Наблюдения за живой природой с детьми 2-3 лет
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Маленький ребенок воспринимает окружающую среду через все сенсорные ощущения. Для него мир наполнен цветами, запахами, звуками, тактильными впечатлениями.Поэтому, гуляя на улице, не только рассказывайте малышу о том, что его окружает, но и давайте ему возможность как следует рассмотреть, понюхать, послушать и потрогать то, на что вы хотите обратить его внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_za_zhivoy_prirodoy_s_detmi_2.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения за живой природой с детьми 2-3 лет
Знакомство с растениями
Цветы
Познакомьте ребенка с двумя-тремя цветковыми растениями.
На нескольких прогулках понаблюдайте за одуванчиками. Обратите внимание на цвет и запах самих цветков, на стебель (похож на трубочку для сока), форму листьев (узкие и словно надрезанные), покажите, как из сорванных стеблей выделяется белый сок.
В июне–июле понаблюдайте вместе с крохой, как вместо желтых цветков на одуванчиках появляются белые, пушистые шапочки. Покажите малышу семена растения.
Помимо одуванчика, маленьких детей можно познакомить с ландышами, розами, ромашками, колокольчиками.
Деревья и кусты
Ребенок этого возраста уже может воспринять такие понятия, как «куст» и «дерево». Обратите его внимание, что деревья высокие, а кусты низкие.
Что у куста много тонких стволов, а у дерева – один, толстый (если дерево взрослое). Пусть малыш померяет толщину ствола у разных деревьев, обхватывая их руками сам или вместе с вами.
Знакомство с деревьями и их названиями, конечно же, лучше начинать с таких, которые имеют яркие отличительные черты: береза, ель, сосна, клен.
Ягоды, фрукты и овощи
Летний период – самое время познакомить ребенка с названиями ягод, фруктов и овощей. Показывайте ребенку ягодки клубники, малины, черники, давайте их нюхать и пробовать.
Если есть возможность, не ограничивайте знакомство угощением с тарелки, пусть малыш помогает вам собирать ягоды или овощи. А потом сравнивайте и узнавайте их изображения на картинках.
Грибы
При случае познакомьте ребенка с грибами.
Покажите самые запоминающиеся: мухомор, подосиновик, подберезовик, расскажите, что грибы бывают съедобные и ядовитые.
Обратите внимание малыша, что подберезовик вы нашли под березой, да он и похож на неё – у него ножка, как у березы, тоже белая и с черными крапинками.
Расскажите, что белки запасают грибы на зиму, сушат их, нанизывая на веточки деревьев.
Знакомство с животными
Птицы
Называйте ребенку увиденных на улице птиц: голубей, воробьев, ворон. Отмечайте их внешние особенности (ворона черная, клюв у нее большой и длинный) и характерные звуки, которые они издают.
Понаблюдайте, как они передвигаются по земле (прыжками или ходят), как клюют корм, как машут крыльями во время полета. Обратите внимание ребенка на то, что клюв является одновременно и носом, и ртом и что у птиц нет зубов.
Если рядом есть водоем – понаблюдайте за водоплавающими птицами.
Возьмите на прогулку старый белый хлеб и покормите птиц.
Собака и кошка
Собаки и кошки – животные самые близкие человеку.
Отметьте части тела и внешние отличительные особенности кошек и собак: цвет и форма глаз, величина усов, форма ушей, окрас шерсти. Предложите малышу показать на картинке и назвать части тела этих животных.
Понаблюдайте вместе с крохой за своей домашней кошкой или собакой.
А если у вас их нет, то наблюдайте за кошками и собаками, которых вы встречаете на улице. Отмечайте их повадки и характерные черты их поведения.
Потом «подведите итоги». Обсудите, что часто делают или умеют делать кошки. (Мяукают, мурлычут, умываются, точат когти, залезают на деревья, бьют хвостом, когда сердятся, выгибают спину) а собаки? (Нюхают, виляют хвостом, когда радуются, лают, встают на задние лапы, носят в зубах палку, откликаются на свое имя).
Попросите малыша показать, как ходит кошка или собака, как они умываются, отряхиваются, спят и т.д.
Поговорите о том, чем они питаются, что они любят или боятся.
Если у ваших друзей есть кошка или собака, которых можно погладить, обязательно отведите своего ребенка в гости в этот дом, чтобы малыш мог познакомиться поближе и насладиться общением с этими чудесными животными.
Дикие животные
Познакомьте ребенка с дикими животными нашей полосы: ежом, зайцем, волком, лисой, медведем.
Сводите в зоопарк, посмотрите фильмы и книжки с хорошими картинками. Расскажите про образ их жизни.
Насекомые
Называйте ребенку насекомых, которые вам встречаются во время прогулки, и рассказывайте об их жизни.
Вот муравей тащит былинку – это чтобы муравейник построить; бабочки порхают над лугом, шмель жужжит и перелетает с клевера на клевер – это они собирает сладкий нектар с цветов, а пчела из нектара еще и мед сделает; а вот гусеница забралась на листик – скоро она превратится в бабочку.
Давайте малышу подержать на ладошке божьих коровок, гусеничек или других таких же безобидных тварей, чтобы он мог получше рассмотреть их. Обращайте внимание ребенка на цвет крылышек, длину усиков и другие отличительные черты насекомых. Воспитывайте бережное отношение к этим крошечным созданиям.
Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.
Кроха должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые – лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит перегибать палку, все хорошо в меру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
консультация для родителей "наблюдение за живой природой летом"
материал содержит рекомендации для родителей по наблюдению за живой природой...
Доклад на тему:"Наблюдения за живой природой на прогулке во второй младшей группе"
Подготовила: Остробородовавоспитатель младшей группыВоспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы ...
«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения за живой природой с использованием символов и пиктограмм»
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы моделирования и мнемотехники....
Картотека наблюдений за живой природой
Картотека наблюдений за живой природой...
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....