«Из истории часов»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Светлана Юрьевна

Закрепление пройденного материала по теме "Из истории часов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Из истории часов»

Цель: Формировать у дошкольников представление о времени, развивать интерес к истории возникновения различных видов часов.
 

Задачи: Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека;

  • расширять кругозор дошкольников, через знакомство с разными видами  и назначением часов;
  • формирование  интереса к познанию истории;
  • развивать способности детей, понимать ценность времени в жизни человека.
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение; 
  • получение положительных эмоций от опытно- экспериментальной деятельности.

Активизация  словаря: «солнечные часы», «водяные часы», «песочные часы», «циферблат», «часовщик», закрепить умение правильно образовывать слова.

Материал: Презентация «История возникновения часов», 3 стола. На столах лежат: пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, кувшин с водой, песок, палочка, картонная заготовка циферблата без цифр, разделенный на сектора, цифры, болт и гайка, стрелки для часов, клей, клеенки, фонарь, песня «Часики» из мультфильма «Фикси- пелки».

Методы: наглядный, словесный, практический.

ХОД:

Звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки». Дети забегают в группу и свободно танцуют. По окончании музыки воспитатель обращает внимание детей на присутствующих и предлагает детям поздороваться с гостями.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Кто ворочая усами

Раскомандовался нами?

Можно есть, пора гулять,

Умываться и в кровать.

Дети: Это часы.

Воспитатель: Правильно. Это часы. Вы много знаете о часах. Предлагаю вам рассказать нашим гостям о некоторых из них.

Слайд 1 «Птицы. Растения»

В старину люди жили без часов. Как же они узнавали время?
Дети: Люди замечали вокруг себя поведение разных птиц и растений в разное время суток. Соловей пел ночью, петух кукарекал с восходом солнца, одуванчики раскрывали свои цветы как только солнце вставало, вьюны раскрывали граммофоны только к обеду, а цветы кувшинки белой раскрывались ближе к полуночи…

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, удобно было пользоваться такими часами? Почему?

Дети: Птиц не возьмешь с собой , если надо было отлучиться. Если сорвешь цветы, то они быстро завянут.

Воспитатель: Шло время. Человеку стало необходимо знать более точное время. Он стал замечать, что при движении солнца по небу, от предметов падала на землю тень и она двигалась по кругу. Ее длина увеличивалась или уменьшалась. И человек придумал…. Посмотрите на экран. Как связаны между собой предметы?

Слайд 2 «Солнце, песок, палка»

Дети: При помощи палки, песка, солнца были изобретены первые часы. Они назывались «солнечными».

Слайд 3 «Солнечные часы»

Тень от палки двигалась по кругу за солнцем и человек мог определить время.

Воспитатель: Удобны ли были такие часы?

Дети: Нет, такие часы были неудобными. Ими нельзя было пользоваться ночью, в пасмурную и дождливую погоду. В пасмурную погоду не было тени, а дождь смывал рисунок.

Слайд 4 «Вода, сосуд в виде воронки, большая емкость»

Воспитатель: Вам приходилось слышать такую фразу, что «время течет»? Предлагаю детям посмотреть на экран. А что общего между этими предметами?

Дети: Люди придумали «Водяные часы»

Слайд 5 «Водяные часы»

В водяных часах вода переливалась по каплям из одного сосуда в нижний сосуд. Такими часами можно было пользоваться в любую погоду, днем и ночью.

Воспитатель: А были ли такие часы удобными?

Дети: Такие часы тоже были неудобными. Нужен был человек, следил бы за водой в сосуде. Воду надо было постоянно доливать. Сосуды могли перевернуться и вода вытекла бы.

Воспитатель: Но человек не остановился, он все время искал… и нашел…

Слайд 6 «Стекло, песок»

Ребята, скажите, как связаны эти предметы между собой?

Дети: Человек научился делать стекло. При помощи стекла и песка он изобрел «песочные часы».

Слайд 7 «Песочные часы»

Между двумя стеклянными емкостями было маленькое отверстие через которое сыпался песок.

Воспитатель: Эти часы были удобными в использовании? Почему?

Дети: Такие часы надо было всегда переворачивать. Их можно разбить. Не заметить, когда надо переворачивать.

Воспитатель: Можно ли встретить песочные часы в наше время? Где можно их увидеть?

Дети: Песочные часы можно встретить в лабораториях, в больницах, где люди проходят процедуры.

Слайд 8 «Часы»

Воспитатель: В наши дни люди изобрели множество разнообразных и удобных часов. Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки, атомные часы, которые показывают всегда точное время. И все эти часы, если они ломаются, чинить и чистит человек. Как называется профессия?

Слайд 9 «Часовщик»

Дети: Профессия называется часовщик или часовых дел мастер.

Физминутка: Звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки». Дети свободно танцуют.

Воспитатель: Обращаю внимание детей на столы, на которых лежат: пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, ёмкости с водой, песок, палочка, картонная заготовка циферблата без цифр, разделенный на сектора, цифры, клей, клеенки. Как вы думаете, для чего нужны все эти предметы?

Дети: Из этих предметов можно сделать разные часы.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам побыть часовщиками. Выберите себе понравившееся рабочее место. Оденьте фартуки.

 Дети самостоятельно делятся на подгруппы и проходят к столам.

На первом столе лежат клеенка, тарелка, песок, палочка.

Воспитатель: Для чего нужны эти предметы?

Дети: Из этих предметов можно сделать «солнечные часы».

На втором столе лежат клеенка, разрезанные пластиковые бутылки, стоит кувшин с водой.

Воспитатель: Для чего нужны эти предметы?

Дети: Из этих предметов можно сделать «водяные часы».

На третьем столе лежат клеенка, клей, цифры, круг, разделенный на сектора, болт и гайка, стрелки.

Воспитатель: Для чего нужны эти предметы?

Дети: Из этих предметов можно сделать часы с циферблатом.

Предлагаю детям начать работу. Во время самостоятельной деятельности звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки».

По окончании самостоятельной деятельности детей подхожу к каждому столу, прошу рассказать детей какие часы они сделали:

Первый стол- мы насыпали песок в тарелку, разровняли его, разделили на равные части, чтобы получился циферблат, в середину вставили палочку и получились «солнечные часы».

Предлагаю посмотреть как «работают «солнечные часы». При помощи фонарика (солнце) свечу на палочку так, чтобы получить тень. Затем, вращаю фонарик вокруг палочки и наблюдаем за «ходом» тени по циферблату.

Дети: Часы работают!

Второй стол- мы вставили одну часть от бутылки ( с крышкой и дыркой в ней) в другую часть от бутылки, налили воду . Вода через дырку капает вниз. У нас получились «водные часы».

Дети: Часы работают!

Третий стол- мы приклеили цифры по кругу, соединили стрелки с кругом при помощи болта и гайки и у нас получились часы с циферблатом. Дети демонстрируют «работу часов».

Дети: Часы работают!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые получились часы! И главное, они все «работают»! А сейчас я приглашаю вас и наших гостей в музей.

Прошу детей вспомнить правила поведения в музее.

Вот мы и пришли в наш музей. Для чего нужны музеи?

Дети: Музеи нужны для того, чтобы мы могли видеть предметы разного времени и эпох.

Воспитатель: Правильно, в музеях мы можем узнать и увидеть «историю предметов». Что нового в нашем музее?

Дети: В нашем музее появились часы.

 Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть часы и рассказать, что общего и в чем разница .

Дети рассказывают об увиденном.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Назови правильно». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать одним словом:

-Как называются часы, которые вешают на стену? ( настенные часы)

- Как называются часы, которые ставят на пол? (напольные часы)

- Как называются часы, которые стоят на столе? (настольные часы)

- Как называются часы, которые носят на руке? (наручные часы)

- Как называются часы, которые носят женщины? (женские часы)

- Как называются часы, которые носят мужчины? (мужские часы)

- Как называются часы, которые носят дети? (детские часы)

- Как называются часы, которые ставят на камин? (каминные часы)

- Как называются часы, которые нас будят? (будильник)

- Как называются часы, которые носят в кармане? (карманные часы)

Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось сегодня? Что нового узнали?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Воспитатель:  Вы все сегодня были активными, изобретательными, любознательными, много рассказали о часах, потому что работали вместе. Нам пора прощаться с нашими гостями и возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История часов"

Презентация может быть использована при изучении темы "Из прошлого предметов", как иллюстративный материал....

ИСТОРИЯ ЧАСОВ

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ. ИСПОЛЬЗОВАЛА ДЛЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме "История часов. Водяные часы"

Время является регулятором жизни и деятельности ребенка в разные периоды жизни. Много трудностей приходится преодолевать ребенку, у которого не развиты временные различения. Поэтому уже в дошкольном в...

Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»

Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...