Конспект ООД по экспериментально – исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по экспериментально – исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №4»
городского округа г. Агидель Республики Башкортостан
Конспект ООД
по экспериментально – исследовательской деятельности
«Как происходит извержение вулкана»
старшая группа
Воспитатель: Габделхакова Л.Р.
2019 г.
Тема: «Как происходит извержение вулкана»
Цель: познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана.
Задачи:
Обучающие: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: вулкан, кратер, жерло, магма, лава, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан.
Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана, конуса из картона.
Словарная работа: Гора, вулкан, конус, извержение, кратер, жерло, магма, лава.
Методические приемы:
- игровой - игра приветствие;
- словесный - вопросы к детям, беседа;
- практический - исследование предмета, опыты и экспериментирование.
Оборудование: муляж вулкана, поддоны, макеты вулканов (для детей), сода, уксус, сухая пищевая краска (красного цвета), моющая жидкость, чайные ложки, салфетки.
Средства ТСО: телевизор, нетбук, презентация.
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости.
Поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.
Игра – приветствие:
Наши умные головки (руками взяться за голову),
Будут думать много, ловко (раскачивают головой вправо ,влево).
Ушки будут слушать (руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить (чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать (хлопки руками),
Ножки будут топать (ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг, другу улыбаемся! (дети улыбаются друг, другу)
1.Вводная часть.
Воспитатель: Я знаю ребята, что вы очень любите наблюдать за явлениями природы. А какие именно явления природы вы знаете? (картинки)
Дети: снегопад, листопад, гроза, туман, ветер, град, дождь
Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем говорить о таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы. О каком? Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
2. Основная часть.
Воспитатель: (слайд 1) Да, ребята, это вулкан. В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Эти горы называются огнедышащими вулканами.
(слайд 2) Изучением вулканов занимаются люди, которые называются вулканологами. Вулканологи исследуют характер и поведение огнедышащих гор и могут предсказать предстоящее извержение, тем самым предотвращая многочисленные жертвы. Для проведения работ по изучению вулканов, они надевают специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко
(слайд 3). Посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на треугольник, конус.
Воспитатель: (слайд 4) Вулкан – это большая гора, похожая на треугольник, конус. На самой верхушке горы огромная яма. Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. А это жерло, продолжение кратера, уходит глубоко в землю. А на самой глубине вулкана – расплавленное горячее вещество – магма.
(Cлайд 5) Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Как вы думаете, какой вулкан называют действующим? (ответы детей)
(Слайд 6) Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд 7). Затем происходит взрыв (Слайд 8). Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. (Слайд 9, 10) По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни, в пемзу (Слайд 11). Давайте ребята посмотрим, как извергается действующий вулкан.
Воспитатель: Видите, ребята, извержение вулкана – это очень страшное происшествие. Как вы думаете опасно людям жить рядом с такой горой? (ответы детей). Да, действительно очень страшно жить рядом с вулканом.
(Слайд 12) Следующий вид вулканов называют спящим. Как вы думаете, какой это вулкан? (ответы детей). Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
(Слайд 13) И еще один вид вулканов – потухший. Как вы думаете, какие это вулканы? (ответы детей).
Воспитатель: Потухшие вулканы, это те вулканы, которые извергались в далеком-далеком прошлом. Вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в настоящих маленьких ученых – вулканологов и попробовать разбудить спящий вулкан. Как вы думаете, у нас получится?
Дети: да, у нас получится!
Воспитатель: 1,2,3 повернись,
И в ученого превратись.
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине,
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём по льдине,
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью,
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы,
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём,
Раз-два, раз-два.
3. Практическая часть.
Ну вот, мы готовы. Пора начинать! Я предлагаю вам посмотреть на то, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться. Но сначала вспомним правила по технике безопасности.
Правила безопасности:
1. Работа под наблюдением воспитателя.
2. Надо работать аккуратно.
3. Ничего не брать в рот.
4. Осторожно насыпать соду.
5. Осторожно наливать моющее средство.
6. Осторожно наливать уксус (только взрослые).
7. Лаву не трогать.
8. Использовать салфетку.
9. Наблюдать со стороны.
(Воспитатель объясняет последовательность проведения опыта)
Воспитатель: Берем баночку – это у нас жерло вулкана, насыпаем 4 ложки соды, перемешанная с пищевым красителем красного цвета. Добавляем 2 ложки моющей жидкости, тщательно перемешаем. Закрываем основанием вулкана (который мы сделали заранее). А сейчас внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? «Х» - это означает самому пользоваться нельзя, только взрослому. Эта жидкость - уксус, наливаем 2 ложки уксуса в наш вулкан! Что вы наблюдаете? Смотрите, ребята, наш вулкан «оживает», из него вытекает лава. Посмотрим за его извержением.
В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начинает извергаться пена красного цвета.
Хотите повторить этот опыт сами? (дети сами готовят состав лавы по схеме, но уксус добавляет воспитатель)
4. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)
- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)
- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)
- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв).
- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Возможно, когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда. На этом наша исследовательская работа окончена. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»
В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Как происходит извержение вулкана?»
Задачи:познакомить детей с природным явлением – вулкан, его извержением;развивать умение устанавливать причинно–следственные связи;расширять словарь детей, разв...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)
Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана; 2. Развивать познавательную активность детей в поисково – познавательной...
Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...
Конспект мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, профессией вулканолога....