НОД " Дорогами Победы "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная методическая разработка посвящена изучению темы "Великая Отечественная Война", предназначена для дошкольников 6 -7 лет.
В данной методической разработке рассматриваются вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции и чувства национальной гордости за свой народ. В ходе исследовательской деятельности дошкольники смогут расширить и углубить знания о войне.
Методическая разработка может быть полезной для педагогов детского сада, родителей дошкольников, так как в ней содержится практический материал по познавательному, социально-коммуникативному, речевому и двигательному взаимодействию с детьми, направленному на успешную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД " Дорогами Победы "
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена изучению темы "Великая Отечественная Война", предназначена для дошкольников 6 -7 лет.
В данной методической разработке рассматриваются вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции и чувства национальной гордости за свой народ. В ходе исследовательской деятельности дошкольники смогут расширить и углубить знания о войне.
Методическая разработка может быть полезной для педагогов детского сада, родителей дошкольников, так как в ней содержится практический материал по познавательному, социально-коммуникативному, речевому и двигательному взаимодействию с детьми, направленному на успешную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Введение
Актуальность данной работы
Воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т.к. именно на данном этапе формируется личность ребенка. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о значении великой Победы, чтобы помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Новизна данной методической разработки заключается в обобщении и систематизации представлений детей о Великой Отечественной войне и её героях посредством использования современных образовательных технологий:
- игровая технология (игра и игровые упражнения),
- здоровьесберегающие технологии (подвижные игры и упражнения)
- технология развивающего обучения,
- технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры),
- ИКТ ( использование ноутбука, мультимедийного проектора при проведении НОД)
- личностно - ориентированная технология (технология сотрудничества: партнёрство в системе взаимоотношений "взрослый - ребёнок", создание единого образовательного пространства по теме Великой Отечественной войны в семье и ДОУ),
- технология интегрированного обучения (интеграция 5 образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие),
Цель - обобщение и систематизация представлений детей о Великой Отечественной войне и её героях.
Образовательные задачи: формировать навыки коллективной игры, закреплять у детей представление о Великой Отечественной войне, умение работать по схеме, составлять рассказы о героях ВОВ.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, мышление, внимание, связную речь, словарный запас, любознательность, кругозор детей, интерес к истории своей страны, способность сопереживать другим людям, мелкую моторику, координацию движений, конструктивные навыки в работе с бумагой.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за своих земляков, участников боевых действий периода ВОВ, уважение к памяти воинов-победителей, к ветеранам ВОВ, к традиции преемственности поколений
умение работать в команде, помогать друг другу.
Условия применения в практике образования
Данную НОД могут организовать и провести воспитатели ДОУ со старшими дошкольниками. НОД способствует повышению детской инициативы и самостоятельности дошкольников, воспитывает интерес к истории нашей страны, чувство гордости за наш народ, патриотизм. Дети закрепляют знания о Великой Отечественной войне при просмотре презентации, составлении рассказов об участии в войне их прадедов, пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе, в дидактических и подвижных играх, изготовлении подарков ветеранам. Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию истории войны. Формы и методы работы, описанные в данной методической разработке, помогут другим педагогам сделать работу по обобщению и систематизации представлений детей о Великой Отечественной войне и её героях интересной и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Трудоёмкость
Предварительная работа:
чтение произведений худ. литературы о войне; рассматривание иллюстраций и фото о ВОВ, альбома "Балашов в годы Великой Отечественной войны"; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о войне, о храбрости, о героизме; сбор сведений об участии прадедов детей в ВОВ.
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, двигательная, речевая, игровая.
Методы и приёмы: наглядный (наблюдение, рассматривание путеводителя музея, рассматривание фотографий, орденов и медалей ), словесный (объяснение, вопросы к детям, рассказы детей, воспитателя, пословицы и поговорки ), практический (творческая мастерская), игровой (игры и упражнения)
Средства реализации:
экспонаты мини-музея боевой славы (военная каска, медали, ордена, фотографии и т.п.), проектор, презентация "Великая Отечественная война",
путеводитель музея, разрезные картинки (автомат, военная медицинская сумка), белая бумага, шаблон туловища голубя, аудиозаписи ("Священная война" А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, звук метронома, "Голубь мира" А.Хатит, "День Победы" Д.Тухманова).
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы начальные представления о ВОВ,
- проявляют интерес к подвигу народа в годы ВОВ,
- знают о подвигах героев, в честь которых названы улицы города Балашова,
- сформирован эмоциональный отклик на произведения художественной
литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге
русского народа, празднике - День Победы,
- уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Программно-методическое обеспечение:
1. Алешина Н. В. "Патриотическое воспитание дошкольников" - М.: ЦГЛ, 2005 – 205 с.
2. Дыбина О.В. "Ознакомление с предметным и социальным окружением" - М.: Мозаика - Синтез, 2014 - 96с.
3. Иванова, Н.Г. "Система работы по воспитанию чувства патриотизма" - Волгоград: ИТД "Корифей", 2016 - 96с.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. "Патриотическое воспитание детей 6-7 лет" - М. ,2007.
5. Кондрыкинская Л. А. "Дошкольникам о защитниках Отечества" -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Шорыгина Т.А. "Наша Родина - Россия" - М.,2011.
Организационная структура
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности) | |
Звук электронного сообщения. В. Ребята, что это за звук? В. Давайте посмотрим, что в нем? А в нем приглашение на экскурсию в Музей Великой Отечественной войны. - Как вы думаете, какие истории хранит Музей Великой Отечественной войны? - А что для вас "война"? - Вы хотите отправиться на экскурсию в такой музей? Давайте вспомним правила поведения в музее? (не шуметь, не трогать экспонаты руками) Дети заходят в музыкальный зал. - Итак, мы с вами пришли в музей. А почему нас никто не встречает? (выходит сотрудник музея и сообщает, что экскурсовод заболел) - Что же нам делать? Детям предлагают воспользоваться путеводителем и самостоятельно совершить экскурсию по музею (дети берут путеводители и рассматривают их) | Д. Пришло сообщение на электронную почту Ответы детей Дети принимают предложение воспитателя отправиться в Музей Великой Отечественной войны и называют правила поведения в музее. |
II. Организационно-поисковый этап (деятельность: развивающая, познавательная, поисковая и т.д.) | |
В.: - Посмотрите, куда мы пойдем сначала? 1. Просмотр презентации о Великой Отечественной войне. Звучит фрагмент песни "Священная война" Презентация "Великая Отечественная война" Вопросы детям по презентации: - Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? - Когда началась война? - Сколько лет она продолжалась? - Как называлась наша страна во время Великой Отечественной войны? - Кто напал на нашу страну? - Как называется наша страна в настоящее время? - В войне принимали участие разные виды войск. Какие? - Использовалось разное вооружение. Какое? - В войне участвовали военные различных специальностей. Какие? - Когда закончилась война? В.: Давайте воспользуемся путеводителем и перейдем в другой зал. Как он называется? 2. Составление рассказов об участии балашовцев в Великой Отечественной войне В.: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. На этой доске те, кто совершал подвиги и героические поступки. - Ребята, а что такое подвиг, героический поступок? - Некоторых из этих защитников Отечества вы хорошо знаете и знаете историю их участия в войне. Расскажите, пожалуйста, о своем прадеде или о прабабушке. В.: Кто знает: какие улицы в городе Балашове названы или переименованы в честь героев - балашовцев? В.: За свой героизм солдаты получали вот такие медали и ордена, а выжившие в той страшной войне до сих пор получают медали, но уже юбилейные в память о великой Победе и в благодарность за мир на нашей земле. В.: Вы гордитесь своими прадедами? Хотите быть похожими на них?
В.: Ребята, вы – наши будущие защитники Отечества. Сейчас мы проверим, какие вы подготовленные. В музее есть "Комната молодого бойца". Пройдем в нее. Задания в "Комнате молодого бойца" для мальчиков: игра "Собери автомат"; для девочек: игра "Собери медицинскую сумку" Игра-разминка "Разведчики, парад, засада": -Ребята, когда ваши деды и прадеды воевали, они были в засаде, ходили в разведку, участвовали в парадах. Сейчас мы поиграем в военных. По команде "разведка" - пойдем на цыпочках, осторожно. По команде "засада" – нужно присесть, притаиться. По команде "парад" - маршируем, высоко поднимая колени. 3. Рассказывание пословиц и поговорок любви к Родине, мужестве и отваге. В.: На войне бойцы складывали много пословиц и поговорок, чтобы поднять боевой дух, подбодрить друг друга. Давайте вспомним некоторые из них. 4. Беседа детьми об увековечивании памяти героев В.: - Посмотрите в путеводитель. Что там изображено? На экране изображение вечного огня. В.: Где в нашем городе горит вечный огонь? В.: В честь кого горит вечный огонь? - Мы должны помнить о войне, героических поступках и подвигах наших людей. В.: В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам. Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными. Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит "вечный огонь", к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях. "Никто не забыт, ничто не забыто!" Победу нашего народа в Великой Отечественной войне мы не должны забывать! - Как надо вести себя у Вечного огня? - Давайте и мы постоим у вечного огня и почтим память наших героев минутой молчания. Звук метронома 5. Творческая мастерская В.: А вы 9 мая пойдете на праздник Победы? В.: Ребята, а как мы называем тех, кто прошел эту страшную войну и остался жив? - Ребята, в день Победы по всей нашей стране поздравляют ветеранов войны. Каждый год их становится всё меньше. А как мы узнаем ветеранов? В.: Ребята, как в нашем городе отмечают праздник Победы? В.: А как вы думаете, какой самый дорогой подарок? В.: Давайте посмотрим в путеводитель и отправимся в следующий зал Работа детей в творческой мастерской. В.: Какая птица является символом мира? В.: Давайте сделаем голубя в подарок нашим ветеранам. Перед детьми заготовки туловища голубя. Звучит музыка "Голубь мира". | Д. Зал памяти и скорби Дети проходят в зал, рассаживаются на стулья, просматривают презента цию "Великая Отечественная война". Ответы детей: - Великая Отечественная война - 22 июня 1941 года - Война продолжалась 4 года - Советский Союз - Фашистская Германия - Россия. - Авиация, флот, пехота - Самолеты, корабли, танки, зенитные орудия - Летчики, моряки, танкисты, снайперы - 9 мая 1945 года Д. Зал Славы Дети проходят в "Зал Славы", рассаживаются на стулья. - Подвиг - это поступок во имя других людей. Рассказы детей с показом фотографий, орденов и медалий прадедов - Захарова, Агеева, Исипина, Обухова, Белозерцева, Ревякина, Зюльковского, Фомина Дети рассматривают награды Ответы детей Дети проходят в "Комнату молодого бойца", строятся в 2 команды. Д. "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей". "Чужой земли не хотим, а своей не отдадим". "Правда в огне не горит, в воде не тонет". "Жить - Родине служить". "Сам погибай, а товарища выручай". "Не расти траве по Неве - реке, не владеть чужим землёю русской" "За правое дело стой смело" "Где смелость, там и победа" "Солдатское дело - воевать храбро и умело" Д. Вечный огонь. Дети проходят в "Зал памяти и скорби". Д. Монумент славы с вечным огнём в парке им. Куйбышева, который был открыт в 1980 году. Д. В честь балашовцев, погибших, защищая родину, в гражданскую войну и Великую Отечественную войну. Ответы детей Д. Ветераны Д. Ветераны надевают форму, парадные костюмы, свои награды Д. Люди идут на парад, несут цветы к вечному огню, дарят ветеранам цветы и подарки, устраивают в их честь праздничный салют. Д. Сделанный своими руками Д. Этот зал - "Творческая мастерская". Д. Голубь Из бумаги, сложенной гармошкой, дети делают крылья, вставляют их в прорезь на теле голубя Готовые поделки дети кладут на ладошку, читают стихотворение Т. Коломиец "Голубь" (по цепочке): "Солнце Родины любимой Озаряет всё вокруг. И взлетает белокрылый Голубь мира с наших рук. Мир героя отстояли, Мы их помнить поклялись. Пролетая в синей дали, К обелискам опустись. Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый Облетит весь шар земной. Ты лети, лети по свету, Голубь наш из края в край, Слово мира и привета Всем народам передай!" |
III. Рефлексивно-корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов) | |
В. Подарок для ветеранов готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилась экскурсия? Где вы побывали и что запомнили? (опора на путеводитель). О какой дате мы должны знать? (75 лет со дня Победы) Звучит песня Д.Тухманова "День Победы" Дети выходят из зала. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для родителей в средней группе "Дорогами Победы"
Конспект открытого занятия для родителей по патриотическому воспитанию, посвящённое 70 летию Великой Победы...
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне «Дороги судьбы- дороги Победы!»
: В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Сыновняя нежность, тихой музыкой звучащая во многих произведениях военной поры, подробности в опис...
Конспект экскурсии в музей боевой и трудовой славы "Дорогами войны - дорогами Победы"
Конспект экскурсии в музей боевой и трудовой славы "Дорогами войны - дорогами Победы"...
Квест-игра "по дорогам Победы"
Создание квеста направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким....
Сценарий праздника "Дорогами Победы"
Праздник, посвященный празднику Победы "Дорогами Рлбеды" для детей старшей и подготовительной групп....
Праздник посвящённый празднованию Дню Победы "Дорогами Победы:
Формирование патриотизма, гордости за Великую Победу, уважение к ветеранам. Дать представление о празднике Победы, как о государственном празднике и историческом наследии нашей страны. Разви...
Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...