Байкальская нерпа (старший и средний возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)


Предварительный просмотр:

НОД Познавательное развитие (окружающий мир) «Животный мир Байкала и Прибайкалья» (подготовительная группа)

Подготовила воспитатель Кулак Ольга Витальевна

Цель. Дать представление о некоторых видах животных, обитающих в Байкале и Прибайкалья.

Материалы. Картинки с изображением животных Байкала. Макет озера Байкала.

Родитель. Животный мир Байкала и Прибайкалья необычайно богат. В озере и его окрестностях обитают почти все виды пресноводных животных. Сегодня мы побеседуем о них и познакомимся с некоторыми видами.

Давайте построим лодку и поплывем на ней по просторам священного моря.

Родитель. Проплывая по гладь озера, часто можно встретить рыбаков. Богаты байкальские воды рыбой. Самая древняя и крупная из них – осетр. (Здесь и далее раскладывает вокруг лодки картинки с изображением животных).

В возрасте 15-16 лет осетры вырастают до метра и весят до 10-12 килограммов. Различные народы, населяющие Прибайкалье, называют эту рыбу по-разному: монголы и буряты – «хелма», эвенки – «тина», якуты – «хатыс», гиляки – «туккичо», гольды – «ирфу». А знаменитый русский писатель Виктор Астафьев назвал осетра царь-рыбой. Байкальский осетр занесен в Красную книгу России как редко встречающий вид. Ловить эту рыбу запрещено.

Основная промысловая рыба на Байкале – омуль. Он долгожитель среди рыб, живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит. Омуль считают в Сибири самой вкусной деликатесной рыбой, его жарят, солят, коптят, консервируют, варят из него уху. А коренные жители едят мясо замороженного омуля сырым. Особенно ценится из-за своего неповторимого нежного вкуса соленый омуль.

На ковре появляется новая рыбка – голомянка.

= Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

Жаль на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Это рыбка голомянка. Самая многочисленная рыба Байкала обитает на глубине от 100 до 300 метров. Она почти прозрачная, точно сделана из розоватого стекла. Голомянка наполовину состоит из жира. В преждние времена местные жители собирали этих рыб, штормом выброшенных на берег, чтобы вытопить из них чрезвычайно полезный жир, который у большой голомянки составляет половина её веса. Голомянки не откладывают икру, а рождают живых мальков. Название этой рыбки происходит от слова «голомень», что означает «открытое море». Вспомните стихотворение об этой рыбке.

Стихи.

Я к Байкалу иду спозаранку,

Говорю я ему с улыбкой:

- Одари меня, море, рыбкой,

дай ты мне поймать голомянку.

Эта рыбка на вид невзрачна.

Но зато она так прозрачна,

Я к глазам поднесу поближе –

Сквозь неё чудеса увижу.

Я мгновенно окину оком

Все, что близко и что далеко…

Угасает моя улыбка:

Где ты, где, голомянка – рыбка?

По каким глубинным потокам

Бродишь тихо и одиноко?

И по странной какой причуде

Выбираешь пути, беглянка?..

Ты не дай разувериться в чуде,

Ты ко мне приплыви, голомянка. (М.Сергеев)

На ковре появляются рыбки – даватчан и хариус.

   

 А это рыбы-хищники: даватчан и хариус. Они тоже занесены в Красную книгу.                                           Даватчан вооружен крепкими, острыми зубами, торчащими наружу. Эвенки почитают эту рыбу, как божество, побеспокоив которое можно нажить немало неприятностей.

    Хариуса узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они и помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

    Желтокрылку – неболшую рыбку, похожую на веретено, - рыбаки ловят сетями. Она прозвана так потому, что у её самцов в период нереста плавники окрашиваются в желтый цвет.

      Самая маленькая рыба Байкала широколобка Гурвича. Взрослые рыбы этого вида весят всего 2-3 грамма.

Давайте устроим рыбалку. Прежде чем выловить её из воды, вспомните, можно ли её ловить.

Дети по очереди встают, обходят «лодку» и собирают картинки, на которых изображены промысловые рыбы Байкала, закрепляя их названия.

              Посмотрите, что за птица пролетела над нашей головой?

(Показать картинку)

- Это чайка.

Чайки гнездятся на скалистых берегах Байкала и его островов.. Давайте пристанем к берегу и узнаем, какие ещё птицы облюбовали эти места. Особенно много здесь разных видов уток. Иногда можно встретить диких гусей, лебедей-кликунов, бакланов, серых цапель и гагар. (Картинки).

А это хищная птица.

Загадка. = Зоркий глаз парит высоко, но не ястреб и не сокол.

Это орёл. В Прибайкалье обитает семь видов орлов. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается белоголовый орёл. Размах его крыльев достигает двух метров, а живет он до ста лет. Орёл у бурят –птица особенная. Священный белоголовый орел - герой многих древних байкальских легенд. По преданию, сын грозного духа острова Ольхон в образе белоголового орла первым получил шаманский дар.

Хорошо, что мы не ушли далеко от воды. Посмотрите, что за любопытная мордочка смотрит на нас из-за камня?

В снежном логове родятся, простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезёт – лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами? /Нерпа/

На каменистых берегах острова Тонкого и Ушканьих островов находятся лежбища нерпы, единственного в мире пресноводного тюленя.

Это удивительное млекопитающее семейства ластоногих способно жить как в воде, так и на суше. Как вы думаете, почему байкальскую нерпу относят к семейству ластоногих?

Дети. Лапы нерпы похожи на ласты. Они помогают зверю быстро плавать в воде и нырять.

тюленя. Самое крупное лежбище нерпы на Байкале находится на западной стороне

             Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком. Вспомните, как называют таких животных?

Дети. Млекопитающие (закрепить название).

            Прибайкальская тайга богата зверьем.

Разгадайте загадки, найдите картинки-отгадки и разложите их на макете озера Байкал.

= Он тайги хозяин строгий,

Кабинет его в берлоге. (Медведь).

= У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупле… (бурундук).

= На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

И на всех готов напасть. (Волк).

= Живет не в тундре тот олень,

Не видит он полярный день.

Он в Забайкалье обитает.

Как звать его, кто отгадает? (Изюбрь).

= Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? (Норка).

Есть в тайге большая кошка,

Уши в кистчках-сережках.

Ты не скажешь кошке «брысь»,

Потому, что это… (рысь).

= Этот зверь довольно прост:

К голове приделан хвост.

Вот и всё. Ни лап, ни шеи,

Потому что это… (змеи).

Ребёнок выполняет задания. Затем проводится дидактические игры.

Нерпа – чудо Байкала, это, который живет в пресной воде, она является самым ценным и уникальным На Байкале насчитывается около 40 тыс. нерпы.

Байкал является пристанищем 236 видов птиц. Водоплавающих птиц среди них 29 видов. Из птиц на Байкале встречаются главным образом различные виды уток. Часто утки собираются в большие стаи, которые довольно часто встречаются на воде во время плавания по Байкалу.

Иногда можно увидеть гусей или лебедей-кликунов. Для баклана полюбилось открытое пространство Байкала. Здесь можно встретить серую цаплю и чернозобую гагару.

Скалистые острова и устья рек изобилуют чайками, на островах Байкала они селятся в большом количестве, а Остров Тойнак служит местом гнездования серебристых чаек.

Физминутка. /Все слова сопровождаются движениями/

В настоящее время в озере Байкал известно 1550 видов и разновидностей животных. Байкальская фауна является древней, состоящей из морских и пресноводных видов животных, а Байкал - хранилище древней фауны планеты, лишь незначительно изменившаяся за долгую жизнь в озере.

Дидактические игры.

«Что для чего?»

Дети распределены на две подгруппы. Члены первой показывают картинку с изображением животного и задают вопрос, члены второй подгруппы на него отвечают. Затем участники меняются местами. Выигрывает та группа, которая больше даст правильные ответы.

- Для чего изюбру рога и сильные ноги?

Ответ: - рога помогают этому оленю защищаться от хищников, а сильные ноги, помогают преодолеть большие расстояния в поисках пищи.

- для чего зайцу длинные чуткие уши, зоркие глаза, быстрые лапы.

- за зайцем охотятся филин, волк, лиса и рысь, а заяц травоядное животное. Длинные чуткие уши помогают услышать приближение хищников, зоркие глаза – увидеть, а быстрые ноги – убежать.

- для чего рыбам хвост? Жабры?

Ответ: - хвост рыбам помогает менять направление, с помощью жабр рыбы дышат в воде.

«Узнай по описанию».

Воспитатель описывает животное. Дети поочередно находят картинки с их изображением и называют зверей, птиц и рыб.

Это самые мелкие олени. Внешне они похожи на кенгуру: их задние ноги значительно длиннее передних Рогов у них нет, н у самцов растут длинные изогнутые клыки. Это животное занесено в Красную книгу. (Кабарга).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей дошкольного возраста «Озеро Байкал и его обитатели» Программное содержание: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; Закреплять представления детей о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, озера Байкал. Развивать любознательность, внимание Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе. «

Слайд 2

. А что это такое? Такое голубое , Холодное, как льдина, Прозрачно, как стекло? Быть может, это небо За сосны зацепилось, По скалам покатилось И на землю стекло? А что это такое, Такое золотое, Блестящее, как зеркало, Слепящее глаза? Быть может, это солнце Легло поспать под скалы, Оно лежит устало, Закрыв свои глаза? А что это такое? Все время в непокое , Быть может, это туча Застряла среди скал? А это и не туча, А это и не небо, А это и не солнце, А озеро БАЙКАЛ!

Слайд 3

Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа.

Слайд 4

Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой

Слайд 5

Начинается на «о», Ох, и любят же его! Говорят – живет в Байкале. Вы, случайно, не слыхали? (омуль)

Слайд 6

– Бледно-розова, нежна –Студена вода, нужна . А на солнце рыбка тает Рыбьим жиром истекает Что за рыбка иностранка Это рыбка Голомянка

Слайд 7

В снежном логове родятся. Простудиться не боятся подрастут начнут нырять шубки белые менять если очень повезет – лет полсотни проживет. (Нерпа)

Слайд 8

Нерпа относится к отряду ластоногих. Названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты. Ласты служат нерпе для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок – белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Слайд 9

Одни пасутся в чистом поле, Другие плавают на воле. Одних по всей земле встречали, Другие водятся в Байкале. Широкий лоб, приличный хвост, Как их название - вопрос? (Бычки)

Слайд 10

Отчем грустишь, Байкал любимый, О чем вздыхает твой прибой? Иль кто-то злой, неумолимый Порой глумится над тобой? И мне Байкал вздыхал в ответ: «Я жил на вете тыщи лет… Никто меня не обижал, Напротив, сякий уважал… Но за последние полвека… Не все твои, Байкал мой, дети, И жить с тобой нам суждено! Не обижайте, люди, море! Байкал ведь тоже хочет жить: Играть волной, с вет узнаю я человека! Как будто чистая водица Ему вовек не пригодится…» Байкал один на всей планете, Другого – просто не дано… Мы рами споря И людям преданно служить! Беречь Байкал – святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках! И верю я: Байкалом будет России слава прирастать! И нам потомки не забудут За это должное воздать. М. Митюков

Слайд 11

Беречь Байкал – святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках!

Слайд 12

. Нужен Байкал тебе и мне, Нужен чистый воздух на заре, Птичий гомон, и синева рек, Солнце, дождик и белый снег. Давайте будем его беречь, Не будем силы свои жалеть; Пусть будет вечно он голубой Наш добрый батюшка Байкал дорогой



Предварительный просмотр:

Тема: «Байкальская нерпа» Старшая, средняя группа.

Подготовила воспитатель

МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

Кулак О.В.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»

Цель: Формирование знаний об эндемике Байкала – байкальской нерпе.

Задачи:

            Обучающие: Формировать знания о многофункциональных связях нерпы со

средой обитания (водой, воздушно – водной)

Формировать знания о движении, питании, защите от врагов, росте и

развитии.

Дать знания о детёныше нерпе (новое слово белёк), месте обитания.

             Развивающие: Развивать способность детей анализировать, делать выводы,

устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка

           

             Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Просмотр видеофильма «Иркутский

нерпинарий»,

Рассматривание картин, журналов, открыток. Беседы.

Ход НОД:

В – ль: « Сегодня нас ждёт путешествие, а куда послушайте.

А что то такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, всё время в непокое,

Быть может это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро ……. Байкал!

Как вы догадались?

А на чём мы можем добраться на Байкал? ( на автобусе, машине)

А я предлагаю полететь на волшебных самолётах!»

Физминутка: «Самолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (руки в стороны)

Появился самолёт, (полетели)

Мах крылом туда – сюда, (наклоны)

Делай «раз», делай «два». (повороты)

Раз и два, раз и два! (хлопки)

Опустили руки вниз, и на место все садись!

Слайд – Байкал.

В – ль: «Ну вот мы и на месте, кто то смотрит на нас ? (слайд – нерпа)

Конечно, это нерпа. Сегодня мы знакомимся с жителем Байкала – нерпой.

Ребята, что вы уже знаете о нерпе. (рассказы детей) Давайте повнимательнее

её рассмотрим: какой формы её тело? Какие части тела вы можете назвать?

Посмотрите на её удивительные глаза.

Байкальская нерпа обитает только на Байкале, эта единственная нерпа в

мире живущая в пресной воде. Потому нерпа – эндемик Байкала. Нерпа в

воде двигается очень быстро и уверенно, а по твёрдому льду передвигается

достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности она

переходит на скачки. Самый опасный враг нерпы – это человек. Питается

нерпа рыбой голомянкой и байкальским бычком, которые также являются

эндемиками. Что то значит? (обитают только в Байкале)

Детёныш нерпы рождается в специально подготовленном логове. (слайд

нерпёнок)

Называют его белёк. Как вы думаете, почему? (шкурка белая) Рождается

обычно один детёныш, иногда два. Мать кормит детёныша молоком,

заботится о нем. Через 2 – 3 месяца детёныш начинает питаться рыбой.

После этого нерпята меняют белую шубку на серебристо- серую, а когда

станет взрослым - на буро – коричневую. (слайд)

Зимой Байкал покрывается льдом, нерпа зимует на льду в логовищах под

снегом. В это время нерпа может дышать только через отдушины – продухи –

запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд

когтями передних конечностей.

Байкальская нерпа снегов не боится

За рыбой под лёд на глубину она мчится.

Поймает рыбёшку и деткам несёт

От голода деток рыбка спасёт..

Наше путешествие подошло к концу. Что сегодня вы узнали нового,

интересного? (ответы детей) Занимаем места в самолёте. Прощаемся с

нерпочками!»

Физкультминутка:

«Руки ставим мы в разлёт…………….»

Вот мы и вернулись, вам понравилось наше путешествие к байкальской

нерпе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности   на...

Развлечение по ПДД (для детей старшего и среднего возраста) «Наш друг Светофор»

Развлечение по ПДД(для детей старшего и среднего возраста)«Наш друг Светофор»...

«Здравствуй, лето красное!» Конспект развлечения для старшего и среднего возраста

Звучит фонограмма «Песенка о лете».  Дети входят на площадку.Ведущий.Мы встречаем праздник лета,Праздник солнца, праздник света!Приходите в гости к нам,Рады мы всегда гостям!Если в небе ходят гро...

Праздник здоровья для детей старшего дошкольного (среднего) возраста «Дети помогают Смурфикам».

Веселый оздоровительный праздник по мотивам популярного у детей мульфильма "Смурфики"....

Разработка зимнего развлечения «Зарничка» для дошкольников старшего и среднего возраста.

Забавное ,зимнее приключение под названим " Зарничка."Командные конкурсы разной направленности,но очень интересные и азартные....

развлечение для детей старшего и среднего возраста "Вдоль по радуге дуге"

Закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности.Развивать сенсорные способности.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, эстетическое отношение к природе....

Спортивное развлечение для детей старшего и среднего возраста «Дружные ребята».

Спортивное развлечение для детей старшего и среднего возраста «Дружные ребята»....