НОД " Дорогами Победы "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фоменко Татьяна Львовна

Данная методическая разработка посвящена изучению темы "Великая Отечественная Война", предназначена  для дошкольников 6 -7 лет.

    В данной методической разработке рассматриваются вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции и чувства национальной гордости за свой народ. В ходе исследовательской деятельности дошкольники смогут расширить и углубить знания о войне.

     Методическая разработка может быть полезной для педагогов детского сада, родителей дошкольников, так как в ней содержится практический материал по познавательному, социально-коммуникативному, речевому и двигательному взаимодействию с детьми, направленному на успешную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД " Дорогами Победы "

Аннотация

     Данная методическая разработка посвящена изучению темы "Великая Отечественная Война", предназначена  для дошкольников 6 -7 лет.

    В данной методической разработке рассматриваются вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции и чувства национальной гордости за свой народ. В ходе исследовательской деятельности дошкольники смогут расширить и углубить знания о войне.

     Методическая разработка может быть полезной для педагогов детского сада, родителей дошкольников, так как в ней содержится практический материал по познавательному, социально-коммуникативному, речевому и двигательному взаимодействию с детьми, направленному на успешную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Введение

Актуальность данной работы 

Воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т.к. именно на данном этапе формируется личность ребенка. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.   

К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о значении великой Победы, чтобы помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

 

 Новизна данной  методической разработки заключается в обобщении  и систематизации  представлений  детей о Великой Отечественной войне и её героях посредством использования современных образовательных технологий:

  • игровая технология (игра и игровые упражнения),
  • здоровьесберегающие технологии (подвижные игры и упражнения)
  • технология развивающего обучения,
  • технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры),
  • ИКТ ( использование ноутбука, мультимедийного проектора при проведении НОД)
  • личностно - ориентированная технология (технология сотрудничества: партнёрство в системе взаимоотношений "взрослый - ребёнок",  создание единого образовательного пространства по теме Великой Отечественной войны в семье и ДОУ),
  • технология интегрированного обучения (интеграция 5 образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие),

Цель -  обобщение  и систематизация  представлений  детей о Великой Отечественной войне и её героях.

Образовательные задачи: формировать навыки коллективной игры, закреплять у детей представление о Великой Отечественной войне, умение работать по схеме, составлять рассказы о героях ВОВ.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, мышление, внимание, связную речь, словарный запас, любознательность, кругозор детей, интерес к истории своей страны, способность сопереживать другим людям, мелкую моторику, координацию движений, конструктивные навыки в работе с бумагой.

Воспитательные задачи:  воспитывать чувство гордости за своих земляков, участников боевых действий периода ВОВ,  уважение к памяти воинов-победителей, к ветеранам ВОВ, к традиции преемственности поколений

умение работать в команде, помогать друг другу.

Условия  применения в практике образования

     Данную НОД могут организовать и провести воспитатели ДОУ со старшими дошкольниками.  НОД способствует повышению детской инициативы и самостоятельности дошкольников, воспитывает интерес к истории нашей страны, чувство гордости за наш народ, патриотизм. Дети закрепляют знания о Великой Отечественной войне при просмотре презентации, составлении рассказов об участии в войне их прадедов, пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе, в дидактических и подвижных играх, изготовлении подарков ветеранам. Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию истории войны. Формы и методы работы, описанные в  данной методической разработке, помогут другим педагогам сделать работу по обобщению и систематизации  представлений  детей о Великой Отечественной войне и её героях интересной и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Трудоёмкость

Предварительная работа:

чтение произведений худ. литературы о войне; рассматривание иллюстраций и фото о ВОВ, альбома "Балашов в годы Великой Отечественной войны"; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о войне, о храбрости, о героизме; сбор сведений об участии прадедов детей в ВОВ.

Виды деятельности:  познавательная, продуктивная, двигательная, речевая, игровая.

Методы и приёмы: наглядный (наблюдение, рассматривание путеводителя музея, рассматривание фотографий, орденов и медалей ), словесный (объяснение, вопросы к детям, рассказы детей, воспитателя, пословицы и поговорки ), практический (творческая мастерская), игровой (игры и упражнения)
Средства реализации:
экспонаты мини-музея боевой славы (военная каска, медали, ордена, фотографии и т.п.), проектор, презентация "Великая Отечественная война",

путеводитель музея, разрезные картинки (автомат, военная медицинская сумка), белая бумага, шаблон туловища голубя, аудиозаписи ("Священная война" А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, звук метронома, "Голубь мира" А.Хатит, "День Победы" Д.Тухманова).

Ожидаемые результаты: 

- у детей сформированы начальные представления о ВОВ,

- проявляют интерес к подвигу народа в годы ВОВ,

- знают  о подвигах героев, в честь которых названы улицы города Балашова,

- сформирован эмоциональный отклик на произведения художественной

литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге

русского народа, празднике - День Победы,

- уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.

Программно-методическое обеспечение:

1. Алешина Н. В. "Патриотическое воспитание дошкольников" -  М.: ЦГЛ, 2005 – 205 с.

2. Дыбина О.В. "Ознакомление с предметным и социальным окружением" - М.: Мозаика - Синтез, 2014 - 96с.

3. Иванова, Н.Г. "Система работы по воспитанию чувства патриотизма" - Волгоград: ИТД "Корифей", 2016 -  96с.

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. "Патриотическое воспитание детей 6-7 лет" - М. ,2007.

5. Кондрыкинская Л. А. "Дошкольникам о защитниках Отечества" -  

М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Шорыгина Т.А. "Наша Родина - Россия" -  М.,2011.

Организационная структура

  Деятельность воспитателя                                        

Деятельность детей

I. Мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности)

Звук  электронного сообщения.

В.  Ребята, что это за звук?

В.  Давайте посмотрим, что в нем? А в нем приглашение на экскурсию в Музей Великой Отечественной войны.

- Как вы думаете, какие истории хранит Музей Великой Отечественной войны?

- А что для вас "война"?

- Вы хотите отправиться на экскурсию в такой музей? Давайте вспомним правила поведения в музее? (не шуметь, не трогать экспонаты руками)

 Дети заходят в музыкальный зал.

-  Итак, мы с вами пришли в музей. А почему нас никто не встречает? (выходит сотрудник музея и сообщает, что экскурсовод заболел)

- Что же нам делать?

Детям предлагают воспользоваться путеводителем и  самостоятельно совершить экскурсию по музею (дети берут путеводители и  рассматривают их)

Д. Пришло сообщение на электронную почту

Ответы детей

Дети принимают предложение воспитателя отправиться в Музей Великой Отечественной войны и называют правила поведения в музее.

II. Организационно-поисковый этап  (деятельность: развивающая, познавательная, поисковая и т.д.)

В.:  -  Посмотрите, куда мы пойдем сначала?

1. Просмотр презентации о Великой Отечественной войне.

Звучит фрагмент песни "Священная война"

Презентация "Великая Отечественная война"

Вопросы детям по презентации: 

 - Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? 

- Когда началась война? 

- Сколько лет она продолжалась?

   - Как называлась наша страна во время Великой Отечественной войны? 

- Кто напал на нашу страну? 

- Как называется наша страна в настоящее время? 

-  В войне принимали участие разные виды войск. Какие? 

- Использовалось разное вооружение. Какое? 

- В войне участвовали военные различных специальностей. Какие? 

- Когда закончилась война?

 В.:  Давайте воспользуемся путеводителем и перейдем в другой зал.

Как он называется?

2. Составление рассказов об участии балашовцев в Великой Отечественной войне

В.:   Нет в России семьи, которую война обошла стороной. На этой доске те, кто совершал подвиги и героические поступки.

-  Ребята, а что такое подвиг, героический поступок?

-  Некоторых из этих защитников Отечества вы хорошо знаете и знаете историю их участия в войне. Расскажите, пожалуйста, о своем прадеде или о прабабушке.

В.:  Кто знает: какие улицы в городе Балашове названы или переименованы в честь героев - балашовцев?

В.:  За свой героизм солдаты получали вот такие медали и ордена, а выжившие в той страшной войне до сих пор получают медали, но уже юбилейные в память о великой Победе и в благодарность за мир на нашей земле.

В.:  Вы гордитесь своими прадедами? Хотите быть похожими на них?

 

В.:  Ребята, вы – наши будущие защитники Отечества. Сейчас мы проверим, какие вы подготовленные.

В музее есть "Комната молодого бойца". Пройдем в нее.

 Задания в "Комнате молодого бойца"

для мальчиков:  игра "Собери автомат";

для девочек: игра "Собери медицинскую сумку"

Игра-разминка "Разведчики, парад, засада":

-Ребята, когда ваши деды и прадеды воевали, они были в засаде, ходили в разведку, участвовали в парадах. Сейчас мы поиграем в военных.

По команде "разведка" -  пойдем на цыпочках, осторожно.

По команде "засада" – нужно присесть, притаиться.

 По команде "парад" -  маршируем, высоко поднимая колени.

 3. Рассказывание пословиц и поговорок  любви к Родине, мужестве и отваге.

В.:  На войне бойцы складывали много пословиц и поговорок, чтобы поднять боевой дух, подбодрить друг друга. Давайте вспомним некоторые из них.

4. Беседа  детьми об увековечивании памяти героев

В.:  - Посмотрите в путеводитель. Что там изображено?

На экране изображение вечного огня

В.:  Где в нашем городе горит вечный огонь?

В.:   В честь кого горит вечный огонь?

- Мы должны помнить о войне, героических поступках и подвигах наших людей.

  В.:   В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники...

Возле них горит "вечный огонь", к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

"Никто не забыт, ничто не забыто!"

Победу нашего народа в Великой Отечественной войне мы не должны забывать!

- Как надо вести себя у Вечного огня?

- Давайте и мы постоим у вечного огня и почтим память наших героев минутой молчания. 

Звук метронома

 5. Творческая мастерская

 В.:  А вы 9 мая пойдете на праздник Победы?

В.:  Ребята, а как мы называем тех, кто прошел эту страшную войну и остался жив?

-  Ребята, в день Победы по всей нашей стране поздравляют ветеранов войны. Каждый год их становится всё меньше. А как мы узнаем ветеранов?

В.:  Ребята, как в нашем городе отмечают праздник Победы?

В.:   А как вы думаете, какой самый дорогой подарок? 

В.:   Давайте посмотрим в путеводитель и отправимся в следующий зал

Работа детей  в творческой мастерской.

В.:  Какая птица является символом мира?

В.:  Давайте сделаем голубя в подарок нашим ветеранам.

Перед детьми заготовки туловища голубя.

 Звучит музыка "Голубь мира".

Д. Зал памяти и скорби

Дети проходят в зал, рассаживаются на стулья, просматривают презента

цию "Великая Отечественная война".

Ответы детей:

- Великая Отечественная война

- 22 июня 1941 года

- Война продолжалась 4 года

- Советский Союз

- Фашистская Германия

- Россия.

- Авиация, флот, пехота

- Самолеты, корабли, танки, зенитные орудия

- Летчики, моряки, танкисты, снайперы

- 9 мая 1945 года

Д. Зал Славы

Дети проходят в "Зал Славы", рассаживаются на стулья.

- Подвиг - это поступок во имя других людей.

Рассказы детей с показом фотографий, орденов  и медалий прадедов

- Захарова, Агеева, Исипина, Обухова, Белозерцева,  Ревякина, Зюльковского, Фомина

Дети рассматривают награды

Ответы детей

Дети проходят в "Комнату молодого бойца", строятся в 2 команды.

Д.

"Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей".

"Чужой земли не хотим, а своей не отдадим".

"Правда в огне не горит, в воде не тонет".

"Жить - Родине служить".

"Сам погибай, а товарища выручай".

"Не расти траве по Неве - реке, не владеть чужим землёю русской"

"За правое дело стой смело"

"Где смелость, там и победа"

"Солдатское дело - воевать храбро и умело"

Д. Вечный огонь.

Дети проходят в "Зал памяти и скорби".

Д. Монумент славы с вечным огнём в парке им. Куйбышева, который был открыт в 1980 году.

Д. В честь балашовцев, погибших, защищая родину, в гражданскую войну и Великую Отечественную войну.

Ответы детей

Д. Ветераны

Д. Ветераны  надевают форму, парадные костюмы, свои награды

Д. Люди идут на парад, несут цветы к вечному огню, дарят ветеранам цветы и подарки, устраивают в их честь праздничный салют.

Д. Сделанный своими руками

Д. Этот зал - "Творческая мастерская".

Д. Голубь

Из бумаги, сложенной гармошкой, дети делают крылья, вставляют их в прорезь на теле голубя

Готовые поделки дети кладут на ладошку, читают стихотворение Т. Коломиец "Голубь" (по цепочке):

"Солнце Родины любимой

Озаряет всё вокруг.

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Мир героя отстояли,

Мы их помнить поклялись.

Пролетая в синей дали,

К обелискам опустись.

Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый

Облетит весь шар земной.

Ты лети, лети по свету,

Голубь наш из края в край,

Слово мира и привета

Всем народам передай!"

III. Рефлексивно-корригирующий

(контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов)

В. Подарок для ветеранов готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилась экскурсия? Где вы побывали и что запомнили? (опора на путеводитель). О какой дате мы должны знать? (75 лет со дня

Победы)

Звучит песня Д.Тухманова "День Победы"

Дети  выходят из зала.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе "Дорогами Победы"

Конспект открытого занятия для родителей по патриотическому воспитанию, посвящённое 70 летию Великой Победы...

Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне «Дороги судьбы- дороги Победы!»

: В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Сыновняя нежность, тихой музыкой звучащая во многих произведениях военной поры, подробности в опис...

Конспект экскурсии в музей боевой и трудовой славы "Дорогами войны - дорогами Победы"

Конспект экскурсии в музей боевой и трудовой славы "Дорогами войны - дорогами Победы"...

Квест-игра "по дорогам Победы"

Создание квеста    направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким....

Сценарий праздника "Дорогами Победы"

Праздник, посвященный празднику Победы "Дорогами Рлбеды" для детей старшей и подготовительной групп....

Праздник посвящённый празднованию Дню Победы "Дорогами Победы:

Формирование патриотизма, гордости за Великую Победу, уважение к ветеранам. Дать представление о празднике Победы, как о государственном празднике и историческом наследии нашей страны. Разви...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...