Беседа с детьми подготовительной группы по теме "Весна"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Беседа о весне в подготовительной группе
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
Предварительная работа.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе, фиксация наблюдений в календаре природы, чтение художественной литературы,рассматривание иллюстраций, картин, взаимодействие с родителями, заучивание стихов о весне.
Звучит запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия:
1.Воспитатель читает детям стихотворение:
Долго шла весна тайком
от ветров и стужи,
А сегодня прямиком
шлепает по лужам,
Гонит талые снега
с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
эту новость первой
барабанит по стеклу
серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов
с домиком подружат,
Скоро множество птенцов
выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут,
и тебе впервые
на ладошку упадут
капли дождевые.
Это стихотворение написал Яков Лазаревич Аким
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение — веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что тает снег, весна весело шлепает по лужам, уходит стужа, луга скоро будут зеленые, скоро будет тепло, скоро прилетят скворцы, цветет верба).
Ребята, назовите весенние месяцы месяцы (март, апрель, май).
2. Март — первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
Солнце начинает одолевать зиму. Снег становится рыхлым, серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?
(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).
Как вы понимаете пословицу «Марток- надевай двое порток»? (Март — месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно.).
Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь еще спит в берлоге, лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц — под кустами.)
Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят «Грач прилетел — через месяц снег сойдет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
Какой праздник мы отмечаем в марте? (Международный Женский день 8 марта)
3. Физкультминутка
Улыбаются все люди.
Весна, весна, весна!
(дети говорят улыбаясь).
Она везде, она повсюду!
(Красна, красна, красна - повороты).
По лугу, лесу и поляне.
(Идет, идет, идет – шагают на месте).
На солнышке скорей погреться.
(Зовет, зовет, зовет – руки «рупором»).
И в ручейке лесном задорном,
(Звенит – 3 раза, щелчки пальцами).
И все живое сразу слышит.
(Весенний звон – 2 раза, хлопки).
4. Апрель — средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).
Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)
Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха)
Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)
Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).
Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)
Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба.В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)
5. Пальчиковая игра
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Выполняем руками волнообразные движения
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Уже глядит цветок.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Раскрылся колокольчик
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна.
6. Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! — какой морозец…
Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).
Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы.Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья — яблони, вишни, сливы.)
Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец — соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).
Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.
Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
После беседы воспитатель предлагает детям коллективную работу «Нарисуем весну»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми подготовительной группы на тему:"Пришел Кутузов бить французов"
Автор материала (ФИО) Качалова Татьяна Викторовна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Образовательное уч...
Беседа с детьми подготовительной группы, посвященная "200 лет отечественной войне 1812г"
Автор материала (ФИО) Качалова Татьяна Викторовна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Образовательное уч...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему"Море в поэзии"
развитие речи в подготовительной группе...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"
Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений...
«Фотография вчера и сегодня».Беседа с детьми подготовительной группы и эксперимент "Изобретаем фотоаппарат".
Интересное, не скучное мероприятие. Может оказаться полезным коллегам как идея темы создания мини-музея, организованного совместно с родителями, темы проекта, а также предоставить возможность детям по...
Изобразительная деятельность Беседа с детьми подготовительной группы «Женский портрет»
Изобразительная деятельностьБеседа с детьми подготовительной группы «Женский портрет»...
Беседа с детьми подготовительной группы на тему: « Солдатами не рождаются, солдатами становятся». Месячник по военно-патриотической работе в МБДОУ» Детский сад № 3». Воспитатель Учускина Елена Семёновна.
Программные задачи: Формированиепотребностей и желания стать достойными защитниками своего Отечества. Формирование у дошкольников...