НОД на тему "Плачет хлебушек, когда ест его лентяй"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект занятия по знакомству детей с выращиванием и уборкой хлеба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Плачет хлебушек, когда ест его лентяй»
(старший возраст)
Составила воспитатель Елисеева Ирина Анатольевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
Задачи:
1. Обобщить знания детей об уборке зерна, его хранением, переработки.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значении, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях.
3. Совершенствовать умение детей сравнивать два процесса труда в современное время и в старые времена, находить различия.
4. Активизировать словарь детей: земледелец, плуг, борона, серп, цеп, сноп, зерно, ржаной, пшеничный, амбар, мельница, жернова, гумно, каравай.
5. Воспитывать в детях уважение к людям труда. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
6. Закреплять знания о русских народных сказках по теме занятия.
7. Развивать монологическую речь, память, воображение.
Предварительная работа:
- чтение русской народной сказки «Колосок», потешек, загадок о хлебе и зерновых культурах;
- рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;
- знакомство с пословицами и поговорками о труде, с загадками об орудиях труда;
- разучивание игры «Земледелец»;
- презентация по теме «Хлеб — всему голова»;
Чтение художественной литературы:
- русские народные потешки, поговорки, загадки;
- русская народная сказка «Колосок»;
- стихи о хлебе Н. Некрасова «Колосья», рассказ К. Ушинского «Хлеб», рассказ П. Бострома «Как Маринка пшеницу жала».
Используемые технологии
- Личностно-ориентированная технология
- Информационно-коммуникативная технология
- Здоровьесберегающая технология
- Технология игр.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение Н.Некрасова «Колосья»:
Уж налились колосики.
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
«Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя!..»
- О чём это стихотворение?(ответы детей). А кто написал это произведение? (Н.Некрасов) Мы с вами и раньше знакомились со стихами поэтов о хлебе (напомнить детям имена поэтов). Но мы с вами знаем, что и картина художника тоже есть на эту тему. Кто помнит художника и название картины?(ответы детей. Воспитатель после ответов выставляет картину) Что общего в содержании стихотворения и тем, что изображено на картине? Правильно, на картине изображено хлебное поле и в произведении Н.Некрасова, тоже говорится о хлебе, что оно поспело и его пора убирать.
- Скажите мне дети, как называют людей, которые убирают хлеб(хлеборобы), а людей, которые работают на земле(земледельцы или крестьяне). Они очень трудолюбивы, любят свою работу, поэтому и делают её с душой для народа. Эта работа очень тяжелая, надо рано встать, поздно лечь, целый день на улице в любую погоду. Но чтобы собрать хороший урожай, надо добросовестно потрудиться: сначала подготовить землю к севу, а для этого она должна прогреться, её надо вспахать, затем посеять зерно, следить, чтобы никто не затоптал ночью; здесь очень важно, чтобы погода помогала: дождик поливал, а солнышко согревало. А после того, как зерно поспеет, надо его убирать. Убирать зерно тоже надо вовремя, смотреть чтобы зерно из колосьев не падало на землю, иначе колосья будут пустые и жать будет нечего.
- Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде, о хлебе. Я начну, а вы закончите:
- Хлеб-соль кушай, а … (добрых людей слушай)
- Худ обед, …(когда хлеба нет)
- Хлеб – батюшка, … (водица матушка)
- Хлеб да вода - … (молодецкая еда)
- Хочешь есть калачи - … (не сиди на печи)
- Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда)
- Ржаной хлеб …(всему голова).
- А как вы думаете, в какое время было тяжелее вырастить зерно, тогда или сейчас? Конечно же раньше. В прошлые времена люди делали всё сами, тогда не было машин. Сами сеяли, сами и убирали вручную специальными орудиями труда, а сейчас всё делают машины (вспомнить с детьми какие орудия труда были у людей в старину, а какие машины помогают сейчас человеку вырастить и убрать хлеб).
Физ.минутка (на свободной площадке):
Ветерок спросил, пролетая (дети лёгким бегом пробегают по кругу, руки на поясе) - Отчего ты, рожь, золотая? (поменять направление бега) А в ответ колоски шелестят: (дети остановились, руками вверху машут из стороны в сторону) - Золотые руки растят! (наклоны к носочкам ног). Е. Серова
- Почему здесь руки названы золотыми? (ответы детей); также говорят «золотое сердце», «золотой колос», «золотой голос» - о добром, красивом, дорогом. - Послушайте ещё стихотворение Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зёрнышко»:
Рано утром голубок прилетел на бугорок, Видит - стебель не простой: Длинный, длинный золотой. На верху усатый колос. Слышит голубь звонкий голос: - Поскорей меня в гнездо своё возьми! – Поскорей голодных деток накорми! Детки зёрнышки клюют, клюют, клюют, Дети песенку весёлую поют: - Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули! – Слава солнцу, что спасло стебелёк! – гули-гули! – Слава полю, где созрел колосок! – гули-гули!
- А что можно приготовить из зерна?( ответы детей).
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке! Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
- Где можно купить хлеб? Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб? Откуда берется мука? Люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба? ( выслушать ответы детей).
- Послушайте загадки о хлебе:
Я пузырюсь, я пыхчу, жить в квашне я не хочу, надоела мне квашня, посадите в печь меня. (тесто)
Чёрный хлебушек хорош! Нам его подарит … (рожь)
Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем колоски … (пшеницы)
Нет меня важней продукта, и всему я голова. Ведь пшеничный я, отличный и ржаной любим всегда. (хлеб)
Из рассыпчатой муки он печёт нам пироги, булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай-ка … (пекарь).
Дидактическая игра «С чем пекут пироги?»
Пирог с капустой – какой? (капустный) Пирог с вишней - … (вишнёвый) Пирог с рисом - … (рисовый) Пирог с мясом - … (мясной)
Похвалить детей за правильные ответы, напомнить им, что хлеб достаётся тяжёлым трудом и поэтому его надо беречь, не бросать куски и крошки. В конце занятия внести поднос с хлебобулочными изделиями. Спросить как называются и угостить ими детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...
Комплексы обще развивающих упражнений с эластичной трикотажной лентой (широкой бельевой резинкой).Девиз комплексов "Тот сильней у кого лента стала длинней!" Старший дошкольный возраст.
О.Р.У. с простейшим тренажёром...
Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Познание» «Плачет хлебушко, когда ест его лентяй»
НООД направлено на решение следующих задач:- сформирование представления о труде хлебороба, обогащение словаря- развитие умения слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами.- активизацию мыслит...
Конспект НОД в старшей группе «Георгиевская лента – лента памяти»
Конспект НОД в старшей группе «Георгиевская лента – лента памяти»...
Мастер – класс «Акция биколор «Георгиевская лента» (брошь в технике канзаши на основе георгиевской ленты)
Методика создания броши в технике «кандзаси» состоит из элементов и приемов знакомых многим по технике «оригами». ...
Мастер – класс «Акция биколор «Георгиевская лента» (брошь в технике канзаши на основе георгиевской ленты)
Методика создания броши в технике «кандзаси» состоит из элементов и приемов знакомых многим по технике «оригами». ...
Мастер класс по созданию броши из атласных лент георгиевская лента
Мастер класс по созданию броши из атласных лент георгиевская лента...
- Мне нравится (2)