Познавательно-исследовательский проект "Посадил дед репку..."
проект по окружающему миру (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект по выращиванию овощных культур в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sozdaniyu_ogoroda.docx | 105.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Проект «Посадил дед репку….»
познавательно-исследовательский.
Разработчики:
Малева А.С.,
Матюшенко Л.А.
Тяжинский, 2020
Разработчики проекта:
Малева А.С., воспитатель, Матюшенко Л.А., воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».
Экологический проект «Посадил дед репку…» направлен на развитие у младших дошкольников первоначальных знаний о посадке и выращивании культурных растений в условиях детского сада. На развитие интереса к растениям, заботы о них, воспитания трудолюбия.
Содержание
- Паспорт проекта.…………………………………………………………….
- Теоретическая часть…………………………………………………………
- Практическая часть………………………………………………………….
- Заключение…………………………………………………………………..
- Список литературы………………………………………………………….
- Приложение………………………………………………………………….
Паспорт проекта.
Тема экологического проекта | «Посадил дед репку…. |
Руководители проекта | Малева А.С., Матюшенко Л.А. |
Проектная группа | первая группа раннего возраста « Петрушка» |
База реализации проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» |
Цели и задачи | Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о посадке и выращивании растений при помощи человека и природы в комнатных условиях. Задачи проекта: образовательные: - учить детей ухаживать за растениями в условиях ДОУ - знакомить детей с необходимостью света, тепла, влаги почвы для растений развивающие: - развивать познавательные, творческие способности - развивать осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам - развивать навыки безопасного поведения при использовании садового инвентаря воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе |
Сроки реализации инновационного проекта | среднесрочный март-май 2020 года |
Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта | Этапы реализации проекта |
Область изменения | Ожидаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, помидоры, и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность |
Продукт экологического проекта | 1.Растения выращенные в мини огороде 2.Альбом «Наш первый огород» |
Исходные теоретические положения
Проблема: экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным- мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
Актуальность проекта : дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Наш проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.
– мы считаем необходимым проведение этого проекта, т.к.
1) хотим узнать, можно ли вырастить овощные культуры в условиях детского сада?
2) какую пользу овощные культуры могут нам дать?
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о посадке и выращивании растений при помощи человека и природы в комнатных условиях.
Задачи проекта:
образовательные: - учить детей ухаживать за растениями в условиях ДОУ
- знакомить детей с необходимостью света, тепла, влаги почвы для растений
развивающие: - развивать познавательные, творческие способности
- развивать осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам
- развивать навыки безопасного поведения при использовании садового инвентаря
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе
Предмет исследования:
Объект исследования: овощные культуры.
Формы и методы работы с дошкольниками
в процессе реализации проекта:
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по р.н.с «Репка, посадка. наблюдение, уход.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
• Беседа игры с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта.
• Ознакомление педагогов СПДС с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «У Луки и Лукерьи»,
• «Растения – это жизнь»,
• «Семена»,
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,
3. Социально – коммуникативная деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Коммуникативная деятельность. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6. Художественно-эстетическая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок по сказке «Репка»
• Рисование «Лук от всех недуг»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
Речь и речевое общение. Коммуникативная деятельность.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, телевизор, фотоаппарат и.т.д.
Этапы реализации инновационного проекта
Этапы | Содержание деятельности |
Подготови-тельный этап. (март-апрель 2020) | 1.Определение цели и задач проекта. |
Основной этап (апрель 2020.) | 1. Рассматривание семян (укропа, огурца, ) посадка семян и лука. |
Заключительный этап (май 2020) | 1. Анализ полученных результатов. |
Календарный план реализации инновационного проекта
Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации | |
1 этап - подготовительный | ||||
1. | Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатели | 1 неделя |
2 | Составление плана для работы над проектогм. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатели | 1 неделя |
3. | Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели, родители | 1 неделя |
4. | 4.1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» | Воспитатели, родители. | 1 неделя. |
4.2. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления | ||||
5. | Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | 1 неделя |
6. | Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Огород на подоконнике» | Воспитатели, дети, родители. | 1 неделя |
2 этап - основной | ||||
1. | Рассматривание иллюстрации о луке, беседы с детьми. Чтение рнс «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке. | Вызвать интерес к луку, желание заботиться о нем, углубить и расширить знания о луке. | Воспитатели | 2 неделя |
2. | Составление плана- схемы огорода. | Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород». | Воспитатели, дети. | 2 неделя |
3. | ОД - Комплексное занятие по сказке «Репка» (д/и большой-маленький) | Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др. | Воспитатели | 2 неделя |
4. | Напомнить детям содержание сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке. | воспитатели | 3,4 неделя | |
5. | Игра- занятие, на расширение кругозора «Дед идет трудиться». | Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. | воспитатели | 3 неделя |
6. | ОД: занятие по «Художественному творчеству» (раскрашивание «Раскрасим лучок». | Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные). | воспитатели | 3 неделя |
7. | ОД: занятие по ознакомлению с художественной литературой Рассказывание русской народной сказки "Репка"» | Учить внимательно, слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом. | воспитатели | 4 неделя |
8. | (дидактическая игра)«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОК». | Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. | воспитатели | 4 неделя |
9. | посадка лука ««Волшебный лучок». | Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. | Воспитатели, дети | 4 неделя |
10. | Лепка «Забавный лучок». | Развитие умения отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять один концы палочки, плотно прижимая их друг к другу. Формирование умения раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Развитие умения соединять две вылепленные формы в один предмет. | Воспитатели, дети | 4 неделя |
11. | рисование « Рисуем волшебный лучок». | Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет краски (зеленый), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные), Подведение детей к рисованию предметов округлой формы. | Воспитатели, дети | 4 неделя |
3 этап - заключительный | ||||
1. | Подведение итогов | Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. | Воспитатель, дети | 5 неделя |
4 Этап - презентационный: | ||||
1. | Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.- Презентация фотоальбома «Наш первый город» | Обобщение опыта работы | Воспитатели, дети, родители | 5 неделя |
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширяются представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивается эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети будут наблюдать, станут бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от результатов проекта. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ русской народной сказки «Репка» Кукольный театр « Репка»
Конспект в 1-ой группе раннего возрастаОбразовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: Рассказ русской народной сказки «Репка»Кукольный театр...
Квест-игра «В гостях у Репки». для второй младшей группы по сюжету русской народной сказки «Репка»
Квест-игра «В гостях у Репки» для второй младшей группы основана на сюжете русской народной сказки «Репка». Данная игра позволяет провести мониторинг ус...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Рисование по русской народной сказке «Репка» на тему: «Репка для мышки» в первой младшей группе
В данном конспекте описывается ход НОД по художественно-эстетическому развитию для 1 младшей группы. В гости к ребятам приходит мышки из сказки репка. Мышка приходит не с пустыми руками, а с мешо...
Сказка «Репка». Показ настольного театра по русской народной сказке «Репка».
Показ настольного театра по русской народной сказке «Репка». Цели: Учить детей воспринимать героев сказки, чувствовать их характер и настроение. Развивать способности детей перевоплоща...
Занятие по математике "Путешествие в сказку "Репка" 2 младшая группа (по сюжету русской народной сказки "Репка")
формировать у детей познавательные знания и умения...
Посадили дети репку. Выросла репка большая-пребольшая
Занятия с детьми на природе. Выращивание репки....