конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.
Задачи: упражнять детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; закреплять умение классифицировать явления природы по временам года; продолжать знакомить детей с явлениями природы; активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Средства: стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы; мультимедийная презентация метеостанций, телевизор; на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.
Ход:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о... А о чем, вы отгадайте.
Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит… ПОГОДА.
Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
Мы сегодня поговорим о людях, которые предсказывают её. Послушайте ещё одну загадку:
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).
Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование.
Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.
Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».
С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо. Например, «Солнце»: хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.; плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т.д. «Дождь»: хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.; плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т.д.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление (Дети подходят к столу, на котором находятся: тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)
Без рук, без ног,
А двери отворяет. (Ветер)
(Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует или дует на ветряную вертушку)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)
В небе молния сверкнёт,
А за нею звук идёт,
Как грохочет камнепад,
Иль петарды, да не в лад. (Гром)
(Ребёнок бьёт в барабан)
(Дети подходят к доске, на ней картинки с явлениями природы)
Воспитатель: Ребята, а какие явления природы мы замечаем летом?
Дети: Росу, туман, радугу, град.
Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?
Дети: Снег, вьюгу.
Воспитатель: А капель когда бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?
Дети: Дождь, ветер, листопад.
Воспитатель показывает рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.
Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.
Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.
Термометр – измеряет температуру воздуха.
Барометр – определяет атмосферное давление.
- Давайте с вами поиграем в игру «Что нужно для работы метеоролога?» На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе.
- Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы.
Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами. (Ответы детей)
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог!
Воспитатель: А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?
Дети: Да.
Воспитатель: метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (Ответы детей).
Предлагаю вам разделиться на две компании «барометр» и «флюгер». (Дети называют по очереди слова, тем самым делятся на 2 компании).
Проходите за столы, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня (Во время самостоятельной работы детей звучит негромкая, спокойная музыка).
Затем компании представляют свои работы друг другу.
Рефлексия. Самоанализ деятельности детьми:
- Если считаете, что вы много узнали о работе метеоролога, вам было интересно узнавать новое, возьмите символ «солнышко».
- Если было неинтересно, что-то непонятно, затруднялись в чем-то, возьмите тучку.
- А если хотите узнать о профессии метеоролога больше, возьмите легкое облачко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"
Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»
: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»
В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Географическое положение Сибири. Народы Сибири».
Знакомство детей с культурой и бытом народов родного края....
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...