Проект "Ботанический памятник природы - Урочище Линев Кордон"
проект по окружающему миру

Бутылкина Ольга Юрьевна

Целевая группа

Проект ограничений по возрасту и другим параметрам не имеет. Есть возможность для участия в проекте для детей с ОВЗ. В проекте участвуют педагоги дошкольного учреждения, специалисты и родители дошкольников. Пройти "Экологической тропой" могут не только воспитанники нашего детского сада, но и не организованные дети вместе с родителями. Так как маршрут "Экологической тропы" располагается на территории Ковылкинского территориального лесничества, таким образом, дети знакомятся с особо охраняемыми объектами  природы своего района, то естественным образом происходит приобщение дошкольников к региональному компоненту (традиции, обряды и приметы, в которых выражалась любовь и уважение к природе мордовского народа).

Постановка проблемы

 

    В  век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что в свою очередь ведёт к её загрязнению и уничтожению. Именно поэтому столь важно знакомить детей с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру подрастающего поколения.

     Именно по этой причине  объектом исследования стал живописный уголок  лесного фонда Ковылкинского территориального лесничества.

Линев кордон располагается в юго-восточной части г. Ковылкино и входит в состав его зеленой зоны. Квартал 60 Ковылкинского лесниче­ства примыкает к зданию управления Ко­вылкинского лесхоза. Этот лес — излюб­ленное место отдыха жителей г. Ковылки­но. Как памятник природы был обследован в 2008 году.

     Основная функция — рекреационная. Этот участок со­снового бора хорошо подходит как для об­щей психологической и эмоциональной разгрузки, так и для профилактики забо­леваний нервной и дыхательной системы. Памятник природы создан в целях удов­летворения потребностей в рекреации жи­телей г. Ковылкино. Имеет водоохранное значение. Вековые деревья являются ис­точником семенного материала для выра­щивания сосны обыкновенной. В сосняке произрастает уяз­вимый вид из Красной книги РМ прострел раскрытый.

Здесь была исследована экологическая тропа для организованного массового посещения детьми и взрослыми, позволяющая в зоне маршрута педагогически организованную учебную и воспитательную деятельность. Все объекты спланированы таким образом, чтобы всем было интересно отдыхать, и каждый мог найти себе  приятное занятие в различных зонах отдыха, полюбоваться зелеными массивами соснового бора.

Содержание проекта

 

    История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такой маршрут мы решили создавать в ботаническом памятнике природы Урочище Линев Кордон, который имеет большую популярность среди наших городских жителей. 

    Литературы,  специальных рекомендаций по использованию разных методик при исследовании именно изучения экологических троп и видового разнообразия леса в литературе не найдено. Поэтому применялась адаптированная методика изучения экологических троп леса. Был собран материал об экологических тропах леса в разное время года: составлен список растений.  Для того чтобы информация была полной проводился опрос работников лесничества, жителей близлежащих домов, консультация учителя биологии, который является руководителем школьного лесничества «Дубок». Их наблюдения также учитывались при описании объекта. Сделаны фотографии в разные времена года.

    Цель проекта: изучение особо охраняемых природных объектов памятника природы – урочище Линев Кордон с целью создать экологическую тропу природы.

     Задачи проекта:

—воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

    На данный момент разработано 7 троп - остановок.

   Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные виды и формы организации детской деятельности: экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины.

    Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомиться с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы. Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую - то проблемную ситуацию.

Срок реализации проекта - 2 года, два этапа. Первый этап: непосредственно изучение природных объектов памятника природы, разработка и создание маршрута. Второй этап: разработка методического обеспечения единой системы работы.

Результаты деятельности

      В ходе реализации проекта изучили особо охраняемые природные объекты  памятника природы – урочище Линев Кордон, который имеет региональное значение. Выявили необходимость создания  экологической тропы для формирования представления об особо охраняемых природных объектах.

     Поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме:

- у детей сформировалась экологическая культура, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы родного края, сформировалась активная жизненная позиция.

По результатам проделанных исследований мы можем сделать следующие выводы:

  1. Урочище Линев Кордон - ботанический памятник природы. Здесь встречается разнообразный видовой состав растительности. Из деревьев преобладают сосны - ценность данного памятника природы.

  2.Памятник природы испытывает высокую рекреационную нагрузку,  поэтому происходит вытаптывание территории.

  3. Линев Кордон имеет не только рекреационно-оздоровительное, но и историко-мемориальное  назначение.

  4. Необходимо усилить практическую работу  на территории  памятника природы, направленную на обеспечения его охраны и на улучшение экологического состояния.

Таким образом, в ходе реализации проекта выяснили, как ценна для нас наша родная природа и мы должны не только знать о памятниках природы нашего района, но и сохранять их первобытное состояние. Не разрушать ее первозданную красоту, не уничтожать редкие растения и животных. Мы должны ценить красоту нашего края, любить и сохранять её.

Самое главное, что наши воспитанники видят примеры грамотного экологического поведения (в том числе и от родителей) и следуют им, проявляют интерес к природе.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется:

-  изучение растительности памятника природы;

- привлечение внимания общественности к памятнику природы;

- установить предупреждающие и информационные знаки;

- заниматься пропагандой экологических знаний среди местного населения;

- привлечение участников проекта к различного рода природоохранных акций («Елочка живи», «Первоцветы» и т.д.)

    В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    Опыт работы по реализации проекта « Ботанический памятник природы – Урочище Линев Кордон» был высоко оценен и признан полезным и эффективным среди педагогов нашего города и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл botanicheskiy_pamyatnik_prirody_vygotskiy.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

« Ботанический памятник природы – Урочище Линев Кордон»

Целевая группа

Проект ограничений по возрасту и другим параметрам не имеет. Есть возможность для участия в проекте для детей с ОВЗ. В проекте участвуют педагоги дошкольного учреждения, специалисты и родители дошкольников. Пройти "Экологической тропой" могут не только воспитанники нашего детского сада, но и не организованные дети вместе с родителями. Так как маршрут "Экологической тропы" располагается на территории Ковылкинского территориального лесничества, таким образом, дети знакомятся с особо охраняемыми объектами  природы своего района, то естественным образом происходит приобщение дошкольников к региональному компоненту (традиции, обряды и приметы, в которых выражалась любовь и уважение к природе мордовского народа).

Постановка проблемы

    В  век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что в свою очередь ведёт к её загрязнению и уничтожению. Именно поэтому столь важно знакомить детей с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру подрастающего поколения.

     Именно по этой причине  объектом исследования стал живописный уголок  лесного фонда Ковылкинского территориального лесничества.

Линев кордон располагается в юго-восточной части г. Ковылкино и входит в состав его зеленой зоны. Квартал 60 Ковылкинского лесничества примыкает к зданию управления Ковылкинского лесхоза. Этот лес — излюбленное место отдыха жителей г. Ковылкино. Как памятник природы был обследован в 2008 году.

     Основная функция — рекреационная. Этот участок соснового бора хорошо подходит как для общей психологической и эмоциональной разгрузки, так и для профилактики заболеваний нервной и дыхательной системы. Памятник природы создан в целях удовлетворения потребностей в рекреации жителей г. Ковылкино. Имеет водоохранное значение. Вековые деревья являются источником семенного материала для выращивания сосны обыкновенной. В сосняке произрастает уязвимый вид из Красной книги РМ прострел раскрытый.

Здесь была исследована экологическая тропа для организованного массового посещения детьми и взрослыми, позволяющая в зоне маршрута педагогически организованную учебную и воспитательную деятельность. Все объекты спланированы таким образом, чтобы всем было интересно отдыхать, и каждый мог найти себе  приятное занятие в различных зонах отдыха, полюбоваться зелеными массивами соснового бора.

Содержание проекта

    История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такой маршрут мы решили создавать в ботаническом памятнике природы Урочище Линев Кордон, который имеет большую популярность среди наших городских жителей. 

    Литературы,  специальных рекомендаций по использованию разных методик при исследовании именно изучения экологических троп и видового разнообразия леса в литературе не найдено. Поэтому применялась адаптированная методика изучения экологических троп леса. Был собран материал об экологических тропах леса в разное время года: составлен список растений.  Для того чтобы информация была полной проводился опрос работников лесничества, жителей близлежащих домов, консультация учителя биологии, который является руководителем школьного лесничества «Дубок». Их наблюдения также учитывались при описании объекта. Сделаны фотографии в разные времена года.

    Цель проекта: изучение особо охраняемых природных объектов памятника природы – урочище Линев Кордон с целью создать экологическую тропу природы.

     Задачи проекта:

—воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

    На данный момент разработано 7 троп - остановок.

   Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные виды и формы организации детской деятельности: экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины.

    Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомиться с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы. Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую - то проблемную ситуацию.

Срок реализации проекта - 2 года, два этапа. Первый этап: непосредственно изучение природных объектов памятника природы, разработка и создание маршрута. Второй этап: разработка методического обеспечения единой системы работы.

Результаты деятельности

      В ходе реализации проекта изучили особо охраняемые природные объекты  памятника природы – урочище Линев Кордон, который имеет региональное значение. Выявили необходимость создания  экологической тропы для формирования представления об особо охраняемых природных объектах.

     Поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме:

- у детей сформировалась экологическая культура, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы родного края, сформировалась активная жизненная позиция.

По результатам проделанных исследований мы можем сделать следующие выводы:

  1. Урочище Линев Кордон - ботанический памятник природы. Здесь встречается разнообразный видовой состав растительности. Из деревьев преобладают сосны - ценность данного памятника природы.

  2.Памятник природы испытывает высокую рекреационную нагрузку,  поэтому происходит вытаптывание территории.

  3. Линев Кордон имеет не только рекреационно-оздоровительное, но и историко-мемориальное  назначение.

  4. Необходимо усилить практическую работу  на территории  памятника природы, направленную на обеспечения его охраны и на улучшение экологического состояния. 

Таким образом, в ходе реализации проекта выяснили, как ценна для нас наша родная природа и мы должны не только знать о памятниках природы нашего района, но и сохранять их первобытное состояние. Не разрушать ее первозданную красоту, не уничтожать редкие растения и животных. Мы должны ценить красоту нашего края, любить и сохранять её.

Самое главное, что наши воспитанники видят примеры грамотного экологического поведения (в том числе и от родителей) и следуют им, проявляют интерес к природе.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется:

-  изучение растительности памятника природы;

- привлечение внимания общественности к памятнику природы;

- установить предупреждающие и информационные знаки;

- заниматься пропагандой экологических знаний среди местного населения;

- привлечение участников проекта к различного рода природоохранных акций («Елочка живи», «Первоцветы» и т.д.)

    В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    Опыт работы по реализации проекта « Ботанический памятник природы – Урочище Линев Кордон» был высоко оценен и признан полезным и эффективным среди педагогов нашего города и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Линия в природе и линия в музыке»

Занятие направлено на развитие способности находить общее в музыке и природе, трансформировать впечатления реального мира. Творчество проявляется в певческой и музыкально- двигательной деятельности. Д...

Проект "Памятники природы города Красноуфимск"

Проект "Памятники природы города Красноуфимск" позволит расширить представления об Урале, его красоты, достопримечательности....

Памятники природы Самарской области.

Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился.На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со вр...

Презентация "Памятники природы" (подготовительная группа)

Презентация содержит в себе сведения о памятниках природы Тамбовской области. Она подготовлена для ознакомления детей 7 года жизни с природными памятниками родного края....

Памятники природы Акбулакского района

Памятники природы Акбулакского района Оренбургской области...

Исследовательская работа « Ботанический памятник природы – Урочище Линев Кордон»

1.ВВЕДЕНИЕ     Памятники природы – это одна из форм особо охраняемых природных территорий (ООПТ). От других ООПТ они отличаются небольшими размерами (до нескольких га). Основ...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....