ПРАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по окружающему миру на тему
В статье представлен практический материал по экологическому воспитанию в ДОУ и взаимодействие с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Ю. Заичкиной
ПРАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ДОУ.
Аннотация: В статье представлен практический материал по экологическому воспитанию в ДОУ и взаимодействие с родителями.
Ключевые слова: экологическое воспитание, взаимодействие, родители.
Природа - наше прошлое, настоящее и будущее. Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды — одна из важнейших. Несмотря, на все разумные призывы, экологическая обстановка год от года ухудшается. Человек приносит окружающей природе много зла, не заботясь о её восстановлении. Между тем, это должно стать нормой жизни для каждого человека и, чем раньше начнётся воспитание этой нормы, тем вероятнее решение многих проблем окружающей природы в будущем. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Взрослые вспоминают свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатство. Знать окружающий нас мир, родную природу должен каждый, считающий себя “воспитанным человеком нашего общества. Не знать того, что растет вокруг нас, летает над нами, живет рядом с нами - просто нельзя.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [10, стр. 27].
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог - родитель;
- педагог - ребенок - родитель.
Прежде чем выстраивать работу, необходимо провести анкетирование родителей и разделить их на группы (по уровню знаний и умений, психологическим качествам и тд.). Индивидуальная работа более успешна, так как направлена на конкретную личность. (Приложение 1.)
Разнообразие форм работы с родителями ошеломляет:
- Коллективные (конференции, «Круглые столы», традиционные и нетрадиционные родительские собрания);
- Индивидуальные (педагогические беседы при посещении семьи, на родительском собрании, консультации) (Приложение 2,Приложение 3);
- Наглядно-информационные (видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки);
- Нетрадиционные (родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах; организовывается выставка совместных работ родителей и детей; проводятся «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.)
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результатом становится непрерывность экологического воспитания дтей дошкольного.
Большую роль играет компетентность родителей в воспитании у детей экологических представлений. Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций:
- пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность;
- проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.
Предложить родителям участвовать в различных конкурсах вместе со своими детьми:
- наглядная агитация – листовка. В ней описаны и нарисованы правила поведения в природе;
- экологическая газета. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей;
Для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.
Групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.
Организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.
Побудить создать дома уголок природы (комнатные растение и необходимые инструменты для ухаживания за ними; оборудование для самостоятельных исследований; книги, журналы о природе и тд.)
Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.
Литература
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1998.
3. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики. // Педагогика, 2002, № 10.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2004. - № 1.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
Приложение 1
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"
- Возрастная группа____________________________________________
- Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
____________________________________________________________
- Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей? ______________________________
- Интересует ли Вас лично данная проблема?_______________________
- Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?___________________________________
- В чем это проявляется?
– ребенок много рассказывает;
– просит завести животное, растение дома;
– обращает внимание на окружающую его природу;
– просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д.
(нужное подчеркнуть).
- Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
____________________________________________________________
- Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?____________________________________________________
- Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?____________________________________
- В чем это проявляется?
– беседовали с ребенком о природе;
– оборудовали в семье уголок природы;
– приобрели животных; подкармливаете птиц;
– выбираетесь чаще на природу;
– проводите наблюдения с детьми за природными объектами;
– сажаете деревья, охраняете природу. (нужное подчеркнуть).
- Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ____________
- В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме?
– как проводить наблюдения за погодой;
– как содержать животных, растения;
– какие давать знания;
– как знакомить с правилами поведения в природе;
– какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми. (нужное подчеркнуть)
- Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ________________
- Ваши предложения, пожелания. ________________________________
Сведения о себе(подчеркнуть):
- Возраст:
20-30 лет
30-40 лет
40-50 лет
- Образование: среднее, высшее
- Пол: Муж./Жен.
Спасибо!!!
Приложение 2
Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию
Запомните правила!
Охрана растений
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых-опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Приложение 3
Охрана животных
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо. Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. ОП дошкольной образовательной орг...
В Великом Новгороде обсудят условия применения на практике программы повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования
4 декабря 2019 года в Новгородском институте развития образования пройдет установочный семинар по теме «Условия применения на практике программ повышения квалификации специалистов системы дошкол...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".
В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....
«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»
laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...
Экологическое воспитание как важный элемент дошкольного образования
В данной статье рассматривается как отсутствие связи и взоимодействия с миром природы может отрицательно сказаться на психоэмоциональном и физическом состоянии ребёнка. Так же даны рекомендации, как в...
ДОКЛАД «Опыт работы по внедрению новых воспитательных практик в рамках реализации Инновационной программы дошкольного образования «Вдохновение»
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психо...