.

6..detskiychas.ru, Проза.ru. Стихи Ириса Ревю и Алены Чер.

7. infourok.ru Соболева Н.В. «История расчески».

8.https://miridei.com «История обычных вещей».

Ссылка на видеоролик    https://yadi.sk/i/7xcEsPHg98cOqg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...