Районная природоохранная акция Проектов «Школьная кормушка».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Объект проекта: зимующие птицы Нижегородской области (г. Кстово).
Предмет проекта: знания детей о зимующих птицах, их мест обитания и жизни зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kormushka.docx | 623.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Ягодка»
г. Кстово Нижегородской области
Районная природоохранная акция
Проектов «Школьная кормушка».
Подготовили воспитатели подготовительной группы: Гневашова Ю.Н. Дикарёва М.Н. |
2020г.
1. Анализ сложившейся ситуации
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них никакого внимания и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, зазеленеют ли наши сады и парки весной. Дятлы и синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама. Трудятся синицы и зимой, выискивая насекомых и их личинок в трещинах коры деревьев.
Наши верные друзья – оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг.
В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.
Самое опасное время для птиц — конец зимы и начало весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени - это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... Гибнут птицы не от холода, а от голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!
2. Выявление проблемы
Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают, и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.
Проблема: Как помочь зимующим птицам? Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время?
3. Постановка цели, задач
Объект проекта: зимующие птицы Нижегородской области (г. Кстово).
Предмет проекта: знания детей о зимующих птицах, их мест обитания и жизни зимой.
Цель: подобрать и изучить информацию о зимующих птицах Нижегородской области (г. Кстово), способах оказания помощи птицам в зимний период, организовать регулярную правильную подкормку.
Задачи:
1. Изучить разнообразие зимующих птиц.
2. Познакомиться с основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.
3. Провести беседу о необходимости и правилах зимней подкормки птиц, привлечь всех учащихся к данной работе.
4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке и по улице Победы.
5. Вести наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.
6. До конца зимы ухаживать за кормушками и пополнять в них корм.
4. Формы и методы работы
Формы:
∙ беседы
∙ образовательная деятельность
∙ развлечение
∙ чтение художественной литературы
∙ рассматривание иллюстраций
∙ дидактические игры, подвижные игры
∙ Консультации для родителей
Методы:
∙ словесные
∙ наглядные: рассматривание, показ
∙ практические: продуктивная деятельность
∙ игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры
Время выполнения: ноябрь-март
Участники проекта: дети подготовительной группы «Земляничка», воспитатели Дикарёва Мария Николаевна и Гневашова Юлия Никлаевна, родители.
5. План работы над проектом
1 Этап-Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
- определение темы проекта.
- формулирование целей, задач.
- подбор необходимого материала.
- изучение научной литературы по данному вопросу.
- сбор методической и художественной литературы по теме.
- мониторинг уровня знаний.
- анкетирование родителей.
- разработка содержания проекта.
- разработка перспективного плана проекта.
- создание необходимых условий для реализации проекта.
- разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.).
- подготовка атрибутов для проведения мероприятий. (иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы. А также: маски для игр, кормушки, художественная литература, корм для птиц и т. п.).
2 Этап-Основной. (реализация проекта).
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами зимующих птиц их повадками и образом жизни в зимний период.
НОД, беседы, викторина, выставки рисунков, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, просмотр мультфильмов, сказок о птицах, дидактические и подвижные игры, рассматривание иллюстраций зимующих птиц, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, цикл рассказов для детей, сюжетно-ролевые игры.
3 Этап- Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
-подведение итогов.
-презентация проекта.
- викторина «В гостях у птиц».
- коллективная работа «Птицы на ветках»
- приготовление зимнего лакомства для птиц.
- создание семьями воспитанников «Птичьей гостиницы» на участке д/с из кормушек.
6. Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города.
2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.
3. Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.
4. Рассматривание художественно – иллюстративного материала.
5. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц» (см. приложение)
6. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», «Птицы» В. Берестова
7. Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Основной этап:
1. Чтение, обсуждение и заучивание стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона».
2. Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах».
3. Выставки рисунков: «Снегири на ветках рябины»,
4. Аппликация «Кормушка».
5. Рисование пластилином «Птички на ветке».
6. Наблюдение за птицами на участке.
7. НОД: «Зимующие и перелетные птицы», «Птички-невелички», «Покормите птиц зимой».
8. Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Чей хвост», «Чей клюв», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Третий лишний», «Накорми зимующих птиц».
9. Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Вороны и собачка», «Воробушки и автомобиль», «Совы», «Птички», «Воробушки и кот», «Веселый воробей», «Где спрятался воробей», «Птицелов», «Птицы в клетке», «Филин и пташки», «Не зевай», «Попрыгай, как …», «Непогода и птицы».
10. Просмотр познавательных роликов и мультфильмов про птиц.
Заключительный этап:
1. Викторина «В гостях у птиц».
2. Коллективная работа «Птицы на ветках»
3. Приготовление зимнего лакомства для птиц.
Отчет о выполненной работе по проекту «Школьная кормушка»
«Познавательное развитие»: | |
Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Что кушает воробей?», «Кормушки бывают разные» Цель: Расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни. | |
Беседы о правилах поведения на улице, на участке. Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам. | |
Просмотр познавательных роликов и мультфильмов про птиц. Цель: воспитать у дошкольников интерес к мультфильмам, побуждать детей к активному обсуждению сюжета и пересказу | |
Экскурсии по территории детского сада. Цель: Формирование заботливого отношения к живой природе, научного представления о птицах, как объектах живой природы. | |
Наблюдения за птицами на участке. Цели: уточнить названия птиц, которые прилетают к кормушке и летают вблизи участка; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. | |
«Речевое развитие»: | |
Чтение пословиц, поговорок, загадок о птицах; разучивание потешек, считалок о птицах; чтение стихов о птицах. Цель: Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. | |
Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», «Птицы» В. Берестова. Чтение, обсуждение и заучивание стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона». Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. | |
«Социально-коммуникативное развитие»: | |
Сюжетно-ролевая игра «В гости к птицам», «Юнные орнитологи» | |
Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Чей хвост», «Чей клюв», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Третий лишний», «Накорми зимующих птиц» Цель: Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно. | |
«Художественно-эстетическое развитие»: | |
Коллективная работа – «Птицы на ветках». Цель: Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища | |
ХЭР Рисование «Снегири на ветках рябины». Цель: Дать представление о птице снегире, его внешнем виде и окраске. | |
ХЭР Аппликация «Кормушка». Цель: формирование экологической культуры; воспитание бережного отношения, любви к природе. | |
ХЭР Рисование пластилином «Птички на ветке». Цель: Создать условия для развития у детей фантазии и воображения в процессе лепки. | |
«Физическое развитие»: | |
Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Вороны и собачка», «Воробушки и автомобиль», «Совы», «Птички», «Воробушки и кот», «Веселый воробей», «Где спрятался воробей», «Птицелов», «Птицы в клетке», «Филин и пташки», «Не зевай», «Попрыгай, как …», «Непогода и птицы» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. |
Выводы:
В процессе реализации проекта созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о жизни зимующих птиц:
∙ Воспитанники получили новые знания о зимующих птицах, стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, познавательная активность.
∙ Свои впечатления, полученные эмоции, дети воплотили в различных видах деятельности: играх, образовательной деятельности, наблюдениях, практической деятельности и т. п.
∙ Благодаря проекту пополнился словарный запас детей, дети получили возможность больше общаться со своими сверстниками.
∙ Воспитанники стали бережнее относиться к природе родного края, с удовольствием вместе с родителями участвовали в акциях, конкурсах, совместной трудовой деятельности.
∙ Родители нашей группы получили возможность осознать доминирующую роль семейного воспитания и роль дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании у детей начала основ экологической культуры.
∙ Воспитатели группы пополнили свои разработки методическим и практическим материалом по проекту; совершенствовали мастерство, активизировали творческий поиск в реализации проекта о зимующих птицах, применяли в работе с родителями разнообразные формы сотрудничества.
Заключение.
Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому-то оказываешь помощь. Поэтому будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.
Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по данному вопросу.
Список литературы.
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// «Детский сад от А.до Я.»
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. «Педагогика».
3. Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в подг.к школе гр. ДС. 6-7 л. «Мозаика - Синтез»
4. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа «Мозаика - Синтез»
5. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html
6. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
7. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
8. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
9. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html
Приложение
Анкета для родителей.
«Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на наши вопросы.
1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то, когда?
2. В какое время суток насыпаете корм?
3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку?
(на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое)
4. Чем кормите птиц?
5.Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?
6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?
7. Удаётся ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?
8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?
9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чём это проявляется?
10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?
11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?
12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?
13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?
14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?
Загадки про зимующих птиц для детей с ответами
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей. (Кормушка)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою … (Кормушка)
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (Ответ кормушка)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Ответ Дятел)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Снегирь Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют. (Снегири)
На замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички… (Снегири)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Ответ Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Cорока)
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко… (Сорока)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Ответ Клёст)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
В белых шубах ели, сосны...
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы? (Клест еловик)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный ... (клест)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — (Свиристели)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока)
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
А. Яшин "Покормите птиц зимой"
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных?
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дают приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышком взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходятся
Пичугам нашим туго.
В. Звягиной «Воробей»
На дворе − морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки...
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие!
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
«Воробей ведь маленький!»
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки!
А. Прокофьева «Снегири»,
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
Н. Рубцова «Ворона».
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны…
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни.
Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание желания заботиться о птицах.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);
карточки с загадками про птиц.
Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.
Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.
- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.
- А любые крошки кушают птицы? (Нет, только от белого хлеба, крошить надо мелко)
- А почему, как вы думаете? (Чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)
Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Угадайте, про кого мы буде говорить:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (Правильно, синичка - садим на кормушку)
- Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.
- Угадайте, что за птица следующая?
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
- Кто это? (Молодцы, воробышек - садим на кормушку)
- Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.
- Чем будем их подкармливать? (Крупой – овёс, пшено; семечки ).
Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо.
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
- А это кто?
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
- Кто это? (Снегирь, верно - садим на кормушку). Молодцы!
- Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.
- Почему?
Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.
- А чем можно кормить птах?
- Что мы насыпим в кормушку для птичек?
Можно:
- Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
- Просо, овёс;
- Свежие фрукты, ягоды кусочками;
- Не солёное сало.
Нельзя:
- Пшено;
- Чёрный хлеб;
- Жареное и солёное.
Итоги: - Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)
- Легко ли им добывать себе зимой корм?
- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)
Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!
Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.
Конспект «Беседа о птицах»
- Цель: привлечение внимания к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территории Старооскольского района.
- Задачи
- воспитывать бережное и любящее отношение к природе;
- развивать познавательный интерес;
- расширять знания о птицах в зимний период;
- оказывать помощь в виде постоянной подкормки пернатых в осенне-зимний период;
- выявлять и активизировать творческие способности детей дошкольного и школьного возраста;
- изучать и наблюдать за жизнью птиц в городе.
Ход занятия
Прослушивание грамзаписи: Чайковского «Зимнее утро».
Воспитатель: Наступили холода, скоро замерзнут реки и озера. Наступает самое трудное время в жизни птиц. Но есть птицы, которые не боятся ни морозов, ни метелей. Их можно у нас увидеть во все времена года. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Воробьи, синицы, дятлы, совы, филины, тетерева, сороки, овсянки.
( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)
Воспитатель: Но большинство птиц стаями или в одиночку (кукушки) покидают родные места и улетают в теплые страны. Как называют таких птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Стрижи, ласточки, иволги, кукушки, журавли, гуси, лебеди, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы.
( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)
Воспитатель: С исчезновением перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.
Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.
( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)
А теперь немного отдохнем. Ребята, давайте на спине друг у друга пальцами нарисуем разных птиц. ( массаж спины)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И, вдруг, вспорхнули яблоки
Ведь это – снегири!
Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.
Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.
Вопросы воспитателя:
1. Почему их назвали снегирями?
(Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег).
2. Чем питаются?
(Семенами ясеня, клена, рябины).
Показать иллюстрацию клестов и предложить назвать этих птиц.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о клестах? Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму.
Воспитатель: Ребята, есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики.
Воспитатель: Ребята, а теперь поговорим о зимующих птицах.
Отгадайте загадку:
Что за птица может ловко прицепиться к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследует все щели в коре, извлекая из них насекомых? (Синица)
Расскажите, что вы знаете о синицах.
Рассказ детей: Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая птица. Питается она насекомыми не только летом, но и зимой. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться.
Воспитатель: Ребята, вспомните и расскажите, в каком положении может добывать себе пищу синица? (Вниз головой)
Почему? (У нее сильные, крепкие ноги с загнутыми коготками). Почему ее назвали – синица? (Окраска перышек на голове синяя, кричит: «синь-синь»).
Следующая загадка:
Чик-чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей! Кто это? – воробей.
Воспитатель предлагает иллюстрацию воробья, предлагает детям рассказать о воробьях.
Вопросы к детям: Как отличить домового воробья от полевого? (У домового – серая шапочка, у полевого – коричневая, у домового на крыльях – одна светлая полоска, у полевого – две, у полевого вокруг шеи белый воротничок ).
Что значит для воробьев звук « ч-р-р », и кто его подает? (Этот звук подает старый воробей – сторож, заметив опасность (кошку, ястреба).
Поэтому звуку все птицы улетают). Как ведут себя воробьи, если из гнезда выпадает маленький птенец? (Они поднимают переполох, громко
повторяют « че-ре-ре »).
Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц. Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года? (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц). Поднимите руки, кто сделал дома кормушки для птиц, чем вы их кормите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?
В конце I части занятия почитать детям стихотворение.
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин)
Физкультминутка
II часть. Дидактическая игра «Знай и назови».
Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы.
Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите.
Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему: «Зимующие птицы»
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Цель занятия: закрепить и расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах
Основные задачи занятия:
Образовательные:
- классифицировать птиц по признаку перелетные или зимующие;
- учить выделять части тела птицы;
- уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Развивающие:
-вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- совершенствовать диалогическую речь;
- развивать фонематический слух детей;
- развивать активную речь детей: названия птиц (голубь, ворона, кукушка, сова, журавль, скворец);
- расширение активного и пассивного словаря детей;
- развивать наблюдательность, произвольное внимание
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к птицам, аккуратность при закрашивании частей изображения;
- воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.
-вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Оборудование занятия
демонстрационный материал:
аудиозапись с голосами птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,
ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала, СД диск,
раздаточный материал
карточки с изображениями птиц, разрезные картинки птиц .
Ход занятия (с указанием инструкций педагога-дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов)
1.Организационный момент
Предлагаю детям послушать аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: - Дети, что вы слышите? (пение птиц)
- А сейчас в природе можно ли услышать пение птиц? (Нет. Зима. Холодно, птицы улетели).
Воспитатель: - А все ли птицы улетели? (нет).
- Почему одни птицы улетают, а другие нет? (Улетают те птицы, которые питаются насекомыми, они называются перелётными. Остаются те, которые могут питаться другим кормом (семенами, хлебными крошками, ягодами рябины, шиповника)).
Основная часть:
Воспитатель:
- Это зимующие птицы (вывешиваю картинки с изображением птиц). Посмотрите на них внимательно. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Смотрите на доску на ней подсказки (картинки с изображением птиц).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
( Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель.
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель.
О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель. Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель.
Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель. О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель. Итак, ребята, давайте еще раз назовем зимующих птиц.
Воспитатель. Как мы можем помочь птицам пережить холода и морозы? (кормить их, повесить кормушки)
Воспитатель. Послушайте стихотворение:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» (с использованием интерактивной доски)
Описание игры.
На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.
В: «Перелётные птицы полетят к «солнышку», а зимующие – к «снежинке»».
- Дальше мы с вами отправимся в лес.
3. Физкультурная минутка «Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть.
Предлагаю вам последнее задание «Собери картинку». Нужно собрать картинку и сказать какая птица у вас получилась. (Раздаю детям разрезные картинки из четырех частей, дети собирают и называют птиц)
Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей). Как мы можем заботиться зимой о птицах? (Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, занятие закончено.
Используемая литература
1.. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М.: Гном и Д, 2007.(Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».)
3. Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России: Тематический словарь в картинках. М.: Школьная пресса, 2008.
4. Зимние стихи. «Сборник стихотворений о зиме русских поэтов». Книга для детей от 3 до 15 лет. Издательство: «Мозаика-Синтез.»-2009г.-с.22
Конспект НОД «Птички-невелички»
Тема: «Птички – невелички».
Цель: Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от голода, желание и готовность помогать им.
Задачи:
• продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
• развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами;
Дидактические игры: «Узнай следы», «Собери картинку», «Времена года»;
Изготовление фотоколлажа «Как помочь птицам зимой».
Материалы и оборудование:
Фотографии зимующих птиц, запись пения птиц, запись песни «Птичка», корм для птиц, кормушка, технологическая карта «Снегири», краски, кисти, листы бумаги.
Описание хода мероприятия
На фоне музыки звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:
Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима
Морозная, не злая!
Воспитатель: А что доброго зима сделала для вас? (Дети отвечают) Какое настроение вызывает у вас зима? (Дети отвечают)
Воспитатель: Не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки. Печальный писк издают они в лютые морозы.
Воспитатель показывает изображения птиц, дети их называют.
Воспитатель: Ребята,послушайте и отгадайте загадки:
1. Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок (Воробей)
2. Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица – вот вопрос? (Сорока)
3. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Проводится игра «Один – много». Воспитатель называет птицу в единственном числе, дети - во множественном.
Синица – синицы, сорока – сороки, дятел – дятлы, воробей – воробьи, снегирь – снегири.
Игра «Подскажи словечко». (Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку называя птицу и её особенность, ребенок образовывает прилагательное)
У сороки белые бока, поэтому её называют… белобокая
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют. желтогрудая
У голубя сизые крылышки, его называют…сизокрылый
У дятла длинный клюв, его называют… длинноклювый
У воробья тонкие лапки, его называют. тонколапый
У вороны толстый клюв, её называют… толстоклювая
Воспитатель: На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. Но сегодня мы с вами познакомились с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что для птиц страшнее голод или холод? (Ответы детей)
Воспитатель: К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом, поэтому им тепло и они не бояться морозов. А вот найти зимой корм птицам нелегко. И птицы могут погибнуть от голода. Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей) .
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой».
Воспитатель показывает детям кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку).
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Воспитатель: Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки, греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят.
«Снегирь – маленькая, пухленькая птичка, с ярко – красной грудкой и черной шапочкой. Она называется так потому, что появляются в наших краях с первым снегом. Снегири на рябине как огоньки, как фонарики, как яблочки».
Воспитатель выставляет технологическую карту «Снегири» и предлагает детям нарисовать красивых снегирей с алыми грудками.
Последовательность рисования:
Нарисуйте кисточкой овал – туловище снегиря.
Раскрасьте половину овала красным цветом – это грудка снегиря.
Спинку раскрасьте черным цветом.
Нарисуйте голову, хвостик, крылышко,клюв, глаза и лапки снегиря.
Изобразите ветку, на которой сидит снегирь.
Нарисуйте летящие снежинки.
Рефлексия:
Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового? (все садятся на ковер).
О чем сегодня говорили? (Ответы детей)
Вы будете помогать птицам зимой? (Ответы детей)
Молодцы!
На память о нашей встрече предлагаю оформить нашу выставку веселыми птичками. (дети берут свои рисунки птичек и прикрепляют на панно).
Спасибо за работу. До новых встреч.
Конспект НОД в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, музыка, экология.
Цель: выявить экологические знания детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о птицах; закрепить название зимующих птиц; продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам; дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Словарная работа: синица, ворона, снегирь, сорока, свиристель, воробей, дятел, клейстер.
Предварительная работа: разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Оборудование:
- демонстрационный материал: картинки и фотографии зимующих птиц в презентации; образец работы, мультимедийное оборудование; «Волшебный сундучок» с загадками;
- раздаточный материал (доски для лепки, кисточки, макет пряника, клейстер, корм для птиц, влажные салфетки).
Логика непосредственно-образовательной деятельности:
Организационный момент.
Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Дети с воспитателем входят в группу.
Здравствуйте, девчонки, здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте гости!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками.
А сейчас поздороваемся с гостями, друг с другом.
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, другу отдали.
Вводная беседа. Актуализация знаний детей.
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний лес, который может подарить вам интересные встречи.
Фильм «Зимняя сказка» под музыку М. Таревирдиева.
Понравилось вам, ребята? Какое время года? А музыка красивая?
Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.
Как здесь удивительно и красиво! В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты, человек, пришёл в лес? С добром или нет? Под деревьями на белом снегу отпечатались следы зверей и птиц.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о птицах.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие –те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Ребята, а что вы можете рассказать про птиц? (У птицы тело покрыто перьями, у них два крыла, они умеют летать, у них есть хвост, две лапы, хвост)
Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу).
Почему птиц называют зимующими? (Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях)
Почему они не улетают? (Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами)
Просмотр видео о жизни зимующих птиц.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
(Достаю из «Волшебного сундучка» загадки)
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Голодная птичка холодной ночью может погибнуть.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
Физминутка «Птичка ожила».
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.
Понравилась вам прогулка по лесу? А сейчас давайте вернёмся в нашу группу.
Ребята, а как вы думаете, чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (ответы детей).
Правильно, мы можем смастерить кормушки для птиц, а также подкармливать их. А чем же мы будем кормить птиц? (ответы детей)
Давайте посмотрим, что же можно давать птицам, а чего нельзя. (Презентация «Чем накормить пичужку»).
Прежде, чем нам приступить к работе, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Сначала - "зовущие» движения пальцев, затем "режущие» движения одной ладони по другой.
Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
У вас на столах лежит заготовка для лакомства. Это макет пряничков в виде сердечек, баранок, клейстер, зернышки. Мы берем кисточку, промазываем клейстером и обильно посыпаем. Оставим на доске наши работы, как только они подсохнут, мы с вами выйдем на улицу и развесим угощение для птиц по всей территории детского сада.
Наше занятие подошло к концу. Вам ребята за участие мы дарим памятную медальку. Спасибо за внимание.
Картотека дидактических игр на тему: «Зимующие птицы»
Игровое упражнение «Какая это птица»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, четко произносить звук «Р».
Материал. Красочные изображения птиц.
Описание: педагог, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно.Например:
— Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
— Все покричим, как ворона.
— Кто кричит «чирик-чирик»?
— Покричим, как воробей.
Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»
Цель: развивать умение детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.
Материал: картинки с изображением птиц.
Содержание игры: Детей делят на две команды. Педагог заранее заготавливает карточки с изображениями птиц, которых показывали детям на прогулке, занятиях. Например,для первой команды: снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка, зяблик, сорока; а для другой - голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь, ворона.
Каждая команда выбирает ведущего, который быстро подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка». Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко, не назвал - проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает полочка, нет - полочка сгорает. Для другой команды слова иные «не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»
Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном порядке.
Словесная игра: «Прилетели птицы»
Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы:
голуби, синицы, мухи и стрижи.
голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. ,
голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совки, плюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Игровое упражнение «Птички»
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
Описание: педагог рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились —
Все люди дивились.
педагог предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игра «Чем питаются птицы».
Цель. Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.
Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т. д.
Игровое упражнение «В зимней столовой»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?
Цель. Закреплять умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.
Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.
Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.
Игра «Кто как выглядит»
Цель. Закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.
Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку, они проверяют правильность ответа.
Игровое действие:Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».
Игра «Птенчики»
Цель. Развивать умение детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.
Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.
Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».
Игра «Чей голос?»
Цель. Закреплять умение детей звукоподражать птицам.
Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.
Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,
2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».
Дидактическая игра: «Что за птица»
Цель. Совершенствовать умение детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.
Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.
Ход игры: Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет, по которым можно узнать, что это за птица.
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля.
Водящий: Есть у меня птица
Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)
Все играющие говорят:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Крылья у птицы
Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.
Все играющие говорят: Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Клюв у этой птицы
Вот такой, вот такой!
Словесные упражнения
Ответь на вопросы
• Какие птицы зимуют в наших краях?
(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)
• Какие птицы прилетают к нам с севера?
(Снегирь, свиристель.)
• Какие птицы улетают зимовать в теплые края?
(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)
• Зачем журавлю длинные ноги?
• Зачем клесту крестообразный клюв?
• Какая птица охотится ночью?
• У какой птицы зимой появляются птенцы?
• Какую птицу называют самым лучшим певцом?
• Какую птицу называют «ледоломкой»?
• Какую птицу называют «лесной газетой»?
• Каких птиц называют «березовыми птицами»?
• Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
• Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?
• Какие птицы танцуют весной?
Закончи предложения
Воробей маленький, а журавль.
Ворона большая, а синица.
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки.
У дятла клюв длинный, а у снегиря.
Утка серая, а лебедь.
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Снегирь малоподвижный, а синица…
Клест нарядный, а воробей…
Синицы высиживают птенцов летом, а клест…
Приложение 2
Наблюдение №1.
Кормушки посещали несколько видов птиц: воробей домовый и синица большая, снегирь, голубь, свиристель.
Вывод:
1. Воробьи зимой полностью зависят от человека и не могут без нашей помощи выжить, так как естественных кормов, которые они в состоянии найти в природе очень мало.
2. Синицы могут пережить зиму без нашей помощи, но не откажутся если предложить им корм.
Наблюдение №2.
Другие виды зимующих птиц кормушки посещали меньше.
Причины: Они чаще всего добывают корм самостоятельно. К этой группе относятся снегири, дрозды - рябинники, свиристели, щеглы. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливаются.
Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябина, боярышник и др. Кормушки они не посещают, полностью завися от наличия ягод на ветвях (обрывая плоды рябины, мы тем самым сокращаем количество доступного для них корма).
Снегири питаются семенами рябины, ясеня, сирени. Они изредка посещают кормушки.
Щеглы питаются семенами сорных трав. На кормушках их вряд ли увидишь.
Вывод: необходимо ещё осенью заготавливать более разнообразный корм для зимней подкормки птиц.
Наблюдение №3.
Частота посещения кормушек увеличивалась с момента их развешивания.
Вывод: Регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц.
Наблюдение №4.
Деревянные кормушки посещало большее количество птиц, чем пластиковые и картонные.
Вывод: наиболее целесообразно устраивать для птиц деревянные кормушки - они прочные, долговечные и удобны для расположения птиц разного вида.
Кроме численности птиц. был проведён учёт видов кормов и результаты занесены в таблицу.
Наблюдение №5.
Из таблицы видно, что воробьи едят все зерновые виды корма, сало не едят. Большая синица всеядна, но предпочтение отдаёт семечкам и салу.
Вывод: наблюдения дали возможность установить, что универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семечки и хлеб. Вероятно, потому, что они содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии.
Подтверждение гипотезы:
Видовой состав птиц – посетителей кормушек полностью зависел от корма, использованного для зимней подкормки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоохранная акция "Собери макулатуру - спаси дерево".
Собери макулатуру - сохрани дерево....
Районная онлайн-акция "Синичкин день" и Районный онлайн-конкурс "Кормушки для пернатых"
В ноябре уже чувствуется приближение зимы. Многие зимующие птицы прилетают ближе к человеческому жилью. 12 ноября-Синичкин день.Районная онлайн-акция "Синичкин день" направлена н...
Экологический проект: "Природоохранная акция: "День рождения Земли"
Природоохранная акция "День рождения Земли"...
Отчет по природоохранной акции «Каждой пичужке кормушка»
Отчет по природоохранной акции «Каждой пичужке кормушка»...
Природоохранная акция "Покормите птиц-2021" Конкурс "Кормушка добра"
Отдел эколого-просветительской деятельности ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник» проводил природоохранную акцию «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ - 2021». ...
ПРОЕКТ в рамках районной природоохранной акции «Цвети, Земля!» ТЕМА «Благоустройство территории учебного заведения»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бобровский детский сад №4 общеразвивающего вида...
Отчёт об участии в районной экологической природоохранной акции «Скворушка»
C каждым годом численность птиц уменьшается. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, ребята из разновозрастной группы №1 приняли участие в природоохранной акции «...