НОД на тему "Плачет хлебушек, когда ест его лентяй"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елисеева Ирина Анатольевна

конспект занятия по знакомству детей с выращиванием и уборкой хлеба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности                                

«Плачет хлебушек, когда ест его лентяй»  

     (старший возраст)

Составила воспитатель                                                                                                                       Елисеева Ирина Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                         

Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Задачи:

1. Обобщить знания детей об уборке зерна, его хранением, переработки.

2. Закреплять знания об орудиях труда, их значении, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях.

3. Совершенствовать умение детей сравнивать два процесса труда в современное время и в старые времена, находить различия.

4. Активизировать словарь детей: земледелец, плуг, борона, серп, цеп, сноп, зерно, ржаной, пшеничный, амбар, мельница, жернова, гумно, каравай.

5. Воспитывать в детях уважение к людям труда. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

6. Закреплять знания о русских народных сказках по теме занятия.

7. Развивать монологическую речь, память, воображение.

Предварительная работа:

  • чтение русской народной сказки «Колосок», потешек, загадок о хлебе и зерновых культурах;
  • рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;
  • знакомство с пословицами и поговорками о труде, с загадками об орудиях труда;
  • разучивание игры «Земледелец»;
  • презентация по теме «Хлеб — всему голова»;

Чтение художественной литературы:

  • русские народные потешки, поговорки, загадки;
  • русская народная сказка «Колосок»;
  • стихи о хлебе Н. Некрасова «Колосья», рассказ К. Ушинского «Хлеб», рассказ    П. Бострома «Как Маринка пшеницу жала».

Используемые технологии

  • Личностно-ориентированная технология
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология игр.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Н.Некрасова «Колосья»:

Уж налились колосики. 
Стоят столбы точеные, 
Головки золоченые, 
Задумчиво и ласково 
Шумят. Пора чудесная! 
Нет веселей, наряднее, 
Богаче нет поры! 
«Ой, поле многохлебное! 
Теперь и не подумаешь, 
Как много люди божии 
Побились над тобой, 
Покамест ты оделося 
Тяжелым, ровным колосом 
И стало перед пахарем, 
Как войско пред царем! 
Не столько росы теплые, 
Как пот с лица крестьянского 
Увлажили тебя!..»

- О чём это стихотворение?(ответы детей). А кто написал это произведение? (Н.Некрасов) Мы с вами и раньше знакомились со стихами поэтов о хлебе (напомнить детям имена поэтов). Но мы с вами знаем, что и картина художника тоже есть на эту тему. Кто помнит художника и название картины?(ответы детей. Воспитатель после ответов выставляет картину) Что общего в содержании стихотворения и тем, что изображено на картине? Правильно, на картине изображено хлебное поле и в произведении Н.Некрасова, тоже говорится о хлебе, что оно поспело и его пора убирать.

- Скажите мне дети, как называют людей, которые убирают хлеб(хлеборобы), а людей, которые работают на земле(земледельцы или крестьяне). Они очень трудолюбивы, любят свою работу, поэтому и делают её с душой для народа. Эта работа очень тяжелая, надо рано встать, поздно лечь, целый день на улице в любую погоду. Но чтобы собрать хороший урожай, надо добросовестно потрудиться: сначала подготовить землю к севу, а для этого она должна прогреться, её надо вспахать, затем посеять зерно, следить, чтобы никто не затоптал ночью; здесь очень важно, чтобы погода помогала: дождик поливал, а солнышко согревало. А после того, как зерно поспеет, надо его убирать. Убирать зерно тоже надо вовремя, смотреть чтобы зерно из колосьев не падало на землю, иначе колосья будут пустые и жать будет нечего.  

- Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде, о хлебе. Я начну, а вы закончите:

  • Хлеб-соль кушай, а … (добрых людей слушай)
  • Худ обед, …(когда хлеба нет)
  • Хлеб – батюшка, … (водица матушка)
  • Хлеб да вода -  … (молодецкая еда)
  • Хочешь есть калачи - …  (не сиди на печи)
  • Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда)
  • Ржаной хлеб  …(всему голова).

- А как вы думаете, в какое время было тяжелее вырастить зерно, тогда или сейчас? Конечно же раньше. В прошлые времена люди делали всё сами, тогда не было машин. Сами сеяли, сами и убирали вручную специальными орудиями труда, а сейчас всё делают машины (вспомнить с детьми какие орудия труда были у людей в старину, а какие машины помогают сейчас человеку вырастить и убрать хлеб).

Физ.минутка (на свободной площадке):

Ветерок спросил, пролетая (дети лёгким бегом пробегают по кругу, руки на поясе)                                     - Отчего ты, рожь, золотая? (поменять направление бега)                                                                                          А в ответ колоски шелестят: (дети остановились, руками вверху машут из стороны в сторону)                                                                                                                                                   - Золотые руки растят! (наклоны к носочкам ног).                                                                                                                              Е. Серова

- Почему здесь руки названы золотыми? (ответы детей); также говорят «золотое сердце», «золотой колос», «золотой голос» - о добром, красивом, дорогом.                            - Послушайте ещё стихотворение Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зёрнышко»:    

Рано утром голубок прилетел на бугорок,                                                                                                                         Видит -  стебель не простой:                                                                                                                                             Длинный, длинный золотой.                                                                                                                                                На верху усатый колос.                                                                                                                                                  Слышит голубь звонкий голос:                                                                                                                                               - Поскорей меня в гнездо своё возьми!                                                                                                                              – Поскорей голодных деток накорми!                                                                                                                          Детки зёрнышки клюют, клюют, клюют,                                                                                                                          Дети песенку весёлую поют:                                                                                                                                           - Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули! –                                                                                                              Слава солнцу, что спасло стебелёк! – гули-гули! –                                                                                                            Слава полю, где созрел колосок! – гули-гули!

- А что можно приготовить из зерна?( ответы детей).

Хлеб ржаной, батоны, булки                                                                                                                                                              не добудешь на прогулке!                                                                                                                                                    Люди хлеб в полях лелеют,                                                                                                                                                    сил для хлеба не жалеют.

- Где можно купить хлеб? Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб? Откуда берется мука? Люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба? ( выслушать ответы детей).

- Послушайте загадки о хлебе:

Я пузырюсь, я пыхчу, жить в квашне я не хочу,                                                                                                       надоела мне квашня,  посадите в печь меня.    (тесто)

Чёрный хлебушек хорош! Нам его подарит … (рожь)

Чтобы караваем мы могли гордиться,  в поле собираем колоски … (пшеницы)

Нет меня важней продукта,  и всему я голова.                                                                                                             Ведь пшеничный я, отличный и ржаной любим всегда.  (хлеб)

Из рассыпчатой муки  он печёт нам                                                                                                                               пироги, булки, плюшки, сайки.                                                                                                                                           Кто он? Угадай-ка …  (пекарь).

Дидактическая игра «С чем пекут пироги?»

Пирог с капустой – какой? (капустный)                                                                                                                                 Пирог с вишней - … (вишнёвый)                                                                                                                                        Пирог с рисом - … (рисовый)                                                                                                                                        Пирог с мясом - … (мясной)

Похвалить детей за правильные ответы, напомнить им, что хлеб достаётся тяжёлым трудом и поэтому его надо беречь, не бросать куски и крошки. В конце занятия внести поднос с хлебобулочными изделиями. Спросить как называются и угостить ими детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"

в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...

Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Познание» «Плачет хлебушко, когда ест его лентяй»

НООД направлено на решение следующих задач:- сформирование представления о труде хлебороба, обогащение словаря- развитие умения слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами.- активизацию мыслит...

Конспект НОД в старшей группе «Георгиевская лента – лента памяти»

Конспект НОД  в старшей группе «Георгиевская   лента – лента  памяти»...

Мастер – класс «Акция биколор «Георгиевская лента» (брошь в технике канзаши на основе георгиевской ленты)

Методика создания броши в технике «кандзаси» состоит из элементов и приемов знакомых многим по технике «оригами».                ...

Мастер – класс «Акция биколор «Георгиевская лента» (брошь в технике канзаши на основе георгиевской ленты)

Методика создания броши в технике «кандзаси» состоит из элементов и приемов знакомых многим по технике «оригами».                ...

Мастер класс по созданию броши из атласных лент георгиевская лента

Мастер класс по созданию броши из атласных лент георгиевская лента...