Конспект коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения «И покажем, и расскажем» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шайтанова Нина Николаевна

Конспект коррекционного подгруппового занятия в подготовительной к школе группе, с целью которого формирования у детей с нарушениями зрения знаний об окружающем мире. В форме экскурсии по краеведческому музею. В рамках проекта о саамах (коренных жителях Кольского Севера).

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель – дефектолог

1 квалификационная категория

Шайтанова Нина Николаевна

Коррекционное подгрупповое занятие для детей с нарушениями зрения

«И покажем, и расскажем»

(подготовительная к школе группа)

Цель:  формирование у детей с нарушениями зрения знаний об окружающем мире.

Задачи: 

Образовательные:

- продолжать формировать у дошкольников интерес к культурным традициям коренных жителей Кольского севера;

- уточнить знания детей о жизни саамов (их занятиях, особенностях быта и культуры).

Коррекционные:

- развивать зрительное восприятие, внимание (зрительное, слуховое), память, мышление,  мелкую моторику.

- способствовать развитию пространственной ориентировки на микроплоскости; развитию связной речи

- активизировать работу глазодвигательных мышц; упражнять в умении собирать целое изображение предмета из частей.

 

Воспитательные: 

- прививать любовь к малой Родине;

- воспитывать уважение к культуре коренных жителей Севера.

Ход.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с малыми народами Севера - саамами. А знакомство будет необычным, я приглашаю вас в музей.

-А что такое музей?

Ответ: Это мест,  где собирают, хранят и выставляют предметы истории, культуры.

Правильно. А я вас приглашаю посетить краеведческий музей, который расскажет вам о коренных жителях Кольского полуострова.

Я буду экскурсоводом, а вам предлагаю быть моими помощниками. Пройдемте в первый зал музея «О саамах».

А вы знали, ребята, что у саамов есть свой флаг? Посмотрите, как он выглядит.

Круг –это шаманский бубен, красный полукруг – солнце, синий – луна.

Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов.

- Как вы думаете,  что символизируют эти цвета?

Ответ: красный - огонь, синий - вода, жёлтый - воздух, зелёный - земля.

Корр.упр. : «Собери флаг из частей» Детям предлагается основа флага и набор геометрических фигур разного цвета. Они должны выложить на основе рисунок саамского флага, выбрав нужные детали, нужного цвета.

Жили саамы небольшими поселениями. Кто скажет, как они назывались?

Ответ: Эти поселения назывались погостами.

Каждый погост состоял из отдельных жилищ: кувакса, вежа и тупа. Мои помощники расскажите подробно о каждом жилище.

 Ребенок 1: Кувакса – это переносное жилище из оленьих шкур. Оно легко раскладывалось и собиралось. Посредине куваксы раскладывали костер.

Ребенок 2: Вежа – это зимнее жилище. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, оставляя отверстие для выхода дыма. В центре вежи был очаг из камней.

Ребенок 3: В веже было тесно, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка. Тупа имела одно или два небольших окна и была светлее и удобней вежи.

Корр.упр.: «Найди саамское жилище». С левой стороны листа изображен саам, справой 5 видов жилищ (русская изба, кувакса, иглу, тупа, избушка на курьих ножках). От саама к каждому жилищу ведут запутанные дороги. Детям надо определить какие дороги приведут к саамскому жилищу и обвести ее фломастером (сделать цветной).

Предлагаю вам рассмотреть саамскую одежду, обувь. Кто скажет, из какого материала саамы шили свою одежду, обувь, головные уборы?

Ответ: Из оленьих шкур.

- Как вы считаете, почему?

Ответ: Такая одежда хорошо сохраняет тепло, а обувь не промокает.

Верхняя зимняя одежда саамов называется печок. Носят ее и мужчины, и женщины. На ноги надевают яры – пришитые к штанам меховые сапоги с загнутыми носами.

Летом верхней одеждой служит юпа. Ее шьют из сукна для женщин и мужчин. А на ноги надевают каньги, мягкие полусапожки.

Одежду, обувь, головные уборы саамы украшали кусочками цветной ткани, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.

Мы с вами уже знакомились с саамскими узорами, символами, их обозначениями. Я предлагаю вам вспомнить их и украсить варежку каким-нибудь символом.

Корр. упражнение «Саамские символы». Каждому ребенку необходимо на картонной варежке из разноцветных геометрических фигур (Дары Фребеля) выложить саамский символ по памяти.

Вы хорошо поработали, теперь немного поиграем. Снимите очки. Физминутка совмещенная со зрительной гимнастикой «Северное сияние».

Нас ждет второй зал «Промыслы». Промыслы – это занятие.

- Какие основные занятия саамов вы можете назвать?

Ответ: Главное занятие – оленеводство. Еще саамы занимались рыболовством и охотой. Это давало им пищу, одежду, строительный материал для жилищ. Рыболовством занимались не только мужчины, но и женщины.

Ребята, давайте поможем оленю спрятаться от охотника.

Корр. упражнение «Спрячь оленя за ель». На листах у детей уже изображены контуры ели и оленя. Предлагается раскрасить оленя таким образом, чтобы он оказался за елью.

Молодцы, ребята у всех олени спрятались за ели.

Приглашаю посетить третий зал нашего музея «Саамская культура».

Культура саамов представлена мифами, сказками, легендами, песнями. Саамы как и все другие народы больше всего ценят доброе сердце и золотые руки находчивость, смелость и силу.

Самый известный герой сказок – Чахкли.

Помощники расскажите нам про него.

Ребенок 1:Чахкли – это маленькие человечки, которые живут под землей. У них много золот.  Они помогают людям. В память о них на земле остались карликовые березки. Такие когда – то росли у чахкли в подземных лесах.

Ребенок 2: Чахкли не носят одежду, повторяют вслед за человеком все его движения и слова. Только наоборот. Спросят его: « Есть хочешь?», а он рассмеется и повторит: «Хочешь есть?»

Давайте поможем Чахкли найти его горшочек с золотом.

Корр. упражнение «Помоги Чахкли найти горшочек с золотом». Детям предлагается в зашумленном изображении выделить контур горшочка и обвести его.

Молодцы ребята. Я хочу рассказать вам одну легенду. Когда-то очень давно была страшная битва саамов с врагами, в которой все саамы погибли. И вся тундра была забрызгана их кровью. Ее капли превратились в красные камни, которые и получили название «Саамская кровь» (эвдиалит).

Давайте попробуем найти среди камней камень эвдиалит («Саамская кровь»)

Корр. упр.: Найдите камень «Саамская кровь» среди других камней (каждый ребенок находит по камню).

Как вы определили, что это именно нужный нам камень?

Подошла к концу наша с вами экскурсия.

- Вам понравилось? Что запомнилось? Что было особенно интересно? Сложно?

А теперь я хочу представить вам нашего гостя – саама Архипова Аленсандра Ивановича, который живет в Мончегорске.

А.И.: Здравствуйте, ребята. Спасибо, что пригласили, мне очень понравилось, как вы рассказывали о моем народе. Я пришел не с пустыми руками. Такой бубен был в каждой саамской семье. Он обладает чудесной силой, исполняет желания. Если вы загадаете желание и тихонько стукните в бубен, ваше желание сбудется.

Спасибо Ал.Ив., мы с ребятами приглашаем вас в группу.

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения  «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.Программное содержание. Образовательные задачи:1.Обобщить знания детей о р...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во II младшей группе «Знакомство со светофором»

Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со свето...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе "Транспорт"

конспект занятия по теме "Транспорт" для детей с нарушением зрения в старшей группе...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе "Золотой ключик"

Конспект занятия  для детей с нарушением зрения в старшей группе по сказеке "Золотой ключик"...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы

занятие направленно на формирование представлений детей с нарушением зрения о транспорте....

Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе «Зима».

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе имеющих нарушения зрения. Занятие напрвлено на развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей, поисковой и глазодвигательной функций...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения и речи по развитию мелкой моторики рук в средней группе Тема: «Зима»

формировать умение наблюдать за объектом, зрительно обследовать егостимулировать зрительно – познавательную активностьразвивать пространственную ориентировку на микроплоскости и словесно о...