Тёплый дом
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель:создать у дошкольников мотивацию бережного отношения к теплу, научить детей понимать и принимать правила теплосбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_nod_teplyj_dom.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-открытия
по теплосбережению «ТЁПЛЫЙ ДОМ»
в старшей группе
Цель: создать у дошкольников мотивацию бережного отношения к теплу, научить детей понимать и принимать правила теплосбережения.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать у детей знания о тепле, об источниках тепла в наших домах, его необходимости и значимости для человека и для всего живого на земле;
- формировать детскую самостоятельность посредством применения проблемных ситуаций в образовательном процессе;
Развивающие:
- развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие и решать его;
- развивать любознательность, познавательную активность, креативность, умение делать выводы;
- развивать речь, как средство общения, формировать умение находить разные варианты ответов на поставленный вопрос.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к теплоресурсам.
Материалы и оборудование:
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Видеозапись письма от африканской девочки Химбы;
- Аудиозапись песни «» для физкультминутки;
- Карточки, плакаты
Предметы для экспериментирования:
- Спецодежда: халаты, нарукавники и шапочки;
- Самодельные приборы: сквознякометр,
- Набор стеклянных стаканов, горячая вода;
- Свечи;
- Набор ложечек из различных материалов (деревянная, пластмассовая, алюминиевая, металлическая)
- Лист для фиксации опытов;
- Картинки строительных материалов (кирпич, бетон, камень, дерево) и домов, построенных из них;
- Схемы потоков воздушных масс;
- Рисунки-плакаты как беречь тепло в доме.
Используемые педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие: физкультурная динамическая пауза
- Технология проблемного обучения, детское экспериментирование
- Личностно-ориентированные
- Информационно-коммуникативные технологии
- Игровые технологии.
Мотивационно-ориентированный этап
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите узнать, от кого же оно?
Ответ детей Хотим…
Воспитатель: Смотрим «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Химба, мне 6 лет, я живу в Африке! У нас всегда тепло и светит солнце. В моем доме всегда тепло и уютно. Мои родители решили переехать жить в Санкт-Петербург. Но говорят у Вас холодно, особенно осенью и зимой! Значит и дома у вас холодно. Я боюсь замерзнуть. Как вы получаете тепло и что помогает его сохранить? Помогите мне разобраться…»
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Химбе, какие бывают дома в нашем городе и выясним, почему у нас дома тепло.
Воспитатель: В каком городе мы живём?
А какие дома в нашем городе?
Дети: Многоэтажные, высотные, красивые…
Воспитатель:
Для строительства немало
Имеется материала:
Дерево, кирпич, бетон…
Из чего ж построен дом?
Дидактическая игра «Из какого материала, сделаны дома»
Дети (отвечают по речевому образцу, выбирая картинку дома и материал, используемый для его строительства):
Этот дом построен из кирпичей. Он кирпичный.
Этот дом построен из камня. Он каменный.
Этот дом построен из дерева. Он деревянный.
Воспитатель:
Получился дом отличный –
И бетонный, и кирпичный,
В деревянном небольшом
Тоже жить нам хорошо!
Воспитатель: дети, а как вы думаете, зависит ли тепло дома от материала из которого он построен? Как люди узнали из каких материалов лучше строить дома, сохраняющие тепло?
Опыт «Теплопроводность»
Воспитатель: Ребята, Сейчас мы с вами понаблюдаем, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его. Давайте с вами вспомним правила безопасности
(правила рассказывают дети). Как нужно работать с горячими предметами?(осторожно, чтобы не обжечься)
Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой?
Стаканы из разного материала и ложками в ней
(пластик, металл, стекло, дерево)
В каждый стакан помещаем ложки из разного материала.
Стаканы прономерованы Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.
Вывод: все материалы нагреваются по разному. Алюминиевая ложка и стакан нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло.
(В каждой емкости из разных материалов налита горячая вода. Емкости обозначаются цифрами. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу).
Воспитатель: Из какого же материала лучше строить дома?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Да, дома лучше всего строить из дерева, потому что дерево не пропускает тепло… (первое открытие)
У любого дома есть стены, окна, крыша (показ иллюстраций)
Воспитатель: Детский сад – это тоже наш дом….
Давайте вместе отгадаем, какие предметы нам помогают обогревать наш дом…
Загляните под окошко-
Там растянута гармошка,
Но гармошка не играет-
Нам квартиру согревает (батарея)
Опыт
Правую руку опустить в таз с горячей водой, левую в таз с холодной водой. Затем обе руки в третий таз.
Вывод: тепло идет от теплого тела к более холодному. Правая рука теряет тепло – ей холодно. Левая рука получает тепло – ей может показаться, что теплая вода горячая.
Подходим к батарее. Беседа (вопросы к детям).
Опыт с ложками и фольгой.
Вывод: (карточка №1)
Подержать руку над батареей. Под батареей. К батарее, к стеклу.
В стекле много микротрещин. Стекло холодное. (карточка №1)
Опыт: холодный воздух из коридора.
Воспитатель: Дети, всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери?
Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло?
Всегда ли вы закрываете двери за собой?
К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят – неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек.
Люди могут обогревать свои дома при помощи дров, газа, угля. Электричества. Но если люди не будут заботиться о сохранении тепла в доме, то природных ископаемых нужно будет во много раз больше, и они могут когда-нибудь закончиться. А что нужно (требуется) для дома. Что бы сохранять тепло? (Вывод)
-Я Вам предлагаю посетить музей тепла (игра).
(На стендах размещены картинки изображением разных способов применения тепла: печь (русская, голландская-местное отопление для одного дома, камин (для одного дома, батареи (центральное, водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубация-выведение птенцов, утюг, фен, печь (кирпичная,
газо-и электропечи) -приготовление пищи).
б) Представьте, что вы на улице в сильный мороз. Вы сняли варежки и у вас замерзли руки. Вы снова надели варежки. Почему руки согрелись, ведь варежки холодные? - Не варежки согрели руки, а наоборот, вы своими руками согрели варежки. Сами по себе варежки не греют, но они сохраняют тепло.
-Ребята, я слышала такое выражение «теплые отношения». Как вы его понимаете?
-Помогут ли жителям нашей планеты сохранить тепло их дружеские тёплые отношения?
Воспитатель: Вот и истекает время нашего телеобщения с Химбой. Сколько интересного и полезного мы сегодня узнали о тепле и его сбережении. Подойдите к столу и выберите те карточки, на которых изображено, как беречь тепло в доме.
Давайте напомним Химбе еще раз, что же помогает сохранить тепло в доме? (Ответы детей)
Когда Химба приедет в Санкт-Петербург, мы ей подарим эти картины, думаю, что она повесит их на видном месте в своей квартире и они будут напоминать ей о бережливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня (тёплый период)
Предлагаю вашему вниманию режим дня на тёплый период года для всех возрастных групп ДОУ. Составлен в соотвветствии с новыми требованиями СанПиН....
Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый"
Родительское собрание в подготовительной логопедической группе в форме викторины....
День Матери - тёплый и сердечный праздник
Поддержание традиций, бережного отношения к матери, закрепление семейных устоев...
Стихотворение"Вот и закончилось тёплое лето"
Закончилось тёплое лето, но осень по-своему прекрасна, несмотря на моросящий дождь, ветер... Всё равно хочется пройтись по тропинке и вдохнуть свежий воздух....
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок»
Рассказываю детям сказку об одуванчике с помощью дидактической игры . У цветка есть стебель, и на тоненькой ножке крепится желтенький цветок.В нутри цветка есть пыльца, которую любят пчелки. Про...
Весны улыбки тёплые.
Сценарий праздника посвящённый 8 марта....
Весны улыбки тёплые.
Сценарий праздника посвящённого дню 8 марта....