Дидактические игры по теме "Птицы"
картотека по окружающему миру (старшая группа)
В игре не может быть систематического обучения, можно сообщать детям только те сведения, которые требуются игровыми целями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры по теме "ПТИЦЫ" | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр по теме
«Птицы»
для детей среднего дошкольного
возраста
«Где, какая птица находится»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»
Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.
Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.
«Какая птица лишняя»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.
Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.
«Кто где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;
Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
«Продолжи, найди причину»
Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Воспитывать любовь к природе родного края.
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
«Узнай птицу по силуэту»
Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
«Кто чем питается?»
Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Ход игры.
На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.
«Птицы представляются».
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
«В мире птиц»
Цель: закрепить знание детей о птицах.
Ход игры: На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.
Вопросы под рамками:
1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)
2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)
3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)
4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)
5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)
6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)
7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)
8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)
«Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Ход игры.
На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
«Чего не хватает?»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/
Ход игры.
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
«Сравни птиц»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
Ход игры.
У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.
«Что лишнее»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Оборудование: карточки с набором из 4-х слов (картинок): три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры :
Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
«Скажи ласково»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Ход игры :
Острый клюв - остренький клювик
Тонкие лапы – тоненькие лапки
Длинная шея – длинненькая шейка
Белая грудь – беленькая грудка
Черное крыло – черненькое крылышко
Толстая шея – толстенькая шейка
Короткий хвост – короткий хвостик
Светлые перья – светленькие пёрышки
«Четвёртый лишний»
Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.
Ход игры :
Воробей, грач, сорока, синица
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, кукушка, дятел
Ворона, скворец, синица, галка
Соловей, голубь, сорока, воробей
Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.
«Кого не стало»
Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже
Ход игры :
На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...