Познавательно-исследовательский проект "Посадил дед репку..."
проект по окружающему миру (младшая группа)

Матюшенко Лидия Анатольевна

Познавательно-исследовательский  проект по выращиванию овощных культур в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sozdaniyu_ogoroda.docx105.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Проект «Посадил дед репку….»

познавательно-исследовательский.

http://portaldetstva.ru/upload/iblock/cd1/b44.jpg

Разработчики: 

Малева А.С.,

Матюшенко Л.А.

                                      Тяжинский, 2020

Разработчики проекта:

Малева А.С., воспитатель, Матюшенко Л.А., воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».

Экологический проект  «Посадил дед репку…»  направлен на развитие у младших дошкольников первоначальных знаний о посадке и выращивании культурных растений в условиях детского сада. На развитие интереса к растениям, заботы о них, воспитания трудолюбия.

Содержание

  1. Паспорт проекта.…………………………………………………………….
  2. Теоретическая часть…………………………………………………………
  3. Практическая часть………………………………………………………….
  4. Заключение…………………………………………………………………..
  5. Список литературы………………………………………………………….
  6. Приложение………………………………………………………………….

Паспорт проекта.

Тема экологического

проекта

«Посадил дед репку….

Руководители

проекта

Малева А.С., Матюшенко Л.А.

Проектная группа

первая группа  раннего возраста « Петрушка»

База реализации проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Цели и задачи

Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о посадке и выращивании растений при помощи человека и природы в комнатных условиях. 

Задачи проекта:

образовательные: - учить детей ухаживать за растениями в условиях ДОУ

- знакомить детей с необходимостью света, тепла, влаги почвы для растений

развивающие: - развивать познавательные, творческие способности 

- развивать осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам

- развивать навыки безопасного поведения при использовании садового инвентаря

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Сроки реализации инновационного проекта

среднесрочный март-май 2020 года

Этапы реализации (их краткая характеристика)

инновационного проекта

Этапы реализации проекта
1) Подготовительный март-апрель 2020
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (сказка «Репка», загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

2) Основной апрель 2020
1. Рассматривание семян (укропа, огурца, ) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный май 2020
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш первый огород «Посадил дед репку….».
3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса.
4. Изготовление стенгазеты «Наши весенние  будни в детском саду»

Область изменения

Ожидаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, помидоры,  и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность

Продукт экологического проекта

1.Растения  выращенные  в мини огороде

2.Альбом «Наш первый огород»

Исходные теоретические положения

Проблема:   экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
       Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
       Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
       У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным- мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Актуальность проекта : дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Наш проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на формирование  знаний  об уходе за растениями, на осознание детьми  значимости овощей в жизнедеятельности человека.

 мы считаем необходимым проведение этого проекта, т.к.

1)  хотим узнать,  можно ли вырастить овощные культуры в  условиях детского сада?

2) какую пользу овощные культуры могут нам дать?

Цель проекта:  формирование у детей системы элементарных экологических знаний о посадке и выращивании растений при помощи человека и природы в комнатных условиях. 

 Задачи проекта:

образовательные: - учить детей ухаживать за растениями в условиях ДОУ

- знакомить детей с необходимостью света, тепла, влаги почвы для растений

развивающие: - развивать познавательные, творческие способности 

- развивать осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам

- развивать навыки безопасного поведения при использовании садового инвентаря

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Предмет исследования:

Объект исследования: овощные культуры.

Формы и методы работы с дошкольниками

в процессе реализации проекта:

Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по р.н.с «Репка, посадка. наблюдение, уход.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
• Беседа игры  с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Распространение опыта.
• Ознакомление педагогов СПДС с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «У Луки и Лукерьи»,
• «Растения – это жизнь»,
• «Семена»,
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,
3. Социально – коммуникативная деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Коммуникативная деятельность. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6. Художественно-эстетическая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок по сказке «Репка»
• Рисование «Лук от всех недуг»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
 Речь и речевое общение. Коммуникативная деятельность.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, телевизор, фотоаппарат и.т.д
.

Этапы реализации инновационного проекта

Этапы

Содержание деятельности

Подготови-тельный этап.

(март-апрель 2020)

1.Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (сказка «Репка», загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

Основной этап

(апрель 2020.)

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, ) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.

Заключительный этап

(май 2020)

1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш первый огород «Посадил дед репку….».
3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса.
4. Изготовление стенгазеты «Наши весенние  будни в детском саду»



Календарный план реализации инновационного проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки реализации

1 этап - подготовительный

1.

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатели

1 неделя

2

Составление плана  для работы над проектогм.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатели

1 неделя

3.

Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике»

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатели, родители

1 неделя

4.

4.1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества.

Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике»

Воспитатели, родители.

1 неделя.

4.2. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления

5.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1 неделя

6.

Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Огород на подоконнике»

Воспитатели, дети, родители.

1 неделя

2 этап - основной

1.

Рассматривание иллюстрации о луке, беседы с детьми. Чтение рнс «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке.

Вызвать интерес к луку, желание заботиться о нем, углубить и расширить знания о луке.

Воспитатели

2 неделя

2.

Составление плана- схемы огорода.

Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород».

Воспитатели, дети.

2 неделя

3.

ОД - Комплексное занятие по сказке «Репка» (д/и большой-маленький)

Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др.

Воспитатели

2 неделя

4.

ОД: занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок»

Напомнить детям содержание сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.

воспитатели

3,4 неделя

5.

Игра- занятие, на расширение кругозора «Дед  идет трудиться».

Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатели

3 неделя

6.

ОД: занятие по «Художественному творчеству» (раскрашивание «Раскрасим лучок».

Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные).

воспитатели

3 неделя

7.

ОД: занятие по ознакомлению с художественной литературой Рассказывание русской народной сказки "Репка"»

Учить внимательно, слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом.

воспитатели

4 неделя

8.

 (дидактическая игра)«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОК».

Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ.

воспитатели

4 неделя

9.

 посадка лука ««Волшебный лучок».

Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Воспитатели, дети

4 неделя

10.

 Лепка «Забавный лучок».

Развитие умения отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять один концы палочки, плотно прижимая их друг к другу. Формирование умения раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Развитие умения соединять две вылепленные формы в один предмет.

Воспитатели, дети

4 неделя

11.

 рисование « Рисуем волшебный лучок».

Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет краски (зеленый), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные), Подведение детей к рисованию предметов округлой формы.

Воспитатели, дети

4 неделя

3 этап - заключительный

1.

Подведение итогов

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Воспитатель, дети

5 неделя

4 Этап - презентационный:

1.

Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.- Презентация фотоальбома «Наш первый город» 

Обобщение опыта работы

Воспитатели, дети, родители

5 неделя

 

Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширяются представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивается эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети будут  наблюдать, станут бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от  результатов проекта. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ русской народной сказки «Репка» Кукольный театр « Репка»

Конспект в 1-ой группе раннего возрастаОбразовательная область: социально-коммуникативное развитие    Тема:   Рассказ русской народной сказки «Репка»Кукольный театр...

Квест-игра «В гостях у Репки». для второй младшей группы по сюжету русской народной сказки «Репка»

Квест-игра «В гостях у Репки» для второй младшей группы основана на сюжете  русской народной  сказки «Репка». Данная игра позволяет провести  мониторинг ус...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Рисование по русской народной сказке «Репка» на тему: «Репка для мышки» в первой младшей группе

В данном конспекте описывается ход НОД по художественно-эстетическому развитию для 1 младшей группы. В гости к ребятам приходит мышки из сказки репка. Мышка приходит не с пустыми руками, а с мешо...

Сказка «Репка». Показ настольного театра по русской народной сказке «Репка».

Показ настольного театра по русской народной сказке «Репка». Цели: Учить детей воспринимать героев сказки, чувствовать их характер и настроение. Развивать способности детей перевоплоща...

Посадили дети репку. Выросла репка большая-пребольшая

Занятия с детьми на природе. Выращивание репки....