Проект по экологическому образованию для детей подготовительной группы "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект разработан для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormite_ptits_zimoy_1.docx | 878.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Красночикойский детский сад «Сказка»
Проект по экологическому образованию для детей подготовительной группы
Тема: «Покормите птиц зимой».
Подготовила
воспитатель Агапитова Светлана Александровна
2020 год
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Участие в проекте способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Покормите птиц зимой!» можно считать своевременным и актуальным.
Цель :
Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.
Задачи :
- Обогащение представлений детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, селе, о взаимодействии человека и природы).
- Обогащение познавательного интереса детей к зимующим птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.
-Активизация и расширение словаря по теме, развитие связной речи детей, совершенствование уровня накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
-Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
Продолжительность : краткосрочный 2 месяца
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский, групповой
Срок реализации проекта: краткосрочный
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
- Сбор информации.
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
2 этап: Основной (практический).
Познавательное развитие
Беседы с детьми
- «Пришла зима.
- «Как живут наши пернатые друзья зимой».
- «Кто заботится о птицах».
- «Пользу или вред приносят птицы?».
- «Меню птиц».
- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: - В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай птицу по описанию», «Чье это?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу»; «Доскажи словечко».
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Покормите птиц зимой».
Цель: прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.(Конспект ООД).
Художественно – продуктивная деятельность
1.Рисование на тему: «Моя любимая зимующая птичка».
2.Конструирование из бумаги на тему: «Голубь».
3.Аппликация на тему «Снегирь на ветке».
Игровая деятельность
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».
Сюжетно-ролевые игры:
«Парк птиц», «Птичий двор».
Подвижные игры:
«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».
Музыкальная деятельность
Прослушивание аудио записей с голосами птиц.
Совместная деятельность детей и родителей
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.
9.Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
10.Памятка “Как подкармливать птиц”.
3 этап. Заключительный
1.Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
2.Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
Оформление дневника наблюдений за птицами
Оформление альбома «Зимующие птицы Красночикойского района»
- Обработка результатов по реализации проекта;
- Презентация проекта;
- Фотовыставка "На моей кормушке";
Приложение:
Беседа «Зимующие птицы»
Программное содержание:
Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.
Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.
Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.
Ход занятия:
Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.
Звучит аудиозапись пения птиц.
- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)
- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)
-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)
- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.
Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»
- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?
Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)
- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково»( голова –головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.
Игра «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла.На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой,–
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
Появляется иллюстрация дятла.
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.
Проводится игра «Один – много».
(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)
- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.
– Кто это?
– Строение.
– Чем питается?
– Как передвигается?
– Как голос подает?
– Кто и как заботится о птицах зимой?
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Покормите птиц зимой»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Программное содержание:
- прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с народными приметами;
- уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Развивающие:
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- воспитывать культуру общения, умения выслушивать рассказы товарищей;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
- формировать экологическую культуру у детей;
Активизация словаря: зимующие, трещит, воркуют, неприхотливые
Демонстрационный материал:
Картинки и фотографии зимующих птиц;
Материалы:
Корм для птиц (семена ягод, овес, пшено, хлебные крошки, семена подсолнуха), емкости с медом, картонные заготовки для приготовления лакомства, кисти, круг, разделенный на четыре сектора, по четыре сердечка (красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета на каждого ребенка).
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке (внешний вид, повадки);
Чтение стихотворений про птиц;
Рассматривание иллюстраций с птицами;
Беседа «Перелетные птицы».
Методические приемы:
- Загадывание загадки.
- Выступление подготовленных детей.
- Прослушивание пений птиц в записи.
- Рассматривание птиц на экране.
- Физкультминутка.
- Игра «Какой птички не стало?».
- Посещение «Птичьего кафе».
- Изготовление еды для птиц.
Ход деятельности:
1.Организационная часть.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – (птицы).
Воспитатель:
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
2. Основная часть.
Воспитатель:
А для этого мы отправимся с вами на птичью выставку .(Подходим и садимся на стульчики около экрана) Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
Слайд № 1
В: Послушайте, как синичка поёт (прослушивание)
А кто нам может рассказать про синицу?
Ребенок: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Издавна считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашних животных.
Воспитатель:
Сейчас я вам загадаю следующую загадку. Слушайте внимательно.
Розовые яблоки с ветки покатились,
В стайку красногрудых птичек превратились,
Птичек красногрудых сможете назвать?
Ведь мою загадку просто отгадать… (снегири)
Слайд № 2
В: Послушайте, как снегирь поёт.
(Имя ребенка), расскажи нам про снегиря. Что это за птица?
Ребенок: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Зимой снегирей часто можно встретить в городе.
Воспитатель:
Какую же птицу мы увидим на следующей картине? Об этом мы узнаем со следующих строк:
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее… (сорока).
Слайд № 3
В: Послушайте, как трещит сорока (запись).
Кто нам расскажет о сороке?
Ребенок: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель:
Эта птица часто прилетает к нам на участок
Слайд № 4
В: Послушайте, как ворона каркает (запись).
А про эту птицу нам расскажет (имя ребенка).
Ребенок: Ворона - важная, горластая. Названа так за окрас оперения. Черный цвет в старину называли «вороной». Вороны бывают черного цвета и черно- серого. Обычно вороны летают стаями. Ест ворона практически все: насекомых, мелких грызунов, птенцов, ящериц, лягушек, мелкую рыбешку. С большим удовольствием подкрепиться ворона и зерном, и семенами, и хлебом, и остатками с человеческого стола.
Слайд № 5
Воспитатель: Эта птица нам всем знакома. Это Дятел.
Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел (запись).
С этой птицей нас познакомит (имя ребенка).
Ребенок: Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Слово «дятел» произошло от древнего слова, означающего «долбить». Выбрав подходящий ствол, дятел ударяет по нему клювом, и по всему лесу разносится гулкий стук. Так эта птица добывает насекомых, забившихся под древесную кору, и лущит шишки.
Воспитатель: Следующая загадка будет музыкальная. Послушайте, пожалуйста.
(запись «Чириканье Воробья»).
(появляется) Слайд №6
Воспитатель: С воробьями нас познакомит (имя ребенка).
Ребенок: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
В: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)
Слайд № 7
В: Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
В: А сейчас, я вам предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Ребята, представьте, что вы – птички. Закройте глазки и присядьте- птички отдыхают на веточке и спят. Вот наступило утро и птички проснулись, расправили крылышки, почистили перышки, потянулись. (Дети выполняют движения: открывают глаза, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянуться).
Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на дорожку, повернули головку в правую сторону, посмотрели на дерево, повернули головку в левую сторону, посмотрели на прохожих. Опустили одно крылышко, другое. Потом сели все вместе и громко зачирикали. Но наступил вечер, небо потемнело, птички полетели, уселись на веточки, сложили свои крылышки и уснули. Проснулись птички детьми.
В: Ребята, а знаете ли вы, что со многими нашими зимующими птицами связаны народные приметы? Послушайте некоторые из них:
- Воробьи сидят на деревьях или на строениях тихо — будет снег.
- Воробьи прячутся под крышу или забираются в кучи хвороста—к морозу или к метели; купаются в пыли и песке - к дождю.
- Вороны раскаркались всей стаей – к морозу.
- Синица пищит – зиму вещает.
В: А какие приметы вы помните?
- Птицы сидят на земле – к оттепели, устроились на нижних ветвях деревьев – ожидай ветра;
- Сорока летает близко от жилья, значит, будет вьюга.
В: Сейчас поиграем в игру на внимание.
Игра«Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»?)
В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
(Ответы детей: сделать кормушку и подкармливать птиц)
В: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушки и насыпаем в них корм. Мы с вами заготавливали его летом, осенью. Может быть, за зиму мы спасём много птиц. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса. Но еда с нашего стола для птиц не годиться.
Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.
Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.
Голуби любят крупу и хлеб.
Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
В: Ребята, мы уже знаем, чем питаются птицы. Я хочу вам предложить приготовить еду для птиц самим. Мы назовем их – «вкусняшки». Для начала мы наши заготовки намажем медом. Теперь можем обвалять их в готовой смеси (семена ягод, хлебные крошки, семена подсолнуха, пшено), а можете сами украсить.
Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки,
(дети имитируют движения).
В них насыпали зерно.
(имитируют движения).
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
(загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц)
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
(дети подходят к столу и начинают готовить медовые лакомства).
В: Вот мы и приготовили еду для птиц. Мы можем повесить это на ветки деревьев, когда пойдем на прогулку.
Итак, ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).
3. Заключительная часть.
В: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей
Рефлексия.
На столе круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое поле. У каждого ребенка по 4 сердечка.
- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;
- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите его на желтую часть круга;
- если на занятии вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;
- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.
Художественное слово в рамках реализации проекта
«Зимующие птицы»
Пословицы про зимующих птиц
- Знает сорока, где зиму зимовать.
- Птичка — невеличка, а ноготок востер.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
- Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
- Здоровое дерево дятел не долбит.
- Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.
- Видно птицу по полету.
- Не велика птица.
- Жить на птичьих правах.
- Коготок увяз, всей птичке пропасть.
- Снегирь — вестник зимы.
- Снегирь — красно солнышко.
- Снегирь — виден по полёту.
- Снегирь — первая птица зимой.
- Снегирь — прилетел к нам, красногрудый.
- До чего красив снегирь, солнце рядом тускнет вмиг.
- Красногрудый красавец в лесу, кувыркался в пушистом снегу.
- Сама сорока скажет, где гнездо свила.
- Не живет сорока без белого бока.
- Охоча сорока до находки.
- Не учи сороку вприсядку плясать.
- Всякая сорока от своего языка погибает.
- Знает сорока, где зиму зимовать.
- Сорока на хвосте вести приносит.
- Сорока без причины не стрекочет.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Не велика синичка, а тоже птичка.
- Хвалилась синица, что море зажжёт.
- Немного синичка из моря выпьет.
- Мала синичка, да коготок востёр.
- Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.
- Хоть тресни синица, а не быть журавлём.
- Куда ворона летит, туда и глядит.
- Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.
- Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.
- Ворона сове не оборона.
- Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает
- Вороне соколом не быть.
- Куда б ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.
- Ворона за море летала, а ума не стало.
- На что вороне большие хоромы; знай ворона свое гнездо.
- Ворона с места, а сокол на место
- У вороны искал петух обороны.
- Прямо ворона летает, да дома не ночует.
- Нет такой веточки, чтоб воробей не сидел.
- Где просо, там и воробей.
- Старого воробья на мякине не проведёшь.
- И воробей не живёт без людей.
- Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
- В праздник и у воробья пиво.
- И воробей на кошку чирикает.
- Одним камнем двух воробьёв не убьешь.
- Лучше воробей в руке, нежели петух на кровле.
- Сам с воробья, а сердце с кошку.
- Шумят, как воробьи на дождь.
- Любил кричать воробей, что его соловьи затёрли, а сам от зависти чирикать разучился.
- Лучше один воробей в кармане, чем десяток на крыше.
- Не робей, воробей, с петухом дерись.
- Время, как воробей, упустишь – не поймаешь.
- Воробей торопился, да маленький уродился.
- Дело не воробей – не улетит.
- Капля – воробью глотка нет, а камень долбит.
Загадки про зимующих птиц
Помнишь, как-то раз зимой
В лес ходили мы с тобой?
По тропинке шли – вдруг раз! –
Снег посыпался на нас:
На заснеженную ель
Села птица ... (свиристель).
Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает
(Свиристель)
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (Ворона) "
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (Ворона).
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока).
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (синичка).
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (Синица).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
(Воробей)
Стихотворения
Воробьи живут неплохо,
Если с тёплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи довольны очень
И галдят наперебой,
Если кто-то озабочен
Их нелёгкою судьбой.
Птички вытянули шеи
И заглядывают внутрь
Помещенья, словно двери
Просят настежь распахнуть.
Открываю я окошко,
Воробьи сорвались прочь.
Не пугайтесь, я не кошка,
Птичкам я хочу помочь!
Финк И.
Как рябину углядели?
С ели быстро улетели,
На рябину налетели.
Осмотрели всё вокруг
И тихонько сели в круг.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
И.Токмакова
Видали, как нас
испугалась синица?
А бабушку птица
совсем не боится!
И прямо с распахнутой,
тёплой ладошки
Клюёт аппетитные
хлебные крошки!
Летает за нею
ручным огоньком,
Подружкой своею
считает тайком,
До самой весны у кормушки
«Спасибо!» щебечет старушке!
Л. Генералова
Захотела я синичек
На балконе покормить.
Папе говорю: - Для птичек
Домик надо смастерить.
Целый вечер папа с братом
Мастерили птичий дом.
Вот синички будут рады,
Прилетая на балкон.
Купим семечек. И сало
Папа будет прибивать.
Ведь зимою корма мало,
Надо птичкам помогать.
Прилетайте к нам, синички,
Ждёт вас угощенье.
А кормушка получилась
Просто загляденье!
Дидактические игры
«Угадай, что за птица?»
Дидактическая задача: Упражнять детей классифицировать птиц на перелетных и зимующих. Расширить представления о птицах родного края, выявить экологические знания детей, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Материал и оборудование: Магнитная доска, наборное полотно, картины с изображением птиц. Шапочка дятла, разноцветные ленты. Записки с загадками о птицах.
Скажите, ребята, на какие группы делятся птицы(зимующие и перелетные)
На магнитной доске птицы все перемешались, при отгадывании их надо расселить по своим домам: на верхнюю полоску наборного полотна- зимующих, на нижнюю — перелетных.
(Дети или воспитатель читают загадки)
(Дети находят отгадку и ставят картину на верхнюю полоску наборного полотна).
1.Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый ? (Воробей)
2. Несверкает опереньем. Неприятен он на вид.
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца.(Соловей)
3. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
4. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)
Воспитатель:А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам.
(надевает шапочку дятла)
5. По деревьям я скачу,
Проверяю их лечу,
клювом я стучу: тук-тук.
Где тут. Где тут вредный жук?(Дятел)
6.Пестрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.(Утка)
7.Листья падают с осин.
Мчится в небе острый клин, (Журавли)
8.Всю ночь летает , мышей добывает.
А станет светло- спать летит в дупло.(Сова)
9.Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...(Ворона)
10.На лету поймает мушку,
Не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка?
Желтогрудая ?(Синичка)
11. Что за птица мороза не боится.
Хоть снега лежат везде.
У нее птенцы в гнезде? (Клест)
12.На берёзу птички сели.
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо - птички ... ! (Снегири)
(На магнитной доске остались картины птиц, про которых не было загадано загадок)
Ребята, как мы назовем одним словом птиц на верхней полоске наборного полотна?
А на нижней?
Планета птиц встретила нас добром, улыбнитесь друг другу.
Какой мы сделаем вывод:
Птицы наши друзья-
Птиц надо беречь.
«Что за птица»
Цель: закреплять знания о зимующих птицах. Развивать зрительное восприятие.
Материал и оборудование:карточки с изображением птиц(контурное изображение и цветное).
(Закрывается цветная карточка, отгадывается вторая. Проверяется открытием цветной.)
«Назови птичку, которой не стало»
Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
«Угадай по описанию»
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
Цель: научить составлять описательный рассказ; продолжать знакомство с птицами.
«Улетели птицы»
Цель:упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) – нет филина, сороки
Нет (кого?) – нет филинов, сорок.
«Подбери предмет к признаку»:
Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).
«Чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.
Ход игры.
Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.
Воспитатель показывает на картинке хвост животного и спрашивает: «Чей хвост?» Ребенок отвечает: «Это лисий хвост». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, устанавливает стрелочки в нужном положении.
«Узнай птицу по описанию»
Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее.
«Улетает – не улетает»
Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.
«Четвертый лишний»
По картинкам; по представлению.
Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица).
«Один–много»
Цель:образование множественного числа существительных: сорока – сороки, сова – совы, дятел - …
«Назови ласково»
Цель: Упражнение в словообразовании: синица – синичка, соловей - …
«Счет птиц»
Цель: Закрепление согласования числительных с существительными: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей.
Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.
«Подбери признак»
Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…
«Угощу птиц»
Цель:Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
Материал и оборудование:карточки с изображением птиц и кормом.
(Дети определяют корм для данной птицы. Клест – шишка, голубь – семечки и т.д.)
Подвижная игра «Вороны»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
Xод игры:
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Сюжетно ролевая игра «Птичий двор»
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.
Наши уточки с утра ...
Наши гуси у пруда ...
А индюк среди двора ...
Наши гуленьки вверху ...
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ...!
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.
Подвижная игра «Снегири»
Цель: работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.
Вот на ветках, посмотри,
(по 4 хлопка руками по бокам)
В красных майках снегири
(4 наклона головы на строку)
Распушили перышки,
(на первое слово – частое потряхивание руками)
Греются на солнышке.
(на второе – хлопок по бокам)
Головой вертят,
(по 2 поворота головы на каждую строку)
Улететь хотят.
- Кыш, кыш! Улетели!
(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)
За метелью! За метелью!
Подвижная игра «Собака и воробьи»
Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Скок поскок
Скок поскок.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив,
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.
Пальчиковые игры на тему «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Птичья кормушка Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. | Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
Я зимой кормлю всех птиц Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения |
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. | Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут. Пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Шевелить ими – птенцы. |
Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | Сжимать и разжимать кулачки. На каждое название птицы загибать пальцы. Сжимать и разжимать кулачки. |
Сорока Сорока, сорока, Научи меня летать, Невысоко, Недалеко, Чтобы солнышко видать. | Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями. Руку поднимаем вверх. Кисть руки прикладываем к глазам. Рисуем в воздухе круг. |
Зимовать у нас остались Дятлы, совы, воробьи, Галки, голуби, синицы… Прилетели снегири. | Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки. Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки. Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения. |
Снегири Снегири. Раз, два, три. Прилетели, посидели, Погалдели, улетели. Улетели в небеса. Вот какие чудеса! | Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам. Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших. Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Останавливаются, машут скрещенными ладонями. С удивлением разводят руками. |
Птички В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка – совушка, Ну а эта – скворушка. Эта птичка – воробей, Ну а эта – соловей. Эта – дятел, эта – стриж, Эта же – поющий чиж, Эта птичка – коростель, Эта птичка – свиристель, Ну а это издалека Прилетела к нам сорока. | Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц. Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец. |
Дятел Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. | Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони. |
Сел на ветку снегирек Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик Он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. | «Попрыгать» ладошками по плечам. Потрясти кистями рук перед собой. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода. Поднять руки вверх и покачать ими. Помахать руками – «крылышками» |
Птичка Птичка дом себе вила, В гнездо веточку несла. Там, где курочка гуляла, Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла, Две соломинки нашла. Получился дом отличный, Можно отложить яички. | Пальцы складывают «домиком». Каждый пальчик удаляется от пальчика (запястье не отводить). Пальчики «ходят» по столу. Пальчики стучат по столу. Пальцы складывают «домиком». Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике |
Воробей Ловит воробей жучков, Уплетает червячков, И на юг не улетает – Так, под крышей обитает. Прыг, да прыг, Да чик-чирик! Жить он в городе привык! | Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков. Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх. Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола. |
Сорока Рано утром издалека Прилетела к нам сорока. Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать, Зернышки она клевала, Все на свете рассказала. | Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями. Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево. Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола. |
Воробей Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. | Стучат пальцами по столу. Сжимают и разжимают пальцы в кулак. Пальцами «ходят» по столу. Стучат пальцами по столу. |
Лесной лекарь Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб, Добрый дятел дубу люб. | На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево». Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву. Помахать кистями рук – «летящая птица». |
Дятел Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. | Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой. |
«Расскажи, кто какой голос подает?»
Каркает | |
Тинькает | |
Стрекочет | |
Ухает | |
Токует | |
Воркует | |
Чирикает |
Следы на снегу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В эт...
ПРОЕКТ для детей подготовительной группы «Покормите птиц зимой!»
Зима – трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена. Многи...
Экологический прект в подготовительной группе "Покормите птиц зимой"
Экологический проект "Покормите птиц зимой"...
Конспект занятия (Ребенок и окружающий мир) для детей подготовительной группы «Покормите птиц зимой»
конспект занятия...
Отчет о реализации экологического проекта в подготовительной группе "Покормите птиц зимой"
Экологическое воспитание...
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
Методическая разработка проекта по познавательному развитию для детей старшей группы «Покормите птиц зимой!!!»
Проект по экологическому воспитанию дошкольников...