Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Что нам стоит дом построить" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру

Бугакова Ольга Владимировна

Интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением интерактивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»

Расширять представления о труде строителя, о разнообразии строительных профессий, о значении их труда для общества.

Углублять представления о предметах, машинах,  облегчающих труд строителя.

Продолжать формировать гордость за достижения людей , живущих в Тольятти. Знать и называть объекты своего города, достопримечательности.

В исследовательской деятельности, формировать умение уделять внимание анализу своих действий и товарища, обсуждать полученный результат в кругу сверстников, делать вывод.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты деятельности.

ОО  «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение договариваться о совместных действиях, этапах работы, умение слушать собеседника.

ОО  «Речевое развитие»

Учить подбирать слова-синонимы.

Продолжать учить составлять небольшой рассказ по алгоритму.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Продолжать знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения.

Продолжать учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, планировать процесс возведения постройки.

Материалы и оборудование к занятию:

Листы бумаги формата А2, карандаши, веревка – для экспериментирования; карточки с названием профессий; карточки с примерами и условиями задачи; карточки со слогами для составления слов, обозначающих инструменты для строителя, строительной техники; фотографии объектов города Тольятти; карточка с алгоритмом составления рассказа, мяч.

Используемые образовательные  технологии:

Интерактивные технологии «Хоровод», «Карусель», ЭОР (презентация «Как строили Автозаводский район»)

 Предварительная работа:

Чтение: Екатерина Нефедова «Дом, какой он?»;

Аппликация «Русская изба»

Наблюдение за строительством.

Дидактические игры: «Как город растет», «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свой дом», «Дома разных народов», «Путешествие по сказкам», «Кому что нужно», «Кто построил этот дом?», «Что будет, если?..», «Найди причину», «Кому это принадлежит?».

Сюжетно-ролевая игра «Стройка», «Дорожное движение».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться путешествовать в недавнее прошлое, побродить по улицам нашего города. Когда ваши мамы и папы были маленькими и ходили в детский сад.

Воспитатель:  Дети, посмотрите внимательно на эти фотографии, вы уже знаете, что это за здания?

 ( Просмотр фотографий на экране с изображением строительства объектов  Автозаводского района: Детский парк, Торгово-развлекательный комплекс «Русь на Волге», Торгово-развлекательный комплекс «Вега», кинотеатр «Сатурн»)

Воспитатель: А может вы сможете назвать и улицу, где расположен этот объект?

Воспитатель: Прошли годы, наш Автоград вырос, расцвел. Тольятти превратился в большой, чудный город. Горожане жили, работали, строили его.

 Игра «Кто построил наш город»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру, «Кто построил наш город?». На столе лежат карточки, с названием различных профессий, предлагаю вам выбрать те, на которых написаны названия строительных профессий.

(Архитектор, экскаваторщик, бульдозерист, каменщик, крановщик, кровельщик, штукатур, маляр, плотник, стекольщик, сантехник, электрик или электромонтер)

 Игра «Опиши профессию»

Воспитатель: Дети, вы  верно отобрали карточки. А теперь,  предлагаю рассказать о выбранной профессии, играя в игру «Карусель». Для этого необходимо разделиться на две подгруппы. Ребята, возьмите любую карточку, посмотрите, что на ней изображено.

(на столе лежат  карточки с перевернутым вниз изображением)

Воспитатель: Во внутреннем круге у нас будут стоять те ребята, у кого на карточке изображено задание, о чем необходимо рассказывать ребятам внешнего круга, во внешнем – дети, у кого на карточке название строительной профессии, указанной на карточке. Карточки алгоритма рассказа:

  • Название профессии.

  • Какой инструмент использует?

  • Что он делает?

  • Что произойдет, если этой строительной профессии не будет?

 Воспитатель: Теперь, ребята, необходимо поменяться карточками и местами.

 (Меняются местами, дети  внутреннего круга встают во внешний, меняются карточками.)

 Игра «Кому это нужно для работы»

Воспитатель: А теперь вставайте в общий круг, посмотрим, знаете ли вы «Кому это нужно для работы». Я буду называть ряд слов, а вы,  называть профессию, людям  которой эти предметы необходимы. (игра с мячом)

Кирпичи, цемент, мастерок… каменщик

Топор, пила, гвозди… плотник

Кисть, краски, побелка… маляр

Стекло, рама, молоток… стекольщик

Роба, защитный шлем, баллон с газом… сварщик

Крыша, металл, черепица… кровельщик

Раствор, лопатка, шпатель, наждачная бумага… штукатур

Воспитатель: А теперь наоборот, я называю профессию, а вы называете предметы,  нужные этому мастеру. 

Бульдозерист… руль, гусеницы, бульдозер, нож-отвал

Крановщик… башня, кабина, стрела

Экскаваторщик… руль, гусеницы, ковш, экскаватор

Водитель самосвала… руль, колеса, груз, самосвал, грузовик

Водитель бетономешалки… бетономешалка, руль, цистерна, бетон

Архитектор… план, чертеж, макет

Воспитатель: Ребята, вы говорили, что архитектор работает в кабинете, создает чертежи зданий с помощью компьютера. А в отсутствии компьютера, какие принадлежности могут помочь архитектору в работе?

(Архитектор может использовать линейку, циркуль, карандаш.)

Воспитатель: Так случается, что иногда необходимо прочертить прямую линию или круг, а под рукой нет ни линейки, ни циркуля, а необходимо выполнить задание, как же  поступить? Как решить эту проблему?

(Предположения детей)

Воспитатель: Меня то же заинтересовал этот вопрос, я стала искать ответ в книгах, интернете. И нашла способы решения проблемы. (показ двух схем)

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать проделать то же самое. Но вначале  необходимо разделиться на две подгруппы. Для этого возьмите карточки с частями слов, слова рассыпались и перемешались, вам нужно найти свою пару.

(экскаватор, бетономешалка, молоток, мастерок)

Воспитатель: Подскажите, на какие две группы можно распределить полученные слова?

(Строительная техника, инструменты для строителя.

Предлагается детям найти свое место)

Воспитатель: Дети, у которых на карточках написаны названия строительных инструментов – попробуют начертить прямую линию без линейки. А у кого на карточке название строительной техники  – чертят круг без циркуля.

(на двух листах ватмана, закрепленных на ровной поверхности значки: инструменты и техника, схемы выполнения, карандаши, веревка)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какие приспособления используют в обоих случаях? (веревка, карандаш)

Воспитатель: Посмотрите на схему черчения прямой линии, каким образом надо закрепить веревку? (два человека натягивают и держат крепко)

Воспитатель: Как действуем дальше?

(проводим линию вдоль натянутой веревки)

Воспитатель: Согласно схеме, веревка может помочь начертить окружность. Посмотрите и дайте ответ, в чем сложность черчения круга?

(Нужно закрепить веревку на палочке с одной стороны, карандаш с другой, вращать карандаш по длине веревки вокруг палочки, веревка должна быть натянутой

Дети выполняют задание,  рассматривают полученный материал, обсуждают.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все ли у нас получилось? Почему круг получился не совсем ровный? Что нужно сделать чтобы линия получилась ровнее?

(Туго натянуть веревку, держать карандаш ровно и твердо, крепко держать палочку, не двигать ею)

Воспитатель: Обратите внимание, насколько точен и сложен труд строителя, он создает объекты культуры, промышленные, жилые помещения. Какими качествами должен обладать человек, который строит дом?

 (мастер своего дела, ответственный, работящий, трудолюбивый, знающий, профессионал)

Воспитатель:  А знаете, ребята, что домом можно назвать не только жилое помещение. Дом – удивительное слово. Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «хоровод» Вам нужно подобрать слова, которые обозначают то же самое слово, что и слово «дом». Начинает игру …(имя ребенка)

Игра «Подбери словечко» (Интерактивная технология «Хоровод»)

(Дети становятся в круг и по очереди называют слова – синонимы: дом, кров, здание, семейный очаг,  сооружение, небоскреб, изба, избушка, дворец, хоромы, домик, терем, особняк, домишко, жилплощадь, квартира, приют, пристанище)

Воспитатель: Ребята, очень много похожих слов вы знаете. ДОМ – это наше жилище, где мы живем. Как вы считаете, каким должен быть дом, чтобы в нем надежно, хорошо жилось?

(Должен быть: прочным, светлым, теплым, красивым, удобным)

Воспитатель: Ребята, знаете, часто можно услышать: Дом культуры, Дом писателей, Дом кино, Дом обуви, Дом обуви, Дом-музей. А еще говорят: «Детский сад – твой второй дом». Мы с вами помним, что каждая постройка имеет свое назначение. Напомните, какие вы знаете сооружения по назначению?

 (уточнить классификацию зданий по назначению: культурные, промышленные, жилые, торговые)

Воспитатель: У меня есть изображения городских объектов, как бы вы определили их назначение?

(Предложить детям фотографии на экране городских объектов различных по назначению)

Воспитатель: По каким признакам вы сделали такой вывод?

(Большие окна, рекламные вывески, высокие потолки, много этажей, большая парковка.)

Воспитатель:  Предлагаю вам сегодня побывать не только экспериментаторами, но еще и архитекторами.  Создать макеты будущих сооружений. Задание будем выполнять в парах. Возьмите карточки, рассмотрите их внимательно, на одних карточках написан пример, на других – условие задачи в картинках, чей пример соответствует условию задачи, встают в пары.

(Дети делятся на пары)

Воспитатель:  Найдите стол за которым будете работать. На столе чертежи-схемы, вы изготовите макет будущего сооружения определенного назначения, прочитайте, какой макет вы будете строить?  У нас их получится четыре.

( культурные, промышленные, жилые, торговые)

(Воспитатель опрашивает детей, макет какого здания дети будут строить, в чем  особенности строительства, В процессе работы педагог осуществляет индивидуальное руководство.)

Воспитатель:  Из чего состоит здание? (фундамент, стены, крыша) Внимательно посмотрите, какие детали вам понадобятся для возведения макета.

(По окончании строительства рассмотреть полученные сооружения.)

Воспитатель:  Предлагаю вам сфотографировать наши макеты и отправить настоящим профессионалам, может наши задумки  им  тоже понравятся, и наш труд будет частичкой большого дела – строительства нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).

-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группы

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино" в подготовительной к школе  группы...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)

Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах,  животных, деревьяхЗакрепить п...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...