«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию младшей разновозрастно группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание .Из опыта работы | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Доклад на тему:
«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования»
Выполнила воспитатель:
Гринчук М.А.
2019 г.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с раннего дошкольного возраста.
Слайд №2
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен не только экологический подход, но и педагогический процесс, опирающийся на основополагающие идеи понятия экологии.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые впечатления, формирует эстетические чувства. Каждому ребёнку совершенно необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой.
Слайд №3
Цель экологического воспитания – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо он сам часть природы. Более сложным является для ребёнка усвоение связей, зависимости между объектами и явлениями живой и неживой природы.
Вполне очевидно, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Слайд №4
В своей группе я провожу следующую работу по экологическому воспитанию детей.
Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы в детском саду. Основной задачей обучения на занятиях является формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Другая, не менее важная задача – развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование её способов. Особое внимание мы уделяем развитию наблюдательности и умение детей находить связь между объектами природы. (Снег растаял. Почему ? Стало тепло и ярко светит солнце.)
Дети знакомятся со строением и местом произрастания растений и способом их сбора . Знакомим с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.
Слайд № 5
Одним из направления нашего детского сада - это экологическое воспитания детей. «Знакомство детей с природой родного края».
Нами был приглашен, Ющук Дмитрий Сергеевич, помощник лесничего КУВО «Лесная охрана Телермановского лесничества».
Он показал детям презентацию «Детям о лесе и его обитателях». Дети узнали много нового о животных и птицах нашего края и средой их обитания.
Также он познакомил детей с правилами поведения в лесу. Рассказ сопровождался просмотром презентации.
Слайд № 6
В течение года с детьми проводились экологические проекты.
«Лук - мой лучший друг!»
Цель: расширить знания детей о луке.
Мы изучили строение лука и его лечебные свойства. Провели экскурсию на кухню, где повар познакомил детей с блюдами, в которые добавляется лук.
Провели посадку лука в уголке природы. Вели наблюдение за ростом зеленых перьев лука. Каждый день, с моей помощью, дежурные приносили перья зеленого лука на кухню, и повар добавлял его в суп и салат.
Дети получили новые знания, о пользе лука, которые они с удовольствием передавали своим родителям.
Слайд №7
Проект «Кто живет в Арктике и Антарктике»
Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.
Проект проводился совместно с родителями. Дети познакомились с погодными условиями Арктики и Антарктики и животными , которые там проживают. Были проведены эксперименты : «Вода-жир», « Лед тонет или нет?», «Таяние льда». Родители помогли изготовить макет Земли и материка Антартики». Полученные знания дети закрепляли на практике в художественном творчестве.
Слайд № 8
Проект «Птицы».
Цель: воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
В ходе проекта мы познакомились с разными видами зимующих птиц.
Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. Мы много читали о птицах, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, занимались аппликацией и оригами, проводили выставки творческих работ. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект.
Слайд № 9
Был проведен краткосрочный проект « Земля ,песок, камни»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах земли, песка и камня, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Дети познакомились со свойствами песка, земли и камня. В процессе экспериментирования, дети выяснили, что песок можно окрашивать в разные цвета с помощью гуашевых красок. И использовали покрашенный песок для рисования листьев деревьев и разукрашиванию шаблонов. Также дети рисовали песком в «Чудо – песочнице».
Слайд № 10
Зимой был проведен проект «Зимние чудеса».
Цель проекта: формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Были проведены эксперименты: «Из воды-лед, изо льда-вода»,
«Откуда берутся снежинки?», «Куда исчез снег?», «Свойства льда» и т.д.
Слайд № 11
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). В декабре по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой!»
План проведения акции:
1. Занятие "Птичья столовая"
2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.
3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада.
4. Ежедневная подкормка птиц.
5. Наблюдения за птицами и их повадками
Слайд №12
Акция «Скворушки»
Цель : формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к перелетным птицам и заботе о них.
Родителями было изготовлено 6 скворечников и развешено на территории ДО. Также к акции были и привлечены жители села, которые изготовили 10 скворечников и развесили его на территории своих приусадебных участков.
Слайд № 13
Акция «Первоцветы»
Цель акции: вовлечение воспитанников и родителей в общественно значимую природоохранную деятельность, способствующую формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Детей познакомила с первоцветами, местом их произрастания. Была изготовлена картотека «Первоцветы». Изготовили буклеты и запрещающие знаки «Не рвите первоцветы!». Знаки развешивали на столбах, остановках и раздали родителям .Буклеты « Берегите первоцветы!» были розданы прохожим.
Слайд №14
В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
Слайд №15
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В уголке есть функциональное дерево «Времена года».
Слайд № 16
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».
Слайд № 17
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Слайд №18
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для разновозрастной группы "Золотая осень"
Конспект интегрированой непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и аппликации для детей разновозрастной группы детского сада...
Образовательная программа для разновозрастных групп дошкольного образования
Программа разработана на основе проекта примерной основной образовательной программы под редакцией Н.Е..Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.васильевой "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО. Все разд...
ПРАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен практический материал по экологическому воспитанию в ДОУ и взаимодействие с родителями....
Конспект занятия по экологическому воспитанию старшей разновозрастной группы на тему: «Что такое огород и что на нем растет?»
Цель:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Освоение детьми экологических знаний, трудовых навыков, выявл...
Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.
Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...
Экологическое воспитание как важный элемент дошкольного образования
В данной статье рассматривается как отсутствие связи и взоимодействия с миром природы может отрицательно сказаться на психоэмоциональном и физическом состоянии ребёнка. Так же даны рекомендации, как в...
Экологическое воспитание детей разновозрастной группы младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материа...